Гаджет для здоровья ребенка
Вред гаджетов для детей – реальность
Гаджеты прочно вошли в жизнь детей и взрослых. Они используются в работе и учебе, на отдыхе. Все больше времени человек проводит, уткнувшись в телефон или планшет. Они заменили прогулки, подвижные игры и бумажные книги.
Вред гаджетов для детей – реальность
Гаджеты прочно вошли в жизнь детей и взрослых. Они используются в работе и учебе, на отдыхе. Все больше времени человек проводит, уткнувшись в телефон или планшет. Они заменили прогулки, подвижные игры и бумажные книги.
Продолжительное пребывание в гаджетах с раннего возраста необратимо истончает кору мозга и замедляет умственное развитие. Это подтверждают исследования американских, канадских, российских и корейских ученых. В итоге ухудшается память, сон и зрение. Дети хуже учатся и становятся раздражительнее.
Давайте рассмотрим подробнее, в чем заключается негативное влияние гаджетов на развитие ребенка:
1.Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;
2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;
3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;
4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.
5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;
6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;
7. Отстающая речь. Дети учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Дети, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;
8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Ребенок учится манипулировать взрослыми, становится более капризным.
9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;
10. Снижает физическую активность. Дети, сидя с планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;
11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый. Надо каждому ребенку и взрослым знать об опасности гаджетов. И начинать такую информационную кампанию в школе, приучать разумно, пользоваться электронными устройствами в рамках школьной программы. Происходить это должно так же, как сейчас распространяется информация о вреде табака, алкоголя, идет пропаганда активного, здорового образа жизни. В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 14 августа 2019г. утверждены МР 2.4.0150–19/01-230/13-01 «Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях».
Целью Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья, а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;
— проводить информационную и разъяснительную работу о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройства мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе.
Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но взрослым нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга планшет может стать их злейшим врагом.
Н.В. МОРОЗОВА, специалист-эксперт Территориального отдела
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ.
Источник
Ребенок и гаджеты: вред или польза?
Анастасия Говсец
Ребенок и гаджеты: вред или польза?
Ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Почему дети их так любят и не опасны ли для них кибернетические гаджеты?
Дети охотно и легко осваивают гаджеты, говорят психологи, потому что в отличие от взрослых не боятся ошибиться, испортить дорогую игрушку, им не стыдно потерпеть неудачу. Поэтому они легко, играючи, методом тыка быстро учатся использовать любой современный гаджет. Между прочим эти аксессуары и разрабатывают понятными и простыми, вот только взрослые этого не замечают, задавленные собственными комплексами и страхами неудачи.
Итак, немного потыкав пальчиком в экран, ребенок уже в 3–4 года вполне уверенно себя чувствует в играх, а через 3–4 года также легко осваивает Интернет. Вы недовольны или вас это даже пугает? Посмотрите на себя.
Зеркало для родителей
Подумайте, за каким занятием чаще всего видит вас ребенок? За компьютером или с планшетом в руках, а может, смотрящим в смартфон? Неудивительно, что эти предметы становятся для него настолько ценными.
Позже вы и ему дадите попробовать гаджет, например, в награду за хорошее поведение или чтобы не ныл в пробке. Пока вы с умилением смотрите, как маленькие пальчики ползают по тачскрину, ребенок получает невероятные и сугубо положительные эмоции от необычной новинки и интересных игрушек или мультиков. От удовольствия вообще трудно отказаться самостоятельно, тем более в детстве, когда функции самоконтроля еще слабы или вообще не сформированы.
Впрочем, и пользу гаджетов нельзя недооценивать. Тачскрины, кнопочки и джойстики развивают мелкую моторику и логическое мышление. Пользуясь устройством, малыш учится анализировать и сосредотачивать внимание, тренирует зрительное и слуховое восприятие. Так что бороться с гаджетами в детской глупо! Тем более что уже в общеобразовательных школах первоклашки пользуются школьными планшетами.
Если ребенок будет только бегать и прыгать, то вырастет необразованным. Если будет только сидеть и учиться – слабым и подслеповатым. Если будет есть только сладкое – станет толстым. Будет есть только мясо – будет страдать от запоров и авитаминоза… Нет ничего однозначно хорошего или однозначно плохого, нужно все, но в меру. То же самое и с гаджетами. Пусть они присутствуют в жизни ребенка в той же степени, что и спорт, общение со сверстниками, творчество. Именно родители могут и должны найти баланс всего этого.
Итак, чем нас пугает общественное мнение о гаджетах в руках детей и где правда?
Многие считают, что «продвинутый» киндер только и делает, что сидит в играх, социальных сетях, фильмах и мультиках. А без любимого гаджета становится неуправляем и истеричен.
