Меню

Формирование зож уроках обж

«Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС».
статья по обж

Материалы для выступления на тему: «Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС».

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh_na_urokah_obzh_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»..

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788—1860) так сказал о здоровье: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствие».

В уставе Всемирной организации здравоохранения дано определение: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Условиями полноценного здоровья являются: здоровый образ жизни ( это физическое здоровье); любовь, творчество, общение, чувство юмора, позитивность мышления (психическое здоровье); эмоционально-волевое и ценностное отношение к себе, человеку, жизни, природе, труду, обществу, познанию и другим высшим ценностям (духовно-нравственное здоровье).
Следует различать два аспекта понятия здорового образа жизни . Здоровый образ жизни как система мер по сохранению, укреплению и улучшению физического здоровья. И здоровый образ как совокупность мероприятий по организации всех сторон своего бытия , позволяющих увеличить продолжительность жизни и повысить ее качество.

Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождается практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза , число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания и только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков ОБЖ по формированию культуры здоровья. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном) учитель стремится создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использует учебный материал для популяризации здорового образа.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

учет возрастно-половых особенностей;

учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная);

использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.

Целевые установки здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ следующие:

— стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

— учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

— показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Организация уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни осуществляется с учетом основных направлений формирования культуры здоровья:

— выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью ,

— формирование «здорового» мышления; мотивации ведения здорового образа жизни воспитание, ответственности за свою жизнедеятельность;

— выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;

— формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым?

Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы:

1. Принцип ответственности за свое здоровье . Только разумное отношение к нему позволяет человеку долгие годы сохранять бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия.

2. Принцип комплексности : нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека.

3 . Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: генотипические факторы, психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры.

4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, вызывающие среднюю степень утомления.

5. Принцип рационального чередования нагрузки и отдыха . «Люди устают не потому, что работают много, а потому, что работают неправильно».

6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности .

Необходимо научиться правильно работать и правильно отдыхать. Планирование позволяет придать жизнедеятельности определенную систему. В этом отношение актуальны слова : «Имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни, цель для года, для месяца, для недели и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высокими».

7. Принцип «сегодня и всю жизнь».

Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.

Таким образом, обеспечение ЗОЖ возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым.

Цель обучения учащихся здоровому образу жизни на уроках ОБЖ — это формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества; формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:
-решение ситуативных задач, постановка проблемных вопросов с последующим нахождением ответов и обсуждением; составление кластеров, разгадка ребусов, проведение интеллектуальных игр;
-выполнение творческих заданий (напиши эссе, , нарисуй плакат, рисунок, сочини правдивую рекламу, подготовь проект);

— проведение тестирования, социологических опросов, анкетирование.

Одной из современных эффективных форм работы по формированию ЗОЖ на уроках ОБЖ считаю проектную деятельность обучающихся. Ученик, в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья, познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

В программе общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности » под редакцией Смирнова на изучение раздела 3 «Основы здорового образа жизни» в 5-11 классах, отведено 43 часа. В содержание программы заложены темы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

На мой взгляд, этого количества часов явно недостаточно. Но спасают положение проводимые в школе акций, мероприятий, связанные с формированием ЗОЖ, Дни здоровья.

Учитель должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

На уроках необходимо проводить физминутки . Физкультминуты можно проводить как учитель, так и ребенок. В физкультминутку нужно включать простейшие упражнения для глаз, так как они служат не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

На первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Упражнение «перчатки».

Обязательны упражнения на релаксацию . Например, игра «Роняем руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется 4-6 раз.

Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Нужно внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» — только такой мотив может побудить к действию, стать смыслом и целью для формирования здоровой личности.

1. Амосов по преодолению старости. – М.: АСТ, 2003.

2. , . Формирование здорового образа жизни российских подростков — М.: Владос, 2003.

3. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2009, №3.

4. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2010, №1.

5. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью. — Воспитание школьников. – 2008, №8.

6. Ощепкова потребности в ЗОЖ у школьников.- Народное образование. – 2006, №8.

