Меню

Функция поддержания здоровья родителей

Функция поддержания здоровья родителей

Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия . При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая . Духовное здоровье обеспечивается системой мышления , познанием окружающего мира и ориентацией в нем . Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой , родными , друзьями , обществом , умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий .

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям , их интерес к спорту , активность и инициативу . Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях , естественно возникающая их совместная деятельность ( обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач , иллюстраций в книгах на спортивные темы и др .).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям , положительному поведению отца и матери , укладу жизни семьи .

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка , которые являются фундаментом здоровья . Для этого необходимо развивать в нем доброту , дружелюбие , выдержку , целеустремленность , смелость , оптимистическое отношение к жизни , чувство радости существования , способность чувствовать себя счастливым , верить в собственные силы и доверять миру .

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония , адекватная положительная самооценка , которые возникают , если ребенок свободен от чувства тревоги и страха , живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности . Важно , чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе , настроение особой радости от понимания своей уникальности , неповторимости , безграничности своих творческих возможностей , чувство доверия к миру и людям .

Организуя духовное воспитание , помните :

— если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе ,

— если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить ,

— если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде ,

— если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь .

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны . Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться , позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности , повышать свой интеллектуальный потенциал .

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья .

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение , необходимо заинтересовать

В семье проходит большая часть жизни человека . Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство , целая экологическая микросистема , в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности , развивать , реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи .

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным . Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире .

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством , в котором протекает большая часть жизни каждого из них .

Каждый член семьи занимает определенную нишу , то есть выполняет определенные , необходимые для поддержания баланса системы функции .

Проблема состоит в том , что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества . При этом , сокращение свободного времени родителей из – за необходимости поиска дополнительных источников дохода , психологическая перегрузка , стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости , что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку . Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка , им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы , тем более , что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении . Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка . Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума , который его окружает .

Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего . И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой , с постоянным ростом нагрузок , психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии , но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности , гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда , когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь . Большинство родителей не понимают самой сущности понятия « здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний , совершенно не учитывая взаимосвязи физического , психического и социального благополучия . В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно . Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой , а формируется у человека с ранних лет , прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья .

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями . Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером .

Читайте также:  Охрана здоровья определение нормативные документы по охране здоровья

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести ЗОЖ . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – « Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести !».

Роль семьи в системе здорового образа жизни человека , во многом определяет , кем станет ребёнок в будущем , в том числе , какой образ жизни он изберёт . Таким образом , можно сделать вывод , что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения .

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний . Следует подчеркнуть , что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний , предотвращающая их возникновение , расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека .

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим ; систематические физкультурные занятия ; использование эффективной системы закаливания ; правильное питание ; благоприятная психологическая обстановка в семье .

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний , опыта , терпения и непосредственного участия . Родители должны : периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни ; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом ; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой ; следить за состоянием физического развития , осанкой , здоровьем детей .

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому , чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения . И роль семьи здесь неоспоримо высока .

Несколько советов, как приучить своего ребенка к здоровым привычкам

1. Рациональное питание . Реклама фастфуда и вредных продуктов берет верх над пропагандой здоровой пищи . Важно оградить ребенка от негативного влияния маркетинговых компаний . Рациональное питание предполагает отказ от вредной пищи . Это не обозначает , что нужно сидеть на строгой диете . Есть огромное разнообразие разрешенных и экологических продуктов . Ваша задача – привить ребенку любовь к полезной и здоровой пище . Не отходите от правила покупать в дом только полезные продукты . Сначала ребенок может капризничать и возмущаться , а потом привыкнет . И в будущем скажет вам спасибо за то , что вы вырастили из него здорового и полноценного человека .

2. Регулярные занятия спортом . Для этого вам нужно тоже участвовать в этом процессе . Здесь важно показать на собственном примере , насколько важны физические упражнения . Можно для начала устраивать спортивные пробежки , либо игры с мячом на природе . Не помешает учить ребенка различным видам спорта , желательно все — таки при этом что — то уметь самому и быть физически подготовленным . Показывайте ему , как прекрасно прыгать на скакалке , попадать мячом по кольцу , наворачивать круги на велосипеде . Можно записать свое чадо в какую — нибудь спортивную секцию . Это может быть секция в школе или в любом другом заведении . Обязательно выясните , какие у вашего ребенка предпочтения , что именно он любит . Чтобы у него не возникало отвращения или страха перед занятиями . Вы должны привить любовь к какому — либо спорту .

