Работа ШМО в повышении профессиональных компетентностей педагогов.
статья по теме
Статья содержит материал из опыта работы как руководителя ШМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОЪЕДИНЕНИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»
В период реформирования образовательной системы невозможно говорить о перспективах развития программы модернизации российского образования без новых форм и методов организации учебного процесса, без системной работы по повышению профессиональных компетентностей педагогов. Одной из основных задач методического объединения является непрерывное повышение мастерства учителя, создание условий для профессионального роста педагогов, совершенствование методической культуры, проявляющейся во всех видах учительской деятельности: обучении, воспитании, развитии. Профессионализм педагога — интегрированная характеристика личности, представляющая взаимосвязь профессиональных компетенций, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога.
Работа школьного методического объединения направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также свойств и качеств личности. Таким образом, целью работы школьного методического объединения является совершенствование содержания образования и воспитания посредством развития профессионально-педагогических компетентностей педагогов. По отношению к опытным педагогам – это создание условий для активной исследовательской и наставнической деятельности, к молодым педагогам: развитие надпрофессиональных умений, превышающих базовый стандарт педагогического образования, к начинающим и малоопытным педагогам: помощь в становлении профессиональных умений, расширение и углубление психолого-педагогических знаний.
Основные направления работы школьного методического объединения по повышению профессиональных компетентностей педагогов.
1. Необходимым условием эффективной работы школьного методического объединения является организация работы на диагностической основе . Чтобы оказать целенаправленную помощь в организации образовательного процесса проводится анкетирование, тестирование, собеседование и другие формы работы для определения круга проблем, запросов и потребностей педагогов, которые фиксируются в карте затруднений и получают практическое разрешение в проведении педагогических семинаров, открытых занятий, педагогических мастерских, пленарных заседаний школьного методического объединения, индивидуальных и групповых консультаций.
2. Для системного повышения уровня профессионального мастерства методическое объединение организует работу по изучению нормативных документов по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета.
3. Методическое объединение отводит важное место в системе повышения профессиональных компетентностей педагога, умению осуществлять выбор программно — методического обеспечения образовательного процесса с учетом требования обновления содержания образования. Методическое объединение разрабатывает критерии к структуре и содержанию рабочих учебных программ с учетом вариативности и разноуровневого преподавания, участвует в их разработке и несет ответственность за их внедрение. На заседаниях методического объединения рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов, методического сопровождения для изучения наиболее трудных тем программ.
4. Общеизвестна истина, что успешность реализации программы зависит от грамотно составленного учителем календарно-тематического планирования . Здесь особое внимание школьное методическое объединение отводит соответствию планирования учебному плану и программе, оказывает помощь в выборе и использовании учебно-дидактических комплексов.
5. Систематическое отслеживание результатов деятельности по реализации программ, проведение мониторинга качества образования учащихся не только способствует определению продуктивности деятельности учителя и состояния преподавания предмета, но и стимулирует мотивацию повышения профессиональной компетенции.
6.Методическое объединение оказывает помощь в освоении новых форм и методов организации педагогических технологий образовательного процесса, организуя занятия по изучению теоретических вопросов. Демонстрация практических умений осуществляется через систему открытых уроков в рамках предметных недель и декад, практикумов, семинаров, открытых общешкольных и внеклассных мероприятий, на которых последовательно идет отработка отдельных элементов избранной технологии, прослеживается система и выявляются целесообразность и обоснованность ее использования. В процессе такой деятельности у педагогов развивается гибкость восприятия и ответственность за результат своей работы.
7. С целью совершенствования педагогического мастерства методическое объединение организует взаимопосещение уроков с последующим самоанализом и анализом конкретных педагогических ситуаций. В процессе данной работы формируется умение прогнозировать результаты, развивается адекватная оценка и самооценка педагогической деятельности.
8. Учитель остается собой до тех пор, пока учится сам. В течение учебного года педагоги знакомят членов методического объединения со своими продвижениями в самообразовательной деятельности , подвергая ее анализу через открытые занятия, участие во внеурочной деятельности, школьных и городских семинарах, научно-исследовательских конференциях. Венцом достижений профессионального самообразования являются творческие отчеты, в процессе которых раскрывается личность учителя как компетентного педагога и интересного человека.
9. Вопросы по формированию, обобщению, изучению и распространению передового педагогического опыта педагогов являются ключевыми в работе методического объединения. Обобщение опыта учителя является моральным поощрением и одной из форм повышения и самовыражения профессиональных компетентностей.
10. Формируя банк дидактического материала , школьное методическое объединение проводит консультации в лице специалистов высокого уровня по грамотному оформлению и накоплению «методических копилок», конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий и других методических наработок.
К примеру, результаты работы над единой методической темой могут быть оформлены в виде индивидуальных методических папок, которые пополняют информационный фонд учреждения и являются рабочим материалом для всех педагогов.
