Фз 152 состояние здоровья
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Можно ли отнести к персональным данным сведения о занятиях спортом, хобби, состоянии здоровья, вредных привычках, содержащиеся в анкете, которую заполняет соискатель при трудоустройстве на работу? Необходимо ли получить от соискателя при трудоустройстве письменное согласие на их обработку?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Указанные в вопросе сведения, относящиеся к конкретному лицу, являются его персональными данными. Если предполагается их обработка исключительно в целях заключения трудового договора, а затем для его исполнения и выполнения обязанностей, возложенных на работодателя трудовым законодательством, получать согласие соискателя на такую обработку необязательно.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, является персональными данными. Поскольку сведения о занятиях спортом, хобби, состоянии здоровья, вредных привычках в рассматриваемой ситуации относятся к конкретному лицу (располагаются в его личной анкете), то их следует считать персональными данными данного лица. Так, сведения о состоянии здоровья отнесены к персональным данным самим законодателем (ч. 1 ст. 10 Закона N 152-ФЗ). Судебная практика признает таковыми и сведения о вредных привычках (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 13 марта 2019 г. по делу N 33-3671/2019). В отношении сведений о занятиях спортом, хобби такая практика не обнаружена. Напротив, к примеру, в апелляционном определении СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 03 декабря 2018 г. по делу N 33-4138/2018 информация о хобби признана не являющейся персональными данными. Однако, по нашему мнению, такая информация вкупе с Ф.И.О. работника является персональными данными, поскольку отвечает требованиям п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ. Другое дело, что в данном споре гражданка сама сделала эти сведения общедоступными; соответственно, на обработку таких персональных данных ее дальнейшее согласие не требовалось.
Итак, раз сведения о занятиях спортом, хобби, вредных привычках в рассматриваемой ситуации относятся к персональным данным, в силу ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ их обработка*(1) допускается либо с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, либо в исчерпывающем перечне случаев, определенных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ. В числе этих случаев предусмотрена возможность обработки персональных данных без согласия, если обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ), а также если обработка необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных, либо для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
К обработке сведений, касающихся состояния здоровья (т.н. специальных категорий персональных данных) ч. 1 и 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ предъявляют более строгие требования: такая обработка возможна либо с согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, либо в исчерпывающем перечне случаев, определенных в пп. 2-10 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ. К этим случаям отнесена обработка персональных данных без согласия, если она осуществляется в соответствии с трудовым законодательством (п. 2.3 ч. 2 ст. 10 Закона N 152-ФЗ).
Таким образом, если предполагается обработка рассматриваемых сведений исключительно в целях*(2) заключения трудового договора, а затем для его исполнения и выполнения обязанностей, возложенных на работодателя трудовым законодательством, мы полагаем, что получать согласие соискателя на такую обработку необязательно.
Отметим, что названная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с официальной позицией органов государственной власти. Обращаем внимание на то, что, к примеру, Роскомнадзор в своих Разъяснениях от 14 декабря 2012 г. «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве» указал, что обработка персональных данных соискателей на замещение вакантных должностей в рамках правоотношений, урегулированных Трудовым кодексом РФ, предполагает получение согласия соискателей на замещение вакантных должностей на обработку их персональных данных на период принятия работодателем решения о приеме либо отказе в приеме на работу. Исключение составляют случаи, когда от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым данное лицо заключило соответствующий договор, а также при самостоятельном размещении соискателем своего резюме в сети Интернет, доступного неограниченному кругу лиц.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел контроль качества
11 апреля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Обработкой персональных данных признается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
*(2) Необходимо обратить внимание на строгое требование закона о том, чтобы содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствовали заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (ч. 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ).
Источник
Закон «О персональных данных»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
«О персональных данных»
С изменениями и дополнениями от:
25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 3 июля 2016 г., 22 февраля, 1, 29 июля, 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2019 г., 24 апреля, 8, 30 декабря 2020 г.
Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Закон создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется. Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.
Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона.
Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.
Операторы, осуществляющие обработку персональных данных до вступления в силу закона, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных соответствующее уведомление не позднее 1 января 2008 года.
Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2010 года.
Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. N 165, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 519-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г. и с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 515-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 января 2021 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 359-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 204-ФЗ
Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июня 2010 г. N 123-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 266-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Блуждая между Трудовым кодексом и ФЗ-152: сведения о состоянии здоровья работника
Наши думцы вот уже шесть лет не могут привести законодательство о персональных данных к единому знаменателю. Приняв в первом чтении 25 ноября далекого уже 2005 года проект федерального закона № 217355-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и ФЗ «О персональных данных», дальше парламентарии сдвинуться так и не смогли. 24 февраля 2009 года проект был в очередной раз направлен Президенту РФ, в комитеты и комиссию Госдумы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ с просьбой представить новую порцию поправок к 30 апреля 2009 года. Давно прошел и этот срок, а воз и ныне…
Между тем, по оценке Роскомнадзора, вопросы обработки персональных данных так или иначе затрагивают 75 международных договоров, подписанных Россией, 13 кодексов, более 100 законов и 250 актов Правительства. И далеко не все вопросы в них трактуются одинаково.
И пока все эти документы не гармонизированы, плутать в их лабиринте приходится самим, анализируя, сопоставляя и пытаясь и закон не нарушить, и жизнь не остановить.
В последнее время я писал о противоречиях законодательства о персональных данных и особенностях его применения, связанных с отнесением сведений к биометрическим данным, созданием общедоступных справочников и размещением баз данных на интернет-сайтах, специфике реализации требований в сбытовых компаниях, интернет-магазинах и образовательных учреждениях.
В сегодняшнем посте – одна из двух проблем, с которой сталкиваются все без исключения операторы персональных данных (читай – предприятия и организации) страны: обработка сведений о состоянии здоровья работника. Вторая, о возможности получения и использования персональных данных близких родственников работника, будет рассмотрена в следующий раз.
Обрабатывать сведения о состоянии здоровья своих работников любой работодатель просто вынужден – без листков нетрудоспособности ни в одном кадровом органе и бухгалтерии не обойтись, а многие еще и вынуждены проводить медицинское освидетельствование персонала перед допуском их к выполнению работы – водителей, пилотов и много кого еще. Есть еще вопросы, связанные с ограничением трудоспособности, инвалидностью и т.п.
Как известно, сведения о состоянии здоровья относятся к специальной категории персональных данных, и их обработка возможна или с согласия субъекта в письменной форме, или в случаях, прямо предусмотренных ФЗ-152. Таких случаев совсем немного, и применительно к деятельности кадрового органа и бухгалтерии предприятия, они сводятся всего к двум:
· обработка персональных данных в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
· обработка персональных данных в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
А что по этому поводу гласит трудовое законодательство? Трудовой кодекс запрещает запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением сведений, относящихся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции. Т.е., если стоит вопрос о выполнении трудовых обязанностей или возможности невыхода на работу, – запрашивать сведения можно.
Что ж, уже что-то.
Из сопоставления норм ФЗ-152 и ТК РФ делаем вывод: сведения о состоянии здоровья, относящиеся к возможности выполнения трудовой функции (инвалидность, временная нетрудоспособность, беременность, соответствие параметров здоровья допустимым при решении вопроса о допуске к работе) работодатель обрабатывает законно, и никаких специальных, тем более письменных, согласий работников на это не нужно.
А вот если работодатель организует, например, диспансеризацию, и хочет познакомиться с ее результатами, сделать это без согласия работников никак нельзя. Исключения могут быть допущены только для работников, обязанных иметь санитарные книжки, – персонала медицинских и детских учреждений, продавцов и т.п. или требующих обязательного медицинского освидетельствования или осмотра – водителей, летного и судового состава, работников железнодорожного транспорта и т.д.
В остальных случаях ответственность за незаконную обработку специальных категорий персональных данных будет нести как работодатель, так и медицинское учреждение, предоставившее эти сведения. Пример – привлечение по представлению прокуратуры к ответственности по ст.13.14 КоАП Горно-Алтайским городским судом главврача районной больницы, который передал на предприятие сведения о диагнозах его работниц после прохождения ими медосмотра.
Источник