«Формирование у подростков здорового образа жизни.»
Конкурс молодёжных проектов
«Челябинская область это мы !»
Название проекта «Формирование у подростков
здорового образа жизни.»
Матвеев Данил Евгеньевич
ученик МБОУСОШ №6
Глава I. Актуальность проблемы формирования основ здорового
образа жизни 5-8
Глава I I. Экспериментальная работа по исследованию формирования
основ здорового образа жизни у детей 8-18
Актуальность темы . Мир вступил в начало третьего тысячелетия, имея в запасе, как несомненное достижение науки, так и трагические неудачи :смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от известных и неизвестных заболеваний, научные открытия атомов как смертоносного орудия .
Здоровье населения России — высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2014 г., 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 — 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку. Здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди школьников их число не превышает 8 %;
стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний (за последние 10 лет частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней в 2 раза);
изменение структуры хронической патологии (вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата – сколиоз, остеохондроз, осложнённые формы плоскостопия);
Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии — науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность.
По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Деятельность педагога начинается с оценки состояния здоровья детей , подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.
Объект исследования: состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.
Предмет исследования : выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников.
Цель исследования : изучить и разработать направления формирования здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.
2. Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.
3. Разработать программу, направленную на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательных школах.
4. Дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: процесс формирования здорового образа жизни среди детей будет эффективным при условии, если: учитывать основные особенности детей; создавать условия для формирования здорового образа жизни подростков; применять на практике различные программы, направленные на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе; совместными усилиями педагогов, социологов, психологов и других специалистов проводить профилактику вредных привычек.
Методы исследования:
анализ различной литературы
Оценка эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков в общеобразовательной школе
Практическая значимость исследования состоит в разработке определённой системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применении этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно -образовательном процессе МБОУ СОШ №6 и в семейном воспитании.
Глава I.
Актуальность проблемы формирования основ здорового образа жизни
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения:
было бы не правильно смотреть на жизнь и здоровье людей, исходя из позиций культуры, и цивилизации тем более. Мы живем в такое время, когда человек утратил наиболее важные ценности, которые определяли уклад его жизни до середины прошлого столетия: семья, вера, община. Современное материально-ориентированное общество стремиться к получению удовольствий и жизни ради этих удовольствий, само не осознавая этого. Такое положение вещей со всей очевидностью можно назвать болезнью цивилизации. Поэтому нет никакого смысла спрашивать у неё, каким должен быть здоровый образ жизни. Не нужно также забывать про тот факт что Россия – та страна, где нечего не делается в меру и все социальные явления приобретают преувеличенный характер. Поэтому когда в стране была идеология спорта и активности жизни – спортом занимались все.
Был такой здоровый образ жизни «образ жизни советского человека». Советское правительство активно занималось здоровьем своих граждан, не позволяло им лениться, молодежь занималась физкультурой, проводились физкультурные праздники, нормы ГТО, военно—спортивные игры, старшее поколение досуг проводило на огородах, на рыбалке, в лесу, в пансионатах, в санаториях, много путешествовали.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России (и особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью), живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором
С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которое позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Определение было дано применительно к здоровью школьников, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. При этом отмечается необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.
По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной, категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а, во вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.
Центральным понятием данного исследования является «здоровый образ жизни». На сегодняшний день нет его однозначного понимания. Одни авторы, например Ю.П. Лисицин, основой здорового образа жизни считают активность, которая может быть рассмотрена в трёх аспектах: характер активности (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, образовательная, бытовая и др.). Другие основой здорового образа жизни считают рационально организованные условия существования человека, включающие биологические, психологические и социальные факторы.
Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле физкультурное образование понимается учеными-педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И.Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.)[1].
Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов — обязательного (базового) и вариативного.[2]
Цель нашей школы обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для здорового образа жизни. Закрепить у выпускника к своему здоровью как к главному условию жизненного успеха.
Глава II. Экспериментальная работа по исследованию формирования
основ здорового образа жизни у детей
В целях укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни в нашей школе действует программа «Здоровье», определяющая здоровьесберегающие подходы в решении задач по сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
Создать реальные социально- гигиенические и социально – психологические условия в школе, способствующие укреплению здоровья.