7. Смирнов общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». Комплексная программа 5 – 11 классы . М., Просвещение, 2010.

8. Ступницкая деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся. — М., 2004.

Источник

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ
статья по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»

«Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Бендерская Наталья Ивановна

2014г.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья — это уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Образ жизни — тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:
— формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
— выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
— закрепление гигиенических навыков и привычек;
— приобщение к разумной физической активности;
— обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это общественное здоровье через 10 — 30 лет.

Наибольший эффект в формировании здорового образа жизни учащихся обеспечивается многообразием видов работ, средств и методов, используемых во время проведения уроков. Разнообразие форм работы делает процесс обучения более творческим и позволяет добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь. Поэтому на своих уроках ОБЖ по формированию здорового образа жизни чаще всего я использую такие формы работы, которые являются результативными и одновременно интересными для детей:
— Просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением;
— Выполнение творческих заданий (напиши эссе, сочинение, придумай сказку на новый лад, нарисуй плакат, сочини правдивую рекламу); Проведение социологических опросов, анкетирование.

Требования к современному человеку очень высоки, поэтому понятно желание родителей нагрузить своего ребенка английским языком, занятиями с репетитором, уроками в музыкальной или художественной школе. Однако следует понимать, что возможности ребенка ограничены – в конце дня он не должен чувствовать себя измотанным, истощенным.

Ошибкой многих родителей является желание заполнить все свободное время школьника по своему усмотрению, однако в большинстве случаев такой подход является глубоко ошибочным. Даже взрослый сформированный человек нуждается в отдыхе, причем таком, который приносит ему максимальное удовлетворение – кто-то читает книги, кто-то вяжет или занимается другим рукоделием, кто-то ходит на рыбалку, а кто-то предпочитает просто расслабиться за просмотром художественного фильма. Условия, в которых человек отдыхает и оптимально восстанавливает свои силы, различаются в зависимости от особенностей конкретного человека – и ребенок не является исключением. Скажем больше – школьнику требуется гораздо больше свободного от занятий времени, которое необходимо ему для формирования навыков социализации и выражения своей личности.

Большинство людей, и дети не являются исключением, не способны длительное время работать в режиме критической интенсивности. Порог выносливости индивидуален, и попытки его превышения чреваты развитием нервных срывов и формированием психосоматических заболеваний. Поэтому даже в период подготовки к экзаменам рекомендуется периодически переключать школьника на активный отдых, который не только полезен для здоровья, но и повышает эффективность усвоения информации и облегчает процесс дальнейшего обучения.

Как определить допустимую загруженность школьника? Как правило, в дополнение к основным занятиям в школе вполне достаточно какого-то одного полноценного дела с занятиями 3-4 раза в неделю. При необходимости можно добавить еще одно занятие в неделю (например, дополнительные занятия по одному из предметов), однако при этом обязательно смотрите на самочувствие ребенка.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы 1.Плодотворный труд.

2. Рациональный режим труда и отдыха.

3. Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

4. Рациональное питание человека

5. Влияние окружающей среды на здоровье человека

6. Оптимальный двигательный режим

8. Физическое воспитание

9. Личная гигиена и режим дня

Этапы формирования устойчивых навыков здорового образа жизни:

Первый этап — выработка навыков использования той информации, которую учащийся получает в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т. д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и беседы. При проведении уроков очень важно принимать во внимание возрастно-психологические особенности ребенка (3,9,10).

Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе полученной информации. Он должен решить: являются ли вредные привычки серьезным риском для его здоровья; что он приобретет, отказавшись от вредных привычек (на пример, хорошее здоровье или успехи в спорте и учебе); что он в этом случае потеряет.

Важной частью здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои взгляды, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в школьном возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания. На этом этапе обучения важно использовать, так называемые, положительные социальные ролевые модели.

Третий этап — принятие решения. Подросток должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни. Подросткам нужно научиться правильно, оценивать поступающую информацию. Они должны уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры.

Четвертый этап — подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка родителей и учителей. Кроме целенаправленных занятий в школе, должны проводиться общешкольные мероприятия. Так, целесообразны организация конференций, конкурсов классных газет, например, по антитабачной пропаганде и т. п.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКЕ ОБЖ

1.Правильное размещение учащихся при посадке.

