Меню

Формирования культуры психологического здоровья учащихся

Формирование психологической культуры школьника

Формирование психологической культуры школьника

Скачать:

Вложение Размер
Формирование психологической культуры школьника 17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог :Зайцева А.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Формирование психологической культуры является самоценной задачей образовательного процесса. В подростковом возрасте она приобретает особую актуальность, поскольку в этот период происходят глубокие изменения в процессе становления личности, происходит её самоутверждение, самоопределение.

Это возраст, когда формируется идентичность, означающая становление творческого и независимого «Я», гармонично соединяющего различные компоненты его личности (Э. Эриксон). В этом возрасте человек сталкивается «с тайной своего изменчивого «Я», постоянно ускользающего от него же самого», для сохранения которого необходима «огромная работа по его построению» или «выстраиванию». Без необходимого «психологического материала», т.е. без психологической культуры этого не сделать.

В процессе целенаправленного и систематического освоения школьниками психологической культуры открываются новые возможности в развитии у учащихся поведенческой, коммуникативной и личностной рефлексии, становлении их субъектности в деятельности, поведении, общении, отношениях.

Основными показателями сформированности психологической культуры школьников являются:

а) эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;

б) положительные стремления, связанные с самоопределением, саморегуляцией, самоактуализацией);

в) рефлексия своих качеств, поведения, деятельности, общения;

г) гармоничность ценностно-смысловой сферы.

В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям .

Образ психологически-культурного школьника:

  • Осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность;
  • Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.
  • Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
  • Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.

Психологическая культура есть целостное многомерное личностное образование, качественное состояние которого определяется совокупностью объективных и субъективных критериев.

Психологическая культура есть способ самопознания, самовоспитания и саморазвития «собственно человеческих» качеств и способностей (вера в себя, культура переживания, способность к целеполаганию, самостоятельность, самоконтроль, способность к преодолению трудностей, к сопереживанию, терпимость к иному, речевая культура) .

Это особая психическая деятельность, следствием овладения которой являются становление позитивного чувства «Я» подростка, повышение его эмоционального благополучия, самостоятельности, укрепления доверия к себе и к людям, снижение уровня тревожности, зависимости от взрослых, уменьшение самозащитных, агрессивных реакций .

Расширение и обогащение представлений подростка о сферах духовной жизни человека (эмоциональной, волевой, эстетической, нравственной), овладение способами и средствами самопознания и самовоспитания выступает одной из важнейших детерминант развития психологической культуры.

Необходимыми условиями формирования психологической культуры подростка в школе являются:

  • Обучение способам социального подкрепления представлений о собственной ценности;
  • Формирование адекватных представлений об эмоциональных связях с другими людьми в процессе общения (взрослыми и сверстниками),
  • Формирование самостоятельности, (ответственное отношение к своим поступкам и принятию решений);

Л. С. Колмогорова следующим образом определила общую психологическую культуру. «Это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию, успешной социальной адаптации и удовлетворённости жизнью» .

Составляющие структурные компоненты психологической культуры человека:

  • знания и умения (психологическая грамотность);
  • психологическая компетентность;
  • ценностно-смысловой;
  • рефлексивно-оценочный;
  • культуротворческий.

Основанием для выделения компонентов послужила специфика содержания и функций каждого из них.

При относительной самостоятельности между отдельными компонентами существуют связи. При исключении какого-либо компонента отсутствует полнота характеристики культуры человека, так как в них представлены все основные составляющие культуры .

Овладение подростками практическими умениями (учебными, спортивными, конструктивными, организаторскими и т.п.) является формой проявления компетенции подростка и механизмом самоорганизации его «Я», актуализирует конструктивную направленность поисковой активности .

Развитая культура речи, умение пользоваться «человеческим» словом в быту, в общении со взрослыми и сверстниками есть важный механизм формирования психологической культуры подростка.

  1. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997
  2. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 — 96 с. (методика «Культурно-психологический потенциал»)
  3. 0. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 1998.
  6. Романов К.М. Психологическая культура: учеб. пособие. – М.: Когито–Центр, 2015. – 314 с.
  7. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практическое пособие для школьных психологов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360 с.

