Исследование Функциональные возможности дыхательной системы
Содержание
Тема исследования
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Актуальность проблемы
Дыхание — основа самой жизни и здоровья, важнейшая функция и потребность организма, дело, которое никогда не надоедает! Жизнь человека без дыхания невозможна — люди дышат для того, чтобы жить. В процессе дыхания воздух, попадая в легкие, вносит в кровь атмосферный кислород. Выдыхается же углекислый газ — один из конечных продуктов жизнедеятельности клеток. Чем совершеннее дыхание, тем больше физиологические и энергетические резервы организма и крепче здоровье, дольше жизнь без болезней и лучше ее качество. Стоит остановить дыхание всего на несколько минут, как жизнь тут же оборвется.Как сохранить здоровыми органы дыхания — одна из главных задач данного проекта.
Выявить функциональные возможности дыхательной системы человека
Задачи
1) что нужно знать, чтобы органы дыхания были здоровы
2) выявить причины заболеваний органов дыхания и меры их профилактики
3) научиться оказывать первую помощь пострадавшему, у которого нарушено дыхание
Гипотеза
Если я дышу, значит, я живу!
Этапы исследования
1) постановка общей цели и задачи для группы
2) выдвижение гипотезы
3) сбор теоретического материала
4) постановка эксперимента (лабораторные работы)по выявлению функциональных возможностей дыхательной системы человека
5) обработка и анализ полученных материалов и результатов экспериментов
6) сделать вывод по проделанной работе
7) оформить результаты о проделанной работе в виде презентации «Болезни дыхательной системы и меры профилактики», буклет «Курить — своему здоровью вредить» и листовку «Как правильно сделать искусственное дыхание»
Объект исследования
органы дыхания человека
Методы
1) поиск информации
Ход работы
1) Сбор теоретического материала:
а) каковы функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
б) болезни и травмы дыхательной системы и меры профилактики
в) о вреде курения на органы дыхания г) каковы приемы оказания первой помощи при остановке дыхания
2)Провести эксперименты с уч-ся 8 кл по выявлению функциональных возможностей дыхательной системы:
а) эксперимент №1 «Измерение окружности грудной клетки на вдохе и выдохе»
б)эксперимент №2 «Измерение окружности грудной клетки во время дыхательной паузы»
в) эксперимент №3 » Измерение жизненной емкости легких у уч-ся 8 кл»
3) проанализировать полученные данные
4) сделать вывод
5) оформить проделанную работу в виде презентаций
а) «Болезни органов дыхания и меры профилактики»
б) «Курить своему здоровью вредить»
в) Как правильно оказать первую помощь пострадавшему, у которого нарушено дыхание
Наши результаты
1) «Функциональные возможности дыхательной системы уч-ся 8 кл» (по результатам экспериментов)
2) Болезни органов дыхания и меры их профилактики
3) буклет «Курить своему здоровью вредить»
4) Памятка «Как правильно сделать искусственное дыхание»
Выводы
- Функциональные возможности дыхательной системы зависят
1) от здоровья самого человека
2) его образа жизни (занимается ли спортом ; курит ли и другие вредные привычки
3) возрастных особенностей человека
4) половой принадлежности
- очень важно знать и уметь, как правильно оказать первую помощь человеку, у которого нарушено дыхание
- здоровье человека, а именно здоровье его дыхательной системы, зависит только от него самого
Список ресурсов
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. Дрофа, М.,2009г
- Р.Д.Маш Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий 9(8) кл изд-во «Мнемозина» М, 2000г
- Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова Биология Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы М, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2007г
Источник
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Презентация мультимедийного урока в 8 классе, раскрывающего не только значение дыхания, строение дыхательной системы, но и оценку показателей здоровья (проба Бутейко), а также обзор болезней органов дыхания и их пропедевтика.
Просмотр содержимого документа
«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья»
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Учитель высшей категории Агапова Т.Д.
- Среди жизненных потребностей человека дыхание – самое необходимое.
