Игровые формы работы в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
Юркова Елена Вячеславовна, Главный библиотекарь отдела обслуживания ГБУК РО «Рязанская областная детская библиотека»
Игровые формы работы в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
Потребность быть здоровым — основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное, социальное. «В здоровом теле – здоровый дух», – говорили в Древней Спарте.
В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4-психоневрологических отклонений, в 3- патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.
Программа «Быть здоровым – это стильно!» работает в нашей библиотеке уже 5 лет. И за это время уже можно говорить о том, насколько она востребована. Приятно отметить, что школы нашего города активно привлекают библиотеку с мероприятиями программы к проведению декад и месячников здоровья. Востребованность мероприятий обусловлена еще и тем, что большинство из них основаны на применении игровых форм библиотечной работы.
• Сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
• Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;
• Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• Расширить и разнообразить взаимодействие библиотеки, школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Дело библиотеки – заниматься именно информированием об имеющейся в её арсеналах профилактической литературой, а не пытаться подменить медиков, психологов, наркологов. Древняя восточная мудрость гласит: «Болеющий и страдающий пусть берет в руки книгу – в мире нет лекарств ее сильнее».
Увы, приходиться признать, что, несмотря на усилия, которые предпринимают медики, юристы, педагоги число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. И здесь миссия библиотекаря, как носителя информации, обладающего разными инструментами подачи этой информации, становится, как показывает опыт, очень востребованной.
Сделать так, чтобы школьники, забыв про свой подростковый нигилизм, из сторонних слушателей, пришедших на мероприятие по воле педагога, превратились в активных участников происходящего – вот, пожалуй, одна из основных задач, которую я ставлю перед собой готовясь к мероприятию. Поэтому в мероприятиях сочетаются разные формы библиотечной работы – игры, дискуссии, творческие задания, элементы диспута, викторины сочетаются с беседой, элементами лекции, и все это подкрепляется аудиовизуальным рядом.
В своем выступлении я постараюсь остановиться на некоторых мероприятиях.
Информационный час «Эксперимент длиною в жизнь: спорт в жизни Ивана Петровича Павлова».
Это мероприятие появилось по запросу Гимназии №2 нашего города. В этом учебном заведении учился наш земляк – физиолог, Нобелевский лауреат И.П. Павлов. И сейчас оно носит его имя. Всем хорошо известно, что Иван Петрович был заядлым городошником, но не всем известно, что он увлекался гимнастикой, ездой на велосипеде, ходьбой, плаванием, занимался закаливанием, много сделал для развития, так называемого массового занятия с физкультурой. Надо видеть глаза младших школьников, когда они слушают рассказ о этой стороне жизни великого физиолога. Во время подготовки мероприятия мне очень помогли публикации спортивного журналиста и публициста, автора предмета «Спортивное краеведение», который преподается в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина на факультете физической культуры и спорта Игоря Иосифовича Бурачевского.
Беседа с элементами игры по гигиене полости рта «Путешествие в галактику Зубной щетки»
В ходе этого занятия ребята узнают: какие бывают зубы, как относятся к профилактике полости рта люди в разные времена и в разных странах, проверяют и пополняют свои знания по гигиене, и конечно же, учитывая психологические особенности младших школьников, все это сопровождается творческими и игровыми заданиями. Надо отметить, что перед началом занятия класс делится на 2-3 команды.
Познавательная игра крестики – нолики по ЗОЖ «Здоров будешь – все добудешь»
Игра «Здоров будешь – все добудешь!» рассчитана на учащихся 5-7 классов, построены по принципу популярной игры «Крестики-нолики».
Цели и задачи:
— Приобщение к нормам здорового образа жизни
— Содействие развитию творческих, коммуникативных способностей детей.
— Развитие кругозора
— Получение навыков работы в группе.
— Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
Правила игры: Играющие делятся на две команды «Х» и «О». Как и в обычных «Крестиках и ноликах», рисуется поле 3х3. Задача каждой команды – быстрее соперников выстроить либо диагональ, либо вертикаль, либо горизонталь из своих символов. Каждый сектор поля имеет свое название («Миф или правда», «Эрудит», «Совет мудрейших» и др.) Право первого хода имеет команда «Х». Отвечают на вопросы сектора обе команды, но право первого ответа принадлежит той команде, капитан которой первым поднял руку. Если команда выиграла в раунде, она ставит в игровое поле в данный сектор свой значок. Открывает очередной сектор команда, проигравшая в раунде.
Перед началом игры в каждом игровом поле школьникам дается краткая вводная информация. И после ответа на вопрос библиотекарь дополняет ответ учащихся, таким образом закрепляются знания школьников.
Сектор Миф или правда
— Здоровым человеком считается тот, кто жизнерадостен, активен, любознателен, устойчив к неблагоприятным факторам внешней среды, вынослив и силен, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Причин же, по которым происходит отклонение в здоровье человека много. Это и неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, мало подвижный образ жизни, вредные привычки и многое другое. Зачастую бывает так, что многие предположения, принимаемые как аксиома, на самом деле не имеют под собой никакой конкретной основы.
В этом секторе вам предстоит развенчать мифы, связанный с вредными привычками и дать им точное толкование.
1. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
(МИФ, ибо никотин вызывает сильное привыкание.
Он вливает на деятельность мозга, приводит к смене настроений.)
2. Табак – наркотик.
(ИСТИНА. Никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание.)
3. Алкоголь – это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа. (МИФ, ибо алкоголь – это депрессант. Он угнетает деятельность головного мозга.)
Интеллектуально – познавательная игра по ЗОЖ «Вспомним и не повторим»
Правила игры:
1. В игре принимают участие пять команд. Побеждает та, которая первой соберет пять звезд, или, если пять звезд не собрал никто, тот, у кого больше звезд. Жетоны старки можно обменивать на звезды
2. В начале соревнования команда называет любой номер на игровом поле, например, В-5, дальше игра складывается сама собой. Ведущего переворачивает квадрат с названным номером. На обратной стороне квадрата изображен знак:
Звезда – вопрос повышенной сложности. При правильном ответе игрок получает жетон –ЗВЕЗДУ.
Круг – вопрос, ответив на который команда получает 3 жетона – ЗОЖика. За 10 жетонов – ЗОЖиков можно купить одну звезду.
Крест – вопрос-блиц. Отвечают на него все команды. Правильно ответившие – получают 1 жетон– ЗОЖик.
Есть на игровом поле знаки – ловушки:
Стрелка – открывает рядом стоящий квадрат по направлению стрелки.
Молния– команда теряет все жетоны-ЗОЖики.
Черная дыра – команда пропускает ход. От «черной дыры» можно откупиться, пожертвовав звезду или 5 ЗОЖиков.
Вопросы на получение звезды (10)
1. Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный газ, сажа, муравьиная кислота, синильная кислота, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы и другие. Назовите смесь. (Табачный дым.)
2. Почему все органы курильщика находятся на «голодном кислородном пайке»? (Угарный газ, содержащийся в табачном дыме, связывает гемоглобин крови, образующийся при этом карбоксигемоглобин не способен переносить кислород.)
Вопросы на получение трех жетонов – ЗОЖиков (15)
1. Развитию каких заболеваний дыхательной системы способствует курение?
(бронхита; рака трахеи; рака легких. )
15. Назовите Родину табака: (Южная Америка)
Вопросы на получение одного жетона – ЗОЖика (7)
1. Через какое время после затяжки никотин появляется в тканях мозга?
— 10 минут;
— 7 секунд;
— 1,5 часа.
2. Какая вредная привычка и почему вызывает у человека заболевание облитерирующий эндартериит, при котором поражается сосудистая система ног, иногда до полного закрытия сосудов и гангрены?
— курение;
— излишнее употребление пива;
— наркомания.
