Меню

Фундаментальные аспекты психического здоровья журнал

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

СОСТАВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОВЕТА

1. Ахметов Сайранбек Махсутович, ректор Казахстанского университета инновационных и телекоммуникационных систем (КазИИТУ), д-р тех. наук, проф., академик Национальной инженерной академии Республики Казахстан, академик РАЕН;
2. Вукичевич Слободан, проф., факультет философии, Университет Черногории;
3. Кропп Фредрик, декан факультета Монтеррейского университета (США);
4. Митрович Любиша, проф., факультет философии, Университет г. Ниш (Сербия);
5. Титаренко Лариса Григорьевна, д-р соц. наук, проф., факультет философии и социальных наук, Белорусский государственный университет (Республика Беларусь);
6. Фарро Антимо Луиджи, проф., д-р социологии, Римский университет Сапиенца;
7. Чжан Шухуа, директор Института научной информации Академии общественных наук Китая;
8. Соколова Галина Николаевна, д-р филос. наук, проф., заведующий отделом экономической социологии и социальной демографии Институт социологии НАН Беларуси (Минск);
9. Христиан Мундт, доктор медицины, директор психиатрической клиники (г. Гейдельберг, Германия)

По вопросу размещения статей в нашем журнале просьба обращаться в редакцию. В статье должна быть следующая информация: ФИО автора(ов) полностью, место работы(учебы), контактная информация (телефон, E-mail), аннотация и ключевые слова к статье (на русском и английском языках).
Авторам необходимо приложить к статье:
1. Выписку из решения Вашей кафедры (сектора, отдела) с рекомендацией данной статьи к публикации.
2. Рекомендацию данной статьи к публикации от внешнего рецензента (доктора наук).
Рекомендации должны иметь подписи и печати, удостоверяющие эти подписи.

Контактная информация
Адрес: 117218, Москва, ул. Кедрова, д. 14, корп. 2.
E-mail: fapz@list.ru

Присланные статьи проходят дополнительное рецензирование (экспертную оценку) в редакции, выбираются по конкурсу в связи с планами издания журнала. По запросу автора рецензия (экспертная оценка) предоставляется по электронной почте.
Все материалы, публикуемые в журнале, подлежат внутреннему и внешнему рецензированию.

ПРАВИЛА ОПУБЛИКОВАНИЯ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

1. Автор, направляя в адрес редакции журнала «Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования» (далее – Издание) свои публикации, дает Изданию право использования своих произведений (материалов), отобранных редакцией, следующими способами:
— воспроизводить материалы;
— распространять материалы;
— доводить материалы до всеобщего сведения, в том числе через Интернет;
— импортировать экземпляры материалов.
Указанные права предоставляются автором Изданию на территории всего мира с момента размещения материала на сайте и до окончания срока действия исключительного права на материалы согласно законодательству Российской Федерации.

2. Научные статьи, получившие положительную экспертную оценку, публикуются как правило, не позднее полугода с момента поступления рукописи в редакцию.

3. За публикацию рукописей с аспирантов (адъюнктов) плата не взимается.

4. Размещение в рукописях материалов рекламного характера без согласования с редакцией не допускается.

ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РУКОПИСЕЙ АВТОРАМИ

1. Для опубликования в журнале «Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования» (далее – Журнал) принимаются научные статьи и рецензии, отвечающие тематике журнала.

2. Рукописи публикаций в Издании и прилагаемые к ним материалы представляются авторами по электронной почте на адрес fapz@list.ru.

