Статья на тему Формирование основ ЗОЖ у младших школьников
Тема: «Формирование здорового образа жизни у младших школьников».
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, внеурочная деятельность.
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей обучающихся в младших классах; включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Актуальность исследования объясняется значением педагогической науки в решении социально значимой проблемы охраны здоровья младших школьников, через приобщение к здоровому образу жизни, большим потоком педагогических исследований в этой области и необходимостью приведения в систему разрозненных теоретических знаний. Выявление особенностей отдельных теорий необходимо для их дальнейшего развития и внедренияв практику, для обеспечения преемственности теоретических исследований.
Большой вклад в разработку проблемы формирования основ здорового образа жизни ребёнка внесли психологи и ученые как: И.И. Брехман [2;3], Л.С. Выготский [4], Г.К. Зайцев [6;7], П.Ф. Лесгафт [13; 14], Н.И. Пирогов [17], В.А. Сухомлинскмй [18], Л.Г. Татарников [19; 20], К.Д. Ушинский [21] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. С точки зрения целевой функции здоровья, В. П.Казначеев дает следующее определение данного понятия:«Здоровье – это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни». Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого обучающегося. Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед образовательным учреждением, а также его формированием занимается , в первую очередь, семья.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача – вести подготовку учащихся с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность классных руководителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы сформировать безопасную образовательную среду в начальной школе, необходимо учитывать, прежде всего, работу классного руководителя. [1]
Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.
Согласно цели нашего исследования мы выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ младших школьников:
— строгое соблюдение режима дня;
— обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
— проведение витаминной профилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
— проведение бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;
— санитарно-просветительская работа и др.
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее: организация рационального режима дня; организация рационального режима питания; здоровый психологический климат в классе и школе; культура движений; активный развивающий досуг [2]. По этим правилам должна строиться внеурочная деятельность классного руководителя.
- Организация рационального режима питания. Для этого проводятся игровые классные часы, рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм.
2. Организация рационального режима дня. Формы работы: – беседы, составление режима дня, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися средней и старшей школы.
3. Культура движений. В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в студиях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы.
4. Здоровый психологический климат в классе и школе. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования.
5. Трудовое воспитание. Задача – воспитывать в детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства.
6. Совместная деятельность с родителями учащихся. Учитель проводит беседы на родительских собраниях на темы: Рассматриваем различные жизненные ситуации, организует активный досуг, совместные праздники.
В ФГОС НОО говорится о внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном) , в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Таким образом, необходимо создавать условия для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни через организацию уроков и внеурочной деятельности. Важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
Для того, чтобы привычка в здоровом образе жизни была нормой и потребностью, разработан комплекс внеурочных занятий по формированию здорового образа жизни.
Процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо планировать в трех направлениях: вооружение обучающихся знаниями, развитие и закрепление у них умений и навыков здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности; приобщение обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Цель комплекса: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
На внеурочных занятиях комплекса необходимо придерживаться направлений приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-ориентированном уровне, воспитание потребности в здоровье, выработки индивидуального способа физического, духовного и нравственного самосовершенствования, психосаморегуляции, обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
Валеологизация осуществляется благодаря использованию релаксационных приемов и упражнений, учёта сведений о состоянии здоровья учащихся, предупреждению перегрузки школьников, воспитанник культуры общения, культуры умственного труда, созданию условий для самовыражения и самореализации личности, формированию и развитию мотивации учения, использованию разнообразных видов внеурочной деятельности, формированию системы знаний о ЗОЖ, созданию оптимальных гигиенических условий и др.
В заключение можно сделать вывод, что образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества:проблема формирования здорового образа жизни является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения современной школы.
Литература:
- Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н.Касаткина. — М.: Линка-Пресс, 2011.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, №11 – 2007.
Источник
Формирование здорового образа жизни у младших школьников
статья по зож (2 класс) на тему
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово»! Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются «сбои» и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о живой воде и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_mladshih_shkolnikov.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Приобщение младших школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации. Ценность, которая признается всеми без исключения – это здоровье человека. Статистика свидетельствует, что состояние здоровья младших школьников с каждым годом ухудшается: хронические заболевания наблюдаются в среднем у 40-45% школьников; почти половина детей приходят в школу со значительными отклонениями в состоянии здоровья; у каждого шестого ребенка отмечается анемичный синдром; до 20% учащихся начальных классов имеют хронические тонзиллиты, на втором месте инфекционные заболевания (грипп), на третьем болезни органов пищеварения. За годы обучения в начальной школе в четыре раза увеличивается количество детей с пониженным зрением, с нарушениями осанки. Эти и другие отрицательные тенденции являются итогом не только тяжелого социального кризиса, но и недостатком в организации школьного обучения.
Здоровье является необходимым условием полноценной жизни человека и в значительной степени определяется личной ответственностью за его благополучие. Осознание значимости собственного здоровья и необходимости соблюдать здоровый образ жизни – основа здоровья любого человека [Шагапова, 2005, с. 101].