Действительно, 60% детей, пользующихся смартфонами, сами говорят, что ощущают сильную зависимость от него. Но все же это не зависимость в медицинском смысле слова, когда, расставшись с какой-либо привычкой, человек физически ощущает себя плохо, не может себя контролировать и т. д. Да, оставшись без любимого гаджета, дети ощущают себя неуютно, капризничают, ищут пути вернуть его. Однако 87% из них, если их отвлечь на другой вид деятельности, забудут о своей привязанности до того момента, когда у них вновь появится свободное время. Это скорее бытовая зависимость от предмета, который дает комфорт. Точно такова же зависимость домохозяйки от современной плиты, посудомойки или мультиварки, а ее супруга – от автомобиля или мотоцикла. Просто привычка к гаджетам сильнее всего бросается в глаза, так как традиционно ассоциируется не с необходимостью, а с развлечением (кстати, зря, но об этом ниже).
В любом случае, если в жизни вашего ребенка не одна интересная вещь – гаджет, а много – спортивная секция, художественная школа и т. п., вам это не грозит. Чем больше ребенок занят, тем меньше времени на бесцельные развлечения.
На самом деле, можно понаблюдать, зачем ребенку это надо. Дошкольникам и младшим школьникам может не хватать общения с родителями, умения играть, занимать себя.
Настороже и на страже
Само по себе увлечение гаджетами – норма нашего времени. Видеть в этом опасность надо, только если ребенок:
ради гаджета меняет привычный образ жизни, пытается сократить время на сон, спортивные занятия, учебу;
отказывается гулять, читать, общаться, выполнять поручения;
без гаджета не может вести себя спокойно, впадает в истерики;
стремится пользоваться гаджетом за едой и во время прогулки.
Традиционная «страшилка» для родителей со стороны бабушек-дедушек и даже некоторых врачей – мол, ребенок непременно испортит себе здоровье электронными гаджетами. Непременно скажут про зрение, ну и кое-что еще приплетут.
С технической точки зрения у врачей нет никаких претензий к разработчикам: и планшеты, и смартфоны не превышают допустимые нормы излучения. Об этом недавно сообщил главный специалист по гигиене детей и подростков Минздрава РФ, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Кучма в интервью РИА «Новости». Проблемы могут быть лишь тогда, когда ребенок смотрит в «экранчик» по 10 часов в день.
Синдром сухого глаза. В норме человек моргает 18 раз в минуту, обновляя слезную пленку на глазу. Когда ребенок увлечен игрой или мультиком, он моргает всего 2–6 раз в минуту! Слезная пленка высыхает и истончается. Тогда глаз пытается получить влагу изнутри, усиливая прилив крови к сосудам. В итоге получаем красные глаза, а из-за ощущения сухости («песка» в глазах) ребенок, не задумываясь, трет их, рискуя получить конъюнктивит. Именно с предотвращением «синдрома сухого глаза» и связаны рекомендации гигиенистов и офтальмологов каждые полчаса отрываться от экрана и смотреть вдаль. Детей обычно очень веселит идея каждые полчаса встать и пропрыгать на одной ножке по комнате и обратно, а чтобы не забыть – в гаджете всегда есть программа-напоминалка.
Близорукость. Она может быть связана как с спазмом зрительных мышц, так и с изменением формы глаза. Причина в том, что для поддержания остроты зрения необходимо статичное расстояние от наших глаз до объекта. А когда планшет или смартфон дрожат в быстро устающих детских ручонках, глаз вынужден вновь и вновь повышать резкость изображения. Если ребенок в группе риска (то есть один из родителей, дедушка или бабушка носили очки с детства, такое «болтание» запросто может спровоцировать развитие близорукости. Поэтому, по возможности, ребенок должен использовать гаджет, не держа его в руках, а положив на стол или поставив в специальную подставку-зарядник с wi-fi (она называется «док-станция»). Кроме того, надо следить, чтобы при работе с гаджетами ребенок соблюдал так называемую оптимальную зрительную дистанцию – расстояние (по линии взора) от глаза до экрана устройства. Оно должно быть не менее 50 см (оптимально 60–70 см) с учетом размеров знаков и символов на экране.
Для глаз особенно опасны низкое разрешение экрана (не размер в дюймах, а количество точек на дюйм, маленький экран и частота регенерации экрана ниже 84 Гц. Все эти данные указаны в инструкции на гаджет, проверяйте их при покупке! Откажитесь от мини-приставок с маленькими экранчиками с допотопным разрешением 320 x 240 – лучше играть на современном смартфоне, где разрешение экрана и качество его матрицы уж точно выше. Лучше, если размер экрана у «детского» гаджета начинается с 4 дюймов, а разрешение не ниже 960 х 640. Идеальный вариант – HD-ready (1280 x 720 точек) и full HD (1280 x 720).
Стресс. Недавнее исследование американских физиологов установило, что компьютерные игры – эмоциональный стресс для ребенка. Они могут сопровождаться выбросом «гормонов стресса» из коры надпочечников, что может привести к повышенной возбудимости ребенка в дальнейшей жизни. Однако это касается только тех детей, у кого гаджеты – единственный источник переживаний и эмоций. Иными словами, если ребенок много чего в жизни видит, участвует в спектаклях, соревнованиях, ходит на утренники, дни рождения и т. п., гаджет не возбудит его слишком сильно.
