ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ
консультация по теме
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zozh.docx | 66.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗОЖ
Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:
забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитания».
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и приобщения к здоровому образу жизни.
Есть одна легенда: давным-давно на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? В синее море, за высокие горы. Но один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Поэтому, должно стать нормой жизни и поведения каждого человека сознательное и ответственное отношение к здоровью, как к общественной ценности.
Главным для нас, педагогов должно быть формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитания ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и окружающей среды.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.
Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
— учет индивидуальных особенностей.
Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды, бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия «не вреди себе сам».
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
утренняя гимнастика (ежедневно);
физкультурные занятия (3 раза в неделю);
музыкально — ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
прогулки с включением подвижных игр;
оздоровительный бег (ежедневно);
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц).
Формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия выглядит следующим образом.
1) Самосовершенствование педагогов: перестройка мышления на здоровый образ жизни; пополнение собственного багажа теоретических знаний (анатомия, физиология, психология, теория и методика физического воспитания, гигиена и др.); овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры; приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т.п.).
2) Работа с родителями включает: проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.). Практических семинаров; семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»; дней открытых дверей и других мероприятий.
3) Работа со старшими дошкольниками по здоровьесбережению включает: формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привитие навыков и гигиены, первой медицинской помощи, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков; умение сочувствовать, сопереживать.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может дать значимый результат.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у детей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гиг.
Здесь представлена подборка игр, которые могут быть использованы в формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со.
Цель: совершенствовать культурно — гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой .
Цель: совершенствовать культурно — гигиенические навыки детей, приучать следить за своим внешним видом, воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небол.
Источник
Воспитание здорового образа жизни учащихся начальной школы
статья на тему
Программа воспитания ЗОЖ как подпрограмма воспитательной работы с классом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ZOZh_1.zip | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Пути воспитания здорового образа жизни
учащихся начальных классов
Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.
ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.
Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов. Цель моей педагогической деятельности — внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели я определила задачи:
- Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательно-воспитательном процессе
- Формировать мотивацию к здоровому образу жизни
Основные направления воспитательной работы по решению задач.
1.Использование на уроках таких элементов, которые бы постепенно убеждали школьников к ведению здорового образа жизни ( факты, аргументы, примеры, задачи).
2.Демонстрация своего отношения к здоровому образу жизни, к вредным привычкам, подчеркивание своего мнения, но не в формальных оценках и фразах, а в искренних высказываниях, в которых бы читалось личное убеждение.
3.Работа с родителями учащихся: инструктирование о методах родительской педагогики; привлечение к совместной подготовке, проведению и участию во внеклассных мероприятиях.
Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.
Факторы, определяющие особенности профилактической работы с младшими школьниками.
- Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.
- Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: « хорошо — плохо», «правильно — неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.
- Образность мышления ребенка позволяет ему видеть то, что говорит учитель, более ярко, образно, сказочно. Стимуляция представлений ребенка – важный элемент его воспитания и развития.
- Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.
- Большая, чем у старших классов, связь младших школьников со своими родителями определяет большие возможности этого пути для формирования здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:
- беседы (учителя, медработника, родителей);
- работа с книгой (чтение и обсуждение);
- утренники, праздники здоровья;
- выступления агитбригад;
- устные журналы («Что такое здоровье?», «Путь к здоровью», «Советы доктора Айболита»);
- конкурсы: рисунков, плакатов( «Что полезно для здоровья?», «Красный, жёлтый, зеленый»); стихотворений, сочинений «Береги здоровье смолоду»; загадок «Угадай-ка!»; пословиц и поговорок «Мудрое слово о здоровье»;
- практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами, по уходу за одеждой и обувью;
- обсуждение ситуаций « А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»;
- занятия по ОБЖ и ПДД;
- уроки здоровья («Глаза – окна в мир», «Красивые зубы – красивая улыбка»)
- игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у Мойдодыра», «Светофор»);
Воспитательную работу планирую с учетом основных сфер жизнедеятельности ребенка.