Учебные заведения должны стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школы проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Здоровый образ жизни можно характеризовать как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение своего здоровья. Используя гигиенические знания, свою активность, а главное – мотивацию, вполне реально, опираясь на резервные возможности организма, обеспечить выполнение своих жизненных помыслов и осуществить свои профессиональные возможности [Чумаков, 2009, с. 42].
Научить младшего школьника следить за своим здоровьем, сохранить и укрепить его может учитель начальных классов. Он может активно влиять на формирование здорового образа жизни у учащихся непосредственно на всех уроках, так как дети очень сильно привязываются к первой учительнице, стараются делать все то, что она скажет.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Одним из возможных путей решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.
Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья младших школьников, и вообще населения через изменения стиля жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных условий, связанных с жизненными ситуациями [Чумаков, 2009, с. 29].
Одной из главных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности. Чтобы младшие школьники решили для себя быть здоровыми, нужно сформировать у них правильные представления о здоровье, здоровом образе жизни. Каждый человек должен ответственно относиться к проблеме здоровья.
За здоровье необходимо бороться каждому из нас. Учителя и родители должны ежедневным примером прививать детям любовь к здоровому образу жизни, беречь и сохранять свое здоровье и здоровье близких и родных. Если каждый будет заниматься сохранением и укреплением здоровья, тогда мы будет по-настоящему здоровы и у нас будет здоровое поколение.
Всегда человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. Единственный путь освобождения сознания от иллюзий – это наш собственный опыт. Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся являются: формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения; нормализация учебной нагрузки; подготовка и повышение квалификации педагогических кадров; разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие.
Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы. Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью [Артюнина, Игнатькова, 2007, с. 5].
Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена.
Формировать представления о здоровом образе жизни можно разными способами. В первую очередь педагоги должны заниматься этим в классные часы. Проводить с детьми различные беседы, тесты. Например, приучить детей составлять режим дня и в один из классных часов корректировать их режим дня, чтобы они соответствовали формированию здорового образа жизни.
Самое главное условие здоровой организации режима в семье является забота о гигиене квартиры, дома. Комната ребенка должна часто проветриваться. Родители должны заботиться о свободном времени ребенка, чтобы оно проходило в подвижном состоянии, желательно на свежем воздухе.
Основным условием организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильная последовательность различных видов деятельности. Следование режиму дня воспитывает у младших школьников бережливое отношение к времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.
Из всех факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека и от которых зависит работоспособность, наиболее важным является рациональное питание.Рациональное питание – важнейшее условие профилактики различных болезней; физиологически полноценное питание здоровых людей, удовлетворяющее потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии.
Вопросам питания в настоящее время, как фактору, влияющему на здоровье, придается большое значение. Питание необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей, поступление энергии, биологически активных веществ. Обмен веществ и энергии, структура и функции всех клеток, тканей, органов и всего организма в целом находятся в прямой зависимости от характера питания. Поэтому педагоги, медицинские работники школ, родители должны понимать важность значения питания для детского организма и уделять ему большое внимание. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода – являются основными веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма.
Питание необходимо рассматривать как фактор, приводящий к здоровому образу жизни. Наука о питании существует не только для специалистов, но в первую очередь – для всех нас. В каждом доме, семье ей должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знания о законах питания, режиме труда и отдыха должны приобретаться с детства.
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Гигиеническое воспитание, осуществляемое в тесном единстве с другими направлениями воспитания младших школьников, служит решению задачи – гармоническому развитию человеческой личности.
Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, которая, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Гигиена сна предусматривает сон в одно и тоже время, с незначительными отклонениями во времени [Чумаков, 2009, с. 51].
Здоровый образ жизни – это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования.
На образ жизни учащихся наиболее эффективно может влиять педагогическое воздействие. Таким образом, к функциональным обязанностям учителей еще и входит формирование здорового образа жизни. Педагогическая работа по формированию ЗОЖ является самостоятельная выработка убеждений учащегося на основе полученных знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается мотивация ЗОЖ [Шагапова, 2005, с. 109].
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на укрепление здоровья младших школьников.
Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на улучшение и сохранение своего здоровья. Каждый должен заботиться о своем здоровье. Каждый учитель должен быть приверженцем здорового образа жизни, так как педагог, прежде всего, воспитатель и пример для подражания.
Учитель обязан ежедневным примером и обучением прививать младшим школьникам любовь к здоровому образу жизни, беречь здоровье.
Важно еще со школьной скамьи осознать, что здоровье для человека – это главная ценность. Здоровье нужно сохранять, оберегать и улучшать с первых дней жизни. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида.
Лишь, когда растущий человек для себя поймёт, что сохранение и укрепление здоровья – это личный долг каждого, – тогда мы будем по-настоящему здоровы и будет здоровое поколение.
Источник