Источник

Основы развивающего образования и психологическое здоровье и культура учеников

Содержание развивающего образования. Структурные компоненты психологической культуры личности: когнитивный, психологическая компетентность, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, культурно-творческий. Здоровье и культура педагогов и учащихся.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.01.2013
Размер файла 20,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основы развивающего образования и психологическое здоровье и культура учеников

Содержание «Развивающего образования»

Основная тенденция развития человека в психоисторическом плане — все большее проявление творческого начала: путь человека пролегает от тотальной детерминированности внешними силами, несвободы-пассивности, до полной определяемое™ себя изнутри, т.е. свободы как творческой активности. На определенном этапе культурно-исторического развития человек обретает новое системное качество — личность, появление которого выражается в готовности и способности человека к самостроительству, самоорганизации, выходу из «времени в вечность», отрицая себя настоящего ради себя будущего. Трансцендентальность как осознанный способ существования человека определяет образ его жизни, а его жизненный мир выступает в своих ценностных координатах как пространство для самоосуществления и самосозидания. Становление человека, понимаемое в психоисторическом плане, есть постепенно осознаваемый им процесс реализации собственных возможностей в пространстве и времени, самопостроение своего многомерного мира, которое обеспечивает смысл и ценность собственно человеческого существования. При этом, по сути, каждый творческий акт «снимает» старый мир и утверждает новый; каждая победа в «здесь и сейчас» над объективацией и прорыв к творчеству трансформирует не только личность творца, но и приближает трансформацию всего существующего. В этом состоит смысл исторического развития.

Из сказанного следует, что основная цель образования состоит не в передаче некоего объема знаний, умений и навыков, а развитие человека. В понятие «развивающее образование» включается формирование жизненного мира человека, в пространстве которого он (человек) может жить и действовать как суверенная личность, понимая смысл и ценность своих действий, саморазвиваясь в процессе самореализации [1]. Становление жизненного мира человека понимается нами как расширение возможности и качества присоединения, присвоения, преобразования этим человеком культурного наследия человечества.

Система образования не может и дальше опираться на парадигмы (например, парадигму природосообразности), возникшие в эпоху индустриализации, а значит, и адекватные ей. Необходим переход к новым ценностным парадигмам, отвечающим сущности человека: иначе образование из фактора развития общества, опережающего развитие социальной, технической и другой сфер общественной жизни, станет тормозом общественного развития [1]. Необходимы изменения в системе взаимоотношений между культурой и ребенком, который становится суверенной личностью во взаимодействии с ней и взрослым, опосредующим это взаимодействие: требуется смена позиций, пересмотр ролей, понимание сущности механизмов развития.

Суверенность есть возможность самостоятельного выхода в культуру и взаимодействия с ней без посредников. В совмещенной психологической системе «ребенок-взрослый» происходит порождение новых качеств (смыслы, ценности), которые детерминируют дальнейшее развитие становящегося многомерного мира ребенка. Ценности, выступая как осознанные смыслы, определяют «образ будущего» и обеспечивают нравственную регуляцию поведения (Б.С. Братусь). Ценности понимаются также как нереализованные возможности человека, требующие своей реализации (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева). Проявляя себя через деятельность в какой-либо жизненной сфере, человек, реализует свои ценности, реализуя же их, он проявляет свои ранее скрытые возможности. Ценностно-смысловые образования в данном случае служат основанием построения того жизненного пространства, тех жизненных сфер, в которых человек живет, действует, мыслит. Смыслы и ценности, являясь базой для построения человеком своего жизненного мира, задают вектор направленности его жизнедеятельности. Продляя себя в любую жизненную сферу, осваивая ту или иную область существования, человек наполняет их своей субъективностью — значениями, смыслами и ценностями, привносит тем самым изменения в культуру и расширяет свой многомерный мир.

