Памятка по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью
Прокурор Великого Новгорода разъясняет:
Какими основными нормативными правовыми актами регулируются вопросы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан?
Общие положения об условиях, порядке, размере возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе РФ (глава 59). Там имеются помимо прочих нормы об ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними или недееспособными гражданами, работниками при выполнении трудовых обязанностей, за вред, возникший вследствие недостатков товаров, работ и услуг, и т.д.
Если вред причинен гражданину в процессе исполнения трудовых функций, применяется также Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Для отдельных категорий (например, сотрудников полиции, МЧС России, военнослужащих и др.) действуют специальные нормативные правовые акты.
Для лиц, пострадавших в результате чернобыльских событий, применяется Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Возмещение вреда, причиненного в ДТП, дополнительно регламентировано Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Разъяснения, которые могут пригодиться пострадавшему гражданину при защите своих прав, содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, в т.ч. от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»; от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; от 10.03.2011 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 14.12.2000 № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Указанные документы опубликованы в журнале «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и др. общедоступных источниках.
В объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью граждан, включаются:
а) утраченный потерпевшим заработок (доход), т.е. средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом размер возмещения вреда не уменьшается на суммы пенсий, пособий и иных социальных выплат, назначенных потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработка (дохода), получаемого потерпевшим после повреждения здоровья.
б) расходы на лечение и иные дополнительные расходы (дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и т.п.). Данные расходы подлежат возмещению, если потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Если потерпевший, нуждающийся в указанных видах помощи и имеющий право на их бесплатное получение, фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить исковые требования потерпевшего о взыскании с ответчика фактически понесенных им расходов. Доказательствами данных обстоятельств могут быть документы о назначении бесплатных операций в порядке очередности на поздние сроки, отсутствие по месту жительства потерпевшего медицинских учреждений, оказывающих необходимый ему вид помощи бесплатно, и т.п.
Как рассчитывается утраченный заработок?
Размер утраченного заработка определяется в % к среднему месячному заработку потерпевшего по его выбору — до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им профессиональной трудоспособности, а в случае отсутствия профессиональной трудоспособности — до утраты общей трудоспособности.
Среднемесячный заработок потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы за 12 месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на 12. В случае, когда потерпевший работал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается делением общей суммы заработка за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев. Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.
Учитываются все виды оплаты труда потерпевшего, как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом, и не учитываются выплаты единовременного характера.
Если в заработке потерпевшего до причинения ему вреда произошли устойчивые изменения, улучшающие его имущественное положение (повышена зарплата, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания образовательного учреждения и в др. аналогичных случаях), при подсчете заработка учитывается доход, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения, даже если с момента такого улучшения условий оплаты труда прошел период менее месяца.
В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Если к моменту причинения вреда потерпевший не имел соответствующей квалификации, профессии, то суд вправе определить размер среднего месячного заработка, применив величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, установленную на день определения размера возмещения вреда.
В любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (п.4 ст.1086 ГК РФ).
Круг лиц установлен в п.1 ст.1088 ГК РФ:
— нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
— ребенок умершего, родившийся после его смерти;
— один из родителей, супруг либо другой член семьи, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
— лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти.
а) несовершеннолетние, в т.ч. ребенок умершего, рожденный после его смерти, до достижения ими 18 лет;
б) совершеннолетние дети умершего, состоявшие на его иждивении, до достижения ими 23 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях по очной форме;
в) женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет — пожизненно;
г) инвалиды независимо от группы инвалидности, — на срок инвалидности.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенство детей, не достигших 18 лет, не требует доказательств.
д) член семьи (один из родителей, супруг либо другой член семьи) независимо от факта его нетрудоспособности и факта нахождения на иждивении умершего, если он не работает, поскольку осуществляет уход за иждивенцами умершего, нуждающимися в постороннем уходе в силу возраста либо состояния здоровья.
Размер возмещения исчисляется из той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. Наряду с заработком умершего, определяемым по правилам ст.1086 ГК РФ, в состав его доходов включаются также получаемые им при жизни пенсии, пожизненное содержание, пособия и другие подобные выплаты (например, авторский гонорар, ежемесячная денежная выплата по категории ветеран боевых действий и т.п.). При этом в размер возмещения вреда не засчитываются выплачиваемые лицам в связи со смертью кормильца пенсии, заработок (доход), стипендия как до, так и после смерти кормильца.
Размер возмещения вреда может быть исчислен не только из заработка (дохода) умершего, фактически получаемого им при жизни, но и из того заработка (дохода), который ему причитался при жизни, но не выплачивался по каким-либо причинам.
Потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (ст.1100 ГК РФ).
Источник
Текст книги «Экология»
Автор книги: Анатолий Маринченко
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 12 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды выражается в полной или частичной потере жизнеобеспечивающих (биологических) функций организма.
Безусловно, здоровье нельзя купить, поэтому гражданское законодательство предусматривает возмещение потерь, связанных с утратой здоровья, если эти потери можно оценить в денежном выражении. Возмещению подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, со смертью кормильца, с полной или частичной потерей трудоспособности, моральными травмами, психическими отклонениями, генетическими дефектами, с иными потерями здоровья человека, вызванными неблагоприятными изменениями окружающей природной среды.
При возмещении вреда здоровью граждан, причиненного загрязнением и иными экологически вредными воздействиями окружающей природной среды, компенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:
1) затраты на лечение и восстановление здоровья;
2) расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;
3) иные убытки – вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред. Решающее значение имеет наличие причинной связи между вредом здоровью и источником его причинения, которая доказывается результатами медико-социальной экспертизы.
Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Формы возмещения вреда, причиненного здоровью человека
Возмещение вреда здоровью граждан в исковом порядке
Иск о возмещении вреда здоровью может быть предъявлен самим потерпевшим, членами семьи, потерявшей кормильца, профсоюзной организацией в интересах потерпевшего или семьи, природоохранными органами, общественными экологическими объединениями. При отсутствии сведений об источниках причинения вреда здоровью иск предъявляется государству в целом в лице его специально уполномоченных органов, например городскому комитету по охране природы.
Основанием для вынесения судом решения о полном или частичном возмещении вреда служит юридический факт причинения вреда гражданину, подтвержденный следующими документами: актом о факте загрязнения, актом медицинского освидетельствования, проведенным медицинским учреждением, либо выпиской из истории болезни, подтверждающей факт расстройства здоровья от загрязнения окружающей природной среды; заключением медико-социальной экспертизы о наличии или отсутствии причинной связи между фактом загрязнения или иного вредного воздействия и расстройством здоровья (смертью) потерпевшего с указанием степени расстройства здоровья.
Компенсация расходов и убытков потерпевшему производится судом либо в единовременном порядке, либо путем выплаты ежемесячных сумм до указанного в медицинском экспертном заключении срока переосвидетельствования или пожизненно. При массовом причинении вреда здоровью граждан предприятия – причинители вреда перечисляют исковые суммы в экологические фонды, откуда выплачиваются индивидуальные компенсации гражданам.
По соглашению сторон денежная компенсация может быть заменена (полностью или частично) натуральной компенсацией: предоставлением возможности для эффективного лечения, восстановления здоровья, обучения новой профессии или специальности и предоставлением других льгот за счет материальных ресурсов ответчика.
Первой страной, где суды начали рассматривать подобные иски, была Япония. Как уже говорилось выше, эти судебные дела инициировали массовое экологическое движение в Японии. Эти дела о заболевании людей получили свои названия по местности, где проживали пострадавшие: минамата (1971), итай-итай (1971), екаиши-астма (1972), имигатаминамата (1973). Причиной болезни минамата послужила ртуть, содержащаяся в сточных водах химического предприятия, которая попадала в воду залива, а затем через морскую рыбу в организмы рыбаков. Иск предъявили 77 человек. Болезнь итай-итай была вызвана отравлением кадмием. Ответчик вел разработку месторождений в верхнем течении реки. Сточные воды, содержащие кадмий, попадали в низовье реки, накапливались в иле, а затем в рисе и овощах, которые выращивались на полях. В случае заболевания имигата-минамата причиной отравления, также как и в первом случае, послужила ртуть. По делу екаиши-астма проходило 12 пострадавших от загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий. Во всех перечисленных случаях исковые требования были удовлетворены.
В России подобные иски стали приниматься к рассмотрению гораздо позже – в начале 90-х гг. XX в. Например, в 1991 г. по иску городского комитета по охране окружающей природной среды г. Уфы Госарбитраж России взыскал с местного объединения “Химпром” 40 млн руб. за вред здоровью людей, причиненный загрязнением фенолом р. Уфы. Свое решение арбитраж принял на основе заключения медико-экологической экспертизы, по которой “Химпром” был признан источником загрязнения.
Пока судебная практика рассмотрения подобных дел не получила в России широкого распространения. Одной из причин является невысокий уровень экологизации общественного сознания. Граждане должны проявлять больше активности для защиты своих прав, в том числе и права на здоровую и благоприятную окружающую среду, которое отражено в Конституции РФ.
