Меню

Функция общения связанная с сохранением психологического конфликта физического здоровья человека

Основные функции общения.

Функции общениямногообразны и существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых основа­ний классификации — выделение в общении трех взаимосвязан­ных сторон, или характеристик:

1) перцептивной процесса восприятия и понимания людь­ми друг друга в процессе общения;

2) информационной— процесса обмена информацией;

3) интерактивной— процесса взаимодействия людей в обще­нии.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция общения, в основе которой лежит восприятие и понимание дру­гого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, по­скольку общение является важнейшей детерминантой эмоци­ональных состояний человека. Весь спектр специфически че­ловеческих эмоций возникает и развивается в условиях обще­ния людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ос­лабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заклю­чается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в Человеческом общении имеет свою специфику: осуществля­ется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимо­действие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммукативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредствен­ной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздей­ствовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуля­цию и коррекцию поведения.

П.С.Самыгин называет следующие функции общения:

1. Личностно формирующую (общение является необ­ходимым условием для формирования личности человека: «с кем поведешься — от того и набе­решься»); коммуникативную (передача информации);

2. Инструментальную (общение выступает как соци­альный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельнос­ти, принятия решения и т. п.);

3. Экспрессивную (позволяет партнерам по общению вы­разить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);»

4. Психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфор­та, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в об­ществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);

5. Интегративную (общение выступает как средство объединения людей);

6. Социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);

7. Функцию самовыражения (общение позволяет про­демонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особен­ности).

II. Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность цели общения?

2. Какие цели общения вы знаете? Назовите и разъясните их суть.

3. Назовите основные функции общения?

4. В чем заключается смысл аффективно-коммуникативной (перцептивной), информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной (интерактивной) функций общения.

5. В чем суть личностно формирующей, инструментальной, экспрессивной, интегративной, социализирующей функций общения, а также функции общения самовыражения?

Тема1.4. Виды, уровни общения.

I. Краткое содержание

1. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, кото­рые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуаль­ных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Иллюстра­цией когнитивного и деятельностного общения может служить обще­ние, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

2. По целям общение делится на:

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам общение может быть:

Непосредственное общение осу­ществляется с помощью естественных органов, данных живому су­ществу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредст­венное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которы­ми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конф­ликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

Деловое общение – его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Читайте также:  Психологическая помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами у людей являются вербальное и невербальное общение. Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Уровни общения

Под уровнями общения понимают определенные по­веденческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимо­действия.

Интересную иерархию уровней общения пред­ложил А.Б. Добрович выделивший семь уровней общения:

1. Примитивный уровень. Слово «примитивный» понятно всем и означает слишком упро­щенный, простой, несложно устроенный.

2. Манипулятивный уровень. На манипулятивном уровне по крайней мере один из партне­ров пытается прибегнуть к различного рода ухищрениям и уловкам с целью получения определенной выгоды для себя.

3. Стандартизированный уровень. Стандартизированный уровень общения иначе называют «кон­тактом масок». При общении на этом уровне хотя бы один из парт­неров стремится скрыть свое истинное состояние, как бы спря­тать свое лицо за воображаемую маску.

4. Конвенциональный уровень. Оказывается, что партнеры по общению также могут достигать определенного соглашения, как бы заключать конвенцию о пра­вилах общения и придерживаться этих условных правил при вза­имодействии.

5. Игровой уровень. На игровом уровне человеку хочется быть интересным для сво­его партнера, хочется произвести на него впечатление, понра­виться ему. Общение на игровом уровне строится на неравнодушии к партнеру, на опре­деленной симпатии к нему, на желании продолжать с ним обще­ние.

6. Деловой уровень. На первый план здесь выступают его деловая или ум­ственная активность, компетентность в совместно решаемых воп­росах, способность делать дело.

7. Духовный уровень. При общении на этом уровне партнеры не просто проявляют интерес друг к другу или при­нимают участие в совместной деятельности, доставляющей им удовлетворение.

Б. Ф. Ломов предлагает выделять три уровня:

– макроуровень – общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями. Определяет своеобразную стратегию общения личности на протяжении всей жизни;

– мезауровень – общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

– микроуровень – акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос – ответ, рукопожатие, мимический и пантомический акт и др.). Микроуровень – простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

II. Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды общения выделяются по его содержанию?

2. Что такое биологическое и социальное общение?

3. Какое общение обозначают как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное?

4. Какое общение называют деловым и личност­ным, инструментальным и целевым?

5. Что понимают под уровнями общения?

6. Раскройте значение 3 уровней общения по Б.Ф. Ломову.

8. Что такоекоммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения?

Источник

Функции общения

Что касается функций (от лат. Functio — исполнение, осуществление) общения, то под ними понимают внешнее проявление свойств общения, те роли и задачи, которые оно выполняет в процессе жизнедеятельности индивида в социуме.

Выделяют следующие функции:

  • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
  • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Читайте также:  Показатели состояния здоровья населения белгородской области

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция — регуляционно-коммуникативная — заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и др.