По мере взросления, совпадающего с усложнением внутренней системной организации, по мере все большей открытости в природный мир и мир культуры, увеличивается суверенность ребенка, внешне проявляясь в его растущей независимости от взрослого; внутренне суверенизация представляет собой растущую возможность человека к «овладению собой» с опорой на ценностно-смысловые координаты собственного многомерного мира, качество которых обеспечивает и саму степень открытости ребенка в «вещный» мир и мир культуры. Постепенно происходит перераспределение функций и ролей в совмещенной психологической системе, становление которой начинается с симбиотического события и переходит в равноправное взаимодействие двух суверенных личностей. Итогом процесса суверенизации является рождение способности человека к самоорганизации. Психологическое здоровье при этом может рассматриваться как нормальное становление человека в качестве самоорганизующейся системы, как показатель ее открытости и устойчивости на всех уровнях функционирования (соматическом, психическом, личностном). Процесс «нормального», «здорового» развития человека, осуществляющегося через усложнение системной организации, идет по пути суверенизации его личности (совпадает с ним). Личность, являясь системным качеством человека (его «инструментом»), непосредственно участвует в процессах самоорганизации.

Итак, без взрослого путь в культуру для ребенка закрыт. Между тем, весь опыт человечества вынесен в культуру и закреплен в ней (в идеальных и материальных формах). Здесь чрезвычайно важно, как взрослый понимает свое участие в открытии ребенку пути в культуру. Сегодня становится все более очевидным для психологов, что «развивающее образование» это не только развитие человека в образовательном процессе, но и развитие культуры в этом, же процессе. Главное здесь заключается в том, что в истинно развивающем образовании становятся и культура, и человек — два встречных, взаимно обусловливающих и детерминирующих друг друга процесса. «Развивающее образование» предполагает отказ от установки: одни транслируют культуру, другие — усваивают, одни учат, другие — учатся. Ценностями в этом случае выступают возможности познания, творчества.

В трансляционном и развивающем образовании две разных методологии, различающиеся степенью понимания того, что есть человек, и глубиной понимания механизмов обретения человеком своей сущности в образовательном процессе. Именно поэтому организация развивающего образования (конкретная педагогическая практика) предполагает совершенно другой уровень психологической компетентности педагогов, вообще профессионалов иного уровня мышления, чем те, которые имели место в трансляционном образовании.

Создание образовательной среды, в которой ребенок и взрослый развивают свои способности, реализуют свои потенциалы, возможно лишь в том случае, если взрослый, во-первых, обладает профессиональной компетентностью, включающей в себя знания о становлении и развитии жизненного мира ребенка, во-вторых, взрослый должен обладать ценностями творчества (В.А. Петровский). Персонификация воспитанниками ценностей творчества, саморазвития невозможна, если эти ценности отсутствуют у взрослого. Взрослому необходимо обладать также психологической готовностью к реализации ценностей творчества (установки, мотивационная готовность к «приведению в порядок» своего образа мира, а также профессионально-личностная готовность к самореализации через процесс персонализации). Отсутствие у педагога ценностей творчества и саморазвития приводит к появлению стойких стереотипов поведения, нежеланию выходить за рамки требуемого объема работы. Известно, что стереотипность поведения, нежелание выходить за рамки заданной ситуации тесно связана с таким свойством личности как ригидность, высокий уровень которой коррелирует с низким уровнем профессиональной обучаемости, со слабо сформированной установкой «на принятие нового». В результате новая информация не вписывается в образ мира и, следовательно, не может изменить сформировавшиеся оценки, способы действий.

Чтобы педагоги могли сознательно искать и использовать педагогические средства, соответствующие естественно протекающим закономерностям образования «собственно человеческого в человеке» в процессе взаимодействия последнего с культурой, им необходимо понять и принять, что их задача состоит в том, чтобы обеспечить соответствие между культурой и формирующейся личностью. Задача посредника не в том, чтобы транслировать культуру, превращая ее в знания, умения, навыки обучаемого. Задача состоит в том, чтобы придать элементам культуры такое ценностно-смысловое содержание, которое приводило бы к ее трансформации в жизненный мир человека, переживаемый как пространство для удовлетворения актуальных (здесь и сейчас) потребностей и одновременно как пространство для реализации имеющихся у человека возможностей. Первое выступает как особое смысловое измерение этого мира, второе — как ценностное, предполагающее будущее и обеспечивающее устойчивость мира человека не только в пространстве, но и во времени.

Из сказанного следует, что диагностика эффективности созданной образовательной среды нуждается в изучении особого рода результатов, представленных в виде ценностей и смыслов, входящих в образ мира каждого участника образовательного пространства.