Административно-правовая форма возмещения вреда здоровью
Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется специальным законодательством.
Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием ОС в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79 ФЗ “Об охране окружающей среды”). В соответствии с нормами гражданского законодательства и упомянутого Закона возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:
– степень утраты трудоспособности потерпевшим;
– затраты на лечение и восстановление здоровья;
– затраты на уход за больным;
– затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;
– потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;
– иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности.
По общему правилу гражданского законодательства компенсации при причинении вреда здоровью загрязнением и иными экологически вредными воздействиями ОС подлежит и моральный вред.
Права граждан на возмещение вреда здоровью от неблагоприятного воздействия ОС могут быть реализованы в исковой, административной, страховой формах.
Право на предъявление иска к причинителю вреда о возмещении ущерба здоровью имеют как сами потерпевшие граждане (в том числе и иностранные), так и их законные представители, в частности члены семьи.
При предъявлении искового заявления в суд потерпевший обязан предоставить помимо расчета причиненного ущерба и понесенных убытков заключение медицинского учреждения о характере заболевания и его источнике, степени утраты трудоспособности. В сложных ситуациях проводится санитарно-экологическая экспертиза, назначаемая органами санитарно-эпидемиологического надзора. Ее задача состоит в определении степени вредного воздействия загрязнения и иных неблагоприятных факторов на здоровье человека и установлении причинной связи между наступившим фактором вреда здоровью и источником его причинения.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления – из средств соответствующих муниципальных или государственных экологических фондов. Источниками возмещения вреда могут быть также страховые фонды предприятий на случаи аварий и катастроф.
Условием применения административно-правовой формы возмещения вреда является наличие экологически неблагополучной обстановки или зон экологического риска (списки таких территорий ежегодно утверждаются федеральными природоохранными органами).
6.3.3. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде
Вред, причиняемый окружающей природной среде, и вред, причиняемый неблагоприятным воздействием самой этой среды (стихийные бедствия и др.), является по своему характеру экологическим.
Экологический вред устраняется путем восстановления природных свойств, но для этого необходимо длительное время и прекращение вредного воздействия. Если вредное воздействие не уменьшается, природа не успевает самовосстановиться и постепенно деградирует.
В таких случаях необходимо прибегать к крайним мерам: приостанавливать или закрывать вредные предприятия (производства) либо перепрофилировать их, выводить в безопасные для населения территории. Но до принятия таких мер применяется имущественная ответственность. Только имущественные затраты несколько спасают окружающую природную среду, сдерживая ее окончательную деградацию.
Гражданско-правовая имущественная ответственность за причинение экологического вреда осуществляется путем разрешения экологических споров в судах и арбитражных судах. В качестве истцов по многим спорам выступают комитеты по охране окружающей природной среды или природопользователи, чьим имущественным интересам нанесен ущерб. Ответчиками являются предприятия, хозяйственная деятельность которых нанесла ущерб окружающей природной среде.
Основаниями возмещения ущерба являются: противоправность поведения причинителя вреда, наличие имущественного экологического ущерба, наличие прямой причинной связи между поведением причинителя и ущербом, вина причинителя. В случае причинения вреда источником повышенной экологической опасности (природные и техногенные экологические катастрофы и др.) вина не является обязательным условием ответственности.
Вред окружающей природной среде с точки зрения последствий может быть экономическим и экологическим. Под экономическим вредом подразумевается причинение ущерба экономическим интересам экологопользователя – гибель урожая на полях вследствие загрязнения земли и т. п. Под экологическим вредом подразумевается нарушение интересов общества, которое заинтересовано в благоприятном состоянии окружающей природной среды.
Возмещение ущерба производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды. При таксовом расчете учитывается вид природных ресурсов. Например, за один экземпляр незаконно выловленного биоресурса взыскивается: байкальский осетр – 50 000 руб., озерный лосось – 6250 руб., серый кит – 1 045 000 руб. За незаконную порубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость древесины срубленных деревьев, уничтоженных или поврежденных до прекращения роста.
Причинитель вреда может произвести восстановление природных ресурсов за свой счет. Например, после прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3 тыс. т нефти АО “Юкос” провело очистные мероприятия за свой счет на сумму 96 млрд руб.
Экономический ущерб природопользователю возмещается с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Если природный объект находится в общем пользовании, то сумма ущерба перечисляется в экологический фонд. В отдельных случаях вред может быть возмещен в натуре, т. е. с согласия сторон на ответчика возлагаются обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.