3. Рукопись представляется на русском языке в одном из следующих форматов rtf, doc, docx. Параметры оформления: размер листа А4, все поля по 20 мм, ориентация страницы – книжная, шрифт –Times New Roman; размер шрифта – 14 pt; межстрочный интервал – полуторный; расстановка переносов – автоматическая; выравнивание текста – по ширине; отступ первой строки абзаца – 1,25 см.
Не рекомендуется использовать кернинг (разреженный или уплотненный шрифт), подстрочные и надстрочные символы не следует применять вне формул.
Фамилии (кроме первой буквы и инициалов авторов) выполняются прописными буквами, располагаются справа и сверху от названия работы и выравниваются по правому краю. Ученые звания и ученые степени авторов выполняются прописными буквами и располагаются строкой ниже.
В соответствии с требованиями ВАК Минобрнауки России необходимо указать должность и место работы, а также адрес электронной почты или иной вид связи с автором, которые будут размещены на сайте. Если у статьи несколько авторов, перечисленные сведения указываются для каждого из них.
Название статьи (кроме первой буквы) выполняются прописными буквами.
Указанные в п. 3 сведения выполняются на русском и английском языках.
Библиографические списки статьи переводятся также переводятся на английский язык.
Не рекомендуется применять сложное оформление таблиц: разнообразное обрамление, объединение и разбиение ячеек и т. п.
В случае необходимости их использования таблицу рекомендуется оформлять в виде рисунка.
Подписи иллюстраций, заголовки таблиц, формулы, сноски, ссылки на литературу оформляются в текстовом виде в соответствии с ГОСТом.

Требования к графическим объектам в статье:
1. Все графические объекты (схемы, графики, диаграммы, рисунки и т.д.) должны быть внедрены в текст статьи в виде картинки с разрешением 300 dpi в формате Grayscale.
2. Таблицы должны быть набраны в формате «Таблица».
3. При наборе формул, максимальная длина формулы должна составлять не более 8 см.

4. Статья должна оканчиваться библиографическим списком (списком использованных источников), в котором указываются только библиографические ссылки, которые встречаются в рукописи. Список оформляется в соответствии с «ГОСТ Р 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
5. Как правило, объем статьи должен быть не менее 0,3 п.л. (12 -14 тыс. знаков) и не более 1,0 п.л. (40 тыс. знаков).

6. Направленные в редакцию рукописи должны пройти корректуру, редактирование, а также обязательное внутреннее и внешнее рецензирование.

7. Редакция Издания оставляет за собою право отказать в рассмотрении рукописи, не отвечающей вышеуказанным требованиям, при этом она не возвращает рукопись, но уведомляет автора о причинах отказа (устно или по электронной почте).

ПОРЯДОК РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ РУКОПИСЕЙ,
поступающих в редакцию журнала
«Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования»

1. Редакционный совет осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию материалов, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов и имеют в течение последних 3 лет публикации по тематике рецензируемой статьи. Рецензии хранятся в редакции журнала в течение 5 лет.
2. Автор статьи представляет выписку из решения кафедры (научного подразделения), где выполнялась работа, содержащую рекомендацию статьи к публикации в журнале. Выписка подписывается заведующим кафедрой (руководителем научного подразделения) или его заместителем, подпись заверяется соответствующей кадровой структурой.
3. Автор статьи представляет оформленный и заверенный отзыв специалиста доктора наук, содержащий рекомендацию статьи к публикации в журнале.
4. Представленная автором статья рецензируется экспертом редколлегии журнала (доктором, кандидатом наук) в форме экспертной анкеты, утвержденной редакционной коллегией. Экспертиза носит закрытый характер, рецензия в форме экспертной анкеты предоставляется автору статьи по его письменному запросу, а также по соответственному запросу в ВАК, без подписи и указания фамилии, должности, места работы рецензента.
5. Окончательное решение о принятии статьи автора и размещении ее в одном из номеров журнала принимается на заседании редакционной коллегии журнала, о чем делается запись в протоколе.
6. Редакционная коллегия информирует о принятом решении автора по его запросу. Автору не принятой к публикации статьи редакционная коллегия направляет по его запросу мотивированный отказ.