Интеллектуальная игра о вредных привычках для старших школьников «ЗОЖ-дартс»
В игре принимают участие несколько команд, каждой из которых даются жетоны определенного цвета. На табло – круге – дартс по цветовым тематическим секторам под номерами располагаются карточки с вопросами. Игроки по очереди вытаскивают номер вопроса. Если ответ дан верно, то на место карточки- вопроса на табло помещается цветовой жетон команды, давшей правильный ответ.
Игровой круг-дартс выглядит так:
• Исторический сектор
Как расправлялись с курильщиками и в Англии во времена правления Елизаветы Первой?
Курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
• Литературный сектор
В далекие времена, считалось, что табак целебен, его считали стимулирующим и успокаивающим средством. С помощью курения пытались лечить зубную и головную боль, некоторые кожные заболевания. В одном известном литературном произведение зарубежного писателя описывается, как главный герой пытался лечиться от лихорадки с помощью табака. «… и вдруг я вспомнил, что жители Бразилии от всех почти болезней лечатся табаком; между тем в одном из моих сундуков лежало несколько пачек: одна большая пачка готового табаку, а остальные листового. Я не знал, как применяется табак против болезней, не знал даже, помогает ли он от лихорадки; поэтому я произвел несколько опытов в надежде, что так или иначе действие его должно проявиться. Мое лечение табаком, вероятно, никогда еще до сих пор не применялось против лихорадки; испытав на себе, я не решусь никому рекомендовать его. Правда оно остановило лихорадку, но вместе с тем страшно ослабило меня, и в течение некоторого времени я страдал судорогами во всем теле и нервною дрожью» Назовите имя литературного героя, автора и название книги? Робинзон Крузо из книги Д.Дефо
• Интеллектуальный сектор
Приносит ли никотин хоть какую-то пользу? Да, его используют как инсектицид – вещество, убивающее вредных насекомых
• Практический сектор (вопросы-блиц)
Вред, вызванный никотином, затрагивает не только самих курильщиков. Ученые США установили, что налоги с табачной промышленности составляют 8 миллиардов долларов, а потери из-за уменьшения трудоспособности, болезней и преждевременной смерти составляют….
— 7 миллиардов долларов
— 10 миллиардов долларов
— 19 миллиардов долларов
• Теоретический сектор
Говорят, одна капля никотина убивает лошадь. Какова смертельная доза никотина для человека? 2-3 капли или 50-100-мг. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает лишь потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.
Мультимедийные беседы с элементами деловой игры «Пивной фронт», «Остановись и подумай!», «Бег по кругу»
Эти мероприятия вызывают живой интерес старшеклассников. И этому способствует вовлечение их в диалог, дискуссию в ходе мероприятия.
Многие из мероприятий по здоровому образу жизни востребованы в подпрограмме «Взаимодействие школьников и судей в деле профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» регионального проекта «Знакомьтесь, судебная система России». Особая категория школьников из так называемой «группы риска», т.е. склонных к совершению правонарушений – адресная аудитория этого подпроекта. Подростковый нигилизм, пробелы семейного воспитания делает эту группу подростков сложной для общения. Поэтому мы постарались найти такие методы в подготовленных нами мероприятиях, чтобы заинтересовать ребят, дать им возможность самим оценить ситуацию, в которой они находятся и сделать соответствующие выводы. Подготовленные интерактивные беседы с элементами деловой игры «Токсикомания», «Пивной фронт», «Поговорим о наркомании» и др. позволяют ребятам не только получить информацию, но и самим стать участникам и дискуссии. Сразу же после встречи в библиотеке, «по горячим следам», школьники идут на экскурсию в анатомический музей Рязанского государственного медицинского университете им. академика И.П. Павлова. Такой алгоритм действий, как показал в дальнейшем анализ работы, имеет положительное значение.