Мышцы. Долгое сидение в неподвижной позе, да еще и удерживая планшет или смартфон, может привести к нарушению осанки, перенапряжению и спазму мелких мышечных групп и ухудшению нервной проводимости. Могут даже возникнуть судороги пальцев, кисти и предплечья, боль в плечах, шее и спине.Выход весьма прост: чередовать пользование гаджетом и движение. Можно раз в полчаса попрыгать на одной ножке, как мы уже предложили, а можно залезть на канат, поотжиматься от пола или покидать мяч в стенку. Ребенок– не взрослый, для него эти порывы совершенно обычны и ни у кого не вызовут удивления.
Сосуды. Пребывание в неподвижной позе – причина еще и длительного напряжения мышц шеи и их спазм. В результате этого могут сдавливаться кровеносные сосуды,что может стать причиной кислородного голодания мозга: ребенок во время игры с гаджетом все время зевает, становится вялым, жалуется на стойкую головную боль.А профилактика все та же: прерваться и побегать-поиграть.
Польза без границ
Заполните жизнь вашего ребенка всякими интересными занятиями, и необходимость ограничивать время на гаджеты, отпадет сама собой. Сделайте смартфон или планшет своим союзником!
* Объясните ребенку, что гаджет нужен для дела. Научите звонить по смартфону бабушке, а планшет использовать для планирования дел. Есть много приложений – расписание уроков, ведение дневника, обработка фотографий — пусть школьник пользуется ими, а не только играет.
* Если нужно сократить время, проводимое в игре, Интернете, или закрыть доступ к определенным сайтам. Для этого есть программное обеспечение типа «Родительский контроль». Тихо, спокойно, удобно, понятно и вам, и строптивому малышу.
* Используйте гаджет, когда ребенка надо действительно занять и утихомирить – во время авиаперелета, в очереди к врачу, в автомобильной пробке. При этом подберите не столько мультики, сколько обучающие программы. Так, для дошкольников есть много игр, с помощью которых можно выучить буквы, слова, цифры, цвета, фигуры, научиться концентрировать внимание на объектах, появляющихся в разных сторон. После таких игр пятилетние дети говорят на 27% больше и лучше тех, кто готовился к школе традиционно, трехлетние – на 17% лучше.
* Приучите ребенка к чтению. Современные дети не любят читать книги, а уж школьная «классика» – камень преткновения и отчаяния для родителей. Поставьте на планшет программу-«читалку» (их много, и они бесплатны, закачайте туда книги и, как показывает практика, прежний Незнайка начинает читать в 87% случаев.
* Занимайтесь спортом со смартфоном.Для них и планшетов существует море спортивно-тренировочных приложений: как научиться отжиматься, подтягиваться, играть в футбол, бегать и даже танцевать. Не надо самому придумывать, чем занять засидевшегося ребенка, программа сама покажет, как ему подвигаться. Разумеется, это не замена спортивной секции и тренера, но как развлечение, чтобы не сидеть целый день на стуле, – крайне полезно. Для гаджетов с GPSесть программы спорт-трекера: они запишут маршрут прогулки, а при подключении к Интернету наложат его на карту, малыш сможет посмотреть, как высоко он поднялся на холм и сколько калорий сжег. Это очень увлекательный способ привлечь ребенка к двигательной активности, особенно если он уже «перебирает» в своем пристрастии к гаджетам.
* Творческие навыки тоже можно развить. Научите ребенка фотографировать (желательно, чтобы в гаджете была более-менее сносная камера, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой. Современное программное обеспечение позволяет делать это на гаджете пусть не с профессиональным качеством, зато легко и удобно. Детям нравится, но для начала надо вместе с ними разобраться и их увлечь. Любите своих детей, давайте им как можно больше нового и лучшего и проблема с гаджетами окажется надуманной и не страшной. Что мы хотим, XXI век!
Детский проект «Мультфильмы! Польза или вред?» Вид проекта: исследовательский, краткосрочный Участники: дети старшей группы Козырева Е. Г. -воспитатель Актуальность: мультфильмы занимают.
Классный час в 8 классе «Интернет: вред и польза?» Аннотация В современном мире Интернет превратился в важнейший канал информации, стал неотъемлемой частью современной цивилизации. Вряд.
Конспект НОД в старшей группе «Гаджеты — вред или польза» Конспект занятия в старшей группе «Гаджеты – польза или вред?» Цель: формирование знаний детей о пользе или вреде использования гаджетов.
Консультация для родителей «Компьютерные игры. Польза или вред?» Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Вследствие ускоряющегося.
Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?» Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.
Консультация для родителей «Ребенок и гаджеты» Многих родителей волнует постоянное «общение «ребенка с телефоном,встает вопрос как влияет он на детскую психику,страх о том,что такое.
Консультация для родителей «Солнечные ванны — польза и вред для ребёнка» Наступило лето! Пора отпусков, поездка с семьей к морю, на озеро, к реке. Независимо от того, какое солнечное место вы выбрали для отдыха.
Источник