ГВЭ-9 по русскому языку: готовим детей с ОВЗ («К») к написанию творческого задания
специалист в области арт-терапии
Подготовка детей с ЗПР
к написанию творческого задания на ГВЭ-9 по русскому языку
в рамках технологии инклюзивного обучения детей с ОВЗ
Из опыта педагогической работы
учителя русского языка и литературы
МКОУ Сортавальского МР РК СОШ № 7
Ершовой Светланы Николаевны
На государственном выпускном экзамене по русскому языку в 9 классе обучающиеся с ОВЗ (литера «К»), выбравшие форму изложения, помимо написания самого изложения (сжатого или подробного), должны также ответить на вопрос по прослушанному тексту. Ответ на вопрос предполагает элементы рассуждения с опорой на жизненный и читательский опыт выпускника и считается творческим заданием. Предлагаю вашему вниманию свой личный опыт подготовки детей с особыми образовательными потребностями к написанию рассуждения на ГВЭ — 9.
Сочинение по шаблону
Практика показала, что написание сочинений по готовому шаблону — самая массовая и результативная форма подготовки выпускников к экзамену. И в первую очередь это касается слабых обучающихся и обучающихся с ОВЗ.
Шаблон готовит учитель с учетом требований, предъявляемых к сочинению — рассуждению. Другими словами, зная, по каким критериям эксперт будет оценивать работу выпускника, педагог старается предусмотреть их в готовой форме сочинения. Для детей с ЗПР готовится простая, строгая форма, с понятными, однозначными формулировками.
Примерные шаблоны сочинений-ответов на вопрос (творческих заданий):
1. Рассуждение с аргументом из жизни (в шаблоне 43 слова)
Сегодня на экзамене я прослушал(а) текст (кого?) _________________ . (имя и фамилию автора возьми в конце текста) Он рассказывает о том, как _______________ ____ . (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение (кого?) ______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста) заставило меня задуматься над вопросом: « ___________________________________ ?» (перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).
По моему мнению, ___________________________ . (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным) Я так считаю, потому что _______________ . (закончи предложение)
Свой ответ я могу подтвердить примером из жизни. Однажды я видел(а) такой случай. ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (расскажи об похожем случае, напиши 5-6 предложений)
Получается, что я прав(а). _______________________________________________ (перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению, »)
2. Рассуждение с аргументом из литературы (в шаблоне 49 слов)
Сегодня на экзамене я прослушал(а) текст (кого?) _________________ . (имя и фамилию автора возьми в конце текста) Он рассказывает о том, как _______________ ____ . (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение (кого?) ______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста) заставило меня задуматься над вопросом: « ___________________________________ ?» (перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).
По моему мнению, _______________________ . (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным) Я так считаю, потому что _____________ . (закончи предложение)
Свой ответ я могу подкрепить примером из литературы. Я читал(а) книгу (кого?) ___________ (напиши имя и фамилию автора книги) « _____________ ». (напиши название книги) Там с героем (героиней) по имени ______________ (напиши имя героя) случилась такая история. _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (расскажи эту историю, напиши 5-6 предложений)
Получается, что я прав(а). ____________________________________________ (перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению, »)
Шаблон распечатывается и выдается ученику только в выпускном классе. Затем проводится несколько обучающих занятий, на которых показываем ребенку, как правильно пользоваться таким шаблоном. Только после того, как мы убедились в том, что у ученика легко получается работать по этой форме, даем задание домой — выучить шаблон наизусть (заучивается текст, выделенный красным цветом). И пусть ученик сдаст вам его зачётом как прозу. Но даже после этого ни в коем случае не нужно убирать шаблон со стола ребенка при написании сочинений. Пусть он еще долго — долго и успешно им пользуется как наглядным пособием, вовлекая, таким образом, в работу зрительную память. Не лишним, однако, будет время от времени проверять знание шаблона наизусть в качестве закрепления. Окончательно убираем со стола ученика эту наглядность только в четвертой четверти (хотя дети бывают готовы писать сочинение по шаблону без бумажной «шпаргалки» гораздо раньше).
Не стоит соединять занятие по подготовке детей с ОВЗ к изложению с подготовкой к творческому заданию. Дети устали после изложения и не смогут ничего написать в сочинении. Когда они сдадут вам чистовик изложения, попросите их сохранить свой черновик, выдайте им карточку с вопросом по тексту, заранее подготовленную вами. Обсудите с учеником ответ на вопрос, помогите продумать аргументы.