Источник
Пропаганда здорового образа жизни в работе клубных учреждений
Здоровье населения, особенно подрастающего поколения, является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний момент здоровье детского населения РФ оценивается как критическое. Исходя из этого, основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здоровья нации сегодня являются усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. Осознается важность создания мотиваций и условий для здорового образа жизни (ЗОЖ). Под пропагандой ЗОЖ понимается широкий спектр деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственное относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления. И здесь большую роль могут оказать клубные учреждения, у которых имеется значительный опыт в области воспитательного воздействия на население, особенно на детей и подростков. Активную поддержку на правительственном уровне пропаганда ЗОЖ получает в советский период истории нашей страны. Она была неотъемлемой частью коммунистического воспитания и «массовым фактором повышения производительности труда и борьбы с профессиональными вредностями производства». Кроме того, пропаганда физкультуры становится в это время одним из мощнейших инструментов, направленных на развитие массового спорта и повышения обороноспособности страны. В это дело подключались множество организаций различных ведомств, в т. ч. и клубные учреждения [37].
Важной составляющей пропаганды ЗОЖ являлась антиалкогольная пропаганда, усилившаяся в годы «перестройки». Под влиянием постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» стали проводиться безалкогольные праздники и обряды. Развитие получили клубы трезвости, организованные при клубах, домах и дворцах культуры, красных уголках цехов предприятий. Пропаганде здорового образа жизни способствовали и физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые клубными учреждениями, проводились культурно-спортивные праздники, тематические вечера, спортивные викторины, походы
выходного дня и другие спортивные состязания. Весьма распространенными были соревнования «Всей семьей — на лыжи», «Папа, мама и я — спор-
тивная семья. В кризисные 1990-е годы из-за недостатка финансирования прекратили действовать при клубных учреждениях многие оздоровительные центры, комнаты психологической разгрузки и здоровья. Забылись распространенные раньше среди любителей физической культуры мероприятия «Поезд здоровья», «Всей бригадой на стадион» [35].
Здесь можно выделить не только материальный фактор, но и нежелание людей участвовать в мероприятиях, когда-то насаждавшихся руководством.
Сказался и недостаток свободного времени из-за двойной занятости части населения, увеличение числа люмпенов. Только в конце 1990-х годов можно было говорить о возрождении массовой спортивно-физкультурной работы. В начале XXI в. Начался процесс восстановления в клубных учреждениях упраздненных коллективов физической культуры и штатных физкультурных работников. В пропаганде здорового образа жизни вновь стали использоваться кино и видео средства. Например, во многих клубных учреждениях краснодарского края для школьников проводились кинолектории по борьбе с пьянством, курением и наркоманией. [11, с. 90].
В современное время деятельность учреждений культуры по пропаганде здорового образа жизни имеют специфический характер, обремененный современной действительностью. Большую роль занимает работа по формированию ЗОЖ у подростков и молодежи. В условиях ослабления воспитательной функции семьи и общеобразовательных учреждений, коммерциализации инфраструктуры досуга, распространения средствами массовой информации низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, подростки и юноши нередко поиску выхода из сложных жизненных ситуаций предпочитают употребление психоактивных веществ. 9 июня 2010 года был принят указ Президента Российской Федерации Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации . На территории Краснодарского края была введена работа по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма с обучающимися «Антинарко». Предусматривалось: организация досуга детей и подростков, создание клубов по интересам, кружков и объединений, расширение сети детских и подростковых клубов при учреждениях культуры. Спортивные любительские объединения стали весьма распространенными и среди людей с ограниченными возможностями.
Следовательно, можно сделать вывод понимание государством социальной значимости данной проблемы предопределило разработку государственных и краевых программ по Формированию здорового образа жизни у населения. Социально культурные учреждения приняли упор на проведение разнообразных мероприятий по формированию здорового образа, это и театрализованные представления, выступление лекторов, концерты, КВН, спортивно-массовые мероприятия, квесты. клубов есть свои преимущества перед другими организациями культуры и спорта в этой сфере деятельности. Они обусловлены широтой их функций, альтернативностью средств и методов воспитательного влияния на различные социальные группы. Здесь у населения есть возможность развивать самодеятельные начала, проявлять свою культурную активность. Особенно это актуально для детей и подростков, которые с учетом собственных интересов и способностей могут вступить в какое-либо клубное объединение, способствующее формированию здорового образа жизни.
