Формы и методы работы воспитания у детей понятий и ценности здорового образа жизни
Ирина Романова
Формы и методы работы воспитания у детей понятий и ценности здорового образа жизни
Здоровье ребенка – главная проблема, которая беспокоит как родителей, так и воспитателей. Важно еще в детстве сформировать правильное отношение к своему здоровью, привить навыки здорового образа жизни. В дошкольный период идет становление личности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Взрослые должны помочь ребенку научиться осознанно относится к своему здоровью и жизни, усвоить знания о здоровье и приобрести навыки его оберегать, поддерживать и сохранять. В содержании работы по знакомству с окружающим миром значительное место занимает проведение с детьми занятий познавательного характера, где дети знакомятся с элементарными научными знаниями о строении организма, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения.
Задачи формирования здорового образа жизни решаются во всех видах детской деятельности. Учитывая наглядно наглядно-образный характер мышления дошкольников, основной материал необходимо преподносить с помощью наглядных и практических методов, для этого широко используется такие методы как наблюдение, обследование, самообследование, эксперимент и собственная продуктивная деятельность детей.
Важно уточнить знания детей о названиях и месторасположение разных органов чувств и частей тела. Такая работа начинается уже в младшем возрасте. Можно использовать игры, такие как «Спрячем носик» (или глазки, ушки и т. д., «Умывалочка» (моем ручки, ушки, нос). При этом дети имитируют движения умывания различных частей тела. Важно использовать иллюстрации, пальчиковые игры, читать народные потешки, исполнять песни. В этот период важно сосредоточить внимание детей на органах чувств и частях тела, закреплять знания о них.
Старшие дошкольники активнее приобщаются к нормам здорового образа жизни. Представления детей о здоровье, организме и его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма, различных заболеваниях, пагубных действиях вредных привычек обогащаются в увлекательной наглядно – практической форме изучения. В этом возрасте объем изучаемого материала значительно увеличивается, а темы детских исследований становятся более широкими. «Как мы дышим», «Как наши органы помогают друг другу», «Наши друзья- витамины», «Мой компьютер- мой друг», «Чтоб зимою не болеть -нужно закаляться»
Исследовательская деятельность включает метод самообследования. Так при изучении внешнего вида дети проводят опыты по изучению строения кожи, растягивают её, рассматривают ее под лупой. изучают пальцевые рисунки. В процессе дети понимали важность гигиенических процедур для своего организма. В процесс таких занятий входят задания исследовательского характера, побуждающие детей к самостоятельной и умственной деятельности, активизирующие мышление, творческое воображение, смекалку.Например: как действовать если нет воды для мытья рук, как профильтровать воду.
Уроки здоровья воспитывают не только толерантность и сопереживание к людям с ограниченными возможностями здоровья, но и заставляют бережно относиться к своему собственному здоровью. Предложить детям закрыть глаза и пройти (с поддержкой, чтобы ощутить, что чувствует слепой человек- очень действенный метод для того, чтобы дети не переутомлялись сидя возле компьютера.
Использование дидактических игр типа «Что звучит?» «Какой инструмент (или предмет) звучит», «Чей голосок?», «Узнай по запаху», приводят детей к выводу, что каждый орган чувств жизненно необходимы человеку, помогают узнать больше об окружающем мире и его потеря создает большие проблемы для человека и окружающих его людей. Когда дети смогли свободно показать свои органы чувств и части тела, объяснять их значение для человека, необходимо понять, как устроены эти органы, как они функционируют и какими особенностями обладают. Очень нравится и запоминается детям опыт, когда предлагается некоторое время двигаться не сгибая рук и ног.
Овладение опытом бережного отношения к своим органам чувств и частей тела-следующая важная ступень в работе. Беседы – «Как уберечь своих помощников?», «Есть ли у нашего организма враги?». Помощь в работе оказывают стихи К. Чуковского, А. Барто, В. Маяковского и других писателей. Дети сами находят «врагов»организма: грязь, разницу температур, шум, неправильное освещение. Целью этих бесед является вызвать у детей желание беречь свой организм, обучить способам заботливого отношения к себе. Чтобы сохранить здоровье необходимо научиться управлять своим организмом.
