Исследование Функциональные возможности дыхательной системы
Содержание
Тема исследования
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Актуальность проблемы
Дыхание — основа самой жизни и здоровья, важнейшая функция и потребность организма, дело, которое никогда не надоедает! Жизнь человека без дыхания невозможна — люди дышат для того, чтобы жить. В процессе дыхания воздух, попадая в легкие, вносит в кровь атмосферный кислород. Выдыхается же углекислый газ — один из конечных продуктов жизнедеятельности клеток. Чем совершеннее дыхание, тем больше физиологические и энергетические резервы организма и крепче здоровье, дольше жизнь без болезней и лучше ее качество. Стоит остановить дыхание всего на несколько минут, как жизнь тут же оборвется.Как сохранить здоровыми органы дыхания — одна из главных задач данного проекта.
Выявить функциональные возможности дыхательной системы человека
Задачи
1) что нужно знать, чтобы органы дыхания были здоровы
2) выявить причины заболеваний органов дыхания и меры их профилактики
3) научиться оказывать первую помощь пострадавшему, у которого нарушено дыхание
Гипотеза
Если я дышу, значит, я живу!
Этапы исследования
1) постановка общей цели и задачи для группы
2) выдвижение гипотезы
3) сбор теоретического материала
4) постановка эксперимента (лабораторные работы)по выявлению функциональных возможностей дыхательной системы человека
5) обработка и анализ полученных материалов и результатов экспериментов
6) сделать вывод по проделанной работе
7) оформить результаты о проделанной работе в виде презентации «Болезни дыхательной системы и меры профилактики», буклет «Курить — своему здоровью вредить» и листовку «Как правильно сделать искусственное дыхание»
Объект исследования
органы дыхания человека
Методы
1) поиск информации
Ход работы
1) Сбор теоретического материала:
а) каковы функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
б) болезни и травмы дыхательной системы и меры профилактики
в) о вреде курения на органы дыхания г) каковы приемы оказания первой помощи при остановке дыхания
2)Провести эксперименты с уч-ся 8 кл по выявлению функциональных возможностей дыхательной системы:
а) эксперимент №1 «Измерение окружности грудной клетки на вдохе и выдохе»
б)эксперимент №2 «Измерение окружности грудной клетки во время дыхательной паузы»
в) эксперимент №3 » Измерение жизненной емкости легких у уч-ся 8 кл»
3) проанализировать полученные данные
4) сделать вывод
5) оформить проделанную работу в виде презентаций
а) «Болезни органов дыхания и меры профилактики»
б) «Курить своему здоровью вредить»
в) Как правильно оказать первую помощь пострадавшему, у которого нарушено дыхание
Наши результаты
1) «Функциональные возможности дыхательной системы уч-ся 8 кл» (по результатам экспериментов)
2) Болезни органов дыхания и меры их профилактики
3) буклет «Курить своему здоровью вредить»
4) Памятка «Как правильно сделать искусственное дыхание»
Выводы
- Функциональные возможности дыхательной системы зависят
1) от здоровья самого человека
2) его образа жизни (занимается ли спортом ; курит ли и другие вредные привычки
3) возрастных особенностей человека
4) половой принадлежности
- очень важно знать и уметь, как правильно оказать первую помощь человеку, у которого нарушено дыхание
- здоровье человека, а именно здоровье его дыхательной системы, зависит только от него самого
Список ресурсов
- Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология. Человек. Дрофа, М.,2009г
- Р.Д.Маш Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий 9(8) кл изд-во «Мнемозина» М, 2000г
- Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова Биология Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы М, «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2007г
Источник
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации
Вопрос 1. Что такое жизненная емкость легких? О чем говорит этот показатель?
Жизненная емкость легких — это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха. Она примерно равна 3500 см 3 . Жизненная емкость легких больше у спортсменов, чем у нетренированных людей, и зависит от степени развития грудной клетки, от пола и возраста. Под влиянием курения жизненная емкость легких снижается. Даже после самого максимального выдоха в легких всегда остается немного воздуха, который называется остаточным объемом (около 1000 см 3 ).
Вопрос 2. Какие болезни легких удается выявить с помощью флюорографии?
С помощью флюорографии удается выявить туберкулез и рак легкого.
Вопрос 3. Как проявляется туберкулез легких? Как распространяется палочка Коха — возбудитель туберкулеза?