Активно и широко пропагандировать и организовывать здоровый образ жизни.
Установить тесную связь с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча.
Работа с учащимися проводится по следующим направлениям:
1. организация работы педагогического коллектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма
беседы с учащимися 1-11 классов о правилах поведения в школе, общественных местах, на дорогах, на воде, действиях при ЧС;
изучение правил дорожного движения, работа агитбригады «ДЮП» и отряда «Юные Инспекторы Движения»;
участие в различных конкурсах «Безопасное колесо», «Сам себе спасатель» и др.;
встречи с инспекторами ГИБДД и ВДПО.
2. Организация работы по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.
беседы с учащимися 1-11 классов о здоровом образе жизни;
урок – интернет антинаркотической направленности с учащимися 8-11 классов;
консультации с врачами – специалистами, психологами;
систематические рейды по выявлению курения в школе и на её территории;
проведение конкурсов рисунков, плакатов, презентаций;
уроки здоровья, классные часы, ролевые игры, уроки знаний;
акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», «За здоровый образ жизни», «Внимание – дети!» и др.
Участие в городских и областных соревнованиях.
Муниципальный этап Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» (9.11.2013);
городская туристическая конференция (в МОУ СОШ№7) 27.09.13
областной конкурс допризывников (28.10.13) г. Челябинск по военно-прикладным видам соревнований (финал Спартакиады) (кубок за 3место)
муниципальный этап «Президентских состязаний» (25.09.13);
«Лыжня румяных» 25.02.2014;
лыжные гонки памяти М.Ф. Козловского, А.С. Шукшина 5.03,19.03,20.03;
городская военизированная эстафета памяти воина –интернационалиста С. Матвеева (21.09.13);
Первенство Челябинской области по спортивному туризму (ноябрь 2013) (2 место);
областные соревнования по спортивному туризму в закрытом помещении г. Касли 28,29,30.03.14;
городской IV турнир по шахматам памяти А.П. Гриценко (7.12.13);
городские соревнования по биатлону;
турнир по мини-футболу среди юношей 2000-2001 г.р., посвящённые закрытию зимнего сезона (март 2014);
городские соревнования по плаванию 6.05.2014 г. в плавательном бассейне «Олимпия» 1-4 классы;
городские соревнования «Первые шаги в страну здоровья», посвящённые юбилею МУДОД ДЮСШ среди 4 кл.(3 место);
городской фестиваль «Локобол 2014 –РЖД» (24.05.2014)(кубок за 3 место);
городская Спартакиада для педагогического коллектива и работников школы.
Результаты медицинского осмотра
Подлежало медосмотру – 476 чел.
Прошли – 378 чел., 79,4%
Результаты медицинского осмотра
Охват учащихся горячим питанием- 452 чел- 88% (2014-2015 уч. год)
Спартакиада учителей образовательных школ
Количество обучающихся 2014-2015 учебный год , занимающихся в
системе дополнительного образования в других учреждениях города
Источник
Формировнаие ЗОЖ у подростков
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Формирование здорового образа жизни у подростков
Хабибрахманова Мадина Камиловна,
педагог дополнительного образования
Глава I . Теоретические основы формирования здорового образа жизни у подростков.…………………………………………………………………. ….6
1.1 Формирование здорового образа жизни у подростков как медико-педагогическая проблема………………………………………………..…………………..…..6
1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования здорового образа жизни у подростков……………………………………………………………………..…. …11
1.3. Роль подростковых общественных организаций при учреждениях образования в формировании здорового образа жизни у обучающихся подросткового возраста………15
Глава II . Процесс формирования здорового образа жизни у подростков в средних общеобразовательных учебных заведениях…………………………………………………..20
2.1. Анализ опыта формирования здорового образа жизни у подростков в средних общеобразовательных учебных заведениях…………………………………………….…….20
2.2. Задачи, содержание, формы и методы формирования у подростков здорового образа жизни в средних общеобразовательных учебных заведениях………………………29
2.3. Условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования здорового образа жизни у подростков в средних общеобразовательных учебных заведениях………………………………………………..…………………………. 35
Список использованной литературы………. 41
В словаре русского языка С.И. Ожегова 1 понятие «здоровье» рассматривается как правильная, нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье в нашем понимании этого слова лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Однако в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания.
