Формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы.
статья по зож по теме
Данное выступление раскрывает вопрос формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы и знакомит со структурой работы школы в области здоровьесбережения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni_obuchayushchikhsya_v_obrazovatelnom_protsesse_shkoly.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
«Формирование здорового и
безопасного образа жизни обучающихся в образовательном процессе школы»
Здоровье есть высочайшее богатство человека
« У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть всё»
Так что означает здоровый и безопасный образ жизни…
— это формирование у учащихся представлений о здоровье как единстве физической, психической и духовно-нравственной его составляющей, мотивация к ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья.
Психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры.
«Здоровье не является целью жизни, но это важнейший РЕСУРС для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека» Всемирная Организация здравоохранения
Здоровая личность – это здоровый образ жизни, при котором личность
— адекватно относится к себе и другим людям, способна строить отношения в мире, в том числе межличностные отношения;
— стремится к реализации своих ценностей и защищает их, когда они под угрозой,
-т.е.автономна и независима от социального влияния, но способна не конфликтовать с социумом, а принимать внешние формы социального поведения, осознавать их условности;
— растущая, развивающаяся, творчески относящаяся к жизни;
-внутренне ответственна перед собой и другими;
— способна к поиску: ищет и находит цели, смыслы, ценности внутри себя;
— интегрирована, имеет устойчивый внутренний стержень, ядро.
ЗДОРОВЬЕ, как известно, не появляется у человека само собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Федеральные требования к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
(утверждены приказом МОиН РФ 28 декабря 2010 г. №2106)
- целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- организация физкультурно -оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
- соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
- рациональная организация образовательного процесса;
- организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
- организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
- комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
- мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.
- Программа «Формирование здорового и безопасного образа жизни детей, оказание психологической помощи обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений, испытывающим трудности в развитии, адаптации, обучении и общении» на 2011–2013 годы
(утверждена приказом ДОиН КО от 24.10.2011 г.)
Младший школьный возраст – достаточно важный период для формирования здорового образа жизни ребенка.
- Во-первых , в это время организм ребенка интенсивно растет.
- Во-вторых, происходит адаптация к новой социальной ситуации развития.
- В-третьих, учеба – напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий
Программа формирования культурного и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования.
Основные компоненты структуры модели здоровьесбережения
Функциями педагога в условиях перехода на ФГОС являются
Обеспечение условий обучения – организация здоровьесберегающей среды.
Формирование культуры здоровья – изменение самого обучающегося, его личностных качеств на основе осознания необходимости сохранения и укрепления здоровья.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
6. 8) сформированность культуры здоровья педагогических и научно-педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
Каждый педагог для здоровьесбережения младших школьников
- знания о физиологических, психологических, индивидуальных особенностей детей;
- мотивацию к сохранению собственного здоровья и здоровья обучающихся;
- знания о здоровьесберегающих технологиях и способах их реализации в образовательных учреждениях на разных ступенях обучения;
- компетентность в области здоровьесбережения у обучающихся и формирования у них культуры здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся –это
-учёт санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы;
-обязательные физкультминутки на уроках не только в начальной школе и далее;
-проведение ежегодной диспансеризации обучаемых;
— нормализация учебной нагрузки учащихся;
-организация горячего питания;
-введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры;
-применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Здоровьесберегающая технология — это :
— условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
— рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
— соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
— необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. В.Д. Сонькин
неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели, и в разное время года. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»
На здоровье учащегося в процессе учебной деятельности влияют следующие факторы:
- Гигиенические
- Организационно-педагогические
- Психолого-педагогические
Структура работы нашей школы в области здоровьесбережения:
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки учащихся на всех этапах обучения;
- Проведение плановых прививок медработником школы;
- Создание условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытьё рук, наличие сменной обуви и т.д.;
- Ежедневная зарядка перед первым уроком первой смены;
- Организация динамического часа в первых классах ;
- Проведение физминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- 100% охват обучающихся начальной школы горячим питанием;
- Индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
- Классные часы в 1-4 классах в области здоровьесбережения;
- Озеленение школы и классов;
- Создание благоприятного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок;
- Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
- Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
- Еженедельные занятия по ПДД во внеурочной деятельности « В добрый путь»;
- Занятия по формированию навыков здорового образа жизни «Здоровые дети, здоровая Россия»;
- Решение вопросов здоровьесбережения в учебном процессе во время уроков при изучении тех или иных тем;
- Участие учащихся в городских конкурсах по здоровьесбережению. Первое и второе места в городском конкурсе слайд — презентаций «Мои родители лучшие»… ;
- Участие в конкурсе рисунков и поделок по ПБ «Останови огонь», в конкурсе рисунков «Сохраним природу»;
- В рамках сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса ведётся работа школьного психолога Лунёвой Е.И. с учащимися по вопросам адаптации, комфортности , а так же работа по профилактике эмоционального выгорания педагогов нашей школы;
- Создание условий и организация работы спортивных секций;
- Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий ;
- Организация Дня здоровья;
- Функционирование занятий по ЛФК;
- Занятие учащихся в кружках;
- Проведение досуговых мероприятий, конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и др. ;
- Состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью;
- Привлечение родителей к вопросам здоровьесбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности.
