Формы гигиенического воспитания
По воздействию на население можно разделить следующим образом:
1. К индивидуальному воздействию:
Ø индивидуальная беседа (в поликлинике, стационаре, в семье);
Ø индивидуальный санитарно-гигиенический инструктаж;
Ø личная санитарно-гигиеническая корреспонденция (ответы по прямой линии на радио; телефон-здоровья).
2. К воздействию на группу лиц:
Ø лекция, доклад;
Ø групповая беседа;
Ø групповая дискуссия;
Ø групповое практическое обучение;
Ø курсовое обучение (школа здоровья, видеолектории и т.д.)
3. К массовой коммуникации:
Ø телевидение (телепередачи);
Ø радио (радиопередачи, прямые линии);
Ø пресса (областная, республиканская, районная, ведомственная; прессконференции для журналистов);
Ø выставки и музеи.
Массовая оздоровительная компания – проводится к медицинским датам с целью привлечения внимания к конкретной проблеме. Предполагает участие большого количества человек с привлечением специалистов общего и узкого профиля.
Школы и клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья.
Уроки и часы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, основанная на непосредственном общении медицинского работника (специалиста) с присутствующими.
Такая форма работы наиболее эффективна в общеобразовательных школах, профессиональных училищах и колледжах.
При проведении мероприятия используются различные средства гигиенического обучения и воспитания, практикуется техническое исполнение рекомендаций (освоение навыков), игровая форма (КВН, викторина, сказка и т.д.).
Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.
Для эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения нужны знания и правильное использование соответствующих методов и средств.
Методы | Средства |
Устный | Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д. |
Печатный | Памятки, брошюры, листовки, статьи, журнал, методические руководства, доска вопросов и ответов. |
Наглядный | Плоскостные (санитарные бюллетени, плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.); Объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.); Натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.) ТВ, кино, ДВД, слайды, |
Смешанный | Все средства вместе. |
1. Устные методы:
Средства устной агитации:
Ø Лекцияпроводится врачами ЛПУ или фельдшерами (мед.сёстрами) на объектах (вне ЛПУ).
Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек.
Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии.
В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Ø Беседы проводятся всеми медицинскими работниками (врачи, фельдшера, акушерки, медсестры).
Состав аудитории от 1 человека (индивидуальная) до 5-7 человек (групповая).
Темы бесед могут быть самые разнообразные.
Беседа предполагает активное участие слушателей.
Ø Круглый стол, часы вопросов и ответов – это групповая форма работы гигиенического воспитания, основанная на обсуждении конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья присутствующих, обменом мнениями.
В мероприятии принимают участие не только медицинские работники, но и общественные организации (по наркомании, пенсионный фонд и т.д.).
2. Печатный метод:
Основные требования к печатной продукции: актуальность тематики, оперативность. Даются советы здоровым и больным.
Средства печатной продукции:
Ø Памятка дается пациенту с целью напомнить ему советы по укреплению и сохранению здоровья.
Памятки имеют конкретного адресата (школьники, будущие мамы, больные с различными заболеваниями).
Ø Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья.
Они адресуются широкому кругу населения, нося агитационный характер.
Ø Доска вопросов и ответов – это форма заочных консультаций.
3. Наглядные методы:
Средства наглядной агитации:
Ø плоскостные (плакат, рисунок, диаграмма, фотография и т.д.);
Ø объемные (муляж, макет, модель, скульптура и т.д.);
Ø натуральные (микропрепарат, макропрепарат, образец растительного и животного происхождения и т.д.)
Возрастает значение в современных условиях ТВ, радио, печати, кино.
Ø Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам здоровья – массовая форма работы гигиенического воспитания, по оптимальным для здоровья стилям жизни и профилактике заболеваний.
Целесообразно сочетать с выступлением по соответствующим аспектам укрепления и сохранения здоровья.
Ø Стенная санитарная печать (плакаты, санбюллетени) – это массовое средство санитарного просвещения, которое наглядно, красочно и содержит конкретную информацию.
Ø Тематический санитарный альбом – иллюстрированное издание, посвященное конкретной медико-гигиенической теме и имеющее вполне определенного адресата.
