Гаджеты для здоровья статья
И.А. Галкина (канд. психол. наук)
Сейчас детей трудно представить без гаджетов. Если лет 10 назад в поликлинике или магазине малышей успокаивали куклами, плюшевыми медведями и машинками, сейчас в основном — сотовыми телефонами. Нынешние ребятишки все реже играют в прятки и дочки-матери. Вместо друзей по двору и классиков на асфальте у них появляются «френды» в соцсетях и игры в компьютере.
Портал «Сноб» провел эксперимент. 68 подросткам от 12 до 18 лет предложили провести 8 часов в одиночестве без гаджетов. Все «человеческие» занятия — чтение, игры, прогулки — были разрешены. До конца эксперимента досидели только трое — два мальчика и одна девочка. Пять часов наедине с собой смогли провести лишь семеро. У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение шевеления волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх, пятеро испытали панические атаки. У троих возникли суицидальные мысли. Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
Психологи считают, что зависимость возникает, когда у человека нет внутреннего регулятора поведения. Если алкоголик пьет, ему становится хорошо, а самостоятельно, без алкоголя, он сделать это «хорошо» не может. И с гаджетами та же история: пока в руках планшет, все просто. Отрубили интернет или электричество — и пустота, непонятно, что дальше делать. Чтобы не попасть в зависимость, надо самим научиться себя регулировать. А точнее, детей этому должны научить родители в детстве.
Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. Гаджеты действительно могут навредить и физическому, и психологическому здоровью ребенка, если ими злоупотреблять. Однако их правильное и дозированное повремени использование способно принести и ощутимую пользу. Мы попробуем рассмотреть все аргументы «за» и «против», но сначала обратимся к рекомендациям врачей. Они считают, что «золотая середина» — это пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона) со следующей продолжительностью:
• Дети 4-5 лет — не более 15 минут;
• 6 лет — 20 минут;
• 7-9 лет — 30 минут;
• 10-12 лет — 40 минут;
• 13-14 лет — 50 минут.
Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы. Особое внимание при взаимодействии с гаджетами нужно уделять, когда у детей есть синдром гиперактивности или быстрая утомляемость.
Вред гаджетов
Иногда родители думают, что телефон, телевизор или компьютер — лучший способ занять ребёнка. Это заблуждение вредит умственному и физическому развитию детей, так как при неправильном использовании гаджетов может возникнуть ряд серьезных проблем
Неверное стимулирование мозга
Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.
Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Учёные утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.
Ожирение
Телевидение и компьютерные игры — пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые злоупотребляют портативными устройствами, ожирение встречается на 30% чаще.
Потеря сна
Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Учёные ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.
Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят чёткие параллели между видеоиграми, интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодёжи. Так, игромания становится причиной неудовлетворённости жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и нарушению тесного эмоционального контакта с родителями.
Агрессивность
Виртуальная жестокость нередко находит своё отражение в реальной жизни, когда детям с раннего возраста закладываются уже готовые схемы поведения, а потом только остается их воплотить в реальность. Множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.
Ущерб для эмоционального развития
Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков, отказываясь от других развлечений. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость появляется только в том случае, если у малыша нет альтернативных интересов. Постоянно находясь дома без определенных занятий, ребенку проще потратить свободное время на компьютер. Но как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), он достаточно легко обходится без гаджетов.
Польза гаджетов
Поговорим теперь о том, как помочь ребёнку извлечь из современных электронных технологий максимальную пользу. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой — средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений. Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают малыша и стимулируют познавательную активность. Мышление в период дошкольного детства является наглядно-практическим и только потом переходит к наглядно-образному. Начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Это не страшно, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми.
Прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил. Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним! Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.
Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств. Коммуникация через мессенджеры — это то же общение, но в другой форме. Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.
Гаджеты полезны, если «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.
Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.
Существует множество сайтов и учебных приложений, направленных на развитие мелкой моторики, реакции, логики, памяти и других важных навыков. Малышам гораздо больше нравится учиться в игровой форме, и под присмотром родителей такие занятия могут быть очень эффективны. Даже привить любовь к чтению намного проще, если время от времени читать красочные интерактивные книги. Ребенок школьного возраста вполне может пользоваться такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т.д. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
Кроме того, специальные приложения даже помогают заниматься спортом. Вы с легкостью найдете тренировочные видео-уроки для ребенка или для всей семьи, где уже будет подобран комплекс упражнений. Их нельзя рассматривать как полноценную замену спортивным секциям, но они прекрасно подходят для проведения утренней гимнастики и разминки в течение дня.
Таким образом, электронные устройства уже прочно вошли в нашу жизнь, и нет смысла полностью запрещать их использование ребенку. Но надо четко контролировать время, которое малыш будет тратить на интерактивные развлечения, а также извлекать выгоду из детских обучающих программ. Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.