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образовани. Презен.
Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Сов.
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе.
Современные дети очень много времени проводят не в общении со сверстниками, а в общении с компьютером, участвуя во всевозможных компьютерных играх . Это негативно влияет и на эмоции детей, и ухудшает .
Известно, что состояние здоровья ребёнка зависит от образа жизни, значительную часть которой он проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе н.
Источник
Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
материал по теме
Представлен опыт работы о системе формирования здорового образа жизни у детей в отдельно взятом образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_formirovaniya_zdorovogo_obraza_zhizni_u_detey_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
центр развития ребенка – детский сад №125
Система формирования здорового образа жизни у детей в образовательном учреждении
(из опыта работы)
Каждый сегодня знает, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально-экономического развития общества.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция ухудшения здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Поэтому одной из главных стратегических задач развития страны является формирование здоровой нации. В нормативных документах нашего государства подчеркивается необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Одним из направлений реализации нового государственного образовательного стандарта является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь ДОУ) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Дошкольное учреждение является первым звеном непрерывного валеологического образования и предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гумманизации, динамичности и открытости.
Фурсенко А.А. одобрил Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Согласно данному приказу содержание образовательной области «Здоровье» должно быть направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) воспитание культурно-гигиенических навыков;
3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогам дошкольного образования необходимо строить работу, направленную на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни. Он должен включать в себя 5 направлений, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и направлены на воспитание здорового образа жизни у детей и их родителей:
- воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса;
- физическое развитие и оздоровление детей;
- лечебно-профилактическая работа;
- обеспечение психологического благополучия детей;
- взаимодействие с семьей.
Нам, как педагогам дошкольного образования, более значимым представляется работа по двум направлениям формирования представлений у детей о здоровом образе жизни.
Воспитательно-оздоровительная направленность образовательного процесса. Данная работа включает в себя: 1) уроки здоровья (см. приложение №1); 2) составление на год перспективного плана работы по ОБЖ (см. приложение №2); 3)помощь воспитателям в подборке материала и созданию картотек (текстов стихов и загадок по ОБЖ, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, для глаз). 4) т.к. концепция дошкольного воспитания гласит: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности воспитания и обучения детей. Важнейшим условием данного направления образовательного процесса является работа с родителями, заключающаяся в установлении доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей в данном вопросе.
Уроки здоровья для детей 4-5 лет направлены на знание детьми:
— значение органов и частей тела в организме человека;
— значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
— о пользе и вреде микроорганизмов;
— о полезных и вредных привычках;
— о значении и правилах пользования электроприборами;
— простейшее медицинское оборудование;
— правила дорожного движения;
— правила безопасного поведения на природе, на воде;
А также овладение детьми следующими умениями :
— совершать гигиенические процедуры самостоятельно;
— заботиться о себе и об окружающих;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— использовать дорожные знаки для собственной безопасности;
— соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
— аккуратно обращаться с животными;
— избегать опасных ситуаций, убирать на место режущие и колющие предметы.