4. Смешанные методы
Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.
Комбинированные средства пропаганды:
Ø Праздник здоровья (лекция+конкурс детского рисунка+фильм о ЗОЖ);
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
Ø 20% аудиовизуальные средства;
Ø 30% использование наглядных пособий;
Ø 50% обсуждение в группах;
Ø 70% обучение практикой действия;
Ø 90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Современные формы работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения включают комплекс методов обучения, что способствует повышению степени усвоения информации.
обсуждение в группах (50%) + использование наглядных пособий (30%) = 80% усвоения материала.
Выбор методов и средств гигиенического обучения и воспитания зависит от типа ситуации.
Возможные гигиенические ситуации:
Признак ситуации | Градации признака |
Количественный состав аудитории | Ø индивидуум Ø группа менее 20 человек Ø группа более 20 человек |
Степень важности (экстремальности) | Эпидемическая обстановка: Ø экстремальная Ø неэкстремальная |
Степень однородности | По возрасту, полу, заболеваниям: Ø однородная Ø неоднородная |
Уровень готовности лиц выполнять гигиенические правила | Ø Желание познать (есть, нет) Ø Знание (есть, нет) Ø Умение выполнять (есть, нет) Ø Убеждение в готовности выполнять (есть, нет) |
Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда ЗОЖ являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинских учреждений.
Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.
В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена:
1. санитарное просвещение в поликлинике,
2. санитарное просвещение в стационаре,
3. и санитарное просвещение на обслуживаемом территориальном участке.
При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, и настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Желательно здоровый образ жизни соблюдать всем медицинским работникам, так как пациенты, в первую очередь, смотрят на выступающего (внешний вид, разговорная речь, способ убеждения) и стараются выполнять или не выполнять данные советы.
1. Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений.
Выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:
— санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы;
— санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Успех профилактических осмотров зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать.
— наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
— разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки);
— лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения;
— демонстрацией тематических санитарно-просветительных кинофильмов и т. д.
Цель данной работы — выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).
Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико-гигиенической информации для них предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.
Методика работы с этим контингентом населения включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки, которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
В этой работе используются различные памятки о здоровом образе жизни, издаваемые ЦНИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни, местными домами санитарного просвещения, а также тематические брошюры.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т. д. В основе многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим и т.д.
Санитарное просвещение лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих обязательств.
Методика санитарно-просветительной работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов привлекают узких специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктор) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.
Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в большой степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
Источник
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания – это способы применения отдельного средства или совокупности средств в определенной последовательности для осуществления процесса гигиенического воспитания.
Если средства ГВ позволяют говорить о том, с помощью чего (чем?) методы гигиенического воспитания получают реальное воплощение, то формы показывают, как, каким образом осуществляется это воплощение.
Индивидуальные формы гигиенического воспитания
Индивидуальные формы гигиенического воспитания позволяют максимально учитывать особенности личности как физиологического (половые, возрастные особенности, состояние здоровья), так и социально-психологического характера (уровень знаний об оптимальных для здоровья стилях жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, ценностные установки и т.д.).
Этим объясняются доказанные экспериментально преимущества индивидуальных форм перед групповыми и массовыми формами гигиенического воспитания.
Основным средством реализации индивидуальных форм гигиенического воспитания является устная речь. Эффективность индивидуальных форм повышается при использовании наряду с устной речью письменной речи в виде различных изданий (памяток, буклетов и др.), изобразительных средств (плакатов, диапозитивов и др.).
Индивидуальная беседа основана на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный процесс; предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации, предоставление рекомендаций в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний, а также обмен мнениями между собеседниками.
В процессе индивидуальной беседы могут быть использованы изобразительные средства, печатные издания.
Индивидуальное консультирование основано на непосредственном общении между специалистом и лицом, на которое направлен воспитательный .процесс; предусматривает сообщение специалистом советов в отношении стиля жизни, профилактики заболеваний. Советы могут носить характер категорических рекомендаций в случае очевидной опасности для здоровья обращающегося за консультацией лица или его окружения. Кроме того, советы могут даваться таким образом, чтобы предоставить пациенту возможность выбора.
Индивидуальный инструктаж предусматривает сообщение специалистом гигиенической информации инструктивного характера, используется для нормализации гигиенического поведения в определенных условиях труда и быта. Цель и содержание инструктажа определяются спецификой этих условий.
Индивидуальное телефонное консультирование – сообщение специалистом советов по оптимальным для здоровья стилям жизни, профилактике заболеваний по телефону. Для проведения телефонных консультаций работают специально организованные телефонные службы медицинской информации и доверия.
Личная корреспонденция предусматривает ответы специалиста на заданные вопросы, касающиеся стиля жизни и профилактики заболеваний, посредством обмена письмами.
Групповые формы гигиенического воспитания
Групповые формы гигиенического воспитания – это формы гигиенического воспитания, основанные на непосредственном или опосредованном общении специалиста с группой лиц; предусматривают сообщение специалистом информации по гигиенической тематике, обмен мнениями по рассматриваемой проблеме.
Эффективность групповых форм гигиенического воспитания определяется однородностью возрастного профессионального состава группы, наличием обратной связи и т.д. Наиболее оптимальный количественный состав группы —15— 20 человек.
В процессе группового общения устная речь специалиста может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием современной компьютерной техники.
Групповая беседа предусматривает как сообщение специалистом информации гигиенического характера, так и обмен мнениями между собеседниками.
Характер групповой беседы зависит от цели, которую ставит перед собой специалист. Групповая беседа сочетает в себе информативную и репродуктивную направленность, которая предполагает наличие у данной группы лиц определенного уровня адекватных гигиенических знаний и воспроизведение их.
Беседа за круглым столом – это групповая форма гигиенического воспитания, основанная на обсуждении группой специалистов конкретных вопросов, связанных с укреплением и охраной здоровья в присутствии слушателей: предусматривает участие слушателей в обмене мнениями по охране и укреплению здоровья. Беседа за круглым столом проводится под руководством ведущего (модератора).
Дискуссия – предусматривает совместное обсуждение группой под руководством специалиста вопросов, касающихся стиля жизни, профилактики заболеваний, которое позволяет выявить различия в их понимании и толковании. Дискуссия позволяет стимулировать познавательный интерес к проблемам здоровья, способствует формированию позитивных установок, содействует коррекции поведения в отношении здоровья.
Клубы здоровья – групповая форма гигиенического воспитания, предполагающая объединение людей для совместной деятельности по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья (спортивные клубы, клубы трезвости, клубы диабетиков, клубы, объединяющие лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, клубы молодых матерей, вдов, близнецов и др.).
Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья — это предоставление группам лиц информации по вопросам здоровья посредством видеозаписи. Применение видеозаписи может рассматриваться также в качестве массовой и индивидуальной форм гигиенического воспитания.
Игра — групповая форма гигиенического воспитания, представляющая собой развлекательное занятие с совокупностью определенных правил, приемов, тематика которого отражает различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. В практике гигиенического воспитания распространены такие разновидности игры, как настольные, ролевые, спортивные, деловые игры, викторины и аттракционы. Эмоциональное восприятие информации во время игры способствует лучшему ее усвоению и запоминанию. Игра может носить характер соревнования, что стимулирует познавательный интерес участников.
Практическое занятие проводится путем организации выполнения группой обучаемых упражнений, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний (выполнение упражнений на тренажере, занятия аутотренингом, занятия по оказанию первой медицинской помощи, обучение уходу за больными, занятия по приемам самоконтроля и самообследования и т.д.).
Курсовое гигиеническое обучение – групповая форма гигиенического воспитания, предусматривающая проведение одним или несколькими специалистами цикла занятий с группами лиц (объединенных по возрастному, профессиональному и др. признакам) по специальной учебной программе с целью систематического изложения знаний по определенной тематике, связанной со здоровьем, и формирования соответствующих практических умений.
Курсовое гигиеническое обучение проводится преимущественно среди беременных, родителей, молодежи, работников промышленных предприятий, общественного питания, сельского хозяйства и т.д.
Курсовое обучение предусматривает сочетание различных форм гигиенического воспитания. Может осуществляться путем создания школ здоровья, школ матерей, курсов отцов и т.д. Тематические циклы занятий проводятся также непосредственно на промышленных, сельскохозяйственных и др. объектах.
Массовые формы гигиенического воспитания
Массовые формы – это формы гигиенического воспитания, предусматривающие сообщение специалистом сведений по вопросам оптимальных для здоровья стилей жизни и профилактики заболеваний одновременно большому числу лиц.
Используется как непосредственное общение специалиста с массовой аудиторией, так и опосредованное – через каналы массовой коммуникации, использование которых способствует оперативному распространению информации, ее жанровому разнообразию.
Лекция по-прежнему занимает одно из ведущих мест в пропаганде ЗОЖ. Последнюю можно проводить в виде эпизодических лекций (самостоятельные выступления лектора с законченным изложением темы или одного из ее вопросов) или в виде цикла, когда тема освещается суммарно, последовательно и развернуто. Лекция может проходить как при непосредственном контакте с аудиторией, так и опосредованно, например, по радио. Лекция, основанная на прямом контакте лектора и слушателей, позволяет ему учитывать реакцию аудитории. Живое слово лектора часто сопровождается показом диафильмов, видеозаписей, видеофильмов и т.д., иллюстрирующих содержание изложенного материала.
Лекции о здоровом образе жизни должны быть строго дифференцированы в зависимости от аудитории, и они могут выполнить свое назначение только в том случае, если выйдут за рамки чистого просветительства и станут действенным средством формирования мировоззрения людей, вовлекая их в активный двусторонний процесс соразмышления. Для этого тема выступления должна быть субъективно значима для слушателей, а значит, должна преподноситься с учетом:
а) уровня подготовки, развития слушателей;
б) демографических особенностей аудитории (возраст, место
жительства, национальность);
в) социального состава аудитории (рабочие, сельхозработники, интеллигенция и др.);
г) профессионально-психологических признаков слушателей
(профессия, потребности, интересы, ценностные ориентиры,
традиции, настроения).
Гигиеническое воспитание в работе лечебно-профилактических учреждений
ГВ в работе лечебно-профилактических учреждений осуществляется в учреждениях, деятельность которых направлена на профилактику и лечение заболеваний, сохранение, укрепление и восстановление здоровья – в поликлиниках, больницах (стационарах), пансионатах, санаториях, родильных домах, аптеках и др.
Гигиеническое воспитание – неотъемлемая составная часть деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная задача каждого медицинского работника – врача, фельдшера, акушерки, медсестры, при выполнении ими своих непосредственных служебных обязанностей. Личностный (поведенческий) фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановление трудоспособности, на предупреждение обострений заболеваний.
В настоящее время положение о лечебно-профилактических учреждениях всех типов – поликлинике, амбулатории, центрах общей врачебной (семейной) практики, больнице и т.д. – предусматривает работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления гигиенического воспитания в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят неохотно, формально и часто допускают методические ошибки, основными причинами которых являются:
è недооценка врачами важности и эффективности профилактической работы, в силу чего они не уделяют ей должного внимания;
è отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе.
Все это приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения – дифференцированности и целенаправленности пропаганды. Среди форм санитарного просвещения по-прежнему преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточное внимание уделяется групповым и индивидуальным формам работы, работе в средствах массовой информации.
Организация, содержание и методика гигиенического воспитания в различных учреждениях здравоохранения обусловлены стоящими перед ними задачами, местными условиями, спецификой их работы, связанной с возрастом, состоянием здоровья, условиями труда и др. особенностями обслуживаемого контингента.
В этой важной работе выделяют три основных звена: гигиеническое воспитание в поликлинике или центре общей врачебной (семейной) практики, стационаре и на участке.
Гигиеническое воспитание в работе амбулаторно-поликлинических учреждений
Поликлиническое обслуживание взрослого населения предусматривает осуществление ГВ как непосредственно в самой поликлинике, амбулатории, так и на обслуживаемой территории (участке).
Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению путем поэтапного внедрения общей врачебной (семейной) медицины, усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений с последующим расширением масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения, «захлебнувшейся» в 90-е годы (сейчас вновь ставшей актуальной — вводится обязательная диспансеризация детей до 18-летнего возраста), оказывают влияние на организацию и формы проведения гигиенического воспитания.
В современных условиях выделяют два основных его аспекта:
è ГВ по привлечению населения на медицинские профилактические осмотры;
è ГВ диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.
Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т.е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:
агитационно-информационным, санитарно-просветительским воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т.д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике или центре общей врачебной (семейной) практики;
разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки, гигиенические рецепты, другие наглядные материалы), чтением лекций, бесед, разъясняющих сущность диспансерного метода обслуживания населения;
демонстрацией тематических санитарно-просветительских видеофильмов и специальных видеопрограмм.
Проводится все это для того, чтобы выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.
Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повышает на 40% участие в них населения.
Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболеваний и больных острыми и хроническими заболеваниями. Методика работы с этим контингентом населения включает проведение медицинским работником индивидуальной беседы и выдачу тематической памятки «Здоровым советует врач», которая содержит ряд практических советов, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В этой работе используются различные тематические брошюры, памятки о здоровье и здоровом образе жизни, о факторах риска, вредных привычках и др.
В современных условиях профилактической работы особую важность приобретает гигиеническое воспитание групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний. Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны: тенденция к избыточному весу, предгипертония, гиперхолестеринемия, предиабет и т.д. В осовее многих из них лежат нарушения гигиенических норм поведения: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха. Гигиеническое воспитание лиц, находящихся под угрозой болезни, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются, и направлены на коррекцию их образа жизни. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки, поэтому формирование здорового образа жизни должно строиться таким образом, чтобы была возможность прямого повторного общения, в процессе которого человек мог бы взять на себя определенные обязательства по изменению сложившегося неправильного (нездорового) поведения, а медицинский работник – контролировать выполнение этих обязательств.
Методика санитарного просвещения с указанным контингентом включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же нарушения или подверженных влиянию одинаковых факторов риска). К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, желательно привлекать других специалистов поликлиники: диетолога, врача (инструктора) ЛФК, психотерапевта и т.д. Участие психотерапевта в гигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции образа жизни и мобилизацию волевых усилий.
Гигиеническое просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания. От этого в значительной степени зависят успех лечения и ускорение выздоровления.
Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями. Многие хронические заболевания являются следствием недолеченных острых, поэтому адекватное гигиеническое поведение больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Программа гигиенической информации для него должна включать обязательный минимум сведений по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции. На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача по обеспечению грамотного ухода за больным. Методика работы с этим контингентом предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с гигиеническими предписаниями, сделанными в адрес больного.
Гигиеническое просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по принципу очно-заочного обучения. Этот курс включает:
ü индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые гигиенические рекомендации;
ü групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, так как при этом повышается познавательная активность больных, что способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
ü выдачу «Книжки диспансеризуемого», которая является основным элементом заочного обучения, где отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем. «Книжка диспансеризуемого» дает возможность: больному — регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения и закреплять в сознании полученные гигиенические рекомендации, врачу – контролировать их выполнение. При проведении диспансеризации эта форма просветительской работы применяется также для лиц, имеющих риск возникновения заболеваний.
Гигиеническое воспитание на участке
Участково – территориальный принцип здравоохранения и переход на индивидуальные рекомендации осуществляются с учетом состояния здоровья больного, его интересов, уровня гигиенической культуры, семейных традиций и предусматривают углубление и расширение санитарно-гигиенического воспитания на объектах, обслуживаемых поликлиникой, центром общей врачебной (семейной) практики, в первую очередь, на врачебном участке. Эта работа складывается из гигиенического воспитания больных и их родственников при посещениях на дому, (формы и средства работы здесь аналогичны гигиеническому воспитанию больных с острыми заболеваниями); -> всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой, гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков здорового образа жизни, через радио, телевидение, прессу). Именно по месту жительства населения должна быть сконцентрирована значительная часть профилактической, в том числе и гигиенической, работы. Это традиционные формы массовой и групповой просветительной работы: лекции, профилактические приемы, вечера вопросов и ответов и т.д.
Источник