Меню

Формирование зож у младших школьников список литературы

Курсовая работа по теме «Формирование у младших школьников основ культуры здорового образа жизни»

специалист в области арт-терапии

Министерство образования и науки Российской Федерации
Краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Каменский педагогический колледж»

Формирование у младших школьников основ культуры здорового образа жизни

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Глава I . Теоретические основы формирования у младших школьников основ культуры здорового образа жизни…………………………………….……. 5

Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»…………….

Важнейшие составляющие здорового образа жизни…………………7

Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании культуры Здорового образа жизни…………………………………………….

Глава 2. Условия формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте………………………………………………………..

2.1. Особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью и культуры здорового образа жизни…………. …….11

2.2. Современные формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни……………. ……………………………………….…15

Состояние физического здоровья населения является важнейшим условием развития любого государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития каждого гражданина являются актуальными задачами. Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Следует заметить, что в последние годы поступает все больше информации о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояния здоровья учащихся. В стенах школы дети проводят 11 лет, это период жизни ребенка, когда закладываются основные физические и психологические характеристики личности. При этом очень беспокоит состояние здоровья младших школьников, поскольку именно этот период характеризуется повышением физической и психологической нагрузки. [7, с. 16]

Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности.

Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов.

Именно поэтому педагогами должно рассматриваться формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благополучие. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни — залог успешной социализации личности.

Актуальность темы исследования объясняется снижением здоровья современных детей. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни и осознанного отношения к нему у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей основ культуры здорового образа жизни.

Цель исследования: выявить возможности различных форм и методов формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников.

· определить понятие и сущность здорового образа жизни;

· изучить основы формирования у ребенка осознанного ценностного отношения к своему здоровью;

· определить наиболее эффективные современные формы и технологии воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование.

— концепция формирования здорового образа жизни К. Э. Циолковского;

— идея о понятие здоровье и основных компонентах режима жизни ребенка в книге Н.М. Амосова «Здоровье и счастье»;

— положения ФГОС НОО о формировании здорового образа жизни младших школьников.

Глава I . Теоретические основы формирования у младших школьников основ культуры здорового образа жизни

1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»

Здоровье — одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких-либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. [1, с. 143]

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению БСЭ (Большая Советская Энциклопедия), «здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешиванием с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, которое определяется комплексом биологических и социальных факторов».

По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В связи с этим проблема здоровья также интересовала и многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Также В.А. Сухомлинский писал, что плохое состояние здоровья ребенка является главной причиной отставания в учебе [11, с. 87].

Нерегулируемое накопившееся утомление ведет к переутомлению. Переутомление ребенка, перегрузки нервной системы способствуют ее истощению, приводят к возникновению неврозов. Одна из самых острых проблем — ограничение двигательной активности детей. Неподвижная поза гораздо утомительнее, чем движения. Поэтому при организации процесса обучения необходимо избегать длительного сидения за партой.

Поэтому понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Здоровый образ жизни — это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения.

Согласно концепции «непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи», здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений, умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепление здоровья. Таким образом, сущность здорового образа жизни является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества. [6, с. 54]

Читайте также:  Формирование зож у младших школьников статья

1.2. Важнейшие составляющие здорового образа жизни

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель подойдет к формированию и привитию у ребенка основных компонентов здорового образа жизни.

Педагогическая задача состоит не в том, чтобы дать ребенку поток неосознанной информации, она состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить составляющие компоненты здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. [10, с. 278]

Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

режим учебы без перенагрузок;

соблюдение правил личной гигиены;

организацию свободного времени с преобладанием физической активности (занятия физкультурой, прогулки, походы и т.д);

предотвращение вредных привычек.

Физическая активность — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте, однако он абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Физическая активность должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма. Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой.

Мало подвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

В свою очередь учитель обязан правильно организовать занятия, которые не заставят учащегося сидеть весь урок за партой, а разнообразить урок физкультминутками, динамическими играми, разнообразить урок разными видами деятельности. [14, с. 39]

Среди всей совокупности факторов, определяющих здоровый образ жизни, питанию принадлежит весьма важная роль.

Рациональное питание — это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования.

