Игровые формы работы в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
Юркова Елена Вячеславовна, Главный библиотекарь отдела обслуживания ГБУК РО «Рязанская областная детская библиотека»
Игровые формы работы в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
Потребность быть здоровым — основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное, социальное. «В здоровом теле – здоровый дух», – говорили в Древней Спарте.
В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4-психоневрологических отклонений, в 3- патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические.
Программа «Быть здоровым – это стильно!» работает в нашей библиотеке уже 5 лет. И за это время уже можно говорить о том, насколько она востребована. Приятно отметить, что школы нашего города активно привлекают библиотеку с мероприятиями программы к проведению декад и месячников здоровья. Востребованность мероприятий обусловлена еще и тем, что большинство из них основаны на применении игровых форм библиотечной работы.
• Сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
• Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;
• Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
• Расширить и разнообразить взаимодействие библиотеки, школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Дело библиотеки – заниматься именно информированием об имеющейся в её арсеналах профилактической литературой, а не пытаться подменить медиков, психологов, наркологов. Древняя восточная мудрость гласит: «Болеющий и страдающий пусть берет в руки книгу – в мире нет лекарств ее сильнее».
Увы, приходиться признать, что, несмотря на усилия, которые предпринимают медики, юристы, педагоги число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. И здесь миссия библиотекаря, как носителя информации, обладающего разными инструментами подачи этой информации, становится, как показывает опыт, очень востребованной.
Сделать так, чтобы школьники, забыв про свой подростковый нигилизм, из сторонних слушателей, пришедших на мероприятие по воле педагога, превратились в активных участников происходящего – вот, пожалуй, одна из основных задач, которую я ставлю перед собой готовясь к мероприятию. Поэтому в мероприятиях сочетаются разные формы библиотечной работы – игры, дискуссии, творческие задания, элементы диспута, викторины сочетаются с беседой, элементами лекции, и все это подкрепляется аудиовизуальным рядом.
В своем выступлении я постараюсь остановиться на некоторых мероприятиях.
Информационный час «Эксперимент длиною в жизнь: спорт в жизни Ивана Петровича Павлова».
Это мероприятие появилось по запросу Гимназии №2 нашего города. В этом учебном заведении учился наш земляк – физиолог, Нобелевский лауреат И.П. Павлов. И сейчас оно носит его имя. Всем хорошо известно, что Иван Петрович был заядлым городошником, но не всем известно, что он увлекался гимнастикой, ездой на велосипеде, ходьбой, плаванием, занимался закаливанием, много сделал для развития, так называемого массового занятия с физкультурой. Надо видеть глаза младших школьников, когда они слушают рассказ о этой стороне жизни великого физиолога. Во время подготовки мероприятия мне очень помогли публикации спортивного журналиста и публициста, автора предмета «Спортивное краеведение», который преподается в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина на факультете физической культуры и спорта Игоря Иосифовича Бурачевского.
Беседа с элементами игры по гигиене полости рта «Путешествие в галактику Зубной щетки»
В ходе этого занятия ребята узнают: какие бывают зубы, как относятся к профилактике полости рта люди в разные времена и в разных странах, проверяют и пополняют свои знания по гигиене, и конечно же, учитывая психологические особенности младших школьников, все это сопровождается творческими и игровыми заданиями. Надо отметить, что перед началом занятия класс делится на 2-3 команды.
Познавательная игра крестики – нолики по ЗОЖ «Здоров будешь – все добудешь»
Игра «Здоров будешь – все добудешь!» рассчитана на учащихся 5-7 классов, построены по принципу популярной игры «Крестики-нолики».
Цели и задачи:
— Приобщение к нормам здорового образа жизни
— Содействие развитию творческих, коммуникативных способностей детей.
— Развитие кругозора
— Получение навыков работы в группе.
— Выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
Правила игры: Играющие делятся на две команды «Х» и «О». Как и в обычных «Крестиках и ноликах», рисуется поле 3х3. Задача каждой команды – быстрее соперников выстроить либо диагональ, либо вертикаль, либо горизонталь из своих символов. Каждый сектор поля имеет свое название («Миф или правда», «Эрудит», «Совет мудрейших» и др.) Право первого хода имеет команда «Х». Отвечают на вопросы сектора обе команды, но право первого ответа принадлежит той команде, капитан которой первым поднял руку. Если команда выиграла в раунде, она ставит в игровое поле в данный сектор свой значок. Открывает очередной сектор команда, проигравшая в раунде.
Перед началом игры в каждом игровом поле школьникам дается краткая вводная информация. И после ответа на вопрос библиотекарь дополняет ответ учащихся, таким образом закрепляются знания школьников.