3. Исключите вредные привычки . Если не получается этого сделать , то хотя бы не курите и не употребляйте спиртные напитки при ребенке . Такое поведение должно быть исключено , если вы не хотите вырастить больного и несчастного человека . Лучше , конечно , не иметь таких привычек самому . Поскольку , так или иначе , ваш ребенок узнает о вашей зависимости и обязательно захочет это попробовать .

4. Соблюдайте гигиену . Приучите себя и свое чадо к чистоте и соблюдению личной гигиены . Важно с ранних лет привить ребенку чистоплотность . Чистота – залог здоровья , она снижает риск заболеваемости в разы .

5. Не устраивайте скандалов при ребенке . Психологическое здоровье отражает все свои изъяны на физическом состоянии человека . Помните , что ваш ребенок должен расти в здоровой психологической атмосфере .

192281, Санкт-Петербург, улица Малая Балканская, дом 16, корпус 2, литера А

Источник

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта «Мой детсад». Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

«Функции семьи в сохранении здоровья детей»

Выступление на педагогическом совете

1.Введение

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Читайте также:  Медико социальная экспертиза инвалидов по здоровью

Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Человек может двигаться к доброму здоровью, будучи практически здоровым или даже инвалидом. Доброе здоровье включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. В нем всему есть место. Это чувство любви к самому себе с достоинством и уважением.

Каждый из нас желает видеть своего ребенка здоровым, благополучным, счастливым.

Как сохранить его здоровье, как нам обеспечить ему безопасное, счастливое и независимое будущее? Какая при этом роль семьи?

2. Выбор образа жизни

Основные поведенческие привычки, в том числе связанные с риском для здоровья, формируют у ребёнка сами родители или другие члены семьи, воспитывающие ребенка.

Выбирая тот или иной образ жизни, родители несут ответственность не только за собственное здоровье, здоровье детей, но и за здоровье своих будущих внуков. Здоровье детей – цель, где должны сходиться интересы всей семьи. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.

3. Понятие здорового образа жизни

Здоровье детей – это не только отсутствие болезней и физических недостатков, это, прежде всего, состояние полного психологического, душевного, физического, социального и нравственного благополучия.

Здоровый образ жизни – образ жизни, способствующий сохранению, укреплению, восстановлению здоровья.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • Достаточную двигательную активность;
  • Рациональное питание;
  • Правильный режим дня;
  • Отсутствие вредных привычек;
  • Семья, её образ жизни, взаимодействие между её членами.

Здоровье неразрывно связано с понятием качества жизни. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, от экологии – 20%; от генетики – 20%, от состояния медицины – 10%.

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Здоровье человека зависит от многих факторов. Это и состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие стран, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей.

4. Роль семьи в обеспечении здоровья детей

Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности.

Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.

Родительская семья – важнейший институт формирования культуры здоровья подрастающих поколений. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца, родители для детей – это жизненный “идеал”, ничем не защищенный от пристального детского глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, сверстников. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается, и качество которой определяется рядом параметров:

  • социально-культурный – зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
  • социально-экономический – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
  • технико-гигиенический – зависит от условий проживания, обстановки жилища, особенностей образа жизни;
  • демографический – определяется структурой семьи.

В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие его культуру здоровья, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

Роль семьи в обеспечении здоровья детей, по сути, заключается в формировании у них потребности укреплять здоровье, создании условий для этого и передачи необходимых знаний. Значительную часть этих функций, особенно в плане создания условий, невозможно выполнить без участия семьи. Никакие оздоровительные технологии не в состоянии полностью исключить влияние на здоровье образа жизни человека. Быть здоровым может только человек, который хочет, может, умеет и успевает формировать свое здоровье в повседневной жизни.

5. Формирование культуры здоровья

Без усвоения, освоения, присвоения общечеловеческих ценностей нет человека, и задача формирования культуры здоровья заключается не в объеме информации, а в усвоении ценностных установок личности, направленных на культуру здоровья. Поэтому на передний план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. И к таким средствам, на наш взгляд, относятся: деятельность, общение, отношения.

Деятельность, как известно, – основной фактор развития человека. Деятельность, преобразующая мир, несущая смысл добра, милосердия и справедливости, формирует человека. Не менее важное условие – и цель деятельности. Она должна быть направлена на пользу другому человеку.