Возбудителем туберкулеза является туберкулезная палочка Коха. Болезнь чаще всего поражает легкие. Это не только капельная, но и пылевая инфекция. Туберкулезная палочка хорошо сохраняется в сырых и темных помещениях, а в сухих, освещенных солнечным светом местах гибнет. В прошлом туберкулез был массовым заболеванием, причинами которого были недоедание и антисанитарные условия. При попадании возбудителя туберкулеза в легкие развивается первичный очаг воспаления, который выражается в появлении симптомов обычного воспаления. Но в отличие от банальной инфекции воспалительный процесс при туберкулезе развивается очень медленно (это хроническая инфекция, длящаяся годами) и склонен к некрозу первичного очага воспаления. Жалобы больных очень разнообразны. Условно их можно разделить на неспецифические: недомогание, слабость, температура, плохой аппетит, похудание, бледность кожных покровов и другие; и специфические (свойственные в основном туберкулезу): потливость в ночные и утренние часы (как проявления интоксикации, изнуряющие больного), размахи температуры между утренней и вечерней не более чем на 0,5 градуса, навязчивый длительный кашель и т.д. Микобактерия туберкулеза (палочка Коха) передается в основном воздушно-капельным путем, попадая в органы дыхания от больного человека к здоровому.
Вопрос 4. Какие факторы способствуют заболеванию раком легких? В чем выражается эта болезнь?
Наиболее важным фактором, способствующим возникновению рака легкого, является курение. В табачном дыме содержится большое количество канцерогенных веществ. Курение служит причиной рака легкого примерно в 90% случаев. Длительное воздействие канцерогенов при многолетнем курении ведет к нарушению структуры и функции эпителия бронхов, превращению цилиндрического эпителия в многослойный плоский и способствует возникновению злокачественной опухоли. Опухоль разрастается, что приводит не только к очевидному негативному местному воздействию, но и угнетающему влиянию на жизнедеятельность организма в целом, ведет к его крайнему истощению и может привести к летальному исходу.
Вопрос 5. Каковы приемы первой помощи при спасении утопающего?
После извлечения утопающего из воды надо освободить от воды его дыхательные пути. Для этого пострадавшего кладут животом на колено и резкими движениями сдавливают его живот и грудную клетку. Далее при необходимости применяют искусственное дыхание.
Вопрос 6. Какие последствия могут быть при завалах пострадавшего землей? Какую первую помощь ему необходимо оказать?
У пострадавших при завалах землей может наступить удушение при сдавливании горла, попадании в нос и рот земли. После извлечения человека из завала необходимо восстановить его дыхание: очистить рот и нос от грязи, сделать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Важно согреть больного путем растирания кожи, закутывания в теплую одежду, употребления горячих напитков.
Вопрос 7. Почему поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одно понятие — «электротравма»?
Поражение молнией и техническим электротоком объединяют в одно понятие — «электротравма», так как они имеют одну и ту же электрическую природу и вызывают похожие нарушения.
Вопрос 8. В чем различие между биологической и клинической смертью?
Биологическая смерть связана со смертью мозга и является необратимой, в то время как клиническая смерть является обратимой, так как при ней мозг человека еще функционирует, даже если прекращается дыхание и останавливается сердце больного.
Вопрос 9. Как проводят искусственное дыхание методами изо рта в рот и изо рта в нос?
Искусственное дыхание методом изо рта в рот. Пострадавшего укладывают лицом вверх на твердую поверхность, под шею подкладывают валик. Необходимо встать на колени возле головы пострадавшего, одной рукой удерживая ее в максимально откинутом назад положении, большим пальцем другой руки оттянуть нижнюю челюсть. Тот, кто оказывает помощь, делает глубокий вдох, потом непосредственно или через марлю плотно охватывает рот потерпевшего своими губами и делает резкий выдох. Нос потерпевшего при этом закрывается пальцами руки, которая находится на лбу. Выдох производится за счет пассивного уменьшения объема грудной клетки пострадавшего. Длительность вдоха должна быть в 2 раза меньше времени, необходимого для выдоха. Частота вдувания кислорода в легкие потерпевшего 12—14 раз в минуту.
Искусственное дыхание методом изо рта в нос. Этот способ используют, когда челюсти пострадавшего плотно сжаты или требуемого расширения грудной клетки при использовании метода изо рта в рот не происходит. Голова пострадавшего также максимально откинута назад и удерживается одной рукой, которая лежит на темени пострадавшего, второй рукой следует закрыть рот. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и своими губами охватывает нос потерпевшего и производит вдувание. Если грудная клетка опадает при выдохе недостаточно, то необходимо приоткрыть рот. пострадавшего.
Показателями эффективности искусственного дыхания являются расширение грудной клетки и приобретение кожей розового оттенка.
Вопрос 10. Как проводят непрямой массаж сердца?