В этой работе важно сделать родителей своими союзниками, ведь большое значение у детей имеет семейное воспитание. Важную роль играет проведение бесед, консультаций, где родители получают не только теоретические советы, но и приобретают практические навыки по проведению с детьми работы по здоровому образу жизни (например, оздоравливающий массаж, приемы самомассажа, точечный массаж при простудах, гимнастика для глаз, произнесение целебных звуковзакаливание организма, дыхательная гимнастика). Важно убедить родителей побольше бывать с ребенком на свежем воздухе. контролировать его пребывание возле компьютера, телевизора, побольше времени уделять физическому воспитанию ребенка. Такой союз родителей и воспитателя способствует преемственности детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников. Опыт работы в дошкольном учреждении позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и развития у детей интереса к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Приемы и методы работы с детьми по воспитанию здорового образа жизни:
-Беседы и рассказы воспитателя
— Чтение и заучивание стихотворений
-Моделирование различных ситуаций
-Рассматривание книг, сюжетных и предметных картинок.
Источник
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
методическая разработка
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы» | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки КБР
Управление образования Чегемского района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Инала Пшибиева» с.п. Нартан
с классными руководителями
«Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
Зам.директора по ВР
— Уважаемые, педагоги, послушайте стихотворение В.Крестова «Тепличное создание»
Болеет без конца ребенок. Мать в панике, в слезах: и страх, и грусть.
— Ведь я его с пеленок всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним — то в больницу, то в аптеку, лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так порой мы из детей растим тепличное созданье,
А не бойцов – богатырей.
Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют и родителей и нас – педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, а став взрослыми, вошли в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми.
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Уже к 6 -7 годам лишь пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым.
Объяснений складывающейся ситуации много: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни, нервно – психические перегрузки.
Перечисляя «факторы нездоровья» возрастающего поколения, мы забываем о самом существенном – это неумение, как детей, так и родителей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сохранения здоровья.
Одной из приоритетных задач нашего ДОУ является — повышение индекса здоровья детей на 5%, поэтому сегодня за нашим круглым столом разговор пойдет о том, как сформировать у детей и взрослых навыки ЗОЖ.
Цель нашего круглого стола : Определить наиболее эффективные формы работы с родителями по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Мы предлагаем Вам разделиться на 2 команды.
Задание №1 «Вопрос – ответ»
Командам раздаются одинаковые вопросы. На обсуждение 3 минуты.
а) Как вы понимаете значение слова «ЗОЖ»?
б) Перечислите основные элементы ЗОЖ.
По определению И.И. Мечникова ЗОЖ – сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурных сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
«ЗОЖ нельзя приобрести раз и навсегда на каком – то этапе воспитания и развития личности. Образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо постоянно учить».
Из словаря, ЗОЖ – это система привычек и поведения в повседневной жизни и в экстремальных условиях, которые обеспечивают человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей для решения личных проблем и вопросов.
По современным представлениям в понятие «ЗОЖ» входят следующие компоненты:
— оптимальный режим труда и отдыха;
Задание № 2. «Мозговая атака»
Вам предлагается следующее задание:
1 команде: а) Объясните важность для формирования ЗОЖ режима дня ребенка.
б) Объясните важность для формирования ЗОЖ культурно – гигиенических навыков.
2 команде: а) Объясните важность для формирования ЗОЖ правильного питания
б) Объясните важность для формирования ЗОЖ двигательной активности.
На обсуждение 3 минуты.
Вывод: Из ваших ответов видно, что для формирования ЗОЖ важен каждый компонент.
Задание 3. «Блицтурнир» — Кто быстрее ответит?
- Без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (без воды, пищи, сна)
- Почему еда ребенка должна быть разнообразной?
(Ни один продукт не дает всех питательных веществ: один дает энергию – мед, гречка,
изюм, масло; другие – помогают строить организм и делать его более сильным – творог,
рыба , мясо; а фрукты и овощи помогают расти и развиваться организму.
