Меню

Формы взаимодействия доу с семьей по зож

Консультация для воспитателей на тему: « Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по приобщению к здоровому образу жизни»
консультация на тему

Формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Скачать:

Вложение Размер
netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami_po_voprosam_ukrepleniya_i_sohraneniya_fizicheskogo_zdorovya_v_mladshem_vozraste.docx 21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему: « Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей по приобщению к здоровому образу жизни»

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор образовательного учреждения — на сколько они способны с самого раннего возраста создавать ребёнку общий положительный и устойчивый фон психического состояния, обеспечивать развитие деятельной и жизнерадостной личности.

Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).

Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.

Среди них — функционирование консультативных пунктов по проблеме валеологического воспитания,

конференции родителей по обмену опытом по организации рационального досуга детей,

семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях.

Заседания дискуссионных клубов предусматривают различную тематику и формы работы, среди которых:

лекция-консультация «Народная педагогика о здоровом образе жизни»,

дискуссия «Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей»,

вечер вопросов и ответов «Методика валеологического воспитания: принципы и подходы»,

родительский фестиваль «Здоровая семья — здоровая страна»,

круглый стол «Давайте разберемся вместе, что мешает нашим детям быть здоровыми»,

семейный портрет «Здоровый образ жизни в нашей семье»,

Заслуживают внимания проведения таких оригинальных форм проведения работы с семьями, как педагогический десант, когда педагоги выступают перед родителями на предприятиях, организациях, где работают родители, устраивают выставки, выпуски специальных стенгазет.

Уместным является проведение такой формы работы, как «Дерево рода», где встречаются поколения, обсуждаются подходы к укреплению здоровья детей, обращение к народной педагогики.

Эффективна такая форма работы, как встреча в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации валеологического направления, показ, встреча с врачами, психологом.

Информационная связь педагога и родителей осуществляется за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей используются: буклеты; газеты; (они могут быть как групповые, и изданы творческой группой педагогов детского сада).

В системе желательно использовать педагогические задачи и задания для родителей, имеющих валеологическое содержание. Эти задачи могут быть логичными, главная цель которых заключается в стимулировании активности родителей, к самостоятельному приобретению педагогических валеологических знаний, умений, осмыслении важных положений педагогической валеологии, воспитание детей в семье. Логические задачи помогают анализировать, сопоставлять с практической деятельностью воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении, делать выводы, замечать перспективы и пути улучшения валеологического воспитания.

Практические задания помогают родителям формировать и развивать педагогические умения и навыки, применять их в конкретных ситуациях воспитания детей в семье. Это могут быть исследования конкретных условий воспитания детей, изучение причин недостатков в воспитании и разработка на этой основе меры по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в семье и дошкольном учебном заведении.

Учебные задачи широко используются педагогами в системе родительского всеобщего обучения. Выполняя такие задачи, родители индивидуально или коллективно анализируют литературу по вопросам формирования здорового образа жизни детей, обсуждают педагогические ситуации, предлагают пути и способы улучшения валеологического воспитания детей.

  • Приобщение родителей к жизни детского сада:

Дни открытых дверей,

Совместное проведение праздников и развлечений,

показ открытых занятий или режимных моментов,

участие родителей в продуктивных видах деятельности на занятиях совместно с детьми (присутствуют родители, которые могут прийти в виду свободного времени).

Имеется в виду распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники). Воспитатели отдают видеоматериал и те в свободное и удобное для этого время в домашних условиях просматривают материал.

  • Привлечение родителей к участию в педсоветах и семинарах ДОУ.

Родители имеют полное право участвовать в жизни детского сада, вносить свои предложения, планировать совместную работу.

  • Совместная деятельность педагог -> родитель -> ребёнок.
  • Совместная деятельность ребёнка и родителя на занятии;
  • Совместное оформление альбомов, игр, пособий

(Дневничок-Здоровячок, Визитная карточка группы).

  • Совместное выполнение рекомендаций педагога по развитию каких — либо индивидуальных качеств ребёнка.

Систематизировав и объединив формы работы педагогического коллектива дошкольного учебного заведения и семьи, можно убедиться, что нет такой части педагогического процесса, в которую нельзя было бы включить содержание о сохранение и укреплении здоровья детей.

Валеология расширяет, разнообразит формы и методы технологии педагогического процесса и семейного воспитания, позволяет широко использовать игры, физические упражнения, интересные интеллектуальные задачи, проводить прогулки, гигиенические процедуры, занятия.

Однако это вовсе не означает, что родители дома, со дня на день, каждый час должны объяснять детям валеологические знания. Надо остерегаться потери детьми интереса к валеологических знаний за перегрузки их недоступной информации, отсутствии на практике убеждение важности полученных знаний для саморазвития и самосовершенствования.