Читайте также:  Здоровье с нью лайф медикал

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЭТИКЕ
Ответственность редакции
Деятельность редакции журнала основывается на этических нормах и рекомендациях, публикуемых на сайте https://publicationethics.org/ (Комитет по издательской этике), в соответствии с которой:
— на основании единого подхода к экспертизам редакция журнала несет полную ответственность за содержание и качества публикуемого материала;
— решение о принятии статей к публикации основывается: на оригинальности текста, научной актуальности и новизны материала, достоверности статистических данных и результатов проведенных исследований, соответствию статьей профилю журнала и на основании объективных доводов;
— редакция несет полную ответственность и наделена полномочиями отклонять или принимать статьи к публикации и не должна иметь конфликта интересов с материалами, которые отклоняются или принимаются к публикации;
— редакция должна быть убеждена, что публикуемые в журнале научно-исследовательские материалы соответствуют международно-признанным этическим нормам;
— редакция проводит постоянный мониторинг соблюдения сотрудниками журнала, рецензентами и авторами норм издательской этики, критериев отбора статей;
— обеспечивает конфиденциальность представляемых в редакцию материалов до момента принятия их к опубликованию;
— редакция проводит постоянную работу по совершенствованию деятельности журнала;
— редакция стремится максимально удовлетворять потребности читателей и авторов, защищать свободу слова, оперативно реагировать на жалобы;
— редакция поощряет дискуссии по актуальным проблемам науки среди авторов;
— редакция готова опубликовать корректировки текстов и пояснения к ним, а также опровержения и извинения в случае необходимости;
— редакция обеспечивает анонимность рецензентов и независимость качества публикации от коммерческих интересов, стремится к тому, чтобы реклама, перепечатка или другие коммерческие интересы не влияли на решения редакции;
— редакция постоянно сотрудничает с другими издателями и отраслевыми ассоциациями по различным вопросам, включая этические проблемы, отслеживание ошибок и публикацию опровержений;
— редакция имеет постоянно обновляемые инструкции для авторов по различным вопросам, связанным с условиями и правилами публикаций результатов их исследований в журнале.

Ответственность рецензентов:
— участвовать в формировании редакционной политики;
— следовать редакционной политике, обеспечивающей максимальную прозрачность и полную отчетность перед автором;
— выносить справедливые и беспристрастные решения, не зависящие от коммерческих интересов, и организовывать процесс объективного рецензирования;
— соблюдать сроки рецензирования статей и конфиденциальность оценок;
— обеспечивать конфиденциальность отзывов на статьи;
— рецензенты несут ответственность за все, что публикуется в журнале;
— рецензенты формулируют отзыв объективно и беспристрастно, при необходимости подтверждая свое мнение ссылкой на источник;
— в случае выявления рецензентом некорректных, ошибочных положений или искаженных данных он ставит об этом в известность автора для того, чтобы тот устранил выявленные нарушения и сообщил об этом в редакцию журнала в установленном порядке;
— рецензенты защищают права третьих лиц от несанкционированного использования материалов;
— рецензенты охраняют целостность публикаций, внося при необходимости исправления, и выдают обоснованные отказы тем, чьи рукописи не соответствуют исследовательской или издательской этике;
— рецензенты регулируют редакционные конфликты интересов, отслеживают и пресекают ситуацию конфликта интересов;
— рецензенты обеспечивают осведомленность авторов о требованиях к исследованиям, представленным для публикации;
— рецензенты отслеживают и пресекают возможности конфликта интересов;
— рецензенты постоянно контактируют с авторами по вопросам актуальности публикуемых материалов, достоверности и оригинальности представляемых данных;
— рецензенты должны выделять соответствующие опубликованные положения, которые еще не процитированы.

Ответственность авторов:
— Представлять в редакцию оригинальные произведения, избегая недобросовестного цитирования, ложных данных и параллельных публикаций в других изданиях;
— придерживаться общепринятых стандартов научной отчетности;
— обеспечивать доступ к полученным ими данным и подтверждать источники своих данных;
— автор может использовать финансовую поддержку при публикации своего исследования
— заявление, что все данные в статье реальны и подлинны;
— не создавать ситуации конфликта интересов и при необходимости исправлять ошибки и допущенные неточности в публикуемых работах;
— авторы должны соблюдать общие требования, предъявляемые редакцией к оформлению публикаций, к их соответствию международным издательским стандартам;
— в случае выявления в публикации некорректных, ошибочных положений или искаженных данных автор должен оперативно устранить эти нарушения и уведомить об этом редакцию в установленном порядке;
— авторы имеют право обжаловать решение редакции в случае отказа в опубликовании представленного материала.

