Меню

Функциональные возможности органов дыхания как показатель здоровья

Исследование Функциональные возможности дыхательной системы

Содержание

Тема исследования

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

Актуальность проблемы

Дыхание — основа самой жизни и здоровья, важнейшая функция и потребность организма, дело, которое никогда не надоедает! Жизнь человека без дыхания невозможна — люди дышат для того, чтобы жить. В процессе дыхания воздух, попадая в легкие, вносит в кровь атмосферный кислород. Выдыхается же углекислый газ — один из конечных продуктов жизнедеятельности клеток. Чем совершеннее дыхание, тем больше физиологические и энергетические резервы организма и крепче здоровье, дольше жизнь без болезней и лучше ее качество. Стоит остановить дыхание всего на несколько минут, как жизнь тут же оборвется.Как сохранить здоровыми органы дыхания — одна из главных задач данного проекта.

Выявить функциональные возможности дыхательной системы человека

Задачи

1) что нужно знать, чтобы органы дыхания были здоровы

2) выявить причины заболеваний органов дыхания и меры их профилактики

3) научиться оказывать первую помощь пострадавшему, у которого нарушено дыхание

Гипотеза

Если я дышу, значит, я живу!

Этапы исследования

1) постановка общей цели и задачи для группы

2) выдвижение гипотезы

3) сбор теоретического материала

4) постановка эксперимента (лабораторные работы)по выявлению функциональных возможностей дыхательной системы человека

5) обработка и анализ полученных материалов и результатов экспериментов

6) сделать вывод по проделанной работе

7) оформить результаты о проделанной работе в виде презентации «Болезни дыхательной системы и меры профилактики», буклет «Курить — своему здоровью вредить» и листовку «Как правильно сделать искусственное дыхание»

Объект исследования

органы дыхания человека

Методы

1) поиск информации

Ход работы

1) Сбор теоретического материала:

а) каковы функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

б) болезни и травмы дыхательной системы и меры профилактики

в) о вреде курения на органы дыхания г) каковы приемы оказания первой помощи при остановке дыхания

2)Провести эксперименты с уч-ся 8 кл по выявлению функциональных возможностей дыхательной системы:

а) эксперимент №1 «Измерение окружности грудной клетки на вдохе и выдохе»

б)эксперимент №2 «Измерение окружности грудной клетки во время дыхательной паузы»

в) эксперимент №3 » Измерение жизненной емкости легких у уч-ся 8 кл»

3) проанализировать полученные данные

4) сделать вывод

5) оформить проделанную работу в виде презентаций

а) «Болезни органов дыхания и меры профилактики»

б) «Курить своему здоровью вредить»

в) Как правильно оказать первую помощь пострадавшему, у которого нарушено дыхание

Наши результаты

1) «Функциональные возможности дыхательной системы уч-ся 8 кл» (по результатам экспериментов)

2) Болезни органов дыхания и меры их профилактики

3) буклет «Курить своему здоровью вредить»

4) Памятка «Как правильно сделать искусственное дыхание»

Выводы

  • Функциональные возможности дыхательной системы зависят

1) от здоровья самого человека

2) его образа жизни (занимается ли спортом ; курит ли и другие вредные привычки

3) возрастных особенностей человека

4) половой принадлежности

  • очень важно знать и уметь, как правильно оказать первую помощь человеку, у которого нарушено дыхание
  • здоровье человека, а именно здоровье его дыхательной системы, зависит только от него самого
Читайте также:  Обеспечение здоровья ленинградской области

Список ресурсов

  • Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. Дрофа, М.,2009г
  • Р.Д.Маш Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий 9(8) кл изд-во «Мнемозина» М, 2000г
  • Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова Биология Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы М, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2007г

Источник

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

Презентация мультимедийного урока в 8 классе, раскрывающего не только значение дыхания, строение дыхательной системы, но и оценку показателей здоровья (проба Бутейко), а также обзор болезней органов дыхания и их пропедевтика.

Просмотр содержимого документа
«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья»

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

Учитель высшей категории Агапова Т.Д.