1.Сфера познания – учеба, чтение, восприятие информации;
2. Сфера отношений – познание себя, людей, взаимодействие с ними;
3. Сфера практической деятельности – труд, умения, навыки;
4.Сфера физического воспитания – реализация физических возможностей;
5.Сфера игры – реализация потребности общения, развитие фантазии, развлечения.
Основным в воспитательной программе является раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» разработанный для детей 7-11летнего возраста с учетом психологических, физических, индивидуальных особенностей.
Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.
Задачи: — познакомить с формами активного отдыха и их влиянием на здоровье человека;
- учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
- осуществлять воспитание с целью профилактики вредных привычек.
- формировать умения рационально организовывать жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма;
1 класс «В гостях у Мойдодыра»
Беседа «Надо, надо умываться».
Беседа « Режимные моменты моей жизни».
Урок здоровья « Моя красивая осанка».
Игры на школьной площадке.
Встреча со школьным врачом: привычки грызть ногти, сосать палец и т.д.
Занятие по ОБЖ «Огонь – друг или враг?».
Урок здоровья « Здоровые зубы – здоровью любы».
Конкурс рисунков «Что полезно для здоровья?».
Урок здоровья «Моя семья».
Урок здоровья « Глаза – окна в мир»
Утренник «К нам приехал Мойдодыр!»
Конкурс загадок о здоровье «Угадай-ка!
Беседа «Минутка – не шутка»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!
Урок здоровья «Табак и пассивное курение»
Родительское собрание «Режим дня школьника»
Родительское собрание «Учите детей беречь здоровье»
Занятие по ПДД «Зеленый огонек»
Дни здоровья( осенью, зимой, весной)
Родительское собрание «Школа пешеходных паук»
2 класс «Румяные щечки»
Беседа «Что такое здоровье?»
Занятие по ОБЖ «Безопасность в доме»
Урок здоровья «О вреде пассивного курения»
Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»
Конкурс «А ну-ка, мальчики!»
Урок здоровья «Полезная пища»
Беседа «Минута час бережет»
Родительское собрание «О детских шалостях и родительской ответственности»
Беседы: «Одеваюсь по погоде», « Нужна ли сменная обувь?»
Родительское собрание «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Беседа «Мой режим дня»
Занятие по ПДД «Мой друг светофор»
Игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»
Встреча со школьным врачом: «Как уберечься от простуды»
Конкурс стихов «Здоровому — все здорово»
Клуб «Почемучка» (Почему нельзя пить сырую воду? Почему нельзя ходить в дождь без зонта?)
3 класс «Неболейка»
Конкурс плакатов «Еще раз о здоровье»
Урок здоровья «За» и «Против» курения.
Выступления агитбригады « Дорожная сказка»
Занятия по ОБЖ «Солнце и опасность», «Термические ожоги»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Урок здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»
Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер»
Родительское собрание «Эмоции положительные и отрицательные»
Беседа «Делу время – потехе час»
Советы доктора Айболита.
Практикум. Как поступить в данной ситуации «Тебе предложили сигарету»
Родительское собрание «Не допустите беды»(профилактика наркозависимости)
Беседа «Зачем человеку сон?»
Урок здоровья « В лес за здоровьем»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
4 класс «Если хочешь быть здоров»
Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство»
Конкурс плакатов «Безопасное колесо»
Конкурс рисунков «Что нужно для здоровья?»
Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья.
Практикум. Первая помощь при несчастных случаях.
Урок-конференция « О вреде курения»
Выступления агитбригады по ПДД.
Диспут «Правда и ложь об алкоголизме»
Игра «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся»
Беседа «Что нужно знать о лекарствах»
Конкурс сочинений «В здоровом теле – здоровый дух!»
Практикум. Как поступить в данной ситуации «Ты оказался в дурной компании»
Беседа «Я – мальчик. Я – девочка»
Родительское собрание «Физическое воспитание в семье»
Родительское собрание «Разговор на трудную тему» (профилактика вредных привычек).
Составленная программа помогает:
- проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, проявления хронических заболеваний;
- уменьшить количество случаев заболевания в школьном коллективе;
- научить детей ответственному отношению к своему здоровью;
- обучать и закреплять полученный опыт на практике;
Главное – сделать ребенка активным участником учебно-воспитательного процесса.
«Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.
Источник