Общение как атрибут деятельности повышает ее воспитательный эффект. Оно должно быть диалогично, проблемно, духовно содержательно, интеллектуально насыщенно. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, так как отношения – критерии развития семьи.

Общение и деятельность по формированию культуры здоровья детей в семье напрямую связаны с психологическими механизмами социализации. Первый такой механизм – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребенка систему ценностных установок и норм культуры здоровья, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация. В ее основе лежит подражание своим родителям, ориентация на родительский пример, на их уровень сформированности культуры здоровья.

Читайте также:  Консультант отдела охраны здоровья

К сожалению, приходится констатировать, что родители далеко не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.

На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции.

Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития.

Образование родителей, в отличие от детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.

К основным причинам рискованного поведения родителей можно отнести:

  • недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, нездоровое сексуальное поведение, несоблюдение правил психогигиены и т.д.); недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;
  • неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т.д.;
  • отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т.д.;
  • социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т.д.; отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам здорового образа жизни.

6. Характеристики, влияющие на здоровье детей в семье

Биологические (наследственные) характеристики

Здоровье ребенка тесно связано со здоровьем матери. Возможно, это объясняется унаследованной восприимчивостью к различным болезням, менее здоровым внутриутробным развитием, или более низким качеством заботы, которую способна дать ребенку больная мать. Кроме того, на здоровье матери и ребенка могут оказывать воздействие какие-то общие, но не поддающиеся измерению факторы, приводя к корреляции между состояниями их здоровья.

Демографические характеристики

Социально-демографический тип семьи

В 2014 г. одна треть (30%) детей в России родилось вне брака. При том, что в «доперестроечные времена» доля таких детей составляла 11-14%. Перепись 2009 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитывается 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%. В городах на такие семьи приходится 26% детей, в селах – 17%. Статистика ужасающая, но вполне соответствующая мировым тенденциям: даже в самых развитых странах институт традиционного брака испытывает огромные нагрузки, и число «неполных» семей растет, как снежный ком. Согласно зарубежным исследованиям дети из неполных семей с большей вероятностью имеют проблемы со здоровьем, подвержены большему риску развития психических заболеваний, чаще злоупотребляют психоактивными веществами по сравнению со сверстниками, живущими с двумя родителями.

Количество членов

Дети из больших домохозяйств (в которых проживает 6 и более членов) обладают лучшим здоровьем по сравнению с детьми из домохозяйств меньшего размера. Отечественные исследования показывают, что дети в больших или многодетных семьях почти не болеют гриппом и другими простудными заболеваниями типа ОРЗ, следовательно, они обладают особым природным иммунитетом, т.к. большая семья является мини-социумом со своими внутренними законами. Дети в таких семьях вынуждены налаживать контакты с каждым членом семьи, учиться уступать и настаивать на своем, защищать свое мнение, проявлять гибкость и великодушие, поэтому дети из больших семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе. Более того, возможно, что дети из больших семей меньше болеют, потому что за ними есть, кому присмотреть.

Социально-экономический статус семьи

Недавние исследования выявили наличие социального градиента для некоторых (но не всех) аспектов здоровья детей и подростков. Бедные дети с большей вероятностью имеют плохое здоровье, чаще подвержены респираторным, желудочно-кишечным заболеваниям, несчастным случаям, для них наблюдаются более высокие уровни смертности по сравнению с детьми из более обеспеченных семей.

Согласно психосоциальной гипотезе, родители в семьях с плохим материальным положением часто подвержены депрессии, что в результате, негативно сказывается на качестве родительского воспитания, отношениях между родителями и детьми, и даже может провоцировать неблагоприятное поведение родителей, например злоупотребление алкоголем, с последующим негативным влиянием на благополучие ребенка.

При учете всей совокупности факторов воздействие материального положения на здоровье детей уменьшилось и стало незначимым, что может объясняться тем, что связь между материальным положением и здоровьем ребенка опосредована здоровьем матери.

Таким образом, роль семьи в обеспечении здоровья детей, по сути, заключается в формировании у них потребности укреплять здоровье, создании условий для этого и передачи необходимых знаний. Значительную часть этих функций, особенно в плане создания условий, невозможно выполнить без участия семьи. Никакие оздоровительные технологии не в состоянии полностью исключить влияние на здоровье образа жизни человека. Быть здоровым может только человек, который хочет, может, умеет и успевает формировать свое здоровье в повседневной жизни.

Источник

Adblock
detector