В такой ситуации актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.
Именно поэтому формирование здорового образа жизни у подростков в средних общеобразовательных заведениях является актуальной проблемой.
Постоянный поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья (физического, психического и социального) обучающихся школы привели нас к выбору темы исследования «Формирование здорового образа жизни у подростков».
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни у подростков?
Объект исследования – процесс воспитания подростков.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни у подростков.
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования здорового образа жизни у подростков.
Основными задачами данного исследования являются:
Изучить валеологическую, психолого-педагогическую, медицинскую, социологическую и философскую литературу, а также педагогический опыт по решению рассматриваемой проблемы;
Изучить сущность понятия «здоровый образ жизни» и выявить специфику его влияния на личность подростков;
Выявить уровень здоровья подростков в средней общеобразовательной школе;
Выявить психолого-педагогические предпосылки формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
Определить наиболее благоприятные условия повышения эффективности процесса формирования здорового образа жизни у подростков;
Обобщить и проанализировать полученные выводы и разработать научно-методические рекомендации для учителей, занимающихся формированием здорового образа жизни.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования у подростков здорового образа жизни будет осуществляться эффективнее, если:
учителя будут иметь более широкие представления о тенденциях развития современной образовательной практики в этом направлении воспитания подростков;
учителя будут морально, психологически и предметно-теоретически готовить обучающихся к формированию здорового образа жизни в новых условиях;
учитывать возрастные особенности подростков;
создавать условия для формирования здорового образа жизни;
совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни у подростков в общественных организациях;
активизировать интересы, мотивы, потребности, положительные эмоции подростков в процессе формирования у них здорового образа жизни;
процесс формирования у подростков здорового образа жизни будет иметь систематический и целостный характер;
Методологической основой исследования является принцип системности и личностный подход в изучении процесса формирования здорового образа жизни у подростков. Личностный подход означает учет индивидуальных возможностей каждого учащегося.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы научно-педагогического исследования:
теоретические: анализ валеологической, психолого-педагогической, медицинской, социологической и философской отечественной литературы; анализ и синтез психолого-педагогических пособий, касающихся проблем воспитания подростков в средней школе и в подростковой общественной организации;
эмпирические: тестирование обучающихся 5-х классов; изучение школьной документации; изучение передового педагогического опыта формирования здорового образа жизни у подростков в средних общеобразовательных учебных заведениях.
Базой исследования послужило муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Бугульмы Республики Татарстан.
Тестированием было охвачено 92 подростка.
Новизна исследования заключается в осуществлении социального, медицинского анализа проблемы здорового образа жизни в воспитании подростков, а также в попытке составить в условиях средней общеобразовательной школы № 16 г. Бугульмы методические рекомендации для учителей, занимающихся формированием здорового образа жизни.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации данных о мировоззрении подростка, его роли в решении проблемы сохранения и укрепления своего здоровья, определении понятия здорового образа жизни, в разработке методов, направленных на формирование здорового образа жизни.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что обобщенные и систематизированные данные о мировоззрении подростка, его роли в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, определение понятия «здоровый образ жизни» могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Во-вторых, разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями, занимающимися формированием здорового образа жизни у подростков, при работе в средних общеобразовательных учебных заведениях.
На защиту выносятся следующие положения:
Представления о здоровом образе жизни включаются в мировоззрение человека, которое в свою очередь, представляет собой целостную систему и подчиняется законам и закономерностям развития человеческого организма, общим для всех систем мироздания и имеет центр интегрирования и управления;
Подростки имеют свое особое представление о здоровом образе жизни, которое связано с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 28 источников, 8 таблиц, и 8 приложений.
Общий объем работы 42 страницы.
Глава I . теоретические основы формирования
у подростков здорового образа жизни
1.1. Формирование здорового образа жизни у подростков
как медико-педагогическая проблема
В условиях всеобщего кризиса духовности и нравственных качеств личности многие люди не уверены, нужно ли им здоровье: жизнь представляется им без будущего, бессмысленной и бесперспективной. Большинство из них даже не задумывается, что здоровый человек нужен везде — в семье, в трудовом коллективе, а самое главное перед ним открыты все возможности карьеры.
Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека. По данным Ю.П. Лисицына, Ю.М. Комарова 1 таблица факторов, влияющих на здоровье, выглядит так:
50 % — образ жизни
С.Г. Добротворская 2 основную причину неблагополучия в здоровье человека определяет именно в неправильном образе жизни. Поэтому способствовать профилактике здоровья должен, прежде всего, определенный образ жизни, формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодого поколения определенной системы ценностной ориентации.
Но формирование здорового образа жизни в современном обществе, особенно подрастающего поколения, еще не стало главной задачей. И в первую очередь среди подростков острейшей проблемой современности является профилактика пьянства и алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании, СПИДа и заболеваний, передаваемых половым путем, не говоря уже о том, что в стране в целом растет заболеваемость и смертность, которая превышает рождаемость.
Что подразумевается под понятием «здоровый образ жизни»?
По этому вопросу можно встретить различные определения. Академик Ю.П. Лисицын 1 считает, что под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций. Мы под понятием «здоровый образ жизни» подразумеваем также определенный способ переживания смысла жизни и соответствующие этому переживанию формы поведения, способствующие сохранению здоровья. В понятие «здоровый образ жизни» можно также включать систему поведенческих стереотипов, способствующих, сохранению здорового долголетия.
При этом самые разные стороны образа жизни влияют на здоровье, например, двигательная активность, поведение, особенности питания и т.д.
Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут оказывать желаемый оздоровительный эффект, формировать здоровье подростка. Тем не менее, нельзя не выделить такой фактор нашего образа жизни, как двигательная активность подростка, его привычный двигательный режим, от особенностей которого в значительной степени зависит здоровье, т.е. гармония физического развития, функциональное состояние организма.
По мнению Ф.Ф. Харисова 2 , физическая культура и спорт являются мощным фактором воздействия на физическое и духовное развитие человека. В качестве наиболее важных результатов физической культуры рассматриваются: здоровье, степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, телосложение, состояние физиологических функций, обеспечивающих определенный уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений – того, что называется физическим состоянием человека .
В мире существует множество философских систем здорового образа жизни, много научной литературы по этому вопросу, но очень мало конкретных действий в системе образования нашей страны по практическому использованию научных идей и положений. Здоровье – основа формирования личности, ее духовных, интеллектуальных качеств. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» 3 исходя из своего опыта убеждал нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная при-
чина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание. Начинать нужно с ученика, его семьи, учебного заведения.
В формировании здорового образа жизни у подростков немалую роль играет и профессиональная работа, широкое пропагандирование и использование естественных методов оздоровления (закаливание, бег, простейшие физические упражнения). Следует пересмотреть представления о питании – отказ от чрезмерного употребления жирной животной пищи, яиц, включение в рацион большого количества растительной пищи – фруктов, соков, овощей, злаков и других натуральных продуктов.
«Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья, особая роль принадлежит питанию, — пишет Ф.Ф. Харисов в статье «Здоровье — основа развития личности» 1 . — Последние годы проблема питания обострилась не только в результате экономического кризиса, приведшего к снижению производства важнейших видов продовольственного сырья и пищевых продуктов, повышению цен на многие виды продовольствия, но и в результате резкого ухудшения экологической ситуации во многих регионах России».
Однако при всей многоаспектности, основой здорового образа должно быть духовное самосовершенствование.
Кто же должен заниматься формированием здорового образа жизни у подростков? Медицинские работники получают образование с установкой на лечение больных, а не на профилактику. Любая модель здоровья реализуется в основном методом воспитания, основным средством «научения здоровья» является педагогика. Доктор (лат.) — учитель. Педагоги — это люди, которые находятся всегда рядом с учащимися и первыми соприкасаются с больными детьми. Интегративной наукой на стыке медицины, физиологии, психологии, социологии и педагогики является валеология, которая рассматривает проблему сохранения здоровья через формирование здорового образа жизни в тесной связи с возрождением культуры. Н.А. Тригуб 2 , заведующий отделением гигиенического воспитания Республиканского центра медицинской профилактики МЗ РТ, считает, что возродить культуру — значит возродить здоровье человека, здоровье нации, народов страны, возродить саму страну. Поведение учащегося в учебном процессе остается еще строго детерминированным и пассивным. Пассивность противопоказана освоению ценностей культуры, ибо культуры вне свободной деятельности нет. А именно она способствует формированию нравственно-психологической основы личности.
