Меню

Формирование зож участников образовательного процесса

Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
статья по зож по теме

Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni_obuchayushchikhsya_v_obrazovatelnom_protsesse_shkoly.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

«Формирование здорового и

безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы»

Здоровье есть высочайшее богатство человека

« У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё»

Так что означает здоровый и безопасный образ жизни…

— это формирование у учащихся представлений о здоровье как единстве физической, психической и духовно-нравственной его составляющей, мотивация к ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья.

Психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры.

«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший РЕСУРС для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека» Всемирная Организация здравоохранения

Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность

— адекватно относится к себе и другим людям, способна строить отношения в мире, в том числе межличностные отношения;

— стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под угрозой,

-т.е.автономна и независима от социального влияния, но способна не конфликтовать с социумом, а принимать внешние формы социального поведения, осознавать их условности;

— растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;

-внутренне ответственна перед собой и другими;

— способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;

— интегрирована, имеет устойчивый внутренний стержень, ядро.

ЗДОРОВЬЕ, как известно, не появляется у человека само собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

(утверждены приказом МОиН РФ 28 декабря 2010 г. №2106)

  • целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  • организация физкультурно -оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
  • соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
  • рациональная организация образовательного процесса;
  • организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
  • организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
  • комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
  • мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
  • Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011–2013 годы

(утверждена приказом ДОиН КО от 24.10.2011 г.)

Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.

  • Во-первых , в это время организм ребенка интенсивно растет.
  • Во-вторых, происходит адаптация к новой социальной ситуации развития.
  • В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий

Программа формирования культурного и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.

Основные компоненты структуры модели здоровьесбережения

Функциями педагога в условиях перехода на ФГОС являются

Обеспечение условий обучения – организация здоровьесберегающей среды.

Формирование культуры здоровья – изменение самого обучающегося, его личностных качеств на основе осознания необходимости сохранения и укрепления здоровья.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

6. 8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

Каждый педагог для здоровьесбережения младших школьников

  • знания о физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей;
  • мотивацию к сохранению собственного здоровья и здоровья обучающихся;
  • знания о здоровьесберегающих технологиях и способах их реализации в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения;
  • компетентность в области здоровьесбережения у обучающихся и формирования у них культуры здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся –это

-учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;

-обязательные физкультминутки на уроках не только в начальной школе и далее;

-проведение ежегодной диспансеризации обучаемых;

— нормализация учебной нагрузки учащихся;

-организация горячего питания;

-введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;

-применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Здоровьесберегающая технология — это :

— условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. В.Д. Сонькин

неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели, и в разное время года. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.

«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

На здоровье учащегося в процессе учебной деятельности влияют следующие факторы:

  • Гигиенические
  • Организационно-педагогические
  • Психолого-педагогические

Структура работы нашей школы в области здоровьесбережения:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
  • Проведение плановых прививок медработником школы;
  • Создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытьё рук, наличие сменной обуви и т.д.;
  • Ежедневная зарядка перед первым уроком первой смены;
  • Организация динамического часа в первых классах ;
  • Проведение физминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • 100% охват обучающихся начальной школы горячим питанием;
  • Индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
  • Классные часы в 1-4 классах в области здоровьесбережения;
  • Озеленение школы и классов;
  • Создание благоприятного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок;
  • Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
  • Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
  • Еженедельные занятия по ПДД во внеурочной деятельности « В добрый путь»;
  • Занятия по формированию навыков здорового образа жизни «Здоровые дети, здоровая Россия»;
  • Решение вопросов здоровьесбережения в учебном процессе во время уроков при изучении тех или иных тем;
  • Участие учащихся в городских конкурсах по здоровьесбережению. Первое и второе места в городском конкурсе слайд — презентаций «Мои родители лучшие»… ;
  • Участие в конкурсе рисунков и поделок по ПБ «Останови огонь», в конкурсе рисунков «Сохраним природу»;
  • В рамках сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса ведётся работа школьного психолога Лунёвой Е.И. с учащимися по вопросам адаптации, комфортности , а так же работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов нашей школы;
  • Создание условий и организация работы спортивных секций;
  • Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий ;
  • Организация Дня здоровья;
  • Функционирование занятий по ЛФК;
  • Занятие учащихся в кружках;
  • Проведение досуговых мероприятий, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и др. ;
  • Состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью;
  • Привлечение родителей к вопросам здоровьесбережения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности.

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен.

Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Сов.

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе.

Современные дети очень много времени проводят не в общении со сверстниками, а в общении с компьютером, участвуя во всевозможных компьютерных играх . Это негативно влияет и на эмоции детей, и ухудшает .

Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н.

Источник

Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
материал по теме

Представлен опыт работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении

Скачать:

Вложение Размер
sistema_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc 135 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

центр развития ребенка – детский сад №125

Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении

(из опыта работы)

Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Поэтому одной из главных стратегических задач развития страны является формирование здоровой нации. В нормативных документах нашего государства подчеркивается необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений реализации нового государственного образовательного стандарта является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь ДОУ) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного валеологического образования и предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гумманизации, динамичности и открытости.