1.3. Функции учреждений культуры по формированию здорового образа жизни подростков, на примере ЦКС Ленинградского района.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Функции подвергаются изменению во времени — от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:
1.постоянные, 2. основные, (присущие большинству социально-культурных институтов), 3. вспомогательные, 4. временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Каждая из них, имея свою цель и направленность, так или иначе, подчинена развитию и саморазвитию личности, ее социальному самоутверждению. [12, с. 42].
Социально-культурная деятельность является мощным средством
воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей,
установок, определяющих здоровый образ жизни. Также социально-культурная деятельность рассматривается, как самостоятельная система социализации, социального воспитания и образования. Культурно-досуговые технологии направлены на воспитание у подростков культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. Они выступают как средство формирования у подростков личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей, духовному обогащению, реализации педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия и в процессе развития и сохранения здоровья. В социокультурной деятельности можно выделить следующие социализирующие функции формирования ориентации подростков на ЗОЖ средствами культурно-досуговой деятельности: социально-культурная, психологическая, синдикативная, профилактическая, адаптивная, коррекционная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. [14, с. 69].
Рассмотрим каждую подробнее:
К социально-культурной функции будет относится — деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самореализации каждого подростка и крупы в сфере досуга. В данную функцию будет входить, вовлечения подростков в активные формы досуга: кружки, секции, клубные любительские объединения. Культурно-досуговая деятельность – составная часть социокультурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими разнообразными средствами, формами, методами. Социально культурная функция тесно связана с синдикативной функцией, как средством объединения людей. Подростки имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности, так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности. Именно поэтому она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного подростка. Что касается реализации этой функции в подростковой среде, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями, в ЦКС Ленинградского района данная функция прослеживается при организации работы клубного любительского объединения «Вектор+».
Психологическая и адаптивная функции в формировании здорового образа жизни в подростковой среде играют важную роль ведь специалист по работе с молодежью должен учитывать все особенности подросткового развития и находить подход к каждому несовершеннолетнему. К психологической и адаптивной функциям в КДД будут относится включение в свою деятельность такие методики, как тренинги, ролевых игр, дискуссий, индивидуальные беседы, проведения тестов.
Профилактическая функция в работе социально-культурных учреждений в работе с подростками, организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения, влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости, организует систему мер социального оздоровления.
Коррекционная функция — осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социально-культурных учреждений, оказываемых на подростков в том числе и неформальной. Данная функция усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния, осуществляет коррекцию самооценки подростков, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
Ценностно-ориентационная функция – включает в себя формирование умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.
Но для каждого отдельно взятого несовершеннолетнего имеют значение ценности индивидуального существования, которые включают познание самого себя, отношение к своему здоровью и поведению.
Коммуникативная функция – в учреждениях культуры данная функция реализуется через общение между субъектами, которое несет трансляцию социального опыта целых поколений, к данной функции относятся и работа по сохранению и развитию традиционной народной культуры малой Родины – Кубани. Это поддержка фольклорных коллективов, сбор фольклорно-этнографических материалов через общение с носителями культуры. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания [20, с.39].
Следовательно, исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что для продуктивной работы социально-культурные учреждения по формированию здорового образа жизни подростков необходим комплексный подход с использованием различных функций социокультурной деятельности обеспечивающих реализацию механизма усвоения культуры. а именно Вовлечение подростков в продуктивное, творческое общение, основанное на законах формирования межличностных отношений, формирование мотивации личности подростка к познанию и творчеству, вовлечение подростка в социально-значимую для него деятельность, участие в тренингах, деловых играх, лекциях, ролевых играх, дискуссиях, Создание культурной среды, направленной на эффективное формирование ориентации подростков на здорового образа жизни.
Источник