Феномен самореализации человека как формы его саморазвития превратился сегодня в реальный элемент бытия, что ошибочно не учитывать, организуя образовательный процесс. Полноценное функционирование человека как ненормативного существа возможно лишь в среде, в которой его сверхадаптивная природа находит естественный выход, где его творческая активность востребована.

Психологическое здоровье и культура учеников

Традиционно в психологии до конца XX века проблема психологической культуры не ставилась в целом, в исследованиях рассматривались лишь её отдельные составляющие. По аналогии с метафорой, приводимой А.Р. Лурией о том, что ребёнок смотрит на мир через слова и речь как через стекло, не осознавая сами слова, можно сказать то же самое и о психологической культуре. До недавнего времени психологи, как через стекло, видели и исследовали отдельные аспекты психологической культуры человека, однако само понятие психологической культуры не было введено в понятийно-категориальный аппарат психологии. Достаточно сказать о том, что в психологических учебниках и словарях оно не встречается за редким исключением. Вместе с тем, необходим системный анализ феномена психологической культуры во всем многообразии её проявления, актуальной является проблема становления психологической культуры на отдельных этапах онтогенеза. Также в педагогической психологии значимым направлением исследований является выявление возрастных возможностей детей в освоении психологических знаний, психологического опыта и обоснование содержания психологического образования, учебных дисциплин в школе, разработки методов преподавания психологии. Наше (Л.С. Колмогорова, 1999, 2002) исследование на тему «Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры школьников», проводимое с начала 90-х годов, позволило решить некоторые вопросы, касающиеся диагностики психологической культуры школьников, обоснования подхода к преподаванию психологии и разработке содержания психологического образования в школе. В русле нашего подхода защищены кандидатские диссертации О.Г. Холодковой, Д.В. Каширского, Г.Л. Парфёновой, Г.П. Земляковой, Е.В. Капустиной, В.В. Халиковой и др.

Мы (Л.С. Колмогорова, 2002) определяем общую психологическую культуру личности следующим образом: это составная часть базовой культуры как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворённости собственной жизнью. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека (включая самого себя), человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человекознания и собственной жизни.

Раскроем выделенные нами (Л.С. Колмогорова, 2002) следующие структурные компоненты психологической культуры человека, которые могут служить основой для образовательной деятельности:

когнитивный (психологическая грамотность как элементарные психологические знания и умения);

Психологические знания и умения представляет собой «азы» в освоении психологической культуры, с них зачастую начинается её освоение с учетом возраста, индивидуальных и других особенностей.

Психологическая грамотность может проявляться в элементарных знаниях и умениях, кругозоре, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность — это первая ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Под психологической компетентностью мы понимаем особый тип организации знаний, позволяющей принимать эффективные решения в решении психологических проблем. Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологических знаний и умений, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем. Психологическая компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение отвлечённых психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:

освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;

анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;

овладение знаниями, навыками, умениями с возможностью их широкого переноса, необходимого для решения конкретных психологических проблем, задач (саморегуляции, общения и др);

— выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры человека представляет собой совокупность, систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д. Эти характеристики составляют основу внутреннего мира личности. Ценности можно определить как «ядро» культуры человека.

Система ценностей выступает как некая система координат, необходимая для того, чтобы оценить себя и других, выразить своё отношение, сделать свой выбор. В соответствии с гуманистическими традициями можно считать, что ценности психологически культурного человека характеризуются выраженным интересом и положительным ценностным отношением к уникальности внутреннего мира человека, своему психологическому опыту.

Рефлексия человека как субъекта психологической культуры представляет собой осмысление человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия — главное интеллектуальное средство самопознания и саморегуляции, выступающее как механизм развития и саморазвития личности.

Наиболее значимыми являются следующие её виды: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Сознательное отношение личности к своей жизни, к себе в настоящем, прошлом и будущем является одним из показателей психологической культуры человека. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни своего развития.

Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и её творцом. Каждый человек оказывается перед жизненными проблемами, для решения которых у него нет готовых знаний, способов. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создаёт новые способы действий и поведения, новые способы и формы общения, творит в себе Человека, осуществляет жизнетворчество.