На протяжении многих лет «здоровье» рассматривалось в обществе как отсутствие болезней. Отсюда вытекает представление о том, что здоровьем человека должен заниматься врач. Это неверно и вредно как для личности, так и для общества в целом. Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет трудиться. Однако, как свидетельствуют исследования, знания о здоровье расходятся с истинным поведением человека. Медицинский работник дает только знания, а поведенческий фактор формирует педагог. Н.А. Тригуб в статье «Формирование здорового образа жизни как медико-педагогическая проблема» 1 пишет, что стратегия и тактика валеологического образования представляет собой совокупность взаимосвязанных взаимодополняющих воздействий медицинского и педагогического характера. Валеолог не может просто излагать содержание темы ученикам, он должен пройти путь самосознания, выработать и овладеть комплексом мотивации к здоровью, который станет фундаментом валеологии. Культура здоровья — компонент социокультуры, несущий в себе начала духовно-нравственного, интеллектуально-психологического и физического оздоровления.
Судьбы подростков ломаются не от бронхитов, и не от гастритов, а от неумения выживать, от неумения приспосабливаться к взрослой жизни и отсюда зачастую от отсутствия самого желания жить.
Неслучайно Н.А. Тригуб 2 пишет: «Валеологическое образование должно рассматриваться как альтернатива санитарному просвещению. Гигиеническое воспитание в рамках профилактики болезней и борьбы с вредными привычками должно уступить место целостному подходу к развивающейся личности на основе формирования здорового образа жизни педагогическими методами».
Он придает большое значение воспитанию у подростка новых ценностей, в частности, отношения к собственному здоровью как высшей и духовной ценности, от которой зависит вся его материальная жизнь.
Не каждый педагог или медицинский работник может взяться за внедрение разработанной МО РТ программы «Формирование здорового образа жизни у подростков», а только человек, способный контактировать с подростками, имеющий готовность и опыт преподавания проблем валеологической и сексуальной культуры, учитывающий специфику аудитории и ее лидеров, знание других предметов в рамках понимания здорового образа жизни, разбирающийся в политике Министерства здравоохранения и образования по данной проблеме.
Постановлением КМ РТ от 7.05.97 г. № 400 о мерах по реализации закона РТ «О минимальном размере оплаты труда и повышения тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» 1 произошло резкое сокращение численности работников бюджетной сферы, т.е. врачей, учителей и расширять штаты для специалистов валеологов не представляется возможным в ближайшем будущем. Решать проблему формирования, укрепления и сохранения здоровья только силами педагогов-валеологов бессмысленно, если валеологическая культура педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности не высока.
Почему на данный момент сложилась такая ситуация? Проблема коренится, прежде всего, в системе подготовки педагогов.
С.Г. Добротворская 2 выделяет, что важнейшей задачей любого вуза можно считать подготовку квалифицированных специалистов с высоким уровнем базового образования, однако педагогу также нужна определенная валеологическая грамотность. Современный же педагогический вуз России дает студентам хорошие базовые знания по специальным дисциплинам, не формируя его культуру сохранения здоровья. Недочеты же в педагогической деятельности преподавателей средней школы показывают, что в настоящее время система подготовки педагогов нуждается в определенном усовершенствовании. Педагог должен иметь базовое педагогическое образование. Но ему также необходимо специальное валео-психологическое образование. В последнее время при некоторых вузах начали открываться выпускающие кафедры валеологии, однако этот процесс был приостановлен. На базе медицинского вуза целесообразно готовить валеологов по специальности «медицинская валеология». Другое дело – педагогические вузы и университеты, которые могут взять на себя задачу подготовки педагогов с высокой валеологической культурой».
Таким образом, только при комплексном подходе и интеграции деятельности органов здравоохранения, образования возможно решать проблему формирования здорового образа жизни у подростков.
1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования здорового образа жизни у подростков
Так как подростковый возраст – один из кризисных этапов в становлении личности человека, то необходимо рассмотреть ряд специфических особенностей этого периода жизни.