Как было сказано выше, хорошей альтернативой гаджетам являются различные кружки, дополнительные занятия для детей любого возраста. В нашем развивающем центре «Летиция» можно выбрать самые различные занятия для ребенка – на сайте «Летиции» представлены все программы занятий и ведущие их специалисты. Так что у родителей есть возможность выбрать занятия в соответствии с возрастом, способностями и интересами своего ребенка. Помочь определиться с выбором конкретных занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка помогут специалисты, работающие в нашем детском центре «Летиция». Родителям по телефону представители администрации «Летиции» смогут квалифицировано ответить на интересующие их вопросы, а более подробную информацию предоставят психологи, педагоги, логопеды, работающие в нашем центре. В случае необходимости будет проведена и глубинная психологическая диагностика, а также диагностика особенностей развития речи, после чего родителям будут даны конкретные рекомендации и совет по выбору специальных занятий, максимально способствующих развитию ребенка.
Источник
Влияние гаджетов на здоровье подростков
Дата публикации: 04.03.2020 2020-03-04
Статья просмотрена: 3366 раз
Библиографическое описание:
Иванова, А. В. Влияние гаджетов на здоровье подростков / А. В. Иванова, Е. С. Гоголева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 2.1 (32.1). — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/32/1918/ (дата обращения: 09.06.2021).
Авторы статьи рассматривают положительные и отрицательные стороны взаимодействия подростков с мобильными устройствами, компьютерами, а также различными гаджетами. Показывают то, что чрезмерное злоупотребление временем общения с гаджетами отрицательно сказывается на состоянии как физического, так и психического здоровья подростков. Даются рекомендации безболезненного взаимодействия подростков с устройствами.
Ключевые слова: гаджеты, девайсы, здоровье подростков.
XXI век — век технического прогресса, развития различных отраслей науки и культуры. Это время, когда человек практически не мыслит себя без общения с девайсами и гаджетами. Для начала разберемся с данными понятиями, чем они отличаются друг от друга. Чаще всего гаджетами называют практически все электронные приборы: телефоны, смартфоны, компьютеры, наушники, аудиоколонки. Однако, если рассмотреть данный вопрос с научной точки зрения, то становится понятно, что «гаджет» (от французского слова «gâche» — «застежка») — это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Это устройство без источника питания (гарнитура для телефона, наушники, колонки и др.), считается, что гаджет не способен работать самостоятельно без основного устройства — девайса, он только расширяет его функциональные возможности.
Девайсы (от английского слова «device» — аппарат, устройство, прибор.) — это небольшие электронные устройства с источниками питания, способные работать без поддержки со стороны других девайсов или гаджетов. Классическими примерами таких устройств являются смартфоны, ноутбуки.
В современном обществе встречаются и такие устройства, которые объединяют два понятия, могут функционировать самостоятельно, но полноценно работают только в связке с другим устройством (смарт-часы и фитнес-трекеры и др.).
Современные подростки практически целыми днями общаются с данными видами техники. Они не могут себе представить и дня, чтобы не прибегнуть к помощи этих чудо устройств: слушают музыку, общаются виртуально в соцсетях, чистят зубы, измеряют давление и пульс, ищут ответы на интересующие их вопросы на всевозможных страницах интернета, используют роутеры для получения беспроводного интернета.
Конечно это здорово! Но, задумывался ли кто из нас, подростков, как влияют всевозможные гаджеты на здоровье человека? Определим плюсы и минусы данных устройств еще и потому, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, около 1,8 миллиарда людей во всем мире пользуются смартфонами каждый день. Так, по проведенным исследованиям известно, что средний пользователь проверяет свой смартфон около 150 раз в день. Наблюдая за своими одноклассниками и анализируя свой личный опыт общения со смартфоном, мы пришли к выводу о том, что стоит задуматься о своем здоровье и увидеть реальную картину влияния на него гаджетов.
Плюсы заключаются в том, что разумное общение с гаджетами позволяет нам развиваться интеллектуально: не выходя из дома можно попасть в любую библиотеку и прочитать книгу, можно в поисковиках найти информацию, выучить дистанционно иностранный язык, совершить виртуальное путешествие по странам и музеям и т. д.
Использование наушников позволяет нам слушать любимую музыку, следовательно родители не будут нас ругать — не будет ссор в семье, мы будем спокойнее. Иногда музыка помогает нам расслабиться, снимает напряжение.
Дистанционное общение с друзьями помогает нам не заразиться болезнями в период карантина или при плохой погоде (можно не выходя из дома пообщаться с друзьями).
Фитнес браслеты позволяют нам контролировать состояние своего организма: мы можем увидеть сколько энергии мы потратили, какой пульс и какое давление в данный момент, какую пищу необходимо есть, чтобы быть в тонусе.