Следует констатировать, что уровень психологической культуры относительно невысок как в целом в обществе, так и в системе образования. Повышение психологической культуры в системе образования происходит, в основном, двумя путями: через учебные предметы и через деятельность психологической службы. Поэтому необходимо как психологическое образование в школе и вузе, так и развитие психологической службы в образовательной системе. Нами было экспериментально доказана возможность целенаправленного повышения психологической культуры школьников в процессе специально организованного психологического образования и, как следствие, у них улучшился ряд показателей психологического здоровья. Эксперимент проводился с 1993 по 2003 годы в 20-ти школах г. Барнаула и Алтайского края.

Важнейшей социальной задачей цивилизованного общества является укрепление здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Здоровье педагогов и учащихся является одной из основополагающих ценностей образования на современном этапе. Состояние психического здоровья подрастающего поколения — это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны. В то же время в настоящий период отмечается рост нервно-психических расстройств у детей, подростков, студентов. О том, что психическое здоровье подрастающего поколения является серьезной проблемой нашего общества, свидетельствуют результаты обследований (О.А. Голдобина, В.А. Трешутин, 2002): у школьников распространенность нервно-психических расстройств достигает 70-80%.

Предупреждение нервно-психических нарушений, сохранение и укрепление психического здоровья требует усилий многих ведомств, организаций, слоев общества, в том числе — системы образования.

В рамках системы образования рассмотрение проблемы здоровья и, в частности психического здоровья, учащихся как воспитательно-образовательной, т.е. в контексте проблем воспитания, обучения и психического развития требует специальных теоретических и эмпирических исследований.

Психическое здоровье (помимо других факторов, в т.ч. биологического) культурно опосредствовано, зависит от культурной «рамки», внутри которой находится человек. Поэтому мы считаем, что важным условием психического здоровья является развитая психологическая культура человека, являющаяся результатом воспитания и обучения. Таким образом, общую культуру человека мы рассматриваем как важнейший фактор сохранения и укрепления его здоровья, а психологическую культуру — как условие и средство сохранения и укрепления физического и особенно психического здоровья. Здоровье сберегающая, гармонизирующая функция психологической культуры — одна из основных, но недостаточно исследованных. Поэтому, несомненно, актуальной проблематикой исследований является выявление связей между состоянием психического (и психологического) здоровья подрастающего поколения и уровнями психологической культуры в её отдельных аспектах.

развивающий образование психологическая культура

1. Голдобина, О. А., Трешутин, В. А. Психическое здоровье на региональном уровне / Под ред. Н.Ф. Герасименко, В.Я. Семке. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.

2. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. -. М. ВЛАДОС, 2002.- 359 с.

3. Колмогорова, Л.С. Становление психологической культуры школьников / Л. С. Колмогорова. // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С. 83 — 91.

4. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. — Томск: Томский государственный ун-т, 2005. — 174 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические основы формирования физической культуры школьников. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня младших школьников. Содержание физического воспитания. Сущность, значение коррекционно-развивающего образования.

дипломная работа [66,2 K], добавлен 19.04.2011

Сущность понятия «здоровье», безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение. Здоровье человека как главная ценность жизни. Функции физиологических систем организма с учетом полового и возрастного факторов. Основные компоненты здоровья.

реферат [26,1 K], добавлен 23.09.2010

Характеристика и методические аспекты концепций развивающего обучения. Возрастная и психологическая динамика развития студента в процессе получения образования в ВУЗе. Программа лекционных и семинарских занятий по курсу «Общая психология» в ВУЗе.

курсовая работа [97,5 K], добавлен 20.05.2014

Проблемы теории развивающего обучения по В.В. Давыдову, описание педагогической деятельности. Основы теоретического мышления как единственный образовательный результат. Коммуникация и новые рамки моделирования развития. Практическое применение новых схем.

дипломная работа [299,5 K], добавлен 26.08.2011

Цель воспитания и образования в современном обществе. Творческая активность школьника. Изучение психолого-педагогической литературы. Методы развивающего обучения. Ключевой психолого-педагогический принцип организации учебно-воспитательного процесса.

курсовая работа [12,8 K], добавлен 23.11.2008

Источник

Читайте также:  Разум рулит настроением измени свои мысли привычки здоровье жизнь кристин падески деннис гринбергер
Adblock
detector