Творческую работу можно дать домой, но лучше перенести ее на завтра, чтобы ребенок с особыми образовательными потребностями написал сочинение по шаблону на индивидуальном занятии в школе, под вашим руководством.
Никаких шаблонов до 9-го класса!
До 9 класса я не даю ученикам никаких шаблонов. Восемь лет мы пишем сочинения на уроках развития речи, как положено, по заранее составленному плану. На уроках литературы для письменного опроса по изучаемым произведениям я предлагаю обучающимся с ОВЗ («К») карточки с заданиями, нацеленными на перспективу. Задания сформулированы примерно так же, как и вопросы для творческого задания после изложения на ГВЭ. Таким образом, ребята незаметно привыкают рассуждать на общегуманитарные темы, и это является серьезным подспорьем при подготовке к ГВЭ в 9 классе.
Примеры заданий для письменного опроса по литературе в 5 классе
Алеша остался с товарищами. Тогда, когда он был добрым и скромным мальчиком, все его любили, и если, бывало, его наказывали, то все ему сочувствовали, и это ему служило утешением. Но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отвернулся, не отвечая. Алеша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алеша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей. Обливаясь слезами, лег он в свою постель, но никак не мог заснуть. Долго лежал он таким образом и с горестью вспоминал о минувших счастливых днях.
Подумай над вопросом: Почему товарищи Алеши изменили свое отношение к нему? Свой ответ объясни и запиши в тетрадь.
Как должны относиться друг к другу дети в школе? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.
№ 2 (5-лит-К): Прочитай отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму».
Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время она была очень слаба и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал — Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке .
Объясни, почему собачонка « была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима». Свой ответ запиши в тетрадь.
Какие примеры дружбы человека и животных ты знаешь? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.
№ 3 (5-лит-К): Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Жилин подает им куклу. Они смеются, а взять не смеют. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет? Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.
Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на нее, выхватила куклу, разбила ее, услала Дину на работу.
Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, — отдал Дине. Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшин.
«Чего она радуется?» — думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает, вода, а там молоко. Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как обрадуется Дина!
— Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшин и убежала.
И с тех пор стала она ему каждый день, крадучись, молока носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком приносила. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит…
Объясни, почему дочь хозяина Дина стала заботиться о русском пленнике Жилине? Свой ответ запиши в тетрадь.
Какого человека можно назвать добрым? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.
№ 4 (5-лит-К): Прочитай отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
— Ой, больно! – закричал Костылин.
Жилин так и обмер.
– Что кричишь? Ведь татарин близко – услышит. – А сам думает: «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится».
– Ну, – говорит, – вставай, садись на закорки, понесу, коли уж идти не можешь.
Подсадил на себя Костылина, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.
Тяжело Жилину, – ноги тоже в крови и уморился. Нагнется, подправит, подкинет, чтоб повыше сидел на нем Костылин, тащит его по дороге.
Видно, услыхал татарин, как Костылин закричал. Слышит Жилин, едет кто-то сзади, кличет по-своему. Бросился Жилин в кусты. Татарин выхватил ружье, выпалил, – не попал, завизжал по-своему и поскакал прочь по дороге.
– Ну, – говорит Жилин, – пропали, брат! Он, собака, сейчас соберет татар за нами в погоню. Коли не уйдем версты три, – пропали!
Костылин говорит: – Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
– Нет, не пойду, не годится товарища бросать.- Подхватил опять на плечи, понес…
Найди в тексте ответ на вопрос: Почему Жилин не бросил Костылина и не пошел дальше один? Свой ответ запиши в тетрадь.
Каким, по-твоему, должен быть настоящий солдат? Напиши об этом 5-6 предложений в тетрадь.
Источник
Мониторинг знаний, умений и навыков по русскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья.
специалист в области арт-терапии
Мониторинг знаний, умений и навыков по русскому языку.
Усвоение материала при фронтальной работе
1 – успешно овладевают программным материалом при фронтальном обучении;
2 – понимают фронтальное объяснение, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут;
3 – с трудом осваивают программный материал при фронтальной работе;
4 – фронтального объяснения недостаточно, овладевают учебным материалом на низком уровне;
5 – учебный материал усваивается частично, требуется индивидуальная работа и дифференцированный подход.
Самостоятельность в выполнении заданий
1 – задания выполняются самостоятельно, при выполнении сравнительно сложных заданий нужна незначительная активизирующая помощь;
2 – меньшая самостоятельность, нуждаются в активизирующей и организующей помощи;
3 – нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической);
4 – нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов, постоянном контроле и подсказках во время выполнения;
5 – выполнить задание самостоятельно практически не могут.
