Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни
Людмила Тарасова
Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни
Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение располагает всеми возможностями для организации процесса формирования у дошкольников культуры здоровья, навыков здорового образа жизни.
Культурологический аспект проблемы здоровья не нов. О важности формирования культуры здоровья и ее содержании писали Э. Н. Вайнер, В. Я. Данилевский, И. И. Мечников.
Истолкование понятия (дефиниция) «здоровый образ жизни» однозначно не определено. В научных трудах ученых можно встретить различные определения.
В трудах П. А. Виноградова, Б. С. Ерасова, О. А. Мильштейна, В. А. Пономарчук, В. И. Столярова здоровый образ жизни понимается как глобальная социальная проблема, структурная часть жизни общества в целом.
Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.
Общепринятого определения понятия культура здоровья не выработано.
Л. Волошина отмечает, что культура здоровья – это не только информированность в области здоровьесбережения, которая достигается в процессе обучения, но и практическое применение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
В. В. Кожанов определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, которое формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью, к организации здорового образа жизни. Автор подчеркивает, что содержание культуры здоровьясостоит из трех компонентов:
• интеллектуальный – знания как организовать здоровый образ жизни, сберечь и поддержать здоровье;
• эмоционально-ценностный — позитивное отношение к своему здоровью;
• действенно-практический – применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
Согласно В. А. Деркунской «культура здоровья» детей дошкольного возраста – это сочетание ценностного отношения ребенка к здоровью, его сбережению и поддержанию на собственном уровне, других людей и общества в целом; индивидуально и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности, которые направлены на приобретение физического, психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, осуществление элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в чрезвычайных для здоровья ситуациях — с одной стороны и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания — с другой.
В результате анализа работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, С. А. Козловой, И. М. Новиковой можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте у ребенка возникает стойкий интерес к собственному здоровью, отношение к собственному организму (жизни, здоровью) как ценности.
Процесс развития культуры здоровья дошкольников, связан с развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека. Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит в непосредственной образовательной деятельности, в том числе и физической культуре, режимных моментов, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности.
По мнению Л. А. Венгера, для развития культуры здоровья необходимы специальные физические упражнения, которые укрепляют здоровье дошкольников. С этой целью каждый день с детьми дошкольного возраста организуют утреннюю зарядку, непосредственную образовательную деятельность по физкультуре. Их цель — научить детей правильному выполнению движений, разным упражнениям, которые направлены на развитие координации тела и побуждение к самостоятельной двигательной активности. Гимнастика и непосредственная образовательная деятельность по физкультуре в спортивном зале организуются под музыку, что «благотворно влияет на эмоции дошкольника, содействуют хорошему настроению детей, развивает культуру здоровья».
Актуальны для формирования культуры здоровья подвижные игры. Проводятся они в группах, во время прогулок и в промежуточные интервалы в непосредственно образовательной деятельности. Подвижные игры обязательно входят и в музыкальные занятия. Изучение движений, побуждение к двигательной активности дошкольников организуется на прогулках, которые имеют определенное содержание. Например, педагог для прогулки планирует подвижные игры, эстафету, соревнования и т. д.
Применяются некоторые методические приемы: рассказы и беседы педагога; заучивание стихов; моделирование разных ситуаций; игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.
Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит путем применения различных форм, методов и приемов работы. В непосредственной образовательной деятельности у детей формируются представления о здоровье человека, о строении человеческого тела, о функционировании основных органов и систем человеческого организма, о взаимосвязи между окружающей социальной и природной средой и состоянием здоровья человека. Автоматизации полученных представлений содействуют наблюдения, беседы, игры, экскурсии, проблемные ситуации, опыты и др.
На экскурсиях детям рассказывают о влиянии следующих экологических факторов: грязь, пыль, выхлопные газы от машин на состояние окружающей природной среды, с последствиями такого загрязнения, что содействует развитию представлений о влиянии автомобилей на состояние природы и жизнь человека.
По мнению Л. Г. Касьяновой еще одним способом развития у дошкольников культуры здоровья является применение игровых методов. Игры наполняются содержанием о культуре здоровья и применяются для усвоения и автоматизации информации, формирования навыков. Например, дети играют мячом (по типу «Полезно — вредно») с произнесением названий продуктов питания, предметов и объектов окружающей среды, или на прогулке «появляются» животные, птицы и сказочные персонажи, знакомящие детей с разными социальными и экологическими факторами, которые наносят вред здоровью и мешают здоровому образу жизни человека.
Для непосредственного изучения дошкольниками объектов и явлений на прогулке проводятся кратковременные и долгие наблюдения и опыты. Наблюдение может показать детям влияние на природу социальных и экологических факторов, способствуют осознанию влияния окружающей социальной и природной среды на культуру здоровья. Опыты содействуют формированию у детей познавательного интереса. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к выводу, умозаключению, уточняют свои представления. Для развития познавательной активности и формирования культуры здоровья у старших дошкольников используются методыпроблемного обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод выбора, проблемные вопросы, максимально затрагивающие интересы ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.
Особое место в формировании культуры здоровья занимает работа с родителями. Семья совместно с дошкольным образовательным учреждением является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Таким образом, культура здоровья жизни детей дошкольного возраста — это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в детском саду. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольное образовательное учреждение как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здоровья, определяя тем самым здоровый путь его развития.
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194» КРУГЛЫЙ СТОЛ.
Система работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194» КРУГЛЫЙ СТОЛ.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: задачи, содержание работы» Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников» Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников подготовительной группы Охрана здоровья в подрастающего.