- С первым вздохом начинается жизнь, с последним – кончается.
- Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи – недели, то
- Без дыхания – секунды, в лучшем случае – минуты.
- С ним прямо связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.
Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой
- Обмен газов между воздушной средой и легкими
- Обмен газов между легкими и кровью
- Транспортировка газов кровью
- Газообмен в тканях
Строение дыхательной системы
- Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких, в которых совершается газообмен
Что происходит с воздухом в носовой полости? Почему полезнее дышать через нос?
- Воздух, поступающий в легкие через носовую полость, очищается, согревается и обеззараживается.
- Сурфактант (биологически активное вещество, выделяемое стенками альвеол) препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
- Курение вредно для органов дыхания и для всего организма
- Сокращение наружных межреберных мышц и диафрагмы – увеличение объема грудной клетки – увеличение объема легких –вдох
- Расслабление наружных межреберных мышц и диафрагмы – уменьшение объема грудной клетки – уменьшение объема легких —выдох
- Для правильного дыхания важна хорошая осанка!
- Дышать надо глубоко и размеренно.
Таблица легочных объемов человека
- Спирометр – прибор для измерения жизненной емкости легких
- Полезно заниматься физическими упражнениями: греблей, ходьбой на лыжах, игрой в волейбол и т.д.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
- Вдыхаемый воздухвыдыхаемый воздух
- 79%азота, 21%О2, 0,03%СО2.79% азота, 16 О2, около 4%СО2
- Полезно бывать на свежем воздухе
- Важно бороться с пылью на улице и в помещении
Болезни органов дыхания и их предупреждение
- Насморки и простуда . Органы дыхания – широкий проход для микробов в организм. Простудные заболевания обычно связаны с органами дыхания.
- Грипп тоже относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех существующих.
- Туберкулез – не только капельная, но и пылевая инфекция.
Предупреждение инфекционных заболеваний
- Необходимо принимать меры против заражения
- Обязательно следует укреплять силы своего организма
Оценка показателя здоровья учащихся академического лицея им. Лобачевского по пробе К.П. Бутейко
- Работа выполнена учеником 8Б класса Фатхутдиновым Тимуром
Проба по К.П. Бутейко
- Сядьте удобно, расслабьтесь
- Сделайте спокойный вдох и неполный выдох
- Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать.
- Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
- Проба по Бутейко оценивается так: более40с – здоров, от20до40с – здоровье ослаблено, менее20с – имеются какие-то заболевания.
- Для оценки показателя здоровья были обследованы 71 учащийся 7 – 11 классов. Результаты представлены в виде диаграмм
- Вывод: 30% всех учащихся лицея здоровы, у 60% учащихся здоровье ослаблено, 10% учащихся страдают хроническими заболеваниями.
Сравнение показателей здоровья среди мальчиков и девочек
- Средимальчиковбольше здоровых, чем средидевочек, но среди них также больше и страдающих заболеваниями .
- У подавляющего большинства девочекздоровье ослаблено
Значение проведенных исследований
- Физическое здоровье – это определенный уровень работы основных систем организма, в том числе и дыхательной системы. ВрачК.П. Бутейкоустановил, что умение человека на какое-то время задерживать дыхание соответствует определенному уровню в крови углекислого газа.Нормальный уровень газа обеспечивает нормальнуюработу органов.Недостаток углекислоты вызывает приступы одышки, повышение давления, боли в сердце и т.д. чем дольше человек может не дышать, тем выше уровень углекислого газа в крови.
- Проба по Бутейко проста и доступна каждому. Она позволяет разбудить или развить интерес школьников к своему здоровью
- У большинства школьников лицея здоровье ослаблено . Необходимо его укреплять и развивать при помощи различных оздоровительных методик и систем
Источник
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Презентация мультимедийного урока в 8 классе, раскрывающего не только значение дыхания, строение дыхательной системы, но и оценку показателей здоровья (проба Бутейко), а также обзор болезней органов дыхания и их пропедевтика.
