Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
консультация на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshkolnikov.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии
Подготовила воспитатель Нугманова О. В.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье —
важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы. »
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья – это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии. Что такое валеологии? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология – наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Основная цель валеологического воспитания – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
— Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;
— Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью;
— Воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
— Приобщать детей к спорту;
— Развивать основные физические возможности;
— Способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
— Профилактика и устранение вредных привычек;
— Создание оптимального режима дня;
— Квалифицированная диагностика состояния здоровья.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую предметно – развивающую среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый «пласт» знаний по валеологии. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также имеет упор на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Вся система работы по валеологическому развитию детей состоит из шести блоков:
- Знай свое тело: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
- Соблюдай правила гигиены: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
- Вредные привычки: в работе по данному блоку широко используются психологические приемы.
- Занимайся физкультурой и спортом: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
- Соблюдай режим дня: воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.
- Настроение: дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.
Формы и методы работы:
— Непосредственная образовательная деятельность.
— Чтение художественной литературы и познавательных книг.
— Изо деятельности и творчество.
— Экскурсии и целевые прогулки.
— Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
— Экспериментальная и опытническая деятельность.
— Взаимодействие со специалистами.
— Работа с родителями.
— Взаимодействие со спортивными учреждениями.
— Анкетирование и диагностика.
Сверхзадача этой работы – пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами (детским садам) следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта на тему: Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.
Опыт работы по валеологическиму воспитанию.
Задача моей работы — пропоганда здорового образа жизни, формирование у ребенка желание «сделать себя лучше, сильнее, умнее», научить его фантазировать и делать дело, иными словами — «создать свой собс.
«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма» Тревор Уэнстон.
На этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Между тем в существующих программа.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии.
Источник
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
Татьяна Бабенко
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
1. Актуальность проекта
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
2. Цель и задачи проекта
Целью программы является создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
• Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества
• Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой
• Формирование личности ребенка
• Воспитание привычек личной гигиены
• Закаливание ребенка и его двигательная активность
• Профилактика и устранение вредных привычек
3. Формы и методы реализации проекта
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.
В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки в НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в НОД и активные подвижные игры на улице.
Формированиекультуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна.
Образовательная деятельность: беседы, игры, чтение художественной и т. д.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих формвзаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольниковобеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
Валеологическая культура родителей;
Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Используются разнообразные методы обучения: словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека. Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов. Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
В ходе реализации задач предполагается,что дети приобретут:
Представление о своем теле и организме;
Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;
Появится умение у детей определять свое состояние и ощущение;
Сформируются навыки ведения здорового образа жизни;
Снизится уровень заболевания.
5. Краткое описание проекта
Подбор игр и демонстрационного матеоиала по валеологии, подбор художественной литературы для детей во валеологическому воспитанию, составление каталогов загадок «Загадки о предметах личной гигиены», «Части тела», «Пословицы и поговорки по валеологии – «В здоровом теле здоровый дух».
Совместная деятельность с детьми
Развлечение в группе «Карлсон собирается в путешествие».
Специально организованная групповая и подгрупповая деятельность
1. Знакомство с плакатом «Дневник твоего здоровья»
2. Беседа на тему «Полезные продукты»
3. Беседа на тему «Закаливание»
4. Беседа на тему «Мы гуляем на улице»
5. Беседа на тему «Мои правила здоровья»
6. Ситуативная беседа на тему «Как сохранить свою кожу здоровой?»
7. Беседа на тему «Предметы личной гигиены»
8. Беседы на тему «Что вредно для здоровья»
9. Беседа на тему «Для чего нужно делать зарядку»
10. Беседа на тему «Для чего и сколько раз нужно чистить зубы»
11. Беседа на тему «Зачем нужно мыть руки»
12. Беседа на тему «Вредные для здоровья продукты»
13. Беседа на тему «Режим дня»
14. Беседа на тему «Вред и польза телевизора и компьютера»
15. Беседа на тему «Части тела»
16. Беседа на тему «Предметы, опасные для жизни»
17. Беседа на тему «Культура безопасного поведения за столом во время еды»
18. Беседа на тему «Что нас радует»
19. Беседа на тему «Что нас огорчает»
20. Беседа на тему «Правильная осанка»
21. Беседа на тему «Ягоды – витамины»
22. Проблемная ситуация «Окажи первую помощь в случае…»
23. Беседа на тему «Наши помощники – органы чувств»
24. Беседа на тему «Для чего нужен сон»
25. Беседа на тему «Для чего нужно стричь ногти»
26. Беседа на тему «Витамины»
27. Беседа на тему «Что можно приготовить из ягод»
28. Загадки «Части тела»
29. Загадки «Предметы личной гигиены»
Физкультурно-оздоровительная работа на прогулке
Подвижные игры: «Гуси», «Поймай мяч», «Совушка-сова», «Коршун и наседка», «Не сбей флажок», «Город-село», «Ловишки с лентами», «Золотые ворота», «Лягушки и цапля», «Волки во рву», «Гори-гори ясно», «Найди себе пару», «Кольцеброс», «Кот и мыши», «Найди, где спрятано», «Кто быстрее от дерева к дереву», «Море волнуется», «Хромая лиса», «Охотники и утки», «Пустое место», «Дудочка-погудочка», «Прятки» и др.
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. Закрепление умения одеваться и раздеваться в правильной последовательности, складывать одежду и убирать ее на свое место
2. Дидактическое упражнение «Кто правильно сложит одежду»
3. Дидактическая игра «Полезно – вредно»
4. Изучение алгоритма сервировки стола
5. Дежурство по столовой
6. Дидактические игры по валеологии
7. Чтение стихотворения И. Ищук «Мои ладошки»
8. Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
9. Игровое упражнение «Режим дня»
10. Дидактическое упражнение «Что будет, если…»
11. Отгадывание загадок о предметах личной гигиены
12. Чтение стихов о здоровье
13. Пальчиковые игры
14. Дидактическая игра «Что мы видели не скажем, а что делали – покажем»
15. Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
16. Чтение произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»
17. Дидактическая игра «Кто больше видов спорта назовет»
18. Ситуативный разговор о воде во время умывания «Польза-вред»
Самостоятельная деятельность детей 1. Рассматривание энциклопедии «Человек»
2. Рассматривание иллюстраций книг
3. Дидактическая игра «Валеология»
4. Домино «Фрукты»
5. Раскраски «Овощи и фрукты»
6. Дидактическая игра «Человек-части тела»
7. Дидактическая игра «Малыш-крепыш»
8. Рисование детьми полезных продуктов
9. Рисование предметов гигиены
10. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
11. Дидактическая игра «Хорошо или плохо»
Индивидуальная работа с детьми Физкультурно-оздоровительная работа на прогулке
Индивидуальная работа по ОВД: «Прыжки на одной и двух ногах», «Броски и ловля мяча», «Прыжки в длину, в высоту, из обруча в обруч», «Метание в цель,вдаль», «Пройди по бревну», «С кочки на кочку», «Перебрасывание и ловля мяча двумя руками», «Брось дальше».
Работа с родителями
Консультация для родителей, приобретение игр и демонстрационного материалапо валеологии. Спортивный праздник для детей и родителей «Мама, папа и я – дружная семья».
Совместная деятельность родителей и детей Рисунки на тему «Валеология».
Физкультурно-оздоровительное направление в ДОУ Здоровье человека – первостепенная жизненная ценность. Формирование здоровья всегда являлось одной из самых актуальных проблем нашего общества.
Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса в ДОУ В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Источник