Пострадавшего укладывают на твердую поверхность — пол, землю, стол. Оказывающий помощь располагается сбоку от пострадавшего. Кладет свои ладони (наложенные одна на другую) на нижнюю часть грудной клетки пострадавшего (на два пальца выше мечевидного отростка грудины). Руки должны быть выпрямлены в локтях. За счет тяжести своего тела надавливает на грудную клетку пострадавшего, стараясь прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4—5 см. Затем откидывается назад и снова повторяет толчкообразный нажим. Частота нажатий — 50—70 раз в минуту.
Источник
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Презентация мультимедийного урока в 8 классе, раскрывающего не только значение дыхания, строение дыхательной системы, но и оценку показателей здоровья (проба Бутейко), а также обзор болезней органов дыхания и их пропедевтика.
Просмотр содержимого документа
«Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья»
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Учитель высшей категории Агапова Т.Д.
- Среди жизненных потребностей человека дыхание – самое необходимое.
- С первым вздохом начинается жизнь, с последним – кончается.
- Если без воды человек может жить несколько суток, без пищи – недели, то
- Без дыхания – секунды, в лучшем случае – минуты.
- С ним прямо связаны кровообращение, питание, терморегуляция в их природной взаимосвязи.
Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой
- Обмен газов между воздушной средой и легкими
- Обмен газов между легкими и кровью
- Транспортировка газов кровью
- Газообмен в тканях
Строение дыхательной системы
- Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких, в которых совершается газообмен
Что происходит с воздухом в носовой полости? Почему полезнее дышать через нос?
- Воздух, поступающий в легкие через носовую полость, очищается, согревается и обеззараживается.
- Сурфактант (биологически активное вещество, выделяемое стенками альвеол) препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
- Курение вредно для органов дыхания и для всего организма
- Сокращение наружных межреберных мышц и диафрагмы – увеличение объема грудной клетки – увеличение объема легких –вдох
- Расслабление наружных межреберных мышц и диафрагмы – уменьшение объема грудной клетки – уменьшение объема легких —выдох
- Для правильного дыхания важна хорошая осанка!
- Дышать надо глубоко и размеренно.
Таблица легочных объемов человека
- Спирометр – прибор для измерения жизненной емкости легких
- Полезно заниматься физическими упражнениями: греблей, ходьбой на лыжах, игрой в волейбол и т.д.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
- Вдыхаемый воздухвыдыхаемый воздух
- 79%азота, 21%О2, 0,03%СО2.79% азота, 16 О2, около 4%СО2
- Полезно бывать на свежем воздухе
- Важно бороться с пылью на улице и в помещении
Болезни органов дыхания и их предупреждение
- Насморки и простуда . Органы дыхания – широкий проход для микробов в организм. Простудные заболевания обычно связаны с органами дыхания.
- Грипп тоже относится к капельным инфекциям. Это самая распространенная болезнь из всех существующих.
- Туберкулез – не только капельная, но и пылевая инфекция.
Предупреждение инфекционных заболеваний
- Необходимо принимать меры против заражения
- Обязательно следует укреплять силы своего организма
Оценка показателя здоровья учащихся академического лицея им. Лобачевского по пробе К.П. Бутейко
- Работа выполнена учеником 8Б класса Фатхутдиновым Тимуром
Проба по К.П. Бутейко
- Сядьте удобно, расслабьтесь
- Сделайте спокойный вдох и неполный выдох
- Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать.
- Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.
- Проба по Бутейко оценивается так: более40с – здоров, от20до40с – здоровье ослаблено, менее20с – имеются какие-то заболевания.
- Для оценки показателя здоровья были обследованы 71 учащийся 7 – 11 классов. Результаты представлены в виде диаграмм
- Вывод: 30% всех учащихся лицея здоровы, у 60% учащихся здоровье ослаблено, 10% учащихся страдают хроническими заболеваниями.
Сравнение показателей здоровья среди мальчиков и девочек
- Средимальчиковбольше здоровых, чем средидевочек, но среди них также больше и страдающих заболеваниями .
- У подавляющего большинства девочекздоровье ослаблено
Значение проведенных исследований
- Физическое здоровье – это определенный уровень работы основных систем организма, в том числе и дыхательной системы. ВрачК.П. Бутейкоустановил, что умение человека на какое-то время задерживать дыхание соответствует определенному уровню в крови углекислого газа.Нормальный уровень газа обеспечивает нормальнуюработу органов.Недостаток углекислоты вызывает приступы одышки, повышение давления, боли в сердце и т.д. чем дольше человек может не дышать, тем выше уровень углекислого газа в крови.
- Проба по Бутейко проста и доступна каждому. Она позволяет разбудить или развить интерес школьников к своему здоровью
- У большинства школьников лицея здоровье ослаблено . Необходимо его укреплять и развивать при помощи различных оздоровительных методик и систем
Источник