Сектор Миф или правда
— Здоровым человеком считается тот, кто жизнерадостен, активен, любознателен, устойчив к неблагоприятным факторам внешней среды, вынослив и силен, с высоким уровнем физического и умственного развития.
Причин же, по которым происходит отклонение в здоровье человека много. Это и неправильное питание, наличие каких-либо заболеваний, мало подвижный образ жизни, вредные привычки и многое другое. Зачастую бывает так, что многие предположения, принимаемые как аксиома, на самом деле не имеют под собой никакой конкретной основы.
В этом секторе вам предстоит развенчать мифы, связанный с вредными привычками и дать им точное толкование.
1. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
(МИФ, ибо никотин вызывает сильное привыкание.
Он вливает на деятельность мозга, приводит к смене настроений.)
2. Табак – наркотик.
(ИСТИНА. Никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание.)
3. Алкоголь – это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа. (МИФ, ибо алкоголь – это депрессант. Он угнетает деятельность головного мозга.)
Интеллектуально – познавательная игра по ЗОЖ «Вспомним и не повторим»
Правила игры:
1. В игре принимают участие пять команд. Побеждает та, которая первой соберет пять звезд, или, если пять звезд не собрал никто, тот, у кого больше звезд. Жетоны старки можно обменивать на звезды
2. В начале соревнования команда называет любой номер на игровом поле, например, В-5, дальше игра складывается сама собой. Ведущего переворачивает квадрат с названным номером. На обратной стороне квадрата изображен знак:
Звезда – вопрос повышенной сложности. При правильном ответе игрок получает жетон –ЗВЕЗДУ.
Круг – вопрос, ответив на который команда получает 3 жетона – ЗОЖика. За 10 жетонов – ЗОЖиков можно купить одну звезду.
Крест – вопрос-блиц. Отвечают на него все команды. Правильно ответившие – получают 1 жетон– ЗОЖик.
Есть на игровом поле знаки – ловушки:
Стрелка – открывает рядом стоящий квадрат по направлению стрелки.
Молния– команда теряет все жетоны-ЗОЖики.
Черная дыра – команда пропускает ход. От «черной дыры» можно откупиться, пожертвовав звезду или 5 ЗОЖиков.
Вопросы на получение звезды (10)
1. Эта смесь состоит из 200 вредных веществ, среди которых угарный газ, сажа, муравьиная кислота, синильная кислота, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы и другие. Назовите смесь. (Табачный дым.)
2. Почему все органы курильщика находятся на «голодном кислородном пайке»? (Угарный газ, содержащийся в табачном дыме, связывает гемоглобин крови, образующийся при этом карбоксигемоглобин не способен переносить кислород.)
Вопросы на получение трех жетонов – ЗОЖиков (15)
1. Развитию каких заболеваний дыхательной системы способствует курение?
(бронхита; рака трахеи; рака легких. )
15. Назовите Родину табака: (Южная Америка)
Вопросы на получение одного жетона – ЗОЖика (7)
1. Через какое время после затяжки никотин появляется в тканях мозга?
— 10 минут;
— 7 секунд;
— 1,5 часа.
2. Какая вредная привычка и почему вызывает у человека заболевание облитерирующий эндартериит, при котором поражается сосудистая система ног, иногда до полного закрытия сосудов и гангрены?
— курение;
— излишнее употребление пива;
— наркомания.
Интеллектуальная игра о вредных привычках для старших школьников «ЗОЖ-дартс»
В игре принимают участие несколько команд, каждой из которых даются жетоны определенного цвета. На табло – круге – дартс по цветовым тематическим секторам под номерами располагаются карточки с вопросами. Игроки по очереди вытаскивают номер вопроса. Если ответ дан верно, то на место карточки- вопроса на табло помещается цветовой жетон команды, давшей правильный ответ.
Игровой круг-дартс выглядит так:
• Исторический сектор
Как расправлялись с курильщиками и в Англии во времена правления Елизаветы Первой?
Курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
• Литературный сектор
В далекие времена, считалось, что табак целебен, его считали стимулирующим и успокаивающим средством. С помощью курения пытались лечить зубную и головную боль, некоторые кожные заболевания. В одном известном литературном произведение зарубежного писателя описывается, как главный герой пытался лечиться от лихорадки с помощью табака. «… и вдруг я вспомнил, что жители Бразилии от всех почти болезней лечатся табаком; между тем в одном из моих сундуков лежало несколько пачек: одна большая пачка готового табаку, а остальные листового. Я не знал, как применяется табак против болезней, не знал даже, помогает ли он от лихорадки; поэтому я произвел несколько опытов в надежде, что так или иначе действие его должно проявиться. Мое лечение табаком, вероятно, никогда еще до сих пор не применялось против лихорадки; испытав на себе, я не решусь никому рекомендовать его. Правда оно остановило лихорадку, но вместе с тем страшно ослабило меня, и в течение некоторого времени я страдал судорогами во всем теле и нервною дрожью» Назовите имя литературного героя, автора и название книги? Робинзон Крузо из книги Д.Дефо
• Интеллектуальный сектор
Приносит ли никотин хоть какую-то пользу? Да, его используют как инсектицид – вещество, убивающее вредных насекомых
• Практический сектор (вопросы-блиц)
Вред, вызванный никотином, затрагивает не только самих курильщиков. Ученые США установили, что налоги с табачной промышленности составляют 8 миллиардов долларов, а потери из-за уменьшения трудоспособности, болезней и преждевременной смерти составляют….