Помощь воспитателям заключается в:
- предоставлении специализированной литературы, изучив которую, воспитатель готовит для дальнейшей своей работы картотеки текстов стихов и загадок по ОБЖ и здоровью, физкультминуток, комплексов гимнастик после сна, дыхательных, гимнастик для глаз;
- взаимодействие со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, педагог-логопед, старшая медсестра) по вопросу формирования здорового образа жизни;
Родители являются первыми помощниками педагогов. Для работы с родителями в направлении формирования здорового образа жизни , необходимо придерживаться следующих задач:
— повышение педагогической культуры родителей;
— включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
— формирование личности ребенка и индивидуальная работа;
— изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
Для этого можно использовать следующие формы работы:
— проведение родительских собраний, консультаций
— педагогические беседы с родителями по проблемам (индивидуальные и групповые)
— дни открытых дверей
— экскурсии по детскому саду для вновь прибывших
— показ открытых занятий для родителей
— совместная деятельность детей и родителей (разнообразные спортивные соревнования, выставки, фотоконкурсы, туристические походы, экскурсии, озеленение территории детского сада)
— консультации с привлечением специалистов детского сада
— проведение дней здоровья
Для успешной работы с родителями можно использовать разнообразные методы: анкеты для родителей, беседы с родителями, беседы с ребенком, изучение традиций семьи, изучение медицинских показателей ребенка.
С целью улучшения профилактической работы можно провести цикл бесед и консультаций на тему:
— «Закаливающие процедуры в домашних условиях»
— «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»
— «Поговорим о питании»
— «Профилактика глистных заболеваний у детей и ротовирусных инфекций»
— «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
— «Игры и упражнения с детьми на воздухе»
— «здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребенка»
Таким образом, родители будут знать :
— основные направления деятельности ДОУ по формированию представлений детей о здоровом образе жизни.
А также родители будут уметь :
— обучать детей простейшим умениям по сохранению и укреплению здоровья (соблюдать режим дня, выполнять гигиенические и закаливающие процедуры, организовывать двигательную активность и т.д.).
Как показывает практика, большинство детей дошкольного возраста затрудняются самостоятельно дать ответ на вопрос о том, что такое здоровье и здоровый образ жизни, не проявляют ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Достаточно редко наблюдаются самостоятельные действия воспитанников по сохранению и укреплению своего здоровья. Это связано, на наш взгляд, с тем, что проблеме здоровьесбережения уделяется недостаточно внимания не только в рамках образовательного процесса в ДОУ, но и в семье. Безответственные действия родителей по отношению к здоровью своего ребёнка, которые проявляются в том, что детей с признаками ОРЗ, ОРВИ приводят в группу, порождает такое же безответственное отношение детей к своему собственному здоровью.
Таким образом, мы видим реальную необходимость в организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования. Ссылаясь на исследования ВОЗ о том, что здоровье на 50% зависит от собственных усилий человека, считаем целесообразным акцентировать внимание педагогов на данной проблеме, ведь одной из целей нашего (воспитателей и родителей) воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование убеждений и привычек к здоровому образу жизни.
В своей работе мы осветили два направления по формированию представлений у детей о здоровом образе жизни: воспитательно-оздоровительная направленность образовательного и взаимодействие с семьей. Но это только два направления из современных педагогических технологий по здоровьесбережению. Занятия (уроки здоровья) относятся к технологии обучения здоровому образу жизни, также из этого раздела вне занятий можно использовать: коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж ; воспитатели на занятиях могут использовать не только физкультминутки, гимнастики для глаз, дыхательные гимнастики, относящиеся к технологии сохранения и стимулирования здоровья, но и но и другие виды технологий из этого раздела: релаксация, гимнастика пальчиковая, подвижные и спортивные игры и др. Также при желании воспитатели совместно со специалистами могут использовать коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.
Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Таким образом, применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В приложении представлены: перспективное планирование занятий (уроков здоровья) в средней группе (приложение №1), тематический план совместной деятельности педагога с детьми по ОБЖ (приложение №2).
1. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Я, ты, мы» Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. Москва «Просвещение» 2004
2. Зровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авторы-составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, кандидат психологических наук. Волгоград
3. И. Кулик Н. Н. Сергиенко Школа здорового человека: Программа для ДОУ. Творческий центр Сфера Москва 2010
4. В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. Творческий центр Сфера Москва 2008
5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
6. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группа. / Сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007
7. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками. / Авт. сост. М.С. Коган, — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008
Перспективное планирование занятий в средней группе
Источник