Меню

Формирование зож у инвалидов

Инвалид и ЗОЖ

В современном обществе укоренилась мысль о том, что инвалид – больной человек, и вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) не может. Это утверждение ошибочно. Ведь для пациента, который уже имеет инвалидность, восстановление и укрепление организма необходимо, чтобы избежать более тяжких последствий.

Здоровье – одно из важнейших условий активной, успешной и счастливой жизни человека. Многие также убеждены, что здоровый образ жизни – это только борьба с вредными привычками (алкоголизмом, табакокурением, наркоманией и т. д.). Тогда как ученые считают здоровым образом жизни то, как человек относится к окружающему миру, к себе и своему здоровью. У инвалидов, по сравнению с обычными людьми, выше нагрузки на организм, есть сложности в общении, больше риски экологического и психологического характера. В связи с этим тема здорового образа жизни инвалидов является актуальной. ЗОЖ благотворно влияет на психологическую устойчивость инвалида, повышает стремление получить образование, трудоустроиться, создать семью. Однако никакие указы и пожелания не заставят инвалида вести здоровый образ жизни, кроме его собственного стремления, осознанной мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

  1. Здоровое питание. Надо употреблять больше свежих овощей и фруктов, отказаться от сладких и жирных продуктов. Желательно не переедать, особенно на ночь. Следует ежедневно выпивать около двух литров воды.
  2. Важная сторона здорового образа жизни – физическая активность. Нужно больше двигаться в течение дня, не пренебрегать утренней зарядкой. Желательно помимо нее делать упражнения хотя бы 15 минут в день.
  3. Хороший сон – залог здоровья. В это время организм отдыхает и восстанавливает силы. Продолжительность сна должна быть не менее 7 часов. Приучите себя вставать и ложиться в одно и то же время.
  4. Хорошее настроение – еще одно правило здорового образа жизни. Не зацикливайтесь на неудачах. Старайтесь больше радоваться жизни, меньше переживать и нервничать. Будьте открыты миру, для новых возможностей.
  5. В здоровый образ жизни также входят –соблюдение правил гигиены, закаливание, прогулки на свежем воздухе и другие моменты.
  6. Заботу о себе тоже можно включить в правила ЗОЖ. Себя надо любить. Те же занятия спортом нужно проводить с удовольствием, с мыслями о том, как это полезно, и как, с каждым упражнением вы приближаетесь к своему идеалу.

Это и есть основные правила здорового образа жизни. Они должны войти в привычку. Придерживаясь их, человек становится более жизнерадостными и энергичным.

Таким образом, ЗОЖ играет огромную роль для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ольга Карулина, врач Областного центра медицинской профилактики

Источник

Формирование зож у инвалидов

Обучить здоровому образу жизни — организовать целенаправленный, систематический процесс для укреплении здоровья детей. Правильная организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесберегающих факторах и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих, сформирует понятие о вредных привычках [2].

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья. Данные навыки впоследствии превратятся в наиболее важный компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование и развитие здорового образа жизни всего общества. За физический потенциал ответственны физическое воспитание, спорт, здравоохранение, система рекреации и т.д.

Общеизвестно, что здоровье — одна из важных социальных ценностей современного общества. Следовательно, основной целью исследования являлось определение путей развития и формирования здорового образа жизни. Очень важное место занимает здоровый образ жизни для детей с ограниченными возможностями. В связи с этим у них возникает постоянная потребность в ведении здорового образа жизни. Чтобы правильно его сформировать, нужно определить еще три немаловажных цели:

  • глобальную — обеспечение психического и физического здоровья детей в системе инклюзии;
  • дидактическую — вооружение дошкольников и школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению трудоспособности и здоровья;
  • методическую — овладение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики психических расстройств, соматических заболеваний, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ [1].

Большая ответственность за достижение этих целей формирования и развития здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу, но вместе со школой активно должна взаимодействовать семья, в которой растет этот ребенок. Именно в школе под контролем учителей, педагогов ЛФК формируется алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. Первоначально нужно познакомить детей с понятием «здоровый образ жизни».

Читайте также:  Сообщение зож для школьников

Знакомство с информацией о здоровом образе жизни осуществляется в семье, а относительно образовательных учреждений, информирование об этом осуществляется уже с детского сада, а затем в школе. Воспитатели сообщают детям о правилах личной гигиены, правильном питании и проводят предметные занятия, прогулки на свежем воздухе. Повысить эффективность педагогического воздействия по реализации здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности возможно только при тесном взаимодействии, взаимопонимании с родителями. Известно и научно доказано, что у детей с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте знания, умения и навыки должны иметь социальный опыт их применения в реальной жизни, иначе они будут утрачены. Следовательно, родители должны стать активными участниками коррекционно-воспитательного процесса, придерживаться единства требований с педагогами и понимать, что важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Необходимо формировать у детей с ограниченными возможностями умения и навыки сохранения и укрепления здоровья. То есть элементарные правила безопасного поведения по отношению к собственному телу, для этого необходимо развивать у ребенка чувство безопасности через тактильные ощущения и понимание запрещающих вербальных и невербальных символов.