— 7 миллиардов долларов
— 10 миллиардов долларов
— 19 миллиардов долларов
• Теоретический сектор
Говорят, одна капля никотина убивает лошадь. Какова смертельная доза никотина для человека? 2-3 капли или 50-100-мг. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает лишь потому, что доза вводится постепенно, не в один прием.
Мультимедийные беседы с элементами деловой игры «Пивной фронт», «Остановись и подумай!», «Бег по кругу»
Эти мероприятия вызывают живой интерес старшеклассников. И этому способствует вовлечение их в диалог, дискуссию в ходе мероприятия.
Многие из мероприятий по здоровому образу жизни востребованы в подпрограмме «Взаимодействие школьников и судей в деле профилактики наркомании, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» регионального проекта «Знакомьтесь, судебная система России». Особая категория школьников из так называемой «группы риска», т.е. склонных к совершению правонарушений – адресная аудитория этого подпроекта. Подростковый нигилизм, пробелы семейного воспитания делает эту группу подростков сложной для общения. Поэтому мы постарались найти такие методы в подготовленных нами мероприятиях, чтобы заинтересовать ребят, дать им возможность самим оценить ситуацию, в которой они находятся и сделать соответствующие выводы. Подготовленные интерактивные беседы с элементами деловой игры «Токсикомания», «Пивной фронт», «Поговорим о наркомании» и др. позволяют ребятам не только получить информацию, но и самим стать участникам и дискуссии. Сразу же после встречи в библиотеке, «по горячим следам», школьники идут на экскурсию в анатомический музей Рязанского государственного медицинского университете им. академика И.П. Павлова. Такой алгоритм действий, как показал в дальнейшем анализ работы, имеет положительное значение.
Источник
План мероприятий по профилактике здорового образа жизни
методическая разработка на тему
Большое внимание в школе уделяется профилактике зорового образа жизни. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
мероприятий по профилактике здорового образа жизни
Всероссийский открытый урок
«Здоровые дети — в здоровой семье»
Викторина «Азбука здоровья»
Уроки здоровья «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!».
День здоровья «Путешествие в мир природы».
Интерактивная игра «Учится быть здоровым телом и душой»
Выпуск листовок о мерах личной профилактики ОРВИ и гриппа.
Беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, мерах личной и общественной профилактики, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей.
Городской спортивно-оздоровительный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»
«Мы за здоровый образ жизни»
Всероссийская акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Уроки здоровья и безопасности. «Если Вам угрожает опасность!».
Проведение рейдов «Школьная форма должна быть в «форме»
Уроки здоровья и безопасности. Классные часы «Пиротехника — от забавы до беды!».
Соревнования по волейболу и пионерболу на приз Деда Мороза .
Месячник оборонно-спортивной работы «Священный долг- Отчизну защищать» (по отдельному плану)
Всемирный день здоровья.
КТД «Школа – территория здоровья»
(по отдельному плану).
Единые уроки здоровья.
Уроки права, здоровья и безопасности «Здоровым быть — Родине служить!».
Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей».
Походы и экскурсии « Лето на пять с плюсом».
проведения профилактической операции «Здоровье»
в МОБУ СОШ № 8 с 10.10 по 10.11.2013г.
Классные часы «Наркотики: между жизнью и смертью»
Танцевальные перемены «Делай как мы, делай вместе с нами, делай лучше нас!»
Зам. директора по ВР
Выставка. Радуга Радости с «бабочками- здравницами»
«Уроки здоровья школы Дядюшки Зная»
Конкурсная программа «Здоровым быть здорово!»
Целевые экскурсии в лес «Здоровье от самой природы»
Акция «ЗОЖ – это модно!» Конкурс электронных презентаций
Оформление стенда «Здоровый образ жизни»
Ответственные за программу «Здоровье»
Книжная выставка «Здоровым быть здорово!»
проведения спортивных состязаний в рамках акции
«Спорт — альтернатива пагубным привычкам!»