Способность следовать словесной инструкции
1 – могут выполнить задание, опираясь только на словесную инструкцию, удерживают последовательность операций;
2 – способны следовать словесной инструкции, но план работы удерживают в памяти частично, требуется активизирующая и организующая помощь;
3 – трудности при работе со словесной инструкцией, значительная помощь в начале задания, организация деятельности;
4 – словесная инструкция запоминается механически, быстро забывается, требуется подробный план работы;
5 – только по словесной инструкции задание выполнить не могут.
Овладение правилами правописания
1 – овладевают правилами правописания, успешно применяют знания на практике;
2 – овладевают правилами правописания, часто заучивают, не всегда успешно применяют их на практике;
3 – правила заучивают, на практике применяют механически, трудности с аналитико-синтетической деятельностью;
4 – усвоение правил правописания затруднено, применить на практике могут редко;
5 – заучивание наизусть элементарных правил, применить на практике не могут.
Овладение звуко-буквенным анализом
1 – достаточно легко овладевают звуко-буквенным анализом;
2 – овладевают звуко-буквенным анализом с небольшими затруднениями, допускают небольшое количество ошибок;
3 – медленно овладевают звуко-буквенным анализом, допускают много ошибок;
4 – большие трудности при овладении звуко-буквенным анализом;
5 – частично усваивают звуко-буквенный анализ на элементарном уровне.
Формирование графических навыков
1 – хорошо владеют навыками списывания с рукописного и печатного текста, хорошо видят строчку;
2 – списывают с печатного и рукописного текста с небольшим количеством ошибок, видят строчку;
3 – наблюдается неаккуратность и ошибки в выполнении работ по списыванию, могут потерять строчку;
4 – большие трудности при списывании с рукописного и печатного текста, требуется контроль со стороны учителя;
5 – плохо видят строчку, при списывании допускают большое количество ошибок и неточностей, пропускают целые слова, требуется постоянныйконтороль.
Овладение письмом под диктовку
1 – достаточно хорошо владеют письмом под диктовку, допущенные ошибки могут найти и исправить;
2 – пишут под диктовку с небольшим количеством ошибок, но найти и исправить их затрудняются;
3 – недостаточное овладение письмом под диктовку, допускают большое количество ошибок, требуется словесно-логическая и наглядная помощь;
4 – с трудом пишут под диктовку, темп работы медленный, при написании сложных слов требуется побуквенное проговаривание;
5 – написание под диктовку возможно при анализе каждого слова и при постоянной контроле учителя.
Работа с текстом
1 – могут работать с текстами, понимают содержание, отвечают на вопросы, составляют план, пересказывают, хорошо работают с деформированным текстом;
2 – прочитанное понимают, но при ответах на вопросы и пересказе допускают неточности, с деформированным текстом работают при активизирующей помощи;
3 – трудности понимания текстов, нередко содержание текста понимается искаженно, при ответах на вопросы и пересказе, работе с деформированным текстом нуждаются в разнообразных видах помощи;
4 – с трудом понимают даже простые тексты с несложным сюжетом, требуется многократное прочтение, пересказать затрудняются, ответить могут только на конкретные вопросы, вопросы на логику не понимают;
5 – работают с текстом только под контролем учителя с использование различных видов помощи, воспринимают содержание фрагментарно, могут ответить только на элементарные вопросы по тексту.
Формирование связной устной и письменной речи
1 – на доступном уровне овладевают связной устной и письменной речью, могут передать мысль без помощи наводящих вопросов;
2 – овладевают связной устной и письменной речью, но для успешной передачи мыслей нужна помощь в виде наводящих вопросов, плана, различных видов наглядности;
3 – формирование устной и письменной речи затруднено, отличается неумение строить фразу;
4 – связная устная и письменная речь формируется медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла;
5 – с трудом формулируют мысли, строят фразы, большое количество аграматизмов.
Анализ педагогической диагностики знаний, умений и навыков
учащихся ____ класса по русскому языку.
Усвоение материала при фронтальной работе
Самостоятельность в выполнении заданий
Способность следовать словесной инструкции
Овладение правилами правописания
Овладение звуко-буквенным анализом
Формирование графических навыков
Овладение письмом под диктовку
Работа с текстом
Формирование связной устной и письменной речи
Источник