Фурсенко А.А. одобрил Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Согласно данному приказу содержание образовательной области «Здоровье» должно быть направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) воспитание культурно-гигиенических навыков;

3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогам дошкольного образования необходимо строить работу, направленную на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Он должен включать в себя 5 направлений, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на воспитание здорового образа жизни у детей и их родителей:

  1. воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса;
  2. физическое развитие и оздоровление детей;
  3. лечебно-профилактическая работа;
  4. обеспечение психологического благополучия детей;
  5. взаимодействие с семьей.

Нам, как педагогам дошкольного образования, более значимым представляется работа по двум направлениям формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.

Воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса. Данная работа включает в себя: 1) уроки здоровья (см. приложение №1); 2) составление на год перспективного плана работы по ОБЖ (см. приложение №2); 3)помощь воспитателям в подборке материала и созданию картотек (текстов стихов и загадок по ОБЖ, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, для глаз). 4) т.к. концепция дошкольного воспитания гласит: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием данного направления образовательного процесса является работа с родителями, заключающаяся в установлении доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей в данном вопросе.

Уроки здоровья для детей 4-5 лет направлены на знание детьми:

— значение органов и частей тела в организме человека;

— значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;

— о пользе и вреде микроорганизмов;

— о полезных и вредных привычках;

— о значении и правилах пользования электроприборами;

— простейшее медицинское оборудование;

— правила дорожного движения;

— правила безопасного поведения на природе, на воде;

А также овладение детьми следующими умениями :

— совершать гигиенические процедуры самостоятельно;

— заботиться о себе и об окружающих;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— использовать дорожные знаки для собственной безопасности;

— соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

— аккуратно обращаться с животными;

— избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.

Помощь воспитателям заключается в:

  1. предоставлении специализированной литературы, изучив которую, воспитатель готовит для дальнейшей своей работы картотеки текстов стихов и загадок по ОБЖ и здоровью, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, гимнастик для глаз;
  2. взаимодействие со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед, старшая медсестра) по вопросу формирования здорового образа жизни;

Родители являются первыми помощниками педагогов. Для работы с родителями в направлении формирования здорового образа жизни , необходимо придерживаться следующих задач:

— повышение педагогической культуры родителей;

— включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

— формирование личности ребенка и индивидуальная работа;

— изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

Для этого можно использовать следующие формы работы:

— проведение родительских собраний, консультаций

— педагогические беседы с родителями по проблемам (индивидуальные и групповые)

— дни открытых дверей

— экскурсии по детскому саду для вновь прибывших

— показ открытых занятий для родителей

— совместная деятельность детей и родителей (разнообразные спортивные соревнования, выставки, фотоконкурсы, туристические походы, экскурсии, озеленение территории детского сада)

— консультации с привлечением специалистов детского сада

— проведение дней здоровья

Для успешной работы с родителями можно использовать разнообразные методы: анкеты для родителей, беседы с родителями, беседы с ребенком, изучение традиций семьи, изучение медицинских показателей ребенка.

С целью улучшения профилактической работы можно провести цикл бесед и консультаций на тему:

— «Закаливающие процедуры в домашних условиях»

— «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»

— «Поговорим о питании»

— «Профилактика глистных заболеваний у детей и ротовирусных инфекций»

— «Воспитание культурно-гигиенических навыков»

— «Игры и упражнения с детьми на воздухе»

— «здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка»

Таким образом, родители будут знать :

— основные направления деятельности ДОУ по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.

А также родители будут уметь :

— обучать детей простейшим умениям по сохранению и укреплению здоровья (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, организовывать двигательную активность и т.д.).

Как показывает практика, большинство детей дошкольного возраста затрудняются самостоятельно дать ответ на вопрос о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, не проявляют ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Достаточно редко наблюдаются самостоятельные действия воспитанников по сохранению и укреплению своего здоровья. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и в семье. Безответственные действия родителей по отношению к здоровью своего ребёнка, которые проявляются в том, что детей с признаками ОРЗ, ОРВИ приводят в группу, порождает такое же безответственное отношение детей к своему собственному здоровью.

Таким образом, мы видим реальную необходимость в организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования. Ссылаясь на исследования ВОЗ о том, что здоровье на 50% зависит от собственных усилий человека, считаем целесообразным акцентировать внимание педагогов на данной проблеме, ведь одной из целей нашего (воспитателей и родителей) воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни.

В своей работе мы осветили два направления по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни: воспитательно-оздоровительная направленность образовательного и взаимодействие с семьей. Но это только два направления из современных педагогических технологий по здоровьесбережению. Занятия (уроки здоровья) относятся к технологии обучения здоровому образу жизни, также из этого раздела вне занятий можно использовать: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж ; воспитатели на занятиях могут использовать не только физкультминутки, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики, относящиеся к технологии сохранения и стимулирования здоровья, но и но и другие виды технологий из этого раздела: релаксация, гимнастика пальчиковая, подвижные и спортивные игры и др. Также при желании воспитатели совместно со специалистами могут использовать коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.

Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В приложении представлены: перспективное планирование занятий (уроков здоровья) в средней группе (приложение №1), тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ (приложение №2).

1. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы» Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва «Просвещение» 2004

2. Зровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авторы-составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, кандидат психологических наук. Волгоград

3. И. Кулик Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека: Программа для ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2010

4. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Творческий центр Сфера Москва 2008

5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002

6. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. / Авт. сост. М.С. Коган, — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008

Перспективное планирование занятий в средней группе

Источник

Читайте также:  Зож что это такое реферат по физкультуре
Adblock
detector