Обращаем внимание авторов на то, что, направляя свою статью в журнал, они тем самым дают согласие на обнародование ее путем издания в данном журнале и предоставляют Издателю на безвозмездной основе на срок 5 лет с момента публикации статьи исключительную лицензию на ее использование (воспроизведение Статьи или ее отдельной части в любой материальной форме, в том числе на бумажном и электронном носителях в виде отдельного произведения, в составе Журнала и/или в базах данных Издателя и/или иных лиц, по усмотрению Издателя; распространение Статьи или ее отдельной части на любом носителе в виде отдельного произведения, в составе Журнала и/или в базах данных Издателя или иных лиц, по усмотрению Издателя и/или Учредителя Журнала; доведение Статьи или ее отдельной части до всеобщего сведения с возможностью любому лицу получить доступ к Статье из любого места и в любое время по собственному выбору (в том числе через Интернет); публичный показ экземпляров Статьи или ее отдельной части; переработка, в том числе перевод Статьи (в том числе на английский язык), и использование переработанной (переведенной) Статьи вышеуказанными способами; сублицензирование (предоставление прав использования Статьи и ее отдельных частей, полученных по настоящему Договору, третьим лицам)).

Источник

Фундаментальные аспекты психического здоровья журнал

Проблема потребности общества в полноценной личности в последнее время всё больше упирается в неразрешённость другой проблемы, а именно – в неподготовленность современных педагогов к оценке, развитию, коррекции, сохранению и полноценному формированию здоровья как у себя, так и у своих воспитанников. И если классики-педагогики утверждают, что только развивающаяся личность может сформировать другую полноценную личность, то в настоящее время следует ставить эту проблему шире и заключить, что только педагог, обладающий полноценным психологическим, физическим и социальным здоровьем, может быть полезен для формирования здоровья учащихся. Эта ситуация наиболее обострена в полиэтническом обществе, где межкультурные, межэтнические и межконфессиональные связи требуют от педагога одновременно формирования общих социокультурных основ здоровья, а также учета особенностей национальной принадлежности в этом содержании и в процессе этой деятельности.

У всех народов мира во все времена главной ценностью человека и общества являлось здоровье. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, единой трактовки понятия «здоровье» не выработано. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Так, известны медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению этого понятия. На сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Читайте также:  Различные советы для здоровья

Медико-биологический подход к определению этой дефиниции имеет наибольшую историю и в наибольшей степени разработан. Здесь, как правило, речь идет о категории здоровья как состоянии или процессе функционирования человека как биологического организма. Приведём несколько примеров таких определений.

В Энциклопедии социологии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [13]. Однако живой организм – система неравновесная и на протяжении своего развития всё время меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [9]. Однако данное определение не пересматривалось со времён основания ВОЗ и критикуется во многих работах, изучающих данное явление. Академик В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье – это не только статическое состояние, но и динамический процесс: «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [6].

Н.М. Амосов писал о необходимости количественной оценки здоровья: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» [1].

По мнению Г.А. Апанасенко, феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью: «Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций» [2]. В указанном определении здоровье рассматривается не только в границах статистических характеристик, но и в динамике как процесс и направленная на него деятельность, что вполне соответствует гуманистической образовательной парадигме. Таким образом, медицинское понятие здоровья не может быть признано исчерпывающим и соответствующим потребностям педагогического процесса, направленного на его формирование.