  • Среди жизненных потребностей человека дыхание – самое необходимое.
  • С первым вздохом начинается жизнь, с последним – кончается.
  • Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи – недели, то
  • Без дыхания – секунды, в лучшем случае – минуты.
  • С ним прямо связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой

  • Обмен газов между воздушной средой и легкими
  • Обмен газов между легкими и кровью
  • Транспортировка газов кровью
  • Газообмен в тканях

Строение дыхательной системы

  • Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких, в которых совершается газообмен

Что происходит с воздухом в носовой полости? Почему полезнее дышать через нос?

  • Воздух, поступающий в легкие через носовую полость, очищается, согревается и обеззараживается.

  • Сурфактант (биологически активное вещество, выделяемое стенками альвеол) препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
  • Курение вредно для органов дыхания и для всего организма

  • Сокращение наружных межреберных мышц и диафрагмы – увеличение объема грудной клетки – увеличение объема легких –вдох
  • Расслабление наружных межреберных мышц и диафрагмы – уменьшение объема грудной клетки – уменьшение объема легких —выдох
  • Для правильного дыхания важна хорошая осанка!
  • Дышать надо глубоко и размеренно.

Таблица легочных объемов человека

  • Спирометр – прибор для измерения жизненной емкости легких
  • Полезно заниматься физическими упражнениями: греблей, ходьбой на лыжах, игрой в волейбол и т.д.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

  • Вдыхаемый воздухвыдыхаемый воздух
  • 79%азота, 21%О2, 0,03%СО2.79% азота, 16 О2, около 4%СО2
  • Полезно бывать на свежем воздухе
  • Важно бороться с пылью на улице и в помещении

Болезни органов дыхания и их предупреждение

  • Насморки и простуда . Органы дыхания – широкий проход для микробов в организм. Простудные заболевания обычно связаны с органами дыхания.
  • Грипп тоже относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех существующих.
  • Туберкулез – не только капельная, но и пылевая инфекция.

Предупреждение инфекционных заболеваний

  • Необходимо принимать меры против заражения

  • Обязательно следует укреплять силы своего организма

Оценка показателя здоровья учащихся академического лицея им. Лобачевского по пробе К.П. Бутейко

  • Работа выполнена учеником 8Б класса Фатхутдиновым Тимуром
Читайте также:  Родительское собрание во 2 классе тема здоровье

Проба по К.П. Бутейко

  • Сядьте удобно, расслабьтесь
  • Сделайте спокойный вдох и неполный выдох
  • Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать.
  • Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
  • Проба по Бутейко оценивается так: более40с – здоров, от20до40с – здоровье ослаблено, менее20с – имеются какие-то заболевания.

  • Для оценки показателя здоровья были обследованы 71 учащийся 7 – 11 классов. Результаты представлены в виде диаграмм
  • Вывод: 30% всех учащихся лицея здоровы, у 60% учащихся здоровье ослаблено, 10% учащихся страдают хроническими заболеваниями.

Сравнение показателей здоровья среди мальчиков и девочек

  • Средимальчиковбольше здоровых, чем средидевочек, но среди них также больше и страдающих заболеваниями .
  • У подавляющего большинства девочекздоровье ослаблено

Значение проведенных исследований

  • Физическое здоровье – это определенный уровень работы основных систем организма, в том числе и дыхательной системы. ВрачК.П. Бутейкоустановил, что умение человека на какое-то время задерживать дыхание соответствует определенному уровню в крови углекислого газа.Нормальный уровень газа обеспечивает нормальнуюработу органов.Недостаток углекислоты вызывает приступы одышки, повышение давления, боли в сердце и т.д. чем дольше человек может не дышать, тем выше уровень углекислого газа в крови.
  • Проба по Бутейко проста и доступна каждому. Она позволяет разбудить или развить интерес школьников к своему здоровью
  • У большинства школьников лицея здоровье ослаблено . Необходимо его укреплять и развивать при помощи различных оздоровительных методик и систем

Источник

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

Презентация мультимедийного урока в 8 классе, раскрывающего не только значение дыхания, строение дыхательной системы, но и оценку показателей здоровья (проба Бутейко), а также обзор болезней органов дыхания и их пропедевтика.