Просмотр содержимого документа
«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья»
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Учитель высшей категории Агапова Т.Д.
- Среди жизненных потребностей человека дыхание – самое необходимое.
- С первым вздохом начинается жизнь, с последним – кончается.
- Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи – недели, то
- Без дыхания – секунды, в лучшем случае – минуты.
- С ним прямо связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.
Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой
- Обмен газов между воздушной средой и легкими
- Обмен газов между легкими и кровью
- Транспортировка газов кровью
- Газообмен в тканях
Строение дыхательной системы
- Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких, в которых совершается газообмен
Что происходит с воздухом в носовой полости? Почему полезнее дышать через нос?
- Воздух, поступающий в легкие через носовую полость, очищается, согревается и обеззараживается.
- Сурфактант (биологически активное вещество, выделяемое стенками альвеол) препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
- Курение вредно для органов дыхания и для всего организма
- Сокращение наружных межреберных мышц и диафрагмы – увеличение объема грудной клетки – увеличение объема легких –вдох
- Расслабление наружных межреберных мышц и диафрагмы – уменьшение объема грудной клетки – уменьшение объема легких —выдох
- Для правильного дыхания важна хорошая осанка!
- Дышать надо глубоко и размеренно.
Таблица легочных объемов человека
- Спирометр – прибор для измерения жизненной емкости легких
- Полезно заниматься физическими упражнениями: греблей, ходьбой на лыжах, игрой в волейбол и т.д.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
- Вдыхаемый воздухвыдыхаемый воздух
- 79%азота, 21%О2, 0,03%СО2.79% азота, 16 О2, около 4%СО2
- Полезно бывать на свежем воздухе
- Важно бороться с пылью на улице и в помещении
Болезни органов дыхания и их предупреждение
- Насморки и простуда . Органы дыхания – широкий проход для микробов в организм. Простудные заболевания обычно связаны с органами дыхания.
- Грипп тоже относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех существующих.
- Туберкулез – не только капельная, но и пылевая инфекция.
Предупреждение инфекционных заболеваний
- Необходимо принимать меры против заражения
- Обязательно следует укреплять силы своего организма
Оценка показателя здоровья учащихся академического лицея им. Лобачевского по пробе К.П. Бутейко
- Работа выполнена учеником 8Б класса Фатхутдиновым Тимуром
Проба по К.П. Бутейко
- Сядьте удобно, расслабьтесь
- Сделайте спокойный вдох и неполный выдох
- Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать.
- Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
- Проба по Бутейко оценивается так: более40с – здоров, от20до40с – здоровье ослаблено, менее20с – имеются какие-то заболевания.
- Для оценки показателя здоровья были обследованы 71 учащийся 7 – 11 классов. Результаты представлены в виде диаграмм
- Вывод: 30% всех учащихся лицея здоровы, у 60% учащихся здоровье ослаблено, 10% учащихся страдают хроническими заболеваниями.
Сравнение показателей здоровья среди мальчиков и девочек
- Средимальчиковбольше здоровых, чем средидевочек, но среди них также больше и страдающих заболеваниями .
- У подавляющего большинства девочекздоровье ослаблено
Значение проведенных исследований
- Физическое здоровье – это определенный уровень работы основных систем организма, в том числе и дыхательной системы. ВрачК.П. Бутейкоустановил, что умение человека на какое-то время задерживать дыхание соответствует определенному уровню в крови углекислого газа.Нормальный уровень газа обеспечивает нормальнуюработу органов.Недостаток углекислоты вызывает приступы одышки, повышение давления, боли в сердце и т.д. чем дольше человек может не дышать, тем выше уровень углекислого газа в крови.
- Проба по Бутейко проста и доступна каждому. Она позволяет разбудить или развить интерес школьников к своему здоровью
- У большинства школьников лицея здоровье ослаблено . Необходимо его укреплять и развивать при помощи различных оздоровительных методик и систем
Источник