Меню

Формы работы с младшими школьниками по формированию зож

Проект « Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Орска»

« Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников»

Выполнил: Склярова Дарья

ученица 8 «Б» класса

учитель физической культуры

Глава 1. Теоретические исследования по формированию у младших школьников знаний здорового образ жизни.

1.1.Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.

1.3. Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников.

2.1. Диагностика сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни.

2.2. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте — нарушение осанки, на третьей месте — наличие хронических заболеваний и совсем мало детей, признаны совершенно здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследования показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни.

Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает

стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Анализ психолого–педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования: Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования.

Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Охарактеризовать основные понятия исследования: «здоровье», «здоровый образ жизни».

Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников.

Разработать критерии сформированности знаний о здоровом образе жизни.

Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент.

Глава 1. Теоретическое исследование по формированию у младших школьников знаний о здоровом образе жизни.

1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни».

Улучшение состояния здоровья нового поколения — важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Для этого необходимо иметь представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Проанализировав специальную литературу, выяснили что, однозначного определения понятия здоровья нет, и представляется оно по–разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения.

По нашему мнению, здоровье — это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры.

Читайте также:  Когда горят ноги зож

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно — экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Понятие образа жизни по своему составу является сложным. Оно позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины из поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Также существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни». По нашему мнению, в определении этого понятия, необходимо учитывать: наследственность, функционирование организма и стиль жизни.

Итак, понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» являются сложными. Первое из них отражает смысл сохранения и развития биологических, социальных, духовных функций человека и общества и определяется уровнем освоенности общечеловеческих, государственных и национально – региональных ценностей культуры. Второе характеризует стиль жизнедеятельности, обусловленных особенностями организма человека, условиями его существования и ориентированный на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.

Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.

Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера.

В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенка

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.

Читайте также:  Рекомендательные списки литературы зож

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Источник

Учебно-методический материал на тему «Активные формы работы с младшими школьниками по формированию здорового образа жизни».

специалист в области арт-терапии

Активные формы работы с младшими школьниками

по формированию ЗОЖ.

Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Знания о ЗОЖ у воспитанников формируются в ходе уроков и во внеурочной деятельности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности воспитанников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение для младших школьников лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям , беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

«Уроки здоровья» проводятся каждую неделю. Это могут быть цикл занятий «Школа юного пешехода», цикл коррекционно — оздоровительных занятий, викторины, где воспитанники знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни; динамические часы – загадки, стихи, ребусы; познавательно – игровые уроки «Советы Мойдодыра», цикл познавательных занятий – практикумов «Волшебная страна – Здоровье», конкурсы – рейды: «Самый чистый», «Самый аккуратный», «Моя одежда», ролевые игры. В результате этих занятий воспитанники лучше адаптируются к школьному обучению, формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил и ведению ЗОЖ.

Беседы (круглые стол, анкетирование) — очень нужная форма работы для воспитанников. Круг интересов их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей — это беседы о правилах здорового образа жизни, на которых дети получают советы о ЗОЖ, профилактика вредных привычек; охрана природы… Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья, духовности, доброты, милосердия.

Одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей — это «азбука здоровья»: темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и т.д.

Рисование — мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Литературное чтение, читая, мы закрепляем полезные привычки, формируем позитивное отношение к физическому и нравственному здоровью.

Большое значение в педагогическом арсенале педагога имеет игра.

Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх воспитанники вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, педагог раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Читайте также:  Зож как вести себя

Для формирования знаний о ЗОЖ могут быть использованы подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.

Активные методы обучения практической деятельности являются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Почти на каждом занятии используются дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?».( Умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).

Интеллектуальные игры , закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером такой игры может быть игра «Отгадай слово». (например, переставляя буквы, разгадайте слова и расскажите, что помогает человеку быть здоровым.

8. Сезонные экскурсии.

Во время экскурсий обращается внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии очень важно, чтобы воспитанники оценивали себя сами: правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно, или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.

В ходе каждой экскурсии идет ознакомление и предупреждение несчастных случаев (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).

Во время экскурсии задействованы все органы чувств: зрение помогает оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание — прикоснуться к дереву, к листьям.

Вместе с детьми ведется наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски. Ребята учатся слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц). Прикосновения к коре дуба, сосны заряжают нас положительной энергией. Темы для занятий могут быть разными – это «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье», занятия-путешествия «Путешествие на планету Здоровья».

9. Эффективными методами воспитания ЗОЖ являются занятия, которые проводятся с использованием компьютерных презентаций — это может быть познавательная презентация (например «Безопасность на дорогах и улицах»), информационная – («Как простуду одолеть?»), познавательно – игровая

( «Почему моются водой?»)…

10. Проектная деятельность воспитанников. Для детей этого возраста доступна работа над индивидуально-групповыми мини-проектами на тему «Сохранение здоровья». Работа над проектами может строиться таким образом: сначала выявляются проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собираются пословицы о здоровье; после этого каждый из детей может выбрать подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксируется учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленном педагогом для индивидуальной работы ученика во внеурочное время, и делается эта работа под контролем педагога.

Источник

Adblock
detector