Меню

Формирование зож у детей до года

Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Воспитание здорового ребенка — одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Процесс формирования здорового образа жизьни среди детей будет эффективным бедет при условии, если:

— учитывать возрастные особенности детей;

— создать условия для формирования здорового образа жизни;

— совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста 20.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков здорового образа жизни

у детей раннего возраста»

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности.

В настоящие время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В действующим Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Ранний возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Основная наша задача – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей раннего возраста..

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Разные здоровьесберегающие технологии реализуются мною в зависимости от целей:

  • направленные на сохранение здоровья и использующиеся совместно с медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • направленные на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, для глаз, бодрящая), закаливания, динамических пауз, релаксации, самомассажа;
  • знакомящие с культурой здоровья, формируя у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья;

обучающие здоровому образу жизни через коммуникативные игры, физкультурные занятия.

Здоровьесбнрегающие технологии включают в себя пять основных технологий:

  • закаливание;
  • точечный массаж;
  • гимнастика (общеукрепляющая, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, для глаз, корректирующая);
  • организация двигательного режима;
  • игры, которые лечат.

В моей группе детей раннего возраста отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности моей группы является физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь), а также побуждает ребенка к активной познавательной деятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания дает ребенку ответы на вопросы: «Что есть?, Как есть?, Когда есть?». Ритуалы приготовления к приему пищи, знания о пользе и вреде продуктов – все это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирование всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единство требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого следует использовать следующие методические приемы:

  • пение колыбельных песен;
  • слушание музыки.

Эти приемы создают для ребенка чувство психологического комфорта и расслабления.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек в работе воспитателя . Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживание отношений между взрослым и ребенком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье ребенка.

В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня, это:

  • четкое соблюдение режимных моментов;
  • четкая организация теплового и воздушного режима;
  • рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребенка, т.е. в группе или в прохладной помещении);
  • соблюдение режимов прогулок при температуре 15 – 20 градусов;
  • сон в проветренном помещении;
  • хождение босиком на физкультурных занятиях при температуре пола 18 градусов;
  • босохождение по массажным дорожкам в группе;
  • воздушные ванны;
  • гигиенические процедуры;
  • обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо).

Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболевания зубов. Обучение по уходу за зубами и полостью рта начинаем с 2 – 3 лет, показывая детям как нужно правильно полоскать рот кипяченой водой после еды.

Все закаливающие процедуры обязательно согласовываются с врачом.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Особенно хороший результат, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, дорогой, хороший и т.д.).

Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения):

  • массаж лица, шеи;
  • массаж живота, грудной области;
  • массаж головы, ушных раковин;
  • массаж рук, ног.

Гимнастика – это универсальное средство физического развития человека.

Общеукрепляющая гимнастика — это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Ребенок получает положительные эмоции от движений а коллективе сверстников, снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшают дренажную функцию бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, улучшают самочувствие ребенка.

Гимнастика для глаз – это специальный комплекс упражнений, позволяющий снять напряжение с глазных мышц, одновременно укрепляя их. Чисто блестящие глаза детей – признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, ребенок получает через органы зрения.

Корректирующая гимнастика – это ходьба по корректирующей дорожке, для укрепления свода и связок стоп, что является хорошим средством профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направленные на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

  • формировать необходимые навыки движения, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей;
  • развивать и обогащать двигательные умения детей, используя подвижные игры;
  • развивать у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
  • укреплять организм детей, создавать условия для радостных эмоциональных переживаний детей;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
  • создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Игры, которые лечат – игры на развитие мелкой моторики детей.

Живопись с помощью пальцев – такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка так как, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной – оставляет приятное ощущение, помогает расслабится. Занятие с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Игры на развитие мелкой моторики – имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.

Во время обеда дети постоянно получают чеснок. Благодаря входящим в чеснок биологическим активным веществам, убивающим и подавляющим рост и развитие бактерий, а так же чеснок является прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится у меня в группе, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образ жизни и улучшить качество здоровья каждого ребенка.

Источник

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)
статья (младшая группа) на тему

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7 — 8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья.

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Именно ранний дошкольный возраст самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошколят методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nachalnyh_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni.doc 64 КБ
zozh.pptx 1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей . Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области , где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей , должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7 — 8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни . Чтобы быть здоровыми и полноценно жить , необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья .

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Именно ранний дошкольный возраст самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошколят методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте . Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни .

Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно — гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье . Именно поэтому, период раннего детства (полтора – 2 года, укладывающийся в возрастные рамки первой ранней группы детского сада является наиболее значимым в этом плане.

В своей работе, по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни , я придерживаюсь следующих целей и задач :

  • сохранение и укрепление физического и психофизического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать :

— возрастные и индивидуальные особенности детей ;

— создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников ;

— систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников первой ранней группы показал, что большинство детей при поступлении в детский сад имеют первую и вторую группу здоровья . Основная задача воспитателей ясельной группы не допустить ухудшения этих показателей.

Давайте рассмотрим слагаемые здорового образа жизни:

  • Режим дня
  • Утренняя гимнастика
  • Здоровое питание
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Физические упражнения и спорт
  • Закаливание
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения для глаз
  • Эмоциональное здоровье

Проблема, с которой сталкиваюсь часто я , – это несоблюдение режима дня детей дома.

Дети не могут дотерпеть до обеда и засыпают за столом.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

(Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни ). Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей , система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей , укреплять здоровье , развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей . Детям нравятся разнообразные пособия : гремящие шарики, кубики. Ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание . Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 10 градусов/. Они оздоравливают и развивают .

Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей . Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения , принимая во внимание пожелания родителей. Одними из закаливающих процедур являются, например : воздушные ванны, , прогулки, воздушно — температурный режим. В летний период будет практиковаться утренний прием на улице, сон без маечек, хождение босиком по «Дорожкам здоровья » и мытье рук прохладной водой.

Одними из способов закаливания организма являются массаж. Сегодня я хочу вам показать, как выполнять массаж с помощью массажного мяча.

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Массажные мячи применяют в игровых методах (сказки, стихи, разминки, игры и т.д.) в процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет негладкой, пупырчатой поверхности мячей, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней.

Воспитание культурно – гигиенических навыков происходит во время проведения всевозможных игр и режимных моментов, в ходе которых в игровой форме дети учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь и т. д.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используются дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

различные потешки (водичка водичка),стишки, дид.игры умоем куклу таню,оденем куклу таню на прогулку, накормим куклу машу.…

Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми двух, лет я использую несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Я выполняю упражнения вместе с детьми. Большинство упражнений носит имитационный характер: “ Носик”, “Насос”, “Упрямый ослик”, “Полет самолета”, “Лошадка”.

Добавьте немного действия упражнениям. Пусть малыш походит по комнате, изображая паровозик. Попеременно двигает согнутыми в локтях руками и имитирует «пыхтение» паровозика: «Чух-чух-чух». Остановился – это станция: ребенок громко произносит: «Ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше. +

Профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду. После каждого занятия, связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:

2. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно на окна и дома.

3. Расставляем яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками подвешенный шарик, петушка на шкафу, а также разучиваем несложную гимнастику для глаз:

И.п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.

И.п. сидя. Быстрые моргания в течении 20 секунд.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей происходит через формирование представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека : глазки — смотреть, ушки — слышать, носик — нюхать, язычок — пробовать ( определять ) на вкус, ручки — хватать, держать, трогать; ножки — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

В рамках темы : «Знакомство с органами чувств (глаза, уши, нос, руки, ноги) » я стараюсь научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме благодаря использованию потешек : «Ножки, ножки» , «Большие ноги шли по дороге» , «Пальчик – мальчик» ; » , ов «Больная кукла» ; Дидактические игры : «Что есть у игрушки» , «Что делает девочка» ;

Работая по теме : «Это — я!» , дети узнают об особенностях устройства человеческого тела. Для этого провожу дидактические игры : «Зеркало» , «Что есть у куклы» ; Упражнение «Покажи свой нос, глаза и т. д.» , «Спрячь ножки, глазки и т. д.» ;

Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Детки когда пришли в детский сад,они не умели кушать,не умели держать ложку, ели руками,не могли пить из кружки..сейчас они уже этому научились…опять же использовала игровые приемы, накормим куклу Машу…

Даю детям элементарные знания, чем и почему полезны фрукты и овощи. .

Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.

Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса я вам предлагаю сделать несколько релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Источник

Читайте также:  Формирование зож посредством организации спортивно массовых мероприятий
Adblock
detector