6.3.4. Экологическая оценка объектов экономики
Ранее уже рассматривалось понятие экологического риска, под которым понимается соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора и вероятности реализации этого воздействия. Иными словами, любая антропогенная деятельность оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, т. е. является экологически опасной. Этот принцип “презумпции экологической опасности” является постулатом и доказыванию не подлежит.
Таким образом, государственное регулирование должно быть направлено на то, чтобы свести экологический риск к минимуму, поскольку полностью избежать этого фактора невозможно. Одной из функций государственного регулирования является предотвращение ведения хозяйственной деятельности, которая угрожает экологической безопасности общества.
Чтобы оценить степень экологической опасности, проводят оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и государственную экологическую экспертизу отдельных производств и предприятий. ОВОС – это процедура учета экологических требований при планировании хозяйственной деятельности, а государственная экологическая экспертиза – это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решения о реализации этой деятельности. Государственная экологическая экспертиза является формой контроля за соблюдением правил ОВОС, поэтому экспертиза проводится после проведения ОВОС.
Оценка воздействия на окружающую среду организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достоверных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной и иной деятельности.
ОВОС проводится при подготовке и принятии решения о развитии хозяйственных и иных объектов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Утвержден перечень объектов, для которых проведение ОВОС является обязательной процедурой. К числу таких видов хозяйственной деятельности относятся, например, предприятия по добыче нефти, производство целлюлозы и бумаги, предприятия химической промышленности, метрополитены и т. п.
При планировании таких объектов заказчик проекта обязан представить в соответствующие государственные органы документацию, в которой анализируются экологические и другие последствия от реализации проекта. В этой документации должны быть отражены характер и степень воздействия на природные комплексы, а также экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия намечаемой хозяйственной деятельности.
Для этого должен быть проведен анализ экологической ситуации в зоне возможного воздействия намечаемой деятельности, т. е. оценка и прогноз возможных изменений в природной среде вследствие строительства и эксплуатации объекта. Должна учитываться также вероятность возникновения аварийных ситуаций.
В представляемой документации должны быть проработаны природоохранные мероприятия по предотвращению экологически вредного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности, по оздоровлению окружающей среды с учетом ликвидации последствий аварий.
При проведении ОВОС заказчик проекта обязан обеспечить участие заинтересованной общественности, которая уведомляется через средства массовой информации, с целью выявления всех возможных неблагоприятных последствий реализации намечаемой деятельности.
Окончательное решение о реализации проекта принимается после проведения государственной экологической экспертизы.
Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности условиям соблюдения экологической безопасности общества.
Основными принципами ее проведения являются: обязательность – как мера охраны окружающей природной среды, широкая гласность и участие общественности, ответственность в виде штрафа, налагаемого в административном порядке.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленным Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Среди материалов, которые заказчик проекта обязан представить на экспертизу, кроме ОВОС, должны также содержаться положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля c органами местного самоуправления, заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными объединениями. В случае положительного заключения экологической экспертизы хозяйственная деятельность должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом.
При наличии отрицательного заключения запрещено финансировать и реализовывать такие проекты. Подобный проект после доработки и учета замечаний экспертной комиссии может быть направлен на повторную экспертизу. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица несут ответственность за невыполнение требований экспертизы.
Действующим законодательством предусматривается участие общественности в проведении государственной экологической экспертизы. Граждане и общественные объединения имеют право: выдвигать предложения о проведении экспертизы, направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам власти субъектов РФ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой деятельности, получать информацию о результатах проведения экспертизы, обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитражный суд.
Кроме того, общественные объединения и граждане имеют право проводить общественную экологическую экспертизу, правовой статус которой закреплен в законодательном порядке наряду с государственной экологической экспертизой. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Она становится юридически обязательной после утверждения ее результатов федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта РФ.
Несмотря на то, что государственная экологическая экспертиза начала действовать в России сравнительно недавно (с 1988 г.), уже накоплен достаточно богатый опыт в ее проведении.
Не всегда решение экспертной комиссии удовлетворяет общественность, и в этом случае граждане пользуются своим правом на участие в принятии экологически значимых решений и проводят альтернативную общественную экологическую экспертизу.
Экологическая оценка производств и предприятий, которая производится посредством проведения ОВОС и государственной экологической экспертизы, является эффективным средством, позволяющим предотвратить ведение хозяйственной деятельности, угрожающей экологической безопасности общества и окружающей природной среде.
Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия).
Смерть человека вследствие экологического преступлении оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть: штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.
Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы или водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.
Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.
Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.
Источник