11. Поистине трудно переоценить вклад методического объединения в оказании методической помощи и повышении профессиональных компетентностей молодых специалистов . Методическое объединение всецело содействует моральной и профессиональной адаптации молодых учителей через индивидуальные консультации и наставничество.
12. И наконец, правильно организованная работа методического объединения и создание комфортной нравственной атмосферы вселяют в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. Методическое объединение призвано создавать условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов, так как в хорошем психологическом климате, в теплом отношении, во внимании нуждаются не только ученики, но и учителя, которые по меткому замечанию С.Соловейчика, тоже ученики «навечно вызванные к доске».
Итак, грамотно спланированная и системная работа школьного методического объединения, как структурного подразделения школы, способствует повышению профессиональных компетентностей и росту профессионального мастерства педагогов.
Источник
«Роль ШМО в формировании профессиональной компетентности учителя ( из опыта работы)»
статья
Материалы выступления момогут молодому руководителю МО органитзовать методическую работу в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shmo_v_razvitii_professionalnoy_kompetentnosti_i_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelya_v_uslovi.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема моего выступления «Роль ШМО в развитии профессиональной компетентности и творческого потенциала учителя в условиях реализации ФГОС НОО»
Хочется начать своё выступление с высказывания В.А. Сухомлинского
«Важнейшее условие духовного роста педагога — это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время — ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский)
Где же взять это драгоценное время, чтобы не обеднеть духовно, ведь общество предъявляет современной школе серьёзные требования. Сегодня учителю необходимо учиться рационально и эффективно использовать рабочее время, уметь планировать и правильно организовывать свою деятельность, ведь по новым стандартам мы учим этому своих учеников. А ещё, на мой взгляд, велика роль коллектива, в котором работает учитель. Я могу сказать, что коллективу учителей начальной школы нашей гимназии присуще взаимовыручка, поддержка, совместное творчество, нацеленное на результат.
- Социальный портрет учителя начальной школы ГБОУ гимназии № м446
В состав методического обьединения входят 12 учителей и 1 освобожденный воспитатель ГПД
11 — имеют высшее педагогическое образование, 10 – высшую квалификационную категорию, 1 учитель — первую. Есть в коллективе малоопытный учитель, она заступила за должность учителя с должности воспитателя ГПД 12.01.2015г. в связи с производственной необходимостью и сразу была направлена на курсы переподготовки. В этом году продолжает обучение.
4 учителя награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ», 1 учитель «Почётной грамотой МО РФ»
Коллектив опытный: 4 педагога имеют стаж более 30 лет, ещё четверо более 25, двое работают в школе более 20 лет.
Контингент учителей можно назвать стабильным: 3 учителя работают в гимназии более 15 лет, 5 человек более 10 лет.
Несмотря на свой опыт, учителя систематически повышают свою квалификацию, обучаясь на различных курсах. Мы помним слова К.Д.Ушинского: «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель» , причём некоторые учителя повышали квалификацию и на коммерческой основе, выбирая программы обучения для собственного развития, как личности.
Все учителя начальной школы владеют ИКТ технологиями, , 10 человек из 12 являются участниками проекта «Школа Цифрового века», 5 учителей имеют свой собственный сайт, 2 учителя являются блогерами, 1-тьютер
Организация курсовой подготовки – это задача руководителя МО, он отслеживает повышение квалификации учителя, инициирует обучение. Я думаю, что у каждого из вас есть в методической папке сводная таблица, которая помогает в работе.
Ещё одной из форм повышения профессионального уровня является участие педагога в районных, городских, международных научно-практических конференциях, семинарах. Учителя нашей гимназии всегда с удовольствием представляют опыт своей работы.
4.Содержание и формы методической работы
Методическая работа организована в соответствии с планом работы гимназии, с основными требованиями к работе ШМО, разработанными в «Положении о методическом объединении» и функциональными обязанностями руководителя МО.
Мы строим свою работу в соответствии с единой методической темой гимназии.
2013-2014 уч.г – « Методы оценки образовательных достижений младших школьников»
2014-2015уч.г. – « Проблемы современного урока»
2015-2016 уч.г.- «Работа с текстом как средство повышения ицформационной культуры мл.школьников»
Работа над методической темой ведется в нескольких направлениях, через разные формы деятельности.
Так, например, в начале 2013-2014 уч. года были созданы 4 творческие группы и каждая группа работала над своей проблемой. Учителя сами разделились на команды и в течение года показывали открытые уроки в рамках методического дня, на заседаниях МО обменивались опытом работы по своей проблеме, показывали внеклассные мероприятия в рамках предметной недели. Итогом проделанной работы стал «Фестиваль презентаций», проведённый в конце учебного года, где каждая творческая группа представила отчёт о своей работе за год.
А) В течение учебного года проходит не менее 3тематических методических дней. Их тематика определяется в результате анализа деятельности за год и направлена на решение проблем, которые выявляются по результатам.