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:

школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно;

рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста;

необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна);

школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

Не менее важным фактором при формировании здорового образа жизни является «личная гигиена».

Личная гигиена предполагает следование правил прежде всего: рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.

Чаще всего у школьников загрязняются руки. Родители должны привить привычку мыть руки перед едой, после посещения туалета, после контакта с больными людьми, животными, после игр на улице. Следите, чтобы ногти были вовремя острижены и вычищены, так как грязь под ногтями служит источником заражения ребёнка инфекционными заболеваниями.

Соблюдение рационального суточного режима представляет собой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие её элементы. Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности. [4, с. 65]

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Поэтому воспитателю необходимо донести не только о том, что организацию свободного времени с преобладанием физической активности полезна для здоровья, также они вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.

В школьные годы у детей возникает немало вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. В связи с этим задача воспитателя — донесение до детей о вредном воздействии и о последствиях курения и употребления алкоголя. [13, с. 86]

Рассмотрев основные критерии, влияющие на формирование здорового образа жизни, можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям. Мы выяснили, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер, которые так необходимо донести младшим школьникам, у которых именно в этот период является самым благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни.

1. 3. Учет возрастных особенностей младших школьников при формировании культуры здорового образа жизни

В законе РФ «Об образовании» (ст. 3) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. [16]

Однако исследования последних лет показывают, что около 30 — 35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков — проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в, то, же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

— стрессовая тактика авторитарной педагогики;

— интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

— раннее начало дошкольного систематического обучения;

— несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

— недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;

Читайте также:  Тема для досуга по зож

— массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

— существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.

В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:

— формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;

— нормализация учебной нагрузки;

— подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

— разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;

— создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

— создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.

С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей издан совместный Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

Государственный Комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы.

Однако на заседании коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ 31 марта 1998 г. при рассмотрении вопроса об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России отмечено, что «с целью обеспечения физического и психического здоровья учащихся будут пересмотрены и утверждены новые федеральные санитарные нормы, учитывающие адаптивные возможности и мотивацию обучающихся». По справедливому утверждению А.Н. Тихонова, в мотивации личности учащихся к образованию, а не только в объеме часов лежит ключ здоровья учащихся, к борьбе с перегрузками в школе.

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.

Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в школе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.

Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. [ 14, с. 117 ]

Глава 2. Условия формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте

2.1. Особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью и культуры здорового образа жизни

По выражению академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». [1, с. 58]

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поэтому формирование ценностного отношения к здоровью — приоритетное направление современной школы.

Установка на ценностное отношение к здоровью не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по словам И.И. Брехмана (1995), состоит в «обучении здоровья с самого раннего возраста» . [3, с. 13]

Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; приобщение к занятиям в спортивных кружках и секциях; формирование культуры питания, труда и отдыха; предупреждение вредных зависимостей.

Условия воспитания здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью:

— сотрудничество учреждений образования с семьей;

-формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда. Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни;

— внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, противодействие распространению вредных зависимостей;

— систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом;

— организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха. [5, с. 123]

Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в процессе формирования здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью.

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования:

— формирование представлений об основных способах и методов сохранения и укрепления здоровья;

— занятия в спортивных кружках и секциях;

— формирование культуры здорового питания;

— участие в спортивных соревнованиях и праздниках.

Также нельзя забывать о том, что для организационной работы по формированию у детей основ культуры здорового образа жизни необходим комплексный подход. Организационная работа будет эффективной лишь при условии тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, администрации школы и родителей. [12, с. 94]

Что касается организационной работы в начальной школе, то можно предложить следующие подходы:

включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов (наиболее широки, возможности представляют уроки естествознания, здесь школьники знакомятся о своем организме, о режиме дня, личной гигиены);

использование различных форм организационной работы;

проведение различных форм внеклассной и внешкольной организационной работы (экскурсии, тематические вечера, праздники здоровья, викторины, олимпиады). [9, с. 24]

Таким образом, основная задача учителя состоит в том, чтобы дать детям конкретные рекомендации по сохранению своего здоровья и ценностному отношению к нему.

