Меню

Формы гигиенического воспитания населения школа здоровья

Формы гигиенического воспитания

По воздействию на население можно разделить следующим образом:

1. К индивидуальному воздействию:

Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);

Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;

Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).

2. К воздействию на группу лиц:

Ø лекция, доклад;

Ø групповая беседа;

Ø групповая дискуссия;

Ø групповое практическое обучение;

Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)

3. К массовой коммуникации:

Ø телевидение (телепередачи);

Ø радио (радиопередачи, прямые линии);

Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);

Ø выставки и музеи.

Массовая оздоровительная компанияпроводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.

Школы и клубы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.

Уроки и часы здоровьягрупповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.

Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.

При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.

Методы Средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, журнал, методические руководства, доска вопросов и ответов.
Наглядный Плоскостные (санитарные бюллетени, плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.); Объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.); Натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.) ТВ, кино, ДВД, слайды,
Смешанный Все средства вместе.

1. Устные методы:

Средства устной агитации:

Ø Лекцияпроводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ).

Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек.

Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии.

В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.

Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).

Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая).

Темы бесед могут быть самые разнообразные.

Беседа предполагает активное участие слушателей.

Ø Круглый стол, часы вопросов и ответовэто групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями.

В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).

2. Печатный метод:

Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным.

Средства печатной продукции:

Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.

Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями).

Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.

Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.

Ø Доска вопросов и ответовэто форма заочных консультаций.

3. Наглядные методы:

Средства наглядной агитации:

Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);

Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);

Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)

Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино.

Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровьямассовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.

Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.

Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.

Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.

4. Смешанные методы

Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Комбинированные средства пропаганды:

Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ);

Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:

Ø 20% аудиовизуальные средства;

Ø 30% использование наглядных пособий;

Ø 50% обсуждение в группах;

Ø 70% обучение практикой действия;

Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.

обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала.

Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.

Возможные гигиенические ситуации:

Признак ситуации Градации признака
Количественный состав аудитории Ø индивидуум Ø группа менее 20 человек Ø группа более 20 человек
Степень важности (экстремальности) Эпидемическая обстановка: Ø экстремальная Ø неэкстремальная
Степень однородности По возрасту, полу, заболеваниям: Ø однородная Ø неоднородная
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила Ø Желание познать (есть, нет) Ø Знание (есть, нет) Ø Умение выполнять (есть, нет) Ø Убеждение в готовности выполнять (есть, нет)

Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:

1. санитарное просвещение в поликлинике,

2. санитарное просвещение в стационаре,

3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке.

При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.

Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.

Читайте также:  Маммограмма вредна для здоровья

1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.

Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

— санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;

— санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать.

— наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;

— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);

— лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;

— демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.

Цель данной работы — выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры.

В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.

Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих обязательств.

Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Источник

Формы гигиенического воспитания

Формы гигиенического воспитания

Формы гигиенического воспитания – это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной по­следовательности для осуществления процесса гигиенического вос­питания.

Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществ­ляется это воплощение.

Индивидуальные формы гигиенического воспитания

Индивидуальные формы гигиенического воспитания позволя­ют максимально учитывать особенности личности как физиологи­ческого (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здо­ровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.).

Этим объясняются доказанные экспериментально преимущест­ва индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами гигиенического воспитания.

Основным средством реализации индивидуальных форм гигие­нического воспитания является устная речь. Эффективность индиви­дуальных форм повышается при использовании наряду с устной ре­чью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).

Индивидуальная беседа основана на непосредственном обще­нии между специалистом и лицом, на которое направлен воспита­тельный процесс; предусматривает сообщение специалистом гигие­нической информации, предоставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний, а также обмен мнениями между собеседниками.

В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.

Индивидуальное консультирование основано на непосредст­венном общении между специалистом и лицом, на которое направ­лен воспитательный .процесс; предусматривает сообщение специали­стом советов в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний. Советы могут носить характер категорических рекомендаций в случае очевидной опасности для здоровья обращающегося за кон­сультацией лица или его окружения. Кроме того, советы могут да­ваться таким образом, чтобы предоставить пациенту возможность выбора.

Индивидуальный инструктаж предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации инструктивного характе­ра, используется для нормализации гигиенического поведения в оп­ределенных условиях труда и быта. Цель и содержание инструкта­жа определяются спецификой этих условий.

Индивидуальное телефонное консультирование – сообщение специалистом советов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний по телефону. Для проведения телефонных консультаций работа­ют специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.

Личная корреспонденция предусматривает ответы специали­ста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни и профилактики заболеваний, посредством обмена письмами.

Групповые формы гигиенического воспитания

Групповые формы гигиенического воспитания – это формы ги­гиенического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении специалиста с группой лиц; предусмат­ривают сообщение специалистом информации по гигиенической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.

Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального со­става группы, наличием обратной связи и т.д. Наиболее оптимальный количественный состав группы —15— 20 человек.

В процессе группового общения устная речь специалиста мо­жет быть дополнена изобразительными средствами, печатными из­даниями, использованием современной компьютерной техники.

Групповая беседа предусматривает как сообщение специали­стом информации гигиенического характера, так и обмен мнения­ми между собеседниками.

Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит пе­ред собой специалист. Групповая бесе­да сочетает в себе информативную и репродуктивную направлен­ность, которая предполагает наличие у данной группы лиц опреде­ленного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведе­ние их.

Читайте также:  Кате это вредно для здоровья или нет

Беседа за круглым столом – это групповая форма гигиениче­ского воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья в присутствии слушателей: предусматривает участие слушателей в обмене мнениями по охране и укреплению здоровья. Беседа за круг­лым столом проводится под руководством ведущего (модератора).

Дискуссия – предусматривает совместное обсуждение группой под руководством специалиста вопросов, касающихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует фор­мированию позитивных установок, содействует коррекции поведе­ния в отношении здоровья.

Клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспита­ния, предполагающая объединение людей для совместной деятель­ности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья (спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы моло­дых матерей, вдов, близнецов и др.).

Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья — это пре­доставление группам лиц информации по вопросам здоровья по­средством видеозаписи. Применение видеозаписи может рассматриваться также в каче­стве массовой и индивидуальной форм гигиенического воспитания.

Игра — групповая форма гигиенического воспитания, представ­ляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты пове­дения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. В практике гигиенического воспитания распространены такие разновидности игры, как настольные, ролевые, спортивные, дело­вые игры, викторины и аттракционы. Эмоциональное восприятие информации во время игры спо­собствует лучшему ее усвоению и запоминанию. Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.

Практическое занятие проводится путем организации вы­полнения группой обучаемых упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний (вы­полнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за боль­ными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.).

Курсовое гигиеническое обучение – групповая форма гигиени­ческого воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц (объе­диненных по возрастному, профессиональному и др. признакам) по специальной учебной программе с целью систематического изло­жения знаний по определенной тематике, связанной со здоровьем, и формирования соответствующих практических умений.

Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.

Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм гигиенического воспитания. Может осуществляться путем создания школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохо­зяйственных и др. объектах.

Массовые формы гигиенического воспитания

Массовые формы – это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопро­сам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики забо­леваний одновременно большому числу лиц.

Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное – через каналы массо­вой коммуникации, использование которых способствует оператив­ному распространению информации, ее жанровому разнообразию.

Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропа­ганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным из­ложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудитори­ей, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учиты­вать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровожда­ется показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., ил­люстрирующих содержание изложенного материала.

Лекции о здоровом образе жиз­ни должны быть строго дифференцированы в зависимости от ауди­тории, и они могут выполнить свое назначение только в том слу­чае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут дей­ственным средством формирования мировоззрения людей, вовле­кая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для это­го тема выступления должна быть субъективно значима для слуша­телей, а значит, должна преподноситься с учетом:

а) уровня подготовки, развития слушателей;

б) демографических особенностей аудитории (возраст, место
жительства, национальность);

в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработники, интеллигенция и др.);

г) профессионально-психологических признаков слушателей
(профессия, потребности, интересы, ценностные ориен­тиры,
традиции, настроения).

Гигиеническое воспитание в работе лечебно-профилактических учреждений

ГВ в работе лечебно-профилактических учреждений осуществ­ляется в учреждениях, деятельность которых направлена на профи­лактику и лечение заболеваний, сохранение, укрепление и восста­новление здоровья – в поликлиниках, больницах (стационарах), пансионатах, санаториях, родильных домах, аптеках и др.

Гигиеническое воспитание – неотъемлемая составная часть деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная задача каждого медицинского работника – вра­ча, фельдшера, акушерки, медсестры, при выполнении ими своих непосредственных служебных обязанностей. Личностный (пове­денческий) фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановление трудоспособности, на предупрежде­ние обострений заболеваний.

В настоящее время положение о лечебно-профилактических уч­реждениях всех типов – поликлинике, амбулатории, центрах общей врачебной (семейной) практики, больнице и т.д. – предусматривает работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления гигиенического воспита­ния в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее про­ведению подходят неохотно, формально и часто допускают методи­ческие ошибки, основными причинами которых являются:

è недооценка врачами важности и эффективности профилактиче­ской работы, в силу чего они не уделяют ей должного внимания;

è отсутствие знаний об организации и методических подхо­дах к этой работе.

Все это приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения – дифференцированности и целенаправленности пропа­ганды. Среди форм санитарного просвещения по-прежнему преоблада­ют чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточное внимание уделяется групповым и индивиду­альным формам работы, работе в средствах массовой информации.

Организация, содержание и методика гигиенического воспита­ния в различных учреждениях здравоохранения обусловлены стоя­щими перед ними задачами, местными условиями, спецификой их работы, связанной с возрастом, состоянием здоровья, условиями труда и др. особенностями обслуживаемого контингента.

В этой важной работе выделяют три основных звена: гигиени­ческое воспитание в поликлинике или центре общей врачебной (се­мейной) практики, стационаре и на участке.

Гигиеническое воспитание в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

Поликлиническое обслуживание взрослого населения преду­сматривает осуществление ГВ как непосредственно в самой поли­клинике, амбулатории, так и на обслуживаемой территории (участке).

Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению путем поэтапного внедрения общей врачебной (семей­ной) медицины, усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений с последующим расширением масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюде­ния, постепенный переход к диспансеризации всего населения, «за­хлебнувшейся» в 90-е годы (сейчас вновь ставшей актуальной — вводится обязательная диспансеризация детей до 18-летнего воз­раста), оказывают влияние на организацию и формы проведения гигиенического воспитания.

Читайте также:  Питьевой режим по часам для здоровья

В современных условиях выделяют два основных его аспекта:

è ГВ по привлечению населения на медицинские профилак­тические осмотры;

è ГВ диспансеризуемых контингентов в условиях динамиче­ского наблюдения за ними.

Для привлечения населения на медицинские профилактиче­ские осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т.е. ударную, кратковременную, массированную ин­формацию о целях, задачах и практической значимости диспансе­ризации. Это обеспечивается:

агитационно-информационным, санитарно-просветительским воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.), экспонируемыми по месту жительства населения и не­посредственно в самой поликлинике или центре общей вра­чебной (семейной) практики;

разъяснением и убеждением с помощью печатной информа­ции (листовки-приглашения, тематические памятки, гигие­нические рецепты, другие наглядные материалы), чтением лекций, бесед, разъясняющих сущность диспансерного ме­тода обслуживания населения;

демонстрацией тематиче­ских санитарно-просветительских видеофильмов и специ­альных видеопрограмм.

Проводится все это для того, чтобы выработать у населения об­служиваемой территории адекватное отношение к профилактиче­ским мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Приме­нение методики аккордного санитарно-просветительного воздейст­вия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилак­тические осмотры повышает на 40% участие в них населения.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболеваний и больных острыми и хрониче­скими заболеваниями. Методика работы с этим контингентом населе­ния включает проведение медицинским работником индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохра­нение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные тематические брошюры, памятки о здоровье и здоровом образе жиз­ни, о факторах риска, вредных привычках и др.

В современных условиях профилактической работы особую важ­ность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны: тенденция к избыточно­му весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В ос­овее многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха. Гигиеническое воспитание лиц, находящихся под угрозой бо­лезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются, и направлены на коррекцию их образа жизни. Здесь приходится пе­ревоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся при­вычки, поэтому формирование здорового образа жизни должно стро­иться таким образом, чтобы была возможность прямого повторного общения, в процессе которого человек мог бы взять на себя опреде­ленные обязательства по изменению сложившегося неправильного (нездорового) поведения, а медицинский работник – контролиро­вать выполнение этих обязательств.

Методика санитарного просвещения с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбира­ют из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых за­нятий, помимо терапевтов, желательно привлекать других специали­стов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотера­певта и т.д. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции образа жизни и мобилизацию волевых усилий.

Гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению те­чения заболевания. От этого в значительной степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания явля­ются следствием недолеченных острых, поэтому адекватное гигиениче­ское поведение больного с острым заболеванием является важным ус­ловием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации для него должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в пе­риод болезни и реконвалесценции. На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены се­мьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней об­становке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписа­ний врача по обеспечению грамотного ухода за больным. Методика ра­боты с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомен­дациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиениче­скими предписаниями, сделанными в адрес больного.

Гигиеническое просвещение людей, страдающих хронически­ми заболеваниями, осуществляется по принципу очно-заочного обучения. Этот курс включает:

ü индивидуальную беседу, в процессе которой больной полу­чает необходимые гигиенические рекомендации;

ü групповую беседу с участием врачей-специалистов, во вре­мя которой больной получает дополнительную медико-ги­гиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, так как при этом повышается познавательная активность боль­ных, что способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;

ü выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основ­ным элементом заочного обучения, где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вме­сте с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем. «Книжка диспансеризуемого» дает возможность: больному — регистрировать отдельные параметры своего гигиенического пове­дения и закреплять в сознании полученные гигиенические рекомен­дации, врачу – контролировать их выполнение. При проведении диспансеризации эта форма просветительской работы применяется также для лиц, имеющих риск возникновения заболеваний.

Гигиеническое воспитание на участке

Участково – территориальный принцип здравоохранения и пере­ход на индивидуальные рекомендации осуществляются с учетом состояния здоровья больного, его интересов, уровня гигиенической культуры, семейных традиций и предусматривают углубление и расширение санитарно-гигиенического воспитания на объектах, об­служиваемых поликлиникой, центром общей врачебной (семейной) практики, в первую очередь, на врачебном участке. Эта работа складывается из гигиенического воспитания больных и их родственников при посещениях на дому, (формы и средства работы здесь аналогичны гигиеническо­му воспитанию больных с острыми заболеваниями); -> всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, гигиеническое воспи­тание населения, направленное на привитие навыков здорово­го образа жизни, через радио, телевидение, прессу). Именно по месту жительства населения должна быть сконцентрирова­на значительная часть профилактической, в том числе и ги­гиенической, работы. Это традиционные формы массовой и групповой просветительной работы: лекции, профилактиче­ские приемы, вечера вопросов и ответов и т.д.

Источник

Adblock
detector