Просмотр содержимого документа
«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья»

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья

Учитель высшей категории Агапова Т.Д.

  • Среди жизненных потребностей человека дыхание – самое необходимое.
  • С первым вздохом начинается жизнь, с последним – кончается.
  • Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи – недели, то
  • Без дыхания – секунды, в лучшем случае – минуты.
  • С ним прямо связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой

  • Обмен газов между воздушной средой и легкими
  • Обмен газов между легкими и кровью
  • Транспортировка газов кровью
  • Газообмен в тканях

Строение дыхательной системы

  • Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких, в которых совершается газообмен

Что происходит с воздухом в носовой полости? Почему полезнее дышать через нос?

  • Воздух, поступающий в легкие через носовую полость, очищается, согревается и обеззараживается.

  • Сурфактант (биологически активное вещество, выделяемое стенками альвеол) препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
  • Курение вредно для органов дыхания и для всего организма
Читайте также:  Определение тяжкий вред здоровью человека

  • Сокращение наружных межреберных мышц и диафрагмы – увеличение объема грудной клетки – увеличение объема легких –вдох
  • Расслабление наружных межреберных мышц и диафрагмы – уменьшение объема грудной клетки – уменьшение объема легких —выдох
  • Для правильного дыхания важна хорошая осанка!
  • Дышать надо глубоко и размеренно.

Таблица легочных объемов человека

  • Спирометр – прибор для измерения жизненной емкости легких
  • Полезно заниматься физическими упражнениями: греблей, ходьбой на лыжах, игрой в волейбол и т.д.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

  • Вдыхаемый воздухвыдыхаемый воздух
  • 79%азота, 21%О2, 0,03%СО2.79% азота, 16 О2, около 4%СО2
  • Полезно бывать на свежем воздухе
  • Важно бороться с пылью на улице и в помещении

Болезни органов дыхания и их предупреждение

  • Насморки и простуда . Органы дыхания – широкий проход для микробов в организм. Простудные заболевания обычно связаны с органами дыхания.
  • Грипп тоже относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех существующих.
  • Туберкулез – не только капельная, но и пылевая инфекция.

Предупреждение инфекционных заболеваний

  • Необходимо принимать меры против заражения

  • Обязательно следует укреплять силы своего организма

Оценка показателя здоровья учащихся академического лицея им. Лобачевского по пробе К.П. Бутейко

  • Работа выполнена учеником 8Б класса Фатхутдиновым Тимуром

Проба по К.П. Бутейко

  • Сядьте удобно, расслабьтесь
  • Сделайте спокойный вдох и неполный выдох
  • Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать.
  • Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
  • Проба по Бутейко оценивается так: более40с – здоров, от20до40с – здоровье ослаблено, менее20с – имеются какие-то заболевания.

  • Для оценки показателя здоровья были обследованы 71 учащийся 7 – 11 классов. Результаты представлены в виде диаграмм
  • Вывод: 30% всех учащихся лицея здоровы, у 60% учащихся здоровье ослаблено, 10% учащихся страдают хроническими заболеваниями.

Сравнение показателей здоровья среди мальчиков и девочек

  • Средимальчиковбольше здоровых, чем средидевочек, но среди них также больше и страдающих заболеваниями .
  • У подавляющего большинства девочекздоровье ослаблено

Значение проведенных исследований

  • Физическое здоровье – это определенный уровень работы основных систем организма, в том числе и дыхательной системы. ВрачК.П. Бутейкоустановил, что умение человека на какое-то время задерживать дыхание соответствует определенному уровню в крови углекислого газа.Нормальный уровень газа обеспечивает нормальнуюработу органов.Недостаток углекислоты вызывает приступы одышки, повышение давления, боли в сердце и т.д. чем дольше человек может не дышать, тем выше уровень углекислого газа в крови.
  • Проба по Бутейко проста и доступна каждому. Она позволяет разбудить или развить интерес школьников к своему здоровью
  • У большинства школьников лицея здоровье ослаблено . Необходимо его укреплять и развивать при помощи различных оздоровительных методик и систем

Источник

Adblock
detector