Третья функция — аффективно-коммуникативная — характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения за счет их уточнения. В частности А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  • контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
  • информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
  • побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
  • координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимание — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
  • амотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
  • осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Среди функций общения ученые выделяют такжесоциальные. Основная из них связана с управлением общественно-трудовыми процессами, другая — с установлением человеческих отношений.

В образовании сообщества заключается еще одна функция общения, которая направлена на поддержку социально-психологического единства в группах и связана с коммуникативной деятельностью (сущность деятельности в создании и поддержке конкретной взаимосвязи людей в группах) она допускает информационный обмен знаниями, отношениями и чувствами между людьми, т.е. имеет целью передачу-восприятие индивидом общественного опыта. Среди социальных функций общения важны функции подражания опыта и изменения личности (последняя осуществляется на основе механизмов восприятия, подражание, убеждение, заражение).

Изучение специфики общественно-политической деятельности позволяет выделить следующие основные функции общения в этой области знания (А. Деркач, Н. Кузьмина):

Социально-психологического отражения. Общение возникает как результат и как форма сознательного отражения партнерами особенностей протекания взаимодействия. Социально-психологический характер этого отражения проявляется в том, что прежде всего через языковую и другие формы сигнализации, элементы ситуации взаимодействия, восприняты и переработаны отдельным человеком, становятся реально действительными для его партнеров. Общение становится не столько обменом информацией, сколько процессом совместного взаимодействия и влияния. В зависимости от характера этиго взаимовлияния происходит согласование, уточнение, взаимное дополнение содержательного и количественного аспектов «индивидуального» отображения с образованием групповой мысли, как формы коллективного мышления людей или, наоборот, столкновение мнений, их нейтрализация, сдерживание, как это бывает в межличностных конфликтах и неадекватных взаимовлияниях (прекращении общения);

Регулятивную. В процессе общения осуществляется непосредственное или косвенное влияние на члена группы с целью изменения или сохранения на том же уровне его поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей и отношений. Регулятивная функция позволяет организовать совместные действия, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие членов коллектива. Регуляция поведения и деятельности является целью межличностной коммуникации как компонента предметной деятельности и конечным ее результатом. Именно осуществление этой важной функции общения позволяет оценить эффект общения, его производительность или непроизводительность;

Читайте также:  Здоровье залог успеха школы

Познавательную. Названая функция заключается в том, что в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности члены группы овладевают различными знаниями о самих себе, своих друзьях, способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач. Овладение соответствующими умениями и навыками, возможна компенсация недостаточных знаний у отдельных членов группы и достижение ими необходимого взаимопонимания обеспечиваются именно познавательной функцией общения в сочетании с функцией социально-психологического отображения;

Экспрессивную. Различные формы вербального и невербального общения являются показателями эмоционального состояния и переживания члена группы часто вопреки логике и требованиям совместной деятельности. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену группы. Порой несовпадение в способах эмоционального регулирования может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам;

Социального контроля. Способы решения задач, определенные формы поведения, эмоционального реагирования и отношений имеют нормативный характер, их регламентация посредством групповых и социальных норм обеспечивает необходимую целостность и организованность коллектива, согласованность совместных действий. Для поддержки согласованности и организованности групповой деятельности используются различные формы социального контроля. Межличностное общение в основном выступает в роли отрицательных (осуждение) или положительных (одобрение) санкций. Следует, однако, отметить, что не только одобрение или осуждение воспринимается участниками совместной деятельности в качестве наказания или поощрения. Нередко и отсутствие общения может восприниматься как та или иная санкция;

Социализации. Эта функция — одна из важнейших в работе субъектов деятельности. Приобщаясь к совместной деятельности и общения, члены группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы.

Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность (А. Панфилова, Е. Руденский):

1. инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;

2. интегративной — используется как средство объединения деловых партнеров для совместного коммуникативного процесса;

3. функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;

4. трансляционная — служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений и др.;

5. функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия;

6. функция социализацииспособствует развитию навыков культуры делового общения; с помощью экспрессивной функции деловые партнеры пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.

В. Панферов считает, что основные функции общения часто характеризуют, не прибегая к анализу функций человека как субъекта взаимодействия с другими людьми в совместной жизнедеятельности, что приводит к потере объективных основ их классификации. Анализируя классификацию функций общения, предложенную Б. Ломовым, исследователь ставит вопрос: «Исчерпывающими являются ряды функций по их количеству? Как много может быть таких рядов? О какой основной классификации может идти речь? Как разные основы связаны между собой?»

Пользуясь, случаем, напомним, что Б. Ломов выделил два ряда функций общения с различными основаниями. Первый из них включает три класса известных уже функций — информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, а второй (по другой системе оснований) — охватывает организацию совместной деятельности, познания людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Отвечая на первый поставленный вопрос, В. Панферов среди основных функций общения выделяет шесть: коммуникативную, информационную, когнитивную (познавательная), эмотивную (ту, что вызывает душевные переживания) , конативную (регуляцию, координацию взаимодействия), креативную (преобразовательная).

Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения — регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом соииально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности. Выделенные функции, по мнению исследователя, следует рассматривать как одно из оснований для классификации всех других функций человека как субъекта общения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector