«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
«Метод экспресс оценки физического здоровья школьников»
Актуальность. Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро. Человек, безусловно — абсолютная ценность общества. А его здоровье-гарантия гармоничного развития общества, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности этого — недостаточно. Если за ним не следует практические шаги к решению самой проблемы здоровья.
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связанно с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и др. Все это сказывается на состоянии физического развития школьников. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
Цель работы: изучить физического гармоничного развития обучающихся 5-9- классов
Задачи работы:
- Познакомиться с литературой и методами исследования физического развития школьников
- Оценить показатели физического здоровья школьников (на примере обучающихся 7-классов
- Определить полученные показатели в соответствия возрастным нормами.
- Сформулировать выводы по результатам исследования
- Дать рекомендации .
Объектом нашего исследования стало физическое здоровье подростков с углубленным изучением экологии
Глава 1. Здоровье человека
1.1. Здоровый образ жизни школьника
Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
1.2. Причины, влияющие на здоровья школьника
Здоровье — понятие комплексное. Признаками здоровья являются:
— устойчивость к действию повреждающих факторов;
— показатели роста и развития;
— функциональное состояние и резервные возможности организма;
— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
От чего зависит здоровья человека?
- от социально-экономического положения детей,
- качества питания, медицинского обслуживания системы оздоровительных учреждений
- от экологической обстановки в местах их проживания.
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья. Для оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя про человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития.
1.3. Антропометрические измерения человека
Большое значение в оценке физического состояния человека имеют и
антропометрические исследования. Антропометрия – совокупность методов изучения человека, основанных на измерениях как внешнего и внутреннего строения, так и функциональных признаков.
1) Соматометрические – длина и масса тела, диаметры (окружности);
2) Физиометрические (функциональные) – жизненная емкость легких
(ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила;5
3) Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата
(форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие
мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Каждый школьник, определив собственные показатели физического развития, заносит их в тетрадь в виде таблицы:
человека используют различные группы признаков: демографические показатели (рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность), уровень заболеваемости и травматизма, оценку физиологического состояния организма, соответствующую его возрасту и др.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и гармоничности физического развития и др.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов:
наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью
удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению
ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50%.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят
морфологические (рост, масса тела) и функциональные ЧСС (частота сердечныхсокращений), ЖЕЛ (жизненная емкость легких), частота дыхания, мышечная сила, температура тела).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят
самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние
организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять
отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений).
1.4. Социальное и физическое здоровье
Социальное здоровье
Социальное здоровье человека наряду сфизическим и психическим является основой здоровья любого человека. Существует несколько вариантов его определения. Первый, подразумевает способность человека взаимодействовать с другими представителями общества, умение находить себе друзей и поддерживать с ними доверительные отношения. Во втором, случаи понимают здоровье общества в целом, как совокупность здоровья каждого индивидуума, составляющего это общество.
Социальное здоровье человека очень сильно влияет на нашу жизнь. Те, кто хорошо интегрированы в общество, как правило, живут дольше и быстрее восстанавливаются от болезней и депрессий. Доказано, что социальная изоляция является пусковым механизмом для возникновения многих болезней. Именно плохая адаптация, неумение наладиться хорошие отношения с другими людьми, подрывает в человеке веру в свои силы и отсутствием желания что-либо менять в своей жизни.
Физическое здоровье
Физическое здоровье – это такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы и он в целом способны исправно осуществлять свои основные функции. Кроме того, в совокупности с психическим и социальным здоровьем физическое состояние дает представление о таком важном понятии, как общее здоровье. Существует разные методики оценки состояния физического здоровья человека. Одни из них можно провести дома самостоятельно, другие же, более сложные – только при помощи медицинского работника. Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
Глава 2. Методика исследования
2.1. Правила выполнения антропометрических измерений
1. Измерение роста (длины тела)
1.1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на
платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит,
выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами,
межлопаточной областью и затылком.
1.2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.
1.3. Результат записать в таблицу.
2. Измерение массы тела
2.1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные
2.2. Произвести измерение массы тела.
3. Результат записать в таблицу.
3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
3.1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого.
При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и
пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента
накладывается спереди по среднегрудинной точке).
3.2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе
измерения лента должна плотно прилегать к телу).
3.3. Результат записать в таблицу.
4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
4.1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый
делает несколько спокойных дыхательных движений).
4.2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально
вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).
4.3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение
4.4. Результат (среднее значение) записать в таблицу.
5. Определение уровня гармоничности физического развития.
5.1. Сравнить данные таблицы с таблицами возрастно-половых
стандартов (Приложение 1).
5.2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого
измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора»
5.3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим
- развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между
любыми двумя из показателей не превышает 1;
- развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;
- если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое
внимание на физическое развитие – группа риска состояния
5.4. При необходимости дать рекомендации о проведении лечебно-
2.2.Определение индекса Кетле( индекс массы тела)
Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами для соответствующего возраста и пола.
Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о не гармоничном развитии.
Индекс Кетле
Более абстрактным, но тем не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины и формула выглядит следующим образом:
Индекс Кетле
Вес (кг)
Рост 2 (м)
2.3.Определение индекса Робинсона
Индекс Робинсона= ЧСС (уд/мин) X АДсист. (мм рт. ст.) / 100
характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы ;
2.4. Определение индекса Шаповаловой
Масса тела (г)/ длина тела (см) x КП/60,
где КП — количество подъёмов за 60 с, характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
2.5. Определение индекса Руфье
Индекс Руфье = 4х(Р1 + Р2 + Р3) — 200)/10 где -Р1 пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15с сразу после нагрузки, Р3-пульс за последние 15с первой минуты восстановления. 4,200 и 10-постоянные коэффициенты . Индекс Руфье характеризует функциональные возмож системы дыхания,устойчивость организма к гипоксии и волевые качества. Характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
2.6. Определение индекса Скибинского
Индекс Скибинского=ЖЕЛ(мл)x проба Штанге (с)/ЧСС(уд/мин)
Он характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества.
Источник
Оценка уровня индивидуального здоровья по методу «Экспресс-оценка физического здоровья» (по В.П. Петленко, 1996)
Клинические исследования показали, что имеет место зависимость между уровнем соматического здоровья (по данным экспресс-оценки) и состоянием здоровья, определяемым обычными методами. Установлено, что чем ниже уровень соматического здоровья (энергетический потенциал биосистемы), тем вероятнее развитие хронического заболевания.
Цель работы: научится определять уровень индивидуального здоровья.
Приборы и оборудование: весы, ростомер, спирометр, динамометр, тонометр, фонендоскоп.
1. Проведите измерения следующих показателей: масса и длина тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия, частота сердечных сокращений, артериальное давление, время восстановления по пробе Мартене.
2. Выполнить необходимые расчеты и заполнить таблицу, используя данные справочных таблиц в соответствии с полом. «Безопасный уровень» соматического здоровья индивида находиться между III и IV группами здоровья – 12 баллов по шкале экспресс-оценки. Ниже этого уровня возможно развитие хронического соматического заболевания. При дальнейшем снижении этого показателя значительно растет риск смерти.
Показатели | Значение показателей | Количество баллов | Уровень здоровья |
Индекс массы тела, кг/м 2 | |||
ЖЕЛ/масса тела, мл/кг | |||
Динамометрия/массу тела х 100, % | |||
(ЧСС*САД)/100 | |||
Время восстановления пульса после 20 приседаний за 30 сек | |||
Сумма баллов | |||
Общая оценка уровня здоровья |
Экспресс-оценка физического здоровья мужчин
Уровень здоровья | I | II | III | IV | V |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Индекс массы тела, кг/м 2 | Менее 19,0 -2 | 19,0-20,0 -1 | 20,1-25,0 | 25,1-28,0 -1 | Более 28,0 -2 |
ЖЕЛ/масса тела, мл/кг | 50 и менее -1 | 51-55 | 56-60 | 61-65 | 66 и более |
Динамометрия/массу тела х 100, % | 60 и менее -1 | 61-65 | 66-70 | 71-80 | 80 и более |
(ЧСС*САД)/100 | более 111 -2 | 95-110 -1 | 85-94 | 70-84 | 69 и менее |
Время восстановления пульса после 20 приседаний за 30 сек | Более 3-х мин. -2 | 2-3 | 1,3-1,59 | 1-1,29 | 59 и менее |
Общая оценка уровня здоровья | 3 и менее | 4-6 | 7-11 | 12-15 | 16-18 |
Экспресс-оценка физического здоровья женщин
Уровень здоровья | I | II | III | IV | V |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
Индекс массы тела, кг/м 2 | Менее 17,0 -2 | 17,0-18,6 -1 | 18,1-23,8 | 23,9-26,0 -1 | Более 26,0 -2 |
ЖЕЛ/масса тела, мл/кг | Менее 40 -1 | 41-45 | 46-50 | 51-55 | Более 55 |
Динамометрия/массу тела х 100, % | Менее 40 -1 | 41-50 | 51-55 | 56-60 | Более 60 |
(ЧСС*САД)/100 | Более 111 -2 | 95-110 -1 | 85-94 | 70-84 | Менее 70 |
Время восстановле- ния пульса после 20 приседаний за 30сек | Более 3-х мин. -2 | 2-3 | 1,3-1,59 | 1-1,29 | 59 и менее |
Общая оценка уровня здоровья | 3 и менее | 4-6 | 7-11 | 12-15 | 16-18 |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № 2 от « » ___________ 200 г.
Расчет индекса функционального состояния
(по Баевскому Р.М)
Цель работы: научиться оценивать адаптационный потенциал на основании индекса функционального состояния (ФС).
Приборы и оборудование: весы, ростомер, тонометр, фонендоскоп.
1. Проведите измерения следующих показателей: масса и длина тела, артериальное давление, частота сердечных сокращений.
2. Рассчитайте показатель по формуле:
ФС=0,011хЧСС+0,014хСАД+0,008хДАД+0,014хВ+0,009хМ,кг-0,009хР,см-0,27;
где ФС – функциональное состояние;
САД – систолическое артериальное давление;
ДАД – диастолическое артериальное давление;
В – возраст; М – масса тела; Р – рост.
Адаптационный потенциал | ||||
Семестр | I | II | III | IV |
ЧСС | ||||
АД | ||||
Масса тела | ||||
Длина тела | ||||
ФС |
Функциональное состояние (ФС) – пороговое значение в баллах
Уровень адаптации | Значение индекса |
Удовлетворительная адаптация | 3,6 |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контрольные вопросы по теме:
1. Дайте определение понятия здоровья.
2. Какие методологические подходы в оценке здоровья существуют?
3. В чем суть прогнозирования?
4. Перечислите основные критерии прогнозирования здоровья.
Самостоятельная работа студентов:
Подготовка рефератов на темы:
«Процесс старения в прогнозирование здоровья».
«Понятие морфологический тип конституции и предпосылки развития заболеваний».
«Понятие психофизиологический тип конституции и особенности темперамента».
ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология/ Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова — Ростов-на-Дону:Здоровье, 2000.
2. Валеологический семинар академика Петленко В.П., С.-П.:Петрок, 1996.
3. Журавлева А.И. Спортивная медицина и лечебная физкультура/ А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская М. – М.:Медицина, 1993.
4. Лисицын Ю.П. Здоровье человека – социальная ценность/ Ю.П. Лисицын, Сахно — М.:Медицина, 1984.
5. Разумов А. Здоровье здорового человека/ А.Разумов, В. Понамаренко, В. М. Пискунов – М: Медицина, 1996.
6. Татрникова Л.Г. Педагогическая валеология/ Л.Г. Татрникова — С.Петербург: Петрок, 1995.
Глава 3. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Формирование здоровья самый важный по значимости вопрос профилактики развития заболеваний. Поскольку ключевыми словами в определении здоровья являются «гармония» и «энергетическая мощность», под формированием здоровья человека понимается создание гармоничной свысоким энергетическим потенциалом психосоматической системы. Другими словами, это постоянное направление соматического и психического развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры.
Здоровье человека зависит от субъективных и объективных факторов. Если состав всех факторов, определяющих здоровье принять за 100%, то по доле их влияния на наше здоровье они распределяются следующим образом, по В. П. Петленко (1996).
а) генетический фактор — 25% (физическое здоровье -10%, психическое здоровье — 15%),
б) экологический фактор 25% (экзоэкология -10%, эндоэкология -15%),
в) социально — педагогический фактор — 40% (образ жизни материальные условия труда и быта — 20%, поведение, режим жизни, привычки — 25%),
г) медицинский фактор -10%,
Таким образом, наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение — главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни, а доминирующее положение в формировании здоровья человека занимает его образ жизни.
Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенности их здоровья. Более двух тысяч лет назад великий врач древности Гиппократ (около 460-370 гг. до н.э.) не только описал влияния климата, воды, рельефа и времени года на здоровье жителей разных местностей, но и дал сравнительное антропологическое описание народов, живущих на европейском, азиатском и африканских берегах Средиземного моря. В его трудах содержаться многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.
По новой концепции здоровье – это состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и условиями среды, постоянно меняющимися.
Наука, изучающая условия существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и средой, в которой они обитают, называется экологией.
Экологическими факторами являются элементы среды, оказывающие существенное влияние на живой организм. Они весьма разнообразны, имеют различную природу, специфику действия и могут носить природно-бытовой, промышленный и социальный характер.
Экологические факторы делят на три группы:
· абиотические (факторы неживой среды) – климатические, гидрофизические, гидрохимические и др.
· биотические (связанные с влиянием живых существ), т.е. обусловленные воздействием, которое оказывают друг на друга живые существа – бактерии, растения, животные.
· антропогенные (созданные человеком) – промышленные, социальные и другие элементы.
Выделяют экзоэкологию, изучающую влияние внешних экологических факторов (космос, магнитосфера, гравитация, солнечная радиация, климат, атмосфера, гидросфера, литосфера) на здоровье человека и эндоэкологию, изучающую состояние биологического потенциала, внутренней среды организма, его биоритмы, проблемы «чистого организма», проблемы питания экологически чистыми продуктами, проблемы очистки организма (органов, систем, крови, лимфатической системы) от шлаков.
Под окружающей средой (ОС) принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которых протекает труд, быт и отдых людей.
Живые организмы, в т.ч. человек, за многовековую историю своего развития адаптировались к воздействию естественных факторов (природно-климатических). К влиянию же искусственных (антропогенных) факторов человеческого организм мало приспособлен, и реакция его зависит от характера, уровня и продолжительности действия этих факторов может быть различной: от незначительных отклонений в состоянии здоровья до заболеваний и даже смерти при крайних степенях воздействия.
Одним из важнейших внутренних биологических факторов, влияющих на здоровье, начиная с рождения, является генотип человека. В настоящие время известны более 2 тыс. наследственных болезней и генетически детерминированных синдромов (Л.О. Бадалян, 1980). Общая частота генных болезней человечества составляет 1-2% (Н.П. Бочков, 1978).
Ресурс здоровья индивидуумов, зависящий от частоты реально имеющихся в популяции генетической предрасположенности к развитию тех или иных заболеваний, называется генетическим здоровьем.
Ведущий фактор формирования генетического здоровья – условия жизни на протяжении многих поколений, способствующие закреплению выгодных для выживания в данных условиях генотипов. В конечном счете, все явления развития организма имеют основу в генотипе. А развитие наследственных признаков, реализация их генотипа в фенотипе, зависит от взаимодействия различных наследственных факторов и условий развития. Данный признак может проявиться неполно или совсем не проявиться в онтогенезе, если не будет соответствующих условий.
В фенотине никогда не реализуются генотипические возможности. Гены лишь определяют направление развития того или иного признака, обеспечивая специфический диапазон его изменчивости в зависимости от условий среды (норму реакции). При этом важно, что генотип детерминирует пределы самой нормы реакции. Среди факторов внутренней среды организма, могущих оказывать влияние на проявления генов, имеют значение пол и возраст особи.
Роль медицинской генетики заключается в контролировании нормального генотипа, в профилактике наследственных дефектов.
Человек имеет особенности генотипа, позволяющие ему как популяционному виду жить в широком диапазоне климатических условий планеты Земля от жаркого климата экваториальных широт до арктического климата северного региона.
Однако индивидуальные особенности его генотипа ограничивают полосу комфортного проживания тем районом планеты, где родились и в течение многих веков существовали его предки. Согласно концепции экопортрета человека, выдвинутой академиком Н.А. Агаджаняном, оптимальный уровень жизнедеятельности имеет место в том случае, если человек живет в «своем» регионе планеты.
Экопортрет человека – совокупность генетически обусловленных свойств и структурно-функциональных особенностей индивидуума, характеризующих специфическую адаптацию к конкретному набору особых факторов среды обитания (высокогорье, пустыня, Крайний Север и др.).
Как холод для представителей южных рас, так и жара для северных в равной степени представляют собой факторы дестабилизации здоровья, требующие напряжения в деятельности организма.
На организм человека, как правило, влияет не один какой-либо изолированный фактор, а их совокупность. При этом основное воздействие оказывают не обычные колебания климатических условий, а главным образом внезапные изменения их.
Природно-климатические (абиотические) факторы, действующие на организм человека:
· характер движения воздушных масс, связанный с циклональной активностью,
· газовый состав воздуха.
Климат – это режим повторяющихся погодных условий, специфичных для данной местности.
Механизмы приспособления к рассматриваемым компонентам климата включают разнообразные реакции на охлаждение и мобилизацию энергообеспечивающих систем для поддержания температуры тела.
Спецификой Европейского Севера являются:
1. кислородная недостаточность – изменчивость весового содержания кислорода (парциальная плотность кислорода, ППК);
2. магнитные бури – активация перекисного окисления липидов, продукты которого оказывают неспецифическое повреждающие действие на клеточные мембраны;
3. состояние озонового слоя стратосферы, выполняющего роль защитного экрана от избытка жесткого УФ-излучения. В исследованиях Кононова Е.И. (1995) и Золоткова А.Г. с соавт. (1995) показано, что коротковолновая часть солнечного спектра играет значительную роль а нарушении процессов обмена веществ в коже и механизмах развития злокачественных новообразований;
4. жесткая погода по температурным и ветровым параметрам: низкие температуры и сильные ветра;
5. специфическая фотопериодичность в весенне-летний и осеене-зимний периоды (полярный день и ночь) с явлениями ультрафилетовым голоданием и УФ-избытком.
При изучении механизмов адаптации человека важно определить специфические и неспецифические факторы региона. Неспецифические – это холод, тяжелый аэродинамический режим, особенности питания и т.д., то есть факторы, которые встречаются и в других регионах. К специфическим для высоких широт можно отнести изменение фотопериодизма и факторы электромагнитной природы.
Установлено существенное действие геомагнитных факторов и космических излучений на биохимические и биофизические процессы в клетках – увеличение уровня свободных радикалов и снижение антиоксидантов с последующим изменением структуры клеточных мембран. В свете этого более понятно, почему возникают такие явления, как полярная одышка, астенизация, психоэмоциональная неустойчивость, нарастание кислородной задолжности крови, проявление своеобразной гипоксии, а также чрезмерная длительность адаптивного периода – 1,5-2 года.
Здоровье и работоспособность человека во многом определяются состоянием его биологических ритмов. Целостный организм может существовать только при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах, с одной стороны, и, с другой стороны, при их синхронизации с условиями окружающей среды. К физическим синхронизаторам относятся смена дня и ночи с чередованием света и темноты, суточные колебания температуры, влажности воздуха, бараметрического давления, напряженности электрического и магнитного полей земли, космического излучения.
Синхронизация биологического времени с астрономическим происходит в течение двух недель. Человек после быстрого пересечения часовых поясов (особенно несколько) должен постепенно адаптироваться к новому поясному времени, пока не наступит синхронизация его биологического времени с местным.
Более тяжело протекает адаптация при трансширотных перемещениях человека, когда организм вынужден приспосабливать к резким изменениям климата.
Антропогенные факторы – это группа факторов, обусловленная деятельностью самого человека. Она включает как производственную среду, так и те результаты производственной деятельности. Которые ведут к загрязнению среды обитания человека чуждыми его природе веществами (ксенобиотиками). В последнее время все больше говорится и о таких видах загрязнения, как электромагнитные поля, шум, информационные потоки.
О важности негативного влияния экологических факторов свидетельствует то обстоятельство, что они выступают причиной 20% болезней человека.
Известно, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по следующим каналам:
· через атмосферу (использование и выделение различных газов нарушает естественный газообмен);
· через гидросферу (загрязнение химическими веществами и нефтью рек, морей и океанов);
· через литосферу (использование полезных ископаемых, загрязнение почв промышленными отходами и т.д.).
Присутствие взвеси кислоты, главным образом серной, коррелирует с учащением приступов астмы, из-за угарного газа возникают ослабление мыслительной деятельности человека, сонливость и головные боли; озон действует в основном на слизистые оболочки. С высоким уровнем взвесей, действующих в течение длительного времени, связывают респираторные заболевания и рак легких. Однако все эти факторы могут в разной степени влиять на разные аспекты здоровья.
Из-за кислотных осадков тысячи озер стали безжизненными, гибнут леса. Потепление климата, сулящие миру небывалые засухи и другие климатические нарушения, — результат накопление в атмосфере углекислого и других «парниковых» газов. Всей жизни на Земле угрожает увеличение ультрафиолетовой радиации из-за ослабление, различных форм загрязнения, достигающих глобальных масштабов и влияющих на биосферу в целом.
Мобилизация кислотными осадками алюминия и других токсичных элементов может привести к загрязнению как поверхностных, так и грунтовых вод. Алюминий способен вызывать болезнь Альцгемера, разновидность преждевременного старения.
Известно, что природные экосистемы являются достаточно устойчивыми к внешним воздействиям формирования (Одум Ю., 1986). Данный принцип лежит в основе теории адаптации как эволюционного процесса.
Однако, современные техногенные факторы, являясь достаточно мощными по силе и продолжительными по времени воздействия, способны вызывать существенные изменения в экологических сообществах, т.к. превышают их восстановительные возможности (экологическую емкость).
Европейский Север России относится к крупному промышленному региону. В структуре факторов антропотехногенного загрязнения окружающей среды на территории Архангельской области на первом месте стоят предприятия промышленного комплекса, в частности ЦБК. В числе наиболее опасных для человека веществ, выбрасываемых ЦБК в воду и воздушное пространство – бенз(а)пирен, обладающей канцерогенным эффектом.
Загрязнение почвы и водоемов токсикантами может быть обусловленно и деятельностью предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК). Так, одним из негативных последствий деятельности испытательного космодрома «Плесецк», расположенный в Плесецком районе Архангельской области, является загрязнение природной среды продуктами неполного сгорания ракетного топлива в районах падения (РП) отделяющихся частей ракет-носителей (ОЧРН), обладающих низкой самоочистительной способностью и, следовательно, низкой экологической емкостью.
Для всего мира актуальна проблема радиоактивного загрязнения. Ближайшими потенциальными источниками радиации для Архангельской области является Северный испытательный полигон на архипелаге Новая Земля, ядерные энергетические установки (ЯЭУ) атомных подводных лодок (АПЛ) на судоремонтном и судостроительном заводах Северодвинска, твердые и жидкие радиоактивные отходы (РАО) береговых баз и хранилищ Северного Флота ВМФ России, гражданского атомного флота. На Северном полигоне было проведено 132 ядерных взрыва (87 атмосферных, 3 подводных и 42 подземных).
Биологическое значение загрязнения природной среды радионуклидами представляет интерес как фактор индуцирования процессов канцерогенеза и иммунодепрессии.
Необходимым условием для здоровья человека и населения в целом является состояние динамического равновесия между организмов и окружающей среды.
Истощение ресурсов, уничтожение лесов, загрязнение воды и воздуха, эрозия почв, гибель флоры и фауны – все это является характерными признаками дестабилизации экологической.
Образ жизни самый важный фактор формирования здоровья. Ученые доказали, что занятия физическими упражнениями два раза в неделю в оптимальном режиме лишь поддерживают организм в том физическом состоянии, в котором он находится, то есть не происходит физической деградации, которая наблюдается при занятиях один раз в неделю, и уж тем более, если человек вообще не занимается физическими упражнениями или физическим трудом. Поэтому очень важной формой процесса физического воспитания студентов являются самостоятельные занятия, которые позволяют им развивать и совершенствовать не только физические качества, но и более сознательное и инициативное отношение к средствам физической культуры как к необходимому и жизненно важному навыку. Самостоятельные занятия физкультурой многообразны — это утренняя гимнастика, пешие прогулки, туризм, бег, игры и т.д.
Утренняя гигиеническая гимнастика <УГГ), или зарядка,создает хорошее настроение, состояние бодрости, повышает аппетит, действует профилактически против ряда заболеваний. Утреннюю гимнастику желательно проводить на свежем воздухе или в комнате с открытым окном. Во время занятий следует побольше обнажать тело, чтобы одновременно принимать и воздушные ванны. При выполнении упражнений необходимо соблюдать правильный ритм дыхания.
Эффективным средством укрепления здоровья является ходьба.Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце и т.д. Стопа ставится на землю (асфальт) с пятки, и делается перекат на носок. При этом происходят свободные движения в суставах нижних конечностей. Скорость ходьбы устанавливается в зависимости от самочувствия.
Существуют следующие разновидности ходьбы:
— очень медленная: 60-70 шагов/минуту (2,5-3 км/час);
— медленная: 70-90 шагов/минуту (3-4 км/час);
— средняя: 90-100 шагов/минуту (4-4,5 км/час);
— быстрая: 120-140 шагов/минуту (5,5-6,5 км/час).
Полезны и прогулки перед сном, а также в выходные дни. Когда организм привыкнет к нагрузкам, можно ходить 2-3 раза в неделю ускоренным шагом, чередовать медленную ходьбу с быстрой. Во время ходьбы не следует задерживать дыхание: вдох лучше делать через нос, выдох — через рот. С появлением усталости, одышки, легкого сердцебиения, когда частота сердечных сокращений (пульс) достигает 130-150 уд/мин, необходимо снизить темп ходьбы и перейти на более медленную. Здоровый человек ежедневно должен ходить не менее 5-10 км, половину из них ускоренным шагом, а в выходные дни расстояние можно увеличить. Ускоренный шаг — основа тренировочного эффекта ходьбы. Систематические прогулки (2-3 раза в неделю) способствуют нормализации сна, АД, пульса, улучшению пищеварения и т.д.
Оздоровительный бег.В последние годы интерес к бегу возрос. Он оказался эффективным средством в борьбе с различными болезнями, в первую очередь с сердечно-сосудистыми. Бегать лучше в парке, сквере, лесу, минуя жесткие покрытия (асфальт, брусчатка и т.д.), чтобы избежать заболеваний опорно-двигательного аппарата (периостит, тендовагинит, ахиллобурсит и др.). Бег вызывает в организме значительные изменения (увеличивается частота сердечных сокращений, дыхания, повышается обмен веществ). Наблюдения показывают, что систематические занятия бегом замедляют процессы старения. На первых занятиях не увлекайтесь скоростью и длительностью пробежек. Вначале чередуйте легкий бег с ходьбой, а затем удлините по времени пробежки, но темп не увеличивайте. Не следует увлекаться длительными пробежками, испытывая свою волю. Важно после занятий сохранить чувство бодрости, желание еще побегать.
Помимо вышеперечисленных, к другим наиболее доступным и популярным спортивным увлечениям относятся волейбол, плавание, гребля и езда на велосипеде и т.д. Занятия ими не только укрепляют здоровье, но и способствуют выработке физических качеств, необходимых в повседневной жизни.
Планирование и управление самостоятельными занятиями
Организация занятий включает:
— планирование тренировочного процесса,
— приобретение необходимых знаний,
— изыскание финансов на закупку спортивной формы, инвентаря,
— подготовку места для тренировки.
Планирование занятий состоит из подбора упражнений и последовательности их выполнения, определения количества рациональных повторений, выбора времени для занятий. Регулярность оздоровительной тренировки отличается от спортивной и по частоте, и по продолжительности. Рациональная величина занятий для здоровья -2-3 раза в неделю по 45-60 минут каждое, в сочетании с ежедневной 15-20-минутной утренней гимнастикой.
Основания для планирования:
· поступательное изменение тренировок на протяжении определенного времени
В отличие от главной цели спортивной тренировки в самостоятельных занятиях основной целью является — повышение общей физической формы и уровня здоровья + предотвращение перетренированности.
Циклическое изменение нагрузки — это регулярное варьирование программы за счет переменных:
· объем тренировочной нагрузки: Суммарная работа на тренировке. Пример. 10 км бега или количество повторов (сетов) на тренировке.
· интенсивность: Напряженность тренировки. Пример. Скорость бега, отягощение.
· средства и методы тренировок. Различные упражнения. Пример. Круговые тренировки.
· отдых, восстановление. Время между тренировками, сетами, сериями. Характер отдыха — активный, пассивный.
Тренировки разделяют на основные — решение главных задач текущего этапа (для увеличения силы — работа над силовыми качествами, и дополнительные — +совершениствование гибкости, т.е. расширение фонда двигательных навыков
Для организации самостоятельных тренировок (СТ) необходим учет приоритетных целей и задач. Программа СТ включает микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
1. Тренировочный микроцикл — оптимальная совокупность тренировок различной напряженности. Совпадает с недельным циклом.
Фазы тренировочного микроцикла:
1 фаза кумулятивная
2 фаза восстановительная (активная, пассивная)
Виды микроциклов (в спорте):
· втягивающие. Характеризуется низкой и ниже среднего интенсивностью, умеренным объемом
· тренировочные. Характеризуются умеренной интенсивностью и небольшим объемом тренировки
· ударные тренировки. Высокая интенсивность и объем.
Рост тренировочных функций должен совпадать с ростом работоспособности, иначе может быть срыв адаптации (перетренированность).
Микроциклы составляют средние циклы тренировок — мезоциклы.
2. Мезоцикл— состоит из определенной последовательности микроциклов с поступательным увеличением нагрузки, в рамках которых решается главная задача. Например. Мезоцикл на развитие силы.
Видымезоциклов:
· втягивающие. Подготовительный период для длительных тренировок — 2-4 втягивающих микроцикла. Общая физическая подготовка, средней интенсивности и средним объемом
· базовые. Делятся по содержанию и по эффекту воздействия на динамику тренированности
— по содержанию: общеподготовительные (ОФП, тренировка основных двигательных качеств);
— по эффекту тренированности: развивающие — с поступательным увеличением нагрузки; и стабилизирующие (2-3 недели) — временная преостановка динамики эффектов используется для закрепления результатов
3. Макроциклы — большие циклы тренировок — основа многолетней тренировки.
Продолжительность макроцикла для спорта 6 месяцев или 12 месяцев
для оздоровительных тренировок 6 месяцев с переходным периодом в январе и июле-августе.
Управление самостоятельными занятиями осуществляется при помощи оценки субъективных ощущений и показателей деятельности сердечно-сосудистой системы.
Самочувствие после занятий физической культурой должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть головной боли, разбитости и выраженного утомления. При отсутствии состояния комфортности (вялость, сонливость, раздражительность, сильные мышечные боли, нет желания тренироваться) занятия надо прекратить и обратиться к преподавателю и врачу кафедры физического воспитания и здоровья.
Сонпри систематических занятиях, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него. Если же после занятий трудно заснуть и сон беспокойный, то следует считать, что применяемые нагрузки не соответствуют физической подготовленности.
Аппетитпосле умеренных физических нагрузок должен быть также хорошим. Сразу после занятий обычно не рекомендуется принимать пищу, лучше выждать 30-60 минут; для утоления жажды (особенно летом) следует выпить стакан минеральной воды или чая.
Пульс и артериальное давление. Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является частота сердечных сокращений, которая определяется по пульсу. В покое у взрослых мужчин он равен 70-75 уд/мин, у женщин — 75-80 уд/мин. В состоянии покоя пульс зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение).
С возрастом частота сердечных сокращений увеличивается. Пульс в покое у здорового человека ритмичный, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Пульс считается ритмичным, если количество ударов за 10 с не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчета за такой же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений за 10 с (например, пульс за первые 10 с был 12, а за вторые — 10, за третьи — 8) указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитать на лучевой, височной или сонной артериях, в области сердечного толчка. Для этого необходим секундомер или обычные часы с секундной стрелкой. Наблюдения показывают, что между пульсом и физической нагрузкой существует прямая зависимость. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин; у физически подготовленных людей — выше, чем у лиц с малой физической подготовленностью.
Пульс во время физических нагрузок учащается, чтобы обеспечить кровоснабжение работающих мышц.
Однако допустимой границей учащения пульса при максимальной нагрузке для здоровых студентов на самостоятельных занятиях является (200 — возраст) уд/мин. После оптимальных физических нагрузок у здорового человека пульс приходит в исходное состояние в течение 5 мин, замедленное его восстановление указывает на чрезмерность нагрузки.
Постоянно следить за весом тела при занятиях физкультурой так же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления. Вес рекомендуется проверять раз в неделю, лучше утром (до еды), для чего можно пользоваться домашними напольными весами.
Источник