В последнее десятилетие учёными всё чаще стали предприниматься попытки интеграции научного знания в структуру метазнания и поиска полидисциплинарных проблем, имеющих большое значение для ряда наук и значительной группы видов общественной деятельности. Проблема сохранения, а если точнее, формирования здоровья относится к такому полипредметному полю научного исследования. В частности, И.И. Брехман считает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что «здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [3]. Однако данный автор, широко ставя проблему формирования гармоничного здоровья во всех его компонентах, в способах решения указывает только информационную составляющую диагностического компонента этого процесса.

Многие ученые указывают на равновесный характер биологического, психического и социального здоровья, однако рассматривают его как некую ситуацию стабильной гармоничности, некую «застывшую» гармонию.

Иная точка зрения предложена основателем научной школы антропных образовательных технологий, автором социокультурной теории двигательных действий Дмитриевым С.В.: «Здоровье – это процесс балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и жизнедеятельности». Здесь здоровье рассматривается как изменяющаяся система в динамических условиях природной и культурной среды. Указывается, что состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

Таким образом, сущность понятия «здоровье» в литературе определяется под разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения [10]:

– биологический: биологическое благополучие – нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;

– медицинский: физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений;

– экологический: отношение в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;

– социальный: нормальное функционирование человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;

– демографический: относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;

– экономический: экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;

– психологический: гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект, и речи;

– педагогический: состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;

– культурологический: состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья [4]:

1. Физическое здоровье – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

● Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

● Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение для здоровья человека влияет функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Читайте также:  Тренажер диск здоровья для чего

● Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, ловкости, гибкости) [11].

2) уровень физической подготовленности – результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости [12];

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок – состояние различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) и их реакция на испытываемую физическую нагрузку;

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма , обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания – это, так сказать, создание свое­образного резерва (физических, психических и функциональных возможностей организма) для ответа на необычные внешние воздействия – болезни, травмы, аварии, экологические и социальные кризисы.

2. Психическое здоровье – связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни . Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции) [7]. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество [9]. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Психическое здоровье и благополучие имеют важнейшее значение для нашей индивидуальной и коллективной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься как действия, имеющие жизненно важное значение.

Однако следует различать психическое и психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» часто употребляют как синоним к психическому, однако между ними есть отличия. Несколько обобщенно о психическом здоровье можно говорить как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций. Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию. Психологическое здоровье – более широкое понятие, оно характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение – накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни [5].

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) [7].

3. Социальное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру [7]. Иначе говоря, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми [8].

В этом случае индивид, обладающий в достаточной степени лишь одним из указанных компонентов, не может быть признан полностью здоровым ни с позиции медицины, ни с позиции социокультурных условий. Важнее согласованность этих компонентов по уровню и качеству, а также их максимальная реализация в просоциальных видах деятельности, что нами было названо конгруэнтностью здоровья.

Резюме: человек является сложной живой биосоциокультурной системой. Его жизнедеятельность обеспечивается на биологическом, психическом и социальном уровнях. Биологическое состояние зависит от социального, а социальное в свою очередь – от биологического. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически , психически и социально [7].

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов является главным признаком здорового человека.

Конгруэнтность всех видов здоровья – необходимое условие социализации личности, её самореализации, возможная цель и путь коррекции поведения и деятельности, а также и мировоззрения личности. Под конгруэнтностью здоровья понимается согласованность элементов состояния здоровья и видов деятельности по его формированию и поддержанию между собой, их взаимное влияние и реализация в природной и социальной среде.

Достижение конгруэнтности всех видов здоровья у формирующейся или уже сформированной личности возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества. Специфика здоровьетворчества (творения здорового духа и здорового тела) заключается в том, что основным его субъектом является личность как саморазвивающаяся система социально-педагогического управления.

Рецензенты:

Дмитриев С.В., д.п.н., профессор, основатель научной школы «Антропные образовательные технологии», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород;

Глуздов В.А., д.фил.н., профессор, советник ректората, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Источник

Adblock
detector