Тема : « Совершенствование системы оценивания деятельности обучающихся в условиях безотметочного и отметочного обучения»
Тема : « Системно деятельностный подход как основа организации учебной деятельности младших школьников»
Тема : « Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания в начальной школе»
В прошлом учебном году методические дни проводились в 2 тапа в форме научно-практического семинара. Первый этап – теоретическая часть (учителя готовили выступления(доклады) по теме методического дня, а так же делились собственным опытом работы)
Второй этап – практическая часть (открытые уроки по обсуждаемой проблеме)
Каждый методический день завершается самоанализом и анализом проведённых уроков. Хочется вспомнить ещё одно высказывание В.А. Сухомлинского « Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
Так, например, анализ открытых уроков в прошлом году показал, что система оценочной деятельности сформирована недостаточно, поэтому в этом учебном году одной из задач стало совершенствование системы оценивания деятельности обучающихся и в этом учебном году уже прошёл методический день по теме « Совершенствование системы оценивания деятельности обучающихся в условиях безотметочного обучения» .Представляли опыт своей работы учителя 1 классов.
Б) Ежегодно в начальной школе проходят предметные недели, их цели:
— выявление творческих, мотивированных обучающихся для дальнейшего планирования работы по созданию условий развития этих детей
— развитие интереса к изучаемым предметам
Порядок проведения недели традиционный.
2. Открытие недели. Линейка.
4. Закрытие предметной недели. Линейка
В план работы МО вносится план и сроки проведения предметной недели.
План проведения недели вывешивается в учительскую, мы приглашаем на мероприятия учителей среднего и старшего звена.В рамках предметной недели проходят открытые уроки, внеклассные мероприятия, олимпиады, конкурсы, выставки, игры по станциям, викторины . Надо отметить, что участие в предметных неделях принимают и родители, являясь и членами жюри, и костюмерами, и художниками-оформителями газет, и болельщиками.
В) Выявление мотивированных обучающихся проходит и через проведение школьных туров олимпиад, некоторые учителя проводят дополнительные занятия с этими детьми, причём эта работа учителю оплачивается через стимулирующие надбавки при наличии графика занятий за подписью завуча и директора.
В этом учебном году в феврале в рамках методического дня учителя выпускных классов покажут свои наработки по теме: «Работа с мотивированными обучающимися».
В) С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока в течение учебного года проходят недели взаимопосещения уроков, учителя в свои « окна» посещают уроки коллег, не менее 2-х уроков за неделю. По завершению недели на заседании МО проходит анализ уроков. В процессе данной работы у учителя формируется умение прогнозировать результаты, развивается адекватная оценка и самооценка педагогической деятельности. В прошлом учебном году анализ показательных уроков выявил ряд проблем: не все учителя в полной мере могут построить современный урок с учетом требований ФГОС , поэтому в этом учебном году запланировано 2 недели взаимопосещения, одна уже прошла осенью, вторая пройдет в марте. Надо сказать, что анализируя уроки коллег, учителя отмечают не только положительные стороны урока, но и отмечают то, что не получилось, дают рекомендации.
Вы поняли, что каждый учитель за год готовит не менее 2 открытых уроков, мы собираем банк методических разработок.
5.Работа по распространению передового педагогического опыта
Учителя понимают, что важно обобщать и распространять передовой педагогический опыт. Обобщение опыта является одной из форм повышения и самовыражения профессиональных компетентностей.
6.УМК, рабочие программы
Методическое объединение отводит важное место в системе повышения профессиональных компетентностей педагога умению осуществлять выбор учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом требования обновления содержания образования. Методическое объединение разрабатывает критерии к структуре и содержанию рабочих программ учителя, участвует в их разработке и несет ответственность за их внедрение. На заседаниях методического объединения рассматриваются вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов, методического сопровождения для изучения наиболее трудных тем программ. Общеизвестна истина, что успешность реализации программы зависит от грамотно составленного учителем Учителя гимназии свободны в выборе УМК, в 2015-2016 уч.г. 7 учителей работают по УМК «Школа России» ,3 учителя по УМК «Начальная школа 21 века» , учащиеся одного класса в качестве преемственности продолжают обучение по УМК «Школа 2100» . Выбор данных УМК обоснован, так как соответствует требованиям ФГОС, удовлетворяет потребностям всех участников образовательного процесса; соответствует уровню сформированности учебных умений и навыков обучающихся; направлен на высокий уровень образовательных достижений.
На мой взгляд, правильно организованная работа методического объединения и создание комфортной нравственной атмосферы вселяют в педагога уверенность и желание творить, повышать свое профессиональное мастерство. Методическое объединение призвано создавать условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов, так как в хорошем психологическом климате, в теплом отношении, во внимании нуждаются не только ученики, но и учителя.
Источник