В настоящее время в практику работы школ и детских садов широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся с ограниченными возможностями. Чаще стали проводиться дни Здоровья, которые способствуют развитию двигательной активности, коммуникативных навыков и оздоровлению организма.

Уже в группе предшкольной подготовки дети с ограниченными возможностями и обычные дети более подробно узнают информацию на уроках валеологии, экологии, ознакомлении об окружающем мире, о режиме дня, физической нагрузке и других составляющих здорового образа жизни.

Для плодотворного и правильного ведения здорового образа жизни дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающим, помимо систематического наблюдения, индивидуальные программы обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка должна стать главным направлением в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но с использованием ароматерапии, функциональной музыки, психогимнастики, тренингов, а также в работе с семьей — проведение практических занятий с родителями на тему.

У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход к ребенку с ограниченными возможностями. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное — привлекать детей к различным видам спорта.

Основными составляющими компонентами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт выполняют в обществе множество функций и охватывают группы населения разного возраста. Полифункциональный характер данных составляющих проявляется в том, что физическая культура и спорт — это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психо-эмоциональная рекреация и реабилитация, коммуникация и т. д. Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями [2].

Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья [3]. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

При организации данной работы выделяются основные направления:

— создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;

Читайте также:  Что такое зож зимой

— открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

— разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;

— подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;

— разработка и издание специализированных методик и программ [4].

Занятия спортом преследуют несколько целей:

1. Спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья.

2. Как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие.

3. Как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права.

4. Коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования [5].

Активизация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности, в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

Таким образом, важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями при формировании здорового образа жизни является сохранение и укрепление здоровья детей, защита их прав. Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания педагогов и родителей воспитанников. Детям с ограниченными возможностями необходимо помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом.

Рецензенты:

Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Источник

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дорога к здоровью»

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дорога к здоровью»»

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дорога к здоровью».

Направление: здоровый образ жизни

для учащихся 1-9 классов

Актуальность данной проблемы.

К числу наиболее актуальных вопросов относится состояние здоровья обучающихся. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в наше время огромное значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Для любого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из важнейших. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических и природных факторов. Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья обучающихся в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе. В условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа жизни и решают это с разных позиций посредством:

— изучения особенностей своего организма;

— изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;

— формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Изучение педагогической литературы по проблемам формирования здорового образа жизни показало, что в работах не учитываются психологические аспекты данной проблемы для детей коррекционных школ YIII вида, поэтому возникла необходимость в разработке программы занятий. Специфика работы направлена на устранение вредных воздействий, определяющих направление усилий по сохранению и укреплению здоровья. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к жизни, к людям, к себе. Только человек, живущий в гармонии с миром и с собой, будет действительно здоров.

Основные принципы программы:

В программе «Дорога к здоровью» используются педагогические принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни:

1. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развитие функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьезберегающих технологий.

3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателей и ребёнка.

Читайте также:  Зож мы против вредных привычек рисунки

4. Принцип активности – предполагает у воспитанников такую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества, которая соответствует их возрастным и психофизическим возможностям и особенностям развития.

5. Принцип формирования ответственности у воспитанников за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Формирование мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Основные задачи программы:

Прививать навык гигиенического поведения, безопасной жизни, физической культуры. Учить детей оказывать элементарную помощь при травмах. Формировать у учащихся ответственное позитивное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей потребность в занятиях спортом, в правильном питании.

Создать психологически комфортный микроклимат.

Развивать у детей лидерские качества и умения самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ, мелкую и общую моторику, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, критическое отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.

Срок реализации программы 2019-2020 гг.

Для реализации программы используют следующие виды деятельности:

коммуникативная деятельность (проблемно-ценностное общение);

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

трудовая (производственная) деятельность;

Занятия проводятся в форме следующих внеурочных работ с детьми:

прогулки на природе,

спортивные соревнования, конкурсы,

занятия в спортивных секциях,

лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.

Просветительско-воспитательная работа с обучающимися:

присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, , занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях,

резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа:

• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, , занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

снижение заболеваемости среди детей;

принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости;

личностный рост учащихся;

создание сплоченного коллектива учащихся;

повышение качества воспитания;

Воспитанники должны знать:

что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни;

последствия прямого и косвенного воздействия окружающей среды на здоровье человека;

влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;

полезные для здоровья занятия;

формы отказа от приобщения к вредным привычкам;

привычки, укрепляющие здоровье.

Воспитанники должны уметь:

объяснять необходимость знаний о здоровье;

сопоставлять понятия «здоровье» и «болезнь»;

укреплять свое собственное здоровье;

вести борьбу с вредными привычками;

критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков;

Источник

Adblock
detector