Из рубрики «Это интересно знать»: Слово «витамин» придумал американский ученый –
биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», содержащееся в оболочке
рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слов «vita» — жизнь, с «амин»
получилось слово «витамин». К примеру, детям 6 -7 лет надо съедать в день 500 -600 гр.
овощей и фруктов.)
- Перечислите основные принципы организации питания.
(- выполнение режима питания;
— гигиена приема пищи;
— ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
— эстетика организации питания (сервировка);
— индивидуальный подход к детям во время питания;
— правильная расстановка мебели.)
- Как микробы попадают в организм?
(при чихании, кашле, через грязные руки, через пользование другими вещами, грязные фрукты и овощи, если человек не закаляется, иммунитет ослабляется и.т.д.)
- Какие секреты долголетия вам известны?
(закаленное тело, правильное питание и режим дня, спокойный характер, ежедневный
- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
(Правильно сидеть за столом, равномерно распределять нагрузку на руки, спать на жесткой постели с невысокой подушкой, выполнять различную работу с максимально выпрямленной спиной, выполнять упражнения по укреплению мышц туловища)
А сейчас мы предлагаем вам немного отдохнуть и проверим вашу осанку. Упражнение называется «Гора».Встаньте, пожалуйста.
Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.
Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой.
Представьте, что ваше тело, как гора.Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» — и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» -и тоже тянется вверх.
«Нет!» — решили они. «Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих!».
«Потянулись обе руки вместе вверх, сильно – сильно.
Медленно опустите руки, улыбнитесь, молодцы.
— Уважаемые коллеги, из предложенных форм работы с родителями по формированию навыков ЗОЖ, выберите (подчеркните) наиболее эффективные по вашему мнению.
Обоснуйте свой выбор.
Из своего опыта предложите другие эффективные формы работы с родителями.
На обсуждение 5 минут.
Предложенные формы работы с родителями:
— участие в эстафетах, соревнованиях
— День Открытых Дверей
Как мы видим, в работе с родителями можно использовать разнообразные формы по формированию навыков ЗОЖ, но не все они на деле оказываются эффективными. Поэтому лучше использовать наиболее приемлимые формы, приносящие положительный результат.
Чтобы выполнить годовую задачу, направленную на повышение индекса здоровья, надо постоянно, систематически прививать детям навыки ЗОЖ через плодотворную работу с родителями, т.е. учить их быть здоровыми.
Задание №1 «Вопрос – ответ»
а) Как вы понимаете значение слова «ЗОЖ»?
б) Перечислите основные элементы ЗОЖ.
Задание №1 «Вопрос – ответ»
а) Как вы понимаете значение слова «ЗОЖ»?
б) Перечислите основные элементы ЗОЖ.
Задание № 2. «Мозговая атака»
1 команде: а) Объясните важность для формирования ЗОЖ режима дня ребенка.
б) Объясните важность для формирования ЗОЖ культурно –
Задание № 2. «Мозговая атака»
2 команде: а) Объясните важность для формирования ЗОЖ правильного питания
б) Объясните важность для формирования ЗОЖ двигательной активности.
- Как Вы поступите, если ребенок отказывается от предложенного блюда или напитка?
(Какую работу вы проведете с детьми, а какую — с родителями?)
3.2. Как Вы поступите, если ребенка привели в детский сад небрежно одетого,
с грязными ногтями?
(Какую работу вы проведете с детьми, а какую — с родителями?
5. Предложенные формы работы
— участие в эстафетах, соревнованиях
— День открытых дверей
— совместные занятия для детей
Из своего опыта предложите другие эффективные формы работы с родителями.
5. Предложенные формы работы
— участие в эстафетах, соревнованиях
— День открытых дверей
— совместные занятия для детей
Из своего опыта предложите другие эффективные формы работы с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п.
Работая с «трудными» детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа будет выстраиваться индивидуально, исходя.
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.
Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка.
Чтобы сформировать дружный, отзывчивый классный коллектив необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитательной работы. Данная статья поможет классным руководител.
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются.
Методическая разработка»Формы воспитательной работы классного руководителя".
Источник
➤ Adblockdetector