3.Стремиться к достижению соответствия мебели росту ученика.

4.Введение целесообразного режима учебных занятий учащихся.

5.Строгое регламентирование количества и длительности

ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ в МБОУ «Новотроицкая ООШ»

а) неделя рационального питания;

б) выпуск информационного десанта “Здоровое питание”.

2. Месячник профилактике СПИДа:

а) изготовление листовок “Молодежь” во всемирной борьбе со СПИДом и

б) беседы по материалам прессы «Отношение к ВИЧ – инфицированным».

3. Спортивно – массовая работа совместно с учителями физкультуры и классными

4. Рейды членов родительского комитета по квартирам проблемных детей-

изучение санитарно- гигиенических условий в семье.

План мероприятий на формирование ЗОЖ.

Задачи по формированию ЗОЖ

Мероприятия по формированию ЗОЖ

1.Создание здоровье сберегающей службы

Оказание помощи школе по организации уч.проц.с учетом здоровья и индив. особ. школьн.

2. Диагностика готовности детей в школу

1. Отследить до 2016 г. кол-во дошк. В селе.

2. Работа школы будущего первоклассника.

3. Работа по приему детей в школу

Создание карты уровня работы ребенка, его инд.особ.для компл.подхода в обучении. Создание дневника здоровья.

3.Работа по адаптации в 1-5 кл.

Посещение уроков, работа с семьей, проведение консилиумов.

Выработка рекомендаций для родителей и педагогов по данной проблеме.

4.Диагностика, регулирование, коррекция.

1. Объем учебной нагрузки.

2. Объем дом.задания.

3. Состояние формирования общеучебн.навыков.

4. Уровень воспит.раб.

5. Диагностика уровня воспитанности уч-ся.

Выработка решений по намеч.мероприятиям и их выполнение.

5.Валеологическое просвещение пед.коллектива.

1.Связь с мед.пунктом.

2. Изучение мет.литер.по данной теме.

4. Работа над пр.”Здоровье”.

5. “Круглый стол”. Выработка устойчивости мотивации и потребности в в валеологических занят.учит.

Формирование валеологического мировозрения учителей. Изучение возможности пед.колл.к эксп.раб., созд.творч.гр.для изуч.новых технологий.

6. Апробация здоровье-сберегательных технологий в уч.пр.

1. Блочно-модульное обучение.

2. Интегрированые уроки, метод.разработка инт.ур.

7. Работа над созданием системы полового воспитания уч-ся.

Углубление знаний, формиров.умений и навыков по вопр.личн.гигиены 1-4 кл.

Половое воспитание, этика взаимоотн. 5-9 кл.

Формирование секс.культ., правильн.ориент.уч-ся.

Отсутств.преступлений на сексуальной почве.

8. Работа антинарк.и антиалког.воспит.уч-ся.

ния, тренинг жизн.нав.

Укрепление антиалк.и анти-

нарк.иммунитета, отсутствие преступлений в состояний нарк.и алког.опьянения

9. Проведение собраний для родителей, уч-ся с пригл.в врача, работников милиции.

“Нервность у детей и ее причины”.

“Проблемы формир.личности” и др.

Формиров.у родителей валеолгии мышлен., улучш.микроклимата семьи.

10. Формирование системы спорт.оздоров.работы в школе.

1. Диагностика уровня физ.разв.уч-ся нач.кл.

2. Организация отдыха уч-ся с учетом уровня их здоровья, псих.особенностей и социальных условий.

  • Спорт.секций;
  • Спорт.соревн.;
  • Спорт.праздн.;
  • Конкурсов;
  • Участие в районн.сорев.

Снижение уровня утомляемости. Активизация интереса уч-ся к занятиям спортом. Забота о соц.незащищен.детях.

11. Создание школы обучения здоровью.

  • Мед.наблюдения;
  • Работа с детьми;
  • Консульт.для родителей;
  • Практик.для родит.

Формирование правильного валеолог.мышления и поведения.

Источник

Читайте также:  Зачем нужен зож человеку
Adblock
detector