Также необходимо привлекать родителей к активному участию в жизни школы, класса: к организации экскурсий, спортивных праздников, вечеров к выпуску газет, к участию в походах. Родители должны иметь представление о дыхательной гимнастике, точечном массаже, гимнастике для пальцев, знать методику их проведения, чтобы помочь своему ребёнку освоить их. Только систематическое проведение организационная работа с ребёнком в школе и дома принесёт желаемый результат, даст прочные знания, осознанные умения по охране своего здоровья, обеспечит формирование позитивных установок на соблюдение гигиенических правил, то есть поможет младшему школьнику сохранить и укрепить здоровье.

Чтобы приобщить ребенка к культуре здорового образа жизни надо вначале сформировать у него мотив. Каждый ребенок по-своему относится к своему здоровью и здоровью окружающих. Важной задачей физического воспитания в школе является формирование у школьников потребности в личном физическом и нравственном совершенствование. [11, с. 115]

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

— научить детей определять свое состояние и ощущения;

— сформировать активную жизненную позицию;

— сформировать представления о своем теле, организме;

— учить укреплять и сохранять свое здоровье;

— понимать необходимость и роль двигательной активности;

— обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

— уметь оказывать элементарную помощь при травмах;

— формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Одним из основных принципов мотивации здоровья, это возрастной, когда мотив закладывается с детства и деятельный, когда мотив надо формировать вместе с оздоровительными упражнениями. В совокупности эти принципы формируют мотивацию с полным осознанием того, каким должно быть его здоровье. Благодаря этому и формируется культура здорового образа жизни. [15]

2.2. Современные формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм.

В настоящее время очень популярны «Уроки здоровья», которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. На такие уроки дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Не менее популярным методом при формировании у младших школьников основ здорового образа жизни являются практические занятия. На таких уроках учитель может показать на практике или на рисунке последовательность мытья рук, чистки зубов.

Беседы — очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек и т.д.

Рисование — мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Учитель может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей.

Игра — это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Могут использоваться как подвижные игры, так и интеллектуальные. [4, с. 203]

Подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Желательно, чтоб подвижные игры проводились на воздухе, что улучшает обмен веществ и работу органов.

Что касается интеллектуальных игр, то такие игры направлены на закрепление понятий, знаний, знаний по проблематике здорового образа жизни. [8, с. 83]

Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия просмотр. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки — путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе.

Заключение

Сохранение и укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной и творческой работы, создание условий для формирования здорового образа жизни и полноценного физического развития у учащихся, являются актуальной педагогической задачей.

Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов. Также необходимо формировать у младших школьников представления и знания о человеке, его здоровье, о здоровом образе жизни.

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе:

— научить детей определять свое состояние и ощущения;

— сформировать активную жизненную позицию;

— сформировать представления о своем теле, организме;

— учить укреплять и сохранять свое здоровье;

— понимать необходимость и роль двигательной активности;

— обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;

— формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов. Одним из важнейших факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Список литературы

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — Москва, 1979. — 192 с.

2. Ананьева, Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская. — Москва, — 1993. — 224 с.

3. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брезман. — Москва, 1990. — 208 с.

4. Березин, И.П. Школа здоровья / И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. — Минск: Вышейшая школа, 2004. — 303с.

5. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение / В.А. Василенко. — Москва, 1966. — 215 с.

6. Воронцова, В.Г. Нравственное и физическое здоровье детей: заботится ли о нем наша школа? / В.Г. Воронцова. — Санкт-Петербург, 1996 — 197 с.

7. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. — Москва, 1990. — 360 с.

8. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев — Минск: Вышэйшая школа, 2003. — 223с.

9. Воеводина, О.Л. Здоровый малыш / О.Л. Воеводина. — Москва: Физкультура и спорт, 1989. — 232с.

10. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. — Москва: Медицина, 1989. — 356 с.

11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. — Киев, 1969. — 244 с.

12. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. — Москва, 1991. — 274 с.

13. Колесов, В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. — Москва: Педагогика, 2001. 176 с.

14. Кузина Р.А. Школа здоровья / Р.А. Кузина. — Москва: Луч, 2000. — 202с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».

Источник

Adblock
detector