От школьных рекордов к олимпийским вершинам
Турнир по пионерболу
Спортивное многоборье (личное первенство)
Веселые старты «Мы олимпийцы»
Соревнования по дартсу «Самый меткий»
Турнир по мини-футболу
Турнир по баскетболу
Полоса препятствий «Домой»
о проведении школьного этапа Всероссийской акции
«Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
В период с 01.11по 30.11. 2013 года в рамках акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» в школе проведено 12 спортивных соревнований между учащимися 1- 11классов, в которых приняло участие 467 человек. Проведена дружеская встреча команд юношей по волейболу школы № 2 и школы № 8. Наша команда стала победителем этой игры.
«Веселая эстафета» 1-е классы: 1 место 1а класс
«Спортивная эстафета» 2-е классы: 1 место – 2а класс
«Мы – олимпийцы» 3-е классы: 1 место 3а класс
«Веселые старты» 4-е классы: 1место – 4б класс.
«Спортивная эстафета» 2-е классы: 1 место – 2а класс
Турнир по пионерболу 5-6 классы. Мальчики: 1 место — 5а класс;
девочки:1 место– 6б класс.
Соревнования по баскетболу между 6-ми классами: 1 место – 6б класс.
«От школьных рекордов к олимпийским вершинам» 7-е классы: 1место – 7б класс.
«Президентские состязания» 8-9-е классы:1место – 8 класс.
Соревнования по дартсу между учениками 4-х классов: 1 место — Свищев Данил (4а кл), 2 место- Савицкий Денис (4а кл), 3 место- Гаврилова Алина (4б кл).
Президентские состязания. Юноши: 1 место Казаков Дима (9а кл), 2 место Герасимов Паша (9б кл), 3 место — Ображей Владимир (8 кл).
Девушки: 1 место Луговская Кристина (9б кл), 2 место – Грязнова Настя (8 кл), 3 место- Носатова Настя (8 кл).
Турнир по пионерболу с элементами волейбола — лучший игрок Усенко Ирина (7а кл).
В дружеской встрече между командами школ № 2 и № 8 по волейболу лучшим игроком признан Ульянов Алексей (10 кл).
«Богатырские потехи» между юношами 10-11 классов: 1 место – Кольченко Евгений (11 кл), 2 место — Ермолаев Александр (11 кл), 3 место – Кушнаренко Виталий (11 кл).
Проведена дружеская встреча команд юношей по волейболу школы № 2 и школы № 8. Наша команда стала победителем этой игры.
По установившейся традиции 27 ноября прошла зарядка, в которой приняли участие не только учащиеся, но и педагоги.
В рамках акции проведен 21 олимпийский урок. Лекторская группа провела 16 бесед с презентациями «История олимпийских игр», 11 викторин «Олимпийские рекорды», в которых приняло участие 175 ребят. Победителями викторины стали учащиеся 1а, 2б.
Все классы приняли активное участие в творческих конкурсах.В школе оформлена выставка работ учащихся. Победителями школьного этапа стали:
- конкурс литературных работ: Добрев Петр (1а), Боголюб Иулиания (4а), Рощина Кристина (4а), Осипова Кристина (4б), Тимошенко Елена (9б).
- конкурс рисунков: Бычковская Ульяна (1а), Шорохова Виталина (1б), Парфенов Степан (1б), Дябденко Софья (1б), Райлян Роман (4б), Ефременко Руслан (4а), Осипова Кристина (4б), Швец Савелий (4а).
- конкурс буклетов: Колесникова Антонина (3в), Боголюб Иулиания (4а), Носатова Анастасия (8).
- конкурс листовок: Шуршиков Алексей (4а), коллективная работа 2а класса.
- конкурс плакатов: Головина Ирина, Очкалова Татьяна (9а).
Работы – победители школьного этапа направлены для участия в муниципальном конкурсе.
Ученики 3в класса выступили перед ребятами начальной школы с агитбригадой «Здоровые люди», призывая всех заниматься спортом и соблюдать режим школьника.
Волонтерская команда 8 класса «Бросок» в рамках акции провела ряд мероприятий: выступление агитбригады «Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!»; распространение листовок «Только здоровые привычки», анкетирование «Твое отношение к наркотикам».
На городской конкурс отправлена исследовательская работа Носатовой Анастасии «Привычкам вредным – НЕТ! А спорту скажем – ДА!».
В школьной библиотеке оформлена выставка литературы под девизом «Быть здоровым – это модно».
В рекреации школы оформлен стенд «Здоровье как стиль жизни».
Вся информация о проводимых мероприятиях в рамках акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» размещена на сайте школы, Дневнике.ру и стенде «Быстрее, выше, сильнее».
Источник