В статье «Воспитательная деятельность классного руководителя по преодолению вредных привычек учащихся на диагностической основе» А.И. Пушкарева 1 описывает возрастные особенности подросткового возраста. Автор выделяет, что это возраст кардинальных преобразований в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Этот этап характерен бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр. Естественными в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризисные периоды отличаются значительным прорывом в психику подсознательных, трудно контролируемых или вовсе не поддающихся контролю импульсов. Этому способствует утрата чувств безопасности и комфорта, нарушение внутреннего равновесия, возрастание тревожности и усиление экзистенциальных страхов, порою нерациональных. В связи с этим возникает опасность выбора неправильной линии поведения. Существенным фактором может стать недостаточная для подростков информация о том, что, как и почему с ними происходит, и какие могут быть последствия. Информация нужна для обретения необходимого чувства свободы осознанного выбора, а также для того, чтобы научиться брать на себя ответственность за то, что с тобой происходит. Масштабы ухода от реальности опасны не только в приверженности к таким крайне тяжелым болезням, как алкоголизм, наркомания, употребление фармакологических и токсических веществ. Проблема ухода от реальности носит глобальный характер. Существует большое количество «мягких» проявлений злоупотреблений, но они тоже деструктивны. Реальна и опасна тенденция перехода от одной формы злоупотреблений к другой. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска, т. к. адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.
Со второй половины 60-х годов в нашей стране наряду со злоупотреблением алкоголем стали распространяться наркотики и другие токсические вещества. В отличие от ранней алкоголизации, с которой можно было встретиться повсеместно, злоупотребление иными дурманящими средствами приобрело региональный характер, и более отчетливо выступили возрастные особенности в пределах самого подросткового периода. Возрастные особенности злоупотреблений свелись, прежде всего, к тому, что ингалянты явно предпочитались в младшем и среднем подростковом возрасте (12-15 лет), в то время как внутривенные вливания опиатов и других средств использовали старшие подростки (16-17 лет). Злоупотребления ингалянтами нередко с годами забрасывали и начинали алкоголизироваться. При этом алкоголизм у них развивался злокачественно – причиной служил психоорганический синдром, формирующийся как следствие длительного злоупотребления ингалянтами. 1
Подытоживая большой опыт изучения формирования вредных привычек, таких как курение, наркомания и токсикомания у подростков, В.С. Битенский, Б.Г. Херсонский, С.В. Дворяк и В.А. Глушков отметили следующие возрастные особенности 2 :
Эпизодическое злоупотребление без зависимости преобладает над сформировавшимися наркоманиями и токсикоманиями.
Происходит постепенное омоложение контингента злоупотребляющих – от 17-18 лет к 12-13 годам.
Используемые для злоупотребления средства весьма разнообразны, «мода» на них бывает преходящей.
Распространены самодельные препараты, нередко отличающиеся высокой токсичностью.
Подростки склонны последовательно или попеременно испробовать на себе действие многих веществ.
Злоупотребление становится следствием социально-психологических воздействий на подростков, особенно при неблагоприятном биологическом фоне (отягощенная алкоголизмом наследственность, аномалии характера).
Непреходящим ценнейшим богатством надо считать здоровье подростков, состояние которого не может не вызывать постоянной тревоги.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. 1
«Состояние здоровья является объективным показателем «санитарного состояния» детей, — пишет М.С. Самигуллина 2 . – По показателям состояния здоровья можно судить о влиянии на растущий организм различных факторов и определить эффективность гигиенических мероприятий».
Каково же состояние здоровья подростков в среднем общеобразовательном учебном заведении?
Мониторинг состояния физического здоровья обучающихся 5-9-х классов проводился в средней общеобразовательной школе № 16 г. Бугульмы Республики Татарстан с 2001 по 2005 учебный год.
Рассмотрим результаты углубленного медицинского осмотра обучающихся 5-9-х классов за 5 лет (прил.1, 2, 3, 4).
Подростков в целом можно охарактеризовать с учетом распределения по группам здоровья. По группам здоровья обучающиеся 5-9-х классов распределились так (прил. 3):
Распределение обучающихся 5-9-х классов по группам здоровья
в 2001-2005 учебных годах по средней общеобразовательной школе № 16 г. Бугульмы
Источник