Основные формы работы с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника Основой работы педагога с семьей в ДОУ является взаимодействия: 1. Диалог с родителями (обмен опытом, мнениями, переживаниями) 2. Совместная.
Педагогическое партнерство ДОО в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза.
Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Презентация «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Костюгова Наталья Владимировна 1СЛАЙД: В наши дни, проблема сохранения.
Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников Режим дня в формировании здорового образа жизни дошкольников. В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни План по самообразованию воспитателя Кузнецовой Т. Н. на 2016-2017 уч. г. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании.
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Источник
Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников
Марина Титкова
Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников
Формы и методы формирования культуры здоровья дошкольников.
Терапевтическая направленность педагогической деятельности воспитателя детского сада.
Работа с обучающимися
в разновозрастной группе «Яблонька».
Культура здоровья личности может воссоздаваться на протяжении всей жизни в процессе непрерывного образования и развития.
Задача формирования основ культуры здоровья актуальна с самого раннего возраста, так как все события и впечатления детства глубоко влияют на дальнейшее развитие человека. Детство является полноценным этапом процесса онтогенеза, в течение которого ребенок еще не способен существовать самостоятельно. Дошкольное детство нельзя рассматривать как предварительную ступень вступлением в зрелую жизнь взрослого индивида.
Период дошкольного детства характеризуется ярко выраженной способностью ребенка подражать. Ребенок научается ходить и говорить в раннем детстве благодаря этой способности. Подражая взрослым, он познает мир.
Свободная творческая игра в жизни дошкольника является ведущей формой деятельности. Значение и необходимость игры в дошкольный период подчеркивается всеми выдающимися психологами и педагогами, как отечественными, так и зарубежными.Игра многофункциональна:
-она отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности;
-игра является средством познания окружающего мира;
-в игре дети обогащают чувственный и жизненный опыт, развивают социальный опыт, осваивает нормы поведения, осваивает нормы поведения и общения;
-в игре проявляется самостоятельность, инициативность ребенка, его «взрослость», ребенок обживается в мире взрослых, моделируя ситуации будущей жизни;
— в игре ребенок развивает воображение и фантазию, учится воплощать замысел и доводить дело до конца.
Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии. Цель игровой терапии – дать ребенку свободу, возможность самому оценить своё поведение, понять собственный творческий потенциал, поддержать положительный образ собственного «Я». Ребенок должен выразить себя в игре, предстать таким, какой он есть. У него есть право быть самим собой, право на самореализацию. Игра отвечает основной потребности ребенка – войти в мир взрослых, вступить с ними в сотрудничество.
Современная педагогика и психология в поиске эффективных средств психокоррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения, воспитания и развития детей. Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства основаны на том, что ребенку предоставлены неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в процессе творчества. Ребенок утверждает свое «Я», собственную неповторимость. Интерес окружающих и принятие результатов творчества повышает самооценку. Это обеспечивает решение задач адаптации ребенка в социальной среде.
Арттерапия – одна из инновационных гуманистических систем, которая развивает новое направление в педагогических исследованиях – терапевтическое. Основана на том, что «Я» человека отражается в зрительных образах, в картинах, другой продукции творчества. Ребенок осознает свой личностный рост, получает опыт самопознания и самоприятия, эстетический опыт. Арттерапия включает различные виды искусств, которые применяются в лечебных целях.Основными функциями являются:
-катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
-регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного эмоционального состояния);
-коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Изотерапия применяется для коррекции эмоциональной депривации, снижения чувства одиночества, страха, искаженной самооценки, коррекции конфликтных межличностных отношений. Она включает рисование и лепку. Среди разнообразных типов заданий, используемых в практике изотерапии, выделяют цветотерапию – упражнения с цветом.
Кинезитерапия основана на связи музыки и речи с движением в пространстве и во времени. На языке жеста, мимики, в позах и движениях, без строгой регламентации. Широко применяются народные игры, танцы, песни и тексты. Кинезитерапия является невербальным способом коррекции психического состояния детей. Приемы кинезитерапии направлены на то, чтобы человек мог пережить себя как душевно-духовное и телесное существо и, таким образом, получить опыт обновления и одухотворенности.
Среди различных видов кинезитерапии выделяется эвритмия, которая соединяет не только музыку и движение, но и поэтическую речь и движение. Это искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца. В процессе кинезитерапевтического занятия решаются следующие задачи формирования культуры здоровья:
-улучшение самочувствия, повышение двигательной активности, работоспособности (соматический аспект);
-переживание своей успешности, надежда, пробуждение эмоций, позитивный настрой, интерес к окружающему (эмоционально-волевой уровень);
-самовыражение в движении, реализация внутренних образов, развитие фантазии и воображения (когнитивно-образный уровень);
-улучшение межличностных отношений, познание себя в благоприятной атмосфере, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности (личностно-социальный уровень);
-формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, знакомство с музыкальной и поэтической культурой и особенностями менталитета русского и других народов мира, укрепление чувства ответственности и справедливости (духовно-нравственный аспект).
Эвритмические занятия для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создается действиями всех участников.
Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем «Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем» Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения,.
Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры «Методы и средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры» «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые.
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация.
Методы формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений одна из важнейших задач.
Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» — всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.
Презентация «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения» «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения». I. Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить вам.
План самообразования «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Актуальность: Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки.
Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников . Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом.
Семинар для родителей «Методы и приемы формирования волевых качеств у дошкольников» Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он творит и, особенно, когда выполняет трудовые поручения старших. Для.
Презентация «Семинар по речевому развитию «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» «Методы и приёмы формирования диалогической формы речи детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме.
Источник