Очень важно, чтобы каждое открытие для ребенка, чудо, ранее неизвестное, звало к самоанализу, дальнейшему развитию. Только в этом случае можно достичь положительного результата, выработать у малышей четкое и постоянное желание быть здоровыми, ловкими, бодрыми, веселыми, сделать здоровье предметом постоянной заботы ребенка, а не только родителей. Ребенок учится анализировать каждое явление, действие с точки зрения полезности или вредности, учится ценить жизнь и здоровье что и является основной задачей дошкольного учебного заведения и семьи.

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой — они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Психолого-педагогическую информацию родители могут получать из разнообразных источников: периодическая печать, теле — и радиопередачи, научно-популярная литература, сеть Интернет. Но все ли родители вашей группы пользуются такими возможностями? Более доступный способ — общение с вами, уважаемые педагоги. И именно от нас зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация на тему

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh_doshkolnikov.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора.

Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения” показывает беспокойство государства за будущее нашей страны.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где родители являются первыми педагогами своих детей.

Перечислим основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию ЗОЖ:

  • составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
  • организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;
  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • создание системы массовых досугово — оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;
  • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
  • внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;
  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;
  • использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи представляет собой комплекс взаимодействий, взаимоотношений, совместной и индивидуальной деятельности. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

В дошкольном образовании накоплен обширный опыт сотрудничества с родителями, привлечения их внимания к жизни ребенка в детском саду с помощью различных форм, методов и приемов работы с родителями.

Метод – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Другими словами, понимание того, «как работать».

Прием – относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации. То есть, «что непосредственно делать».

Форма – способ существования процесса, оболочка его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана:

— с количеством участников,

— временем и местом проведения процесса,

— порядком его осуществления.

Другими словами, «как будет проходить и называться мероприятие».

Хорошо, если педагоги используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.

В практике взаимодействия детского сада и семьи сложились наиболее рациональные формы работы, которые можно поделить, в зависимости от количества участников, на виды: массовые, групповые, индивидуальные (Таблица 1):

Таблица 1 «Формы работы с родителями по количеству ее участников»

  • совместные мероприятия педагогов и родителей родительские собрания («Мы за здоровый образ жизни» )
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей («Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита»)
  • школа для родителей
  • клубы по интересам («Здоровая семья»)
  • совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
  • Дни открытых дверей
  • Тематические акции («Здоровый образ жизни», «Подари спортивную игру детскому саду»)
  • Радиовещание по радиосети дошкольного учреждения («Здорово здоровым быть!», «Что мы знаем о здоровье?»)
  • КВН, викторины по здоровому образу жизни
  • консультации
  • совместное творчество
  • праздники
  • родительские собрания
  • выпуск семейных газет («Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья»)
  • концерты (агитбригада «Движенье – это здоровье»)
  • соревнования

родительские клубы и др.

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия — это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации (Таблица 2)

Таблица 2 «Интерактивные формы работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

  • родительские собрания в нетрадиционных формах (игры, семинары–практикумы, тренинги и др.);
  • Дни здоровья и марафоны «Здоровое поколение»;
  • праздники здоровья;
  • туристические походы, спортивные соревнования;
  • выставки детских работ;
  • спортивные и другие праздники («Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
  • «Круглые столы»;
  • «Устные журналы» для родителей;
  • клубы «Молодая семья», «За здоровый образ жизни» и др.;
  • выпуск журналов «Азбука дорожная – азбука надёжная», «В здоровом теле – здоровый дух» и др.;
  • выпуск газет «Добрая дорога детства» и «Мудрая сова»;
  • семейные фотовыставки «Наша дружная семья»;
  • выпуски «Полезной книги для родителей», бюллетеней, рекомендаций;
  • конкурсы на лучшие семейные проекты, поделки;
  • совместные занятия с детьми и родителями по физической культуре по познанию;
  • мини-турпоходы;
  • открытые занятия для родителей (как детей, посещающих дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших);
  • «Прямой телефон» и телефон доверия;
  • «День радости»;
  • консультативные Дни «Сотрудничество»;
  • Дни открытых дверей; «Добро пожаловать в д/сад»;
  • выпуск семейных газет;
  • родительская газета «Здоровье»;
  • семейные старты;
  • родительская гостиная;
  • «Семейный музей»;
  • «Семейный театр»;
  • «Почта для родителей»;
  • открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»;
  • родительская Академия «Здоровье», «Дети – зеркало родителей», «Школа здоровья»;
  • ведение «Дневников здоровья», дневников «Шаг за шагом» и многие другие.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста — это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Разнообразие, интерактивность форм взаимодействия с родителями, позволяют воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия — обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — №12. – С.88 – 94.
  2. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. — № 2. – С. 5-6
  3. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
  4. Никишина И. В. Настольная книга современного педагога.

Источник

Читайте также:  Botavikos маска для волос зож
Adblock
detector