Телефоны позволяют нам быть в курсе событий своих близких: родителей, друзей, позвонив им, мы можем быть спокойны, не испытываем чувства тревоги, в любую минуту можем оказаться рядом.
Плюсов много, а есть ли минусы? Оказывается есть и очень много. Отразим наше исследование в таблице.
Как воздействует устройство на организм подростка
Болезни, вызываемые общением с данным устройством
Мобильное устройство испускает электромагнитное излучение. Магнитные бури (вспышки на солнце) способны ухудшать самочувствие человека. Так вот, точные измерения показали, что в момент приема входящего звонка, а также во время «отбоя» по окончании разговора наблюдается что-то вроде магнитной бури вокруг устройства. Так что это явление может оказывать влияние на физическое здоровье владельца сотового телефона.
—психические расстройства (повышенная возбудимость, возникновение апатии к окружающему миру, частые перепады настроения, ухудшение успеваемости.);
— возникать опухоли мозга;
— наблюдаться общее ухудшение самочувствия;
— подскакивать или наоборот — падать артериальное давление.
Мобильный телефон, планшет, электронная книга
Постоянное общение с мобильным телефоном или планшетом, например, во время игр или просмотра Интернета, чтения текста приводит к перенапряжению глаз. Также излучение от светящегося экрана также вызывает дискомфорт в органах зрения.
Неудобное положение тела во время использования смартфона или игровой мобильной консоли приводит к быстрой утомляемости, к возникновению искривлений позвоночника и даже к костным заболеваниям, включая артриты и артрозы.
Болезни органов движения и мышечной системы.
Болезни органов пищеварения, так как при искривлениях позвоночника происходит смещение внутренних органов, в том числе и желудка, печени и др.
Если долго слушать музыку через наушники, то барабанная перепонка довольно быстро ослабляет свое натяжение, не в силах выдерживать постоянное прямое воздействие звуковых волн. В обычной жизни все окружающие нас звуки рассеяны и ослаблены атмосферой, расстоянием. В случае же с наушниками волны напрямую бьют прямо в барабанную перепонку.
Снижение слуха — тугоухость.
Мобильные телефоны, компьютеры
Доктор Джонатан Дюринг, пресс-секретарь Королевского колледжа хирургов Эдинбурга, считает, что снижение физической активности ведет к росту случаев ожирения и является четвертой по значимости причиной смертности во всем мире [2].
Ожирение, а это означает, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Причиной болезни является постоянное использование больших пальцев для набора текстов на смартфонах, установлено, что боли являются следствием заболевания, выражающееся в зажиме нервов, проходящих через запястье, отёке тканей и скелетно-мышечных повреждениях.
Синдром BlackBerry Thumb (Синдром большого пальца). Основным его симптомом является сильная пульсирующая боль в больших пальцах рук.
Мобильные телефоны просто сплошь покрыты бактериями, которые перемещаются на лицо и вызывают различные кожные заболевания.
Угревая сыпь и дерматит.
Экраны компьютеров, ноутбуков
Тепловое воздействие от экранов электронных устройств.
Эритема аб-игне — хронический дерматит вследствие длительного теплового воздействия на кожу, сопровождающийся зудом и жжением.
Общение в соцсетях
Длительное общение в соцсетях приводит к тому, что человек практически «выпадает» из реального мира и живет в мире виртуальном. Ему необходимо постоянно говорить о себе и слышать чужое одобрение и восхищение. Такие люди постоянно считают «лайки» в свой адрес и очень огорчаются, когда получают «дизлайки».
Нарциссические расстройства личности
Каждый человек, общающийся постоянно с телефоном, привыкает к нему и боится остаться без своего «друга». Постепенно такая привязанность вызывает зависимость, что отрицательно влияет на организм подростков. Человек уподобляется наркоману, ему постоянно нужно проверить телефон.
Раздражительность, плохой сон, галлюцинации.
И так, мы видим, что отрицательных воздействий гаджетов на здоровье подростков оказывается больше, чем положительных. Кроме перечисленных устройств, можно много найти информации о воздействии микроволновых печей, роутеров и др.
Какие же есть способы безболезненного общения с любимыми устройствами?
– сокращайте время использования телефона (на современных устройствах есть специальная функция — лимит времени);
– выбирайте живое общение с друзьями, больше гуляйте!
– за советами и информацией обращайтесь к профессионалам или энциклопедиям и справочникам.
– во время разговора по «мобильнику» держите телефон подальше от лица.
– обрабатывайте свой смартфон, плеер, планшет или клавиатуру дезинфицирующими средствами.
– выполняйте простые физические упражнения при длительной работе на компьютере, сохраняйте правильную осанку.
– при прослушивании музыки через наушники, не увеличивайте громкость больше, чем на 80 децибел, думайте и о себе и об окружающих, им может не нравиться ваш музыкальный выбор.
– отправляясь спать, кладите устройства, как можно дальше от себя.
Источник