Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи
статья на тему
В статье рассматриваются проблемы связанные с ухудшением здоровья студентов и предлагаютя здоровьесберегающие технологии, для сохранения здоровья студентов. Колледж особенно нуждается в создании комплексного, системного здоровьесберегающего подхода, осуществление которого будет способствовать воспитанию не только здоровых, но и профессионально и социально активных специалистов, способных к творческому и эффективному преобразованию окружающей среды в плане её оздоровления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_studencheskoy_molodezhi_1.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи
Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах последних лет. Тревогу вызывает состояние здоровья детей, подростков и молодежи Особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи.
Самое главное в наше время понимать смысл сочетания слов «здоровый образ жизни». Он очень широк и более глобален, чем может показаться на первый взгляд. Несомненно, слово «здоровье» играет важную роль для всего живого на Земле, как фундамент его существования.
Под понятием «здоровье» в настоящее время обычно понимается состояние организма, при котором все его системы и элементы находятся в гармоничном взаимодействии, как внутри, так и в целом организма со своей средой. При этом условием здоровья считается динамическое равновесие всех структур и функций.
На практике — достижения и сохранения здоровья весьма проблематично, так как где начинается и где заканчивается равновесие сказать определенно невозможно.
«Если человек хочет стать здоровым, то сначала нужно спросить его, готов ли он избавиться от причин болезни. Только после этого ему можно будет помочь» Гиппократ.
Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Деятельность обучающихся, включая студенчество, сопряжена с высокими нагрузками, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Выпускники школ не отличаются высокими показателями здоровья. Согласно данным скрининговых исследований, проведенных Центром студенческого здоровья СтГМУ, к началу обучения в колледже более чем у 50% студентов-первокурсников отмечаются функциональные отклонения в состоянии здоровья и лишь только не более 20% из них могут считаться практически здоровыми. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения здоровье студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [1]. По данным многих авторов, сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда [1,7]. По данным Л.Н. Семченко, ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому — на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Анализ функционального состояния выявил, что состояние здоровья студентов характеризуется следующими показателями: высокий уровень здоровья — 1,8%; средний — 7,7%; низкий — 21,5%; очень низкий — 69% [7]. По мнению Кряжева В. Д., сегодня психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношение в семье и коллективе, на стабильности настроения и жизнеспособности личности [4].
К довузовским факторам риска, которые негативно сказываются на здоровье студентов, относятся: интенсификация образовательного процесса, нередко присутствующая стрессовая среда и, подчас, нерациональная организация учебно-воспитательной деятельности, ее несоответствие возрастным и функциональным возможностям обучающихся, отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни и т.д. Поэтому, создавая необходимые условия для обучения и воспитания, организуя здоровьесберегающее окружение, университет формирует свой особый тип жизнедеятельности, свою особую «территорию здоровья», которая способствует не только сохранению и укреплению здоровья, но и развитию приверженности принципам здорового образа жизни.
Немаловажную роль в формировании здоровьеориентированного мышления студента играет личность преподавателя, который должен быть не только убеждённым сторонником принципов ЗОЖ, но должен владеть технологией формирования у своих подопечных практических навыков профилактического толка. Необходимым условием для развития личности студента становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья, как ценности. У студенческого контингента необходимо не только прививать чувство ответственности за своё собственное здоровье, но, что не менее важно, успешно формировать у него целый комплекс превентивных компетенций. Поэтому колледж особенно нуждается в создании комплексного, системного здоровьесберегающего подхода, осуществление которого будет способствовать воспитанию не только здоровых, но и профессионально и социально активных специалистов, способных к творческому и эффективному преобразованию окружающей среды в плане её оздоровления.
- Батрымбетова, С. А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента // Гуманитарные методы исследования в медицине : состояние и перспективы. — Саратов, 2007. — С. 165-179.
- Гафиатулина, Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте : автореф. дис. . канд. социолог. наук / Гафиатули-на Н.Х. — Ростов-н/Д., 2007. — 24 с.
- Козина, Г. Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи : автореф. дис. . канд. социолог. наук / Козина Г.Ю. — Пенза, 2007. — 24 с.
- Кряжев, В.Д. Двигательные возможности человека : методологические аспекты развития, сохранения и восстановления // Теория и практика физической культуры. -2003. — № 1. — С. 58-61.
- Куприянова, Э.В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов : автореф. дис. . канд. социолог. наук / Куприянова Э.В. — Пенза,2007. — 24 с.
Источник
XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021
Присоединяюсь, довольно интересный вопрос.
Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?
Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого
Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?
Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов
Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.
Спасибо ,очень интересна ваша работа .
Формирование ЗОЖ у студенческой молодёжи
Аннотация. Здоровый образ жизни является единственным стилем жизни, способным обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения является важнейшей социальной задачей государственного значения и масштаба в Российской Федерации. В данной статье проведен анализ мнений различных авторов по поводу формирования ЗОЖ у студентов, проведено исследование формирования ЗОЖ у студентов г. Иркутска.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, здоровье.
Введение. Здоровье является бесценным достоянием и индивида, и всего общества в целом. В последние годы наблюдается отчётливая тенденция к увеличению распространения табако-курения среди молодёжи и более раннему началу регулярного употребления табака. В российском обществе происходит усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании; формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни является одним из основных положений Концепции демографической политики в период до 2025 года.
Наряду с работой по повышению имиджа здорового образа жизни среди молодежи, формирования стиля поведения молодого поколения, направленного на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья нации в целом.
Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление.
Перед государством стоит задача: воспитать достойное здоровое поколение. Формирование ЗОЖ является задаче не только государственной, но и социальной, поскольку отсутствие полезных привычек сказывается на интеллектуальной деятельности и процессу социализации молодежи. При этом также необходимо отметить проблему ложного представления у молодежи о ЗОЖ: многие уверены, что занятия спортом совместно с употреблением в дальнейшем алкоголя и никотиновой продукции является непосредственными составляющими ЗОЖ.
Актуальность. Формирование здорового образа жизни у студенческой молодежи вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с его физическим, интеллектуальным и социальным развитием, происходящем в условиях усложнения общественной жизни, увеличения рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, которые провоцируют негативные тенденции в состоянии здоровья студенческой молодежи.
Цель исследования. Рассмотреть теоретический и практический анализ различных авторов по поводу формирования у молодежи здорового образа жизни, а также рассмотреть отношение представителей молодежи г. Иркутска к здоровому образу жизни посредством проведения социального опроса.
Материал и методы исследования. Анализировать, как же формируется ЗОЖ у представителей молодежи возможно среди личного окружения. Однако не все социальные группы обладают одинарным мнением. Допустим, студент ВУЗа, проживающий в общежитии, находится в кругу людей, не предпочитающих ЗОЖ, однако тот же студент может посещать какие-либо секции или спортивный зал, где круг общения будет привержен ЗОЖ. Для четкого понимания как же формируется ЗОЖ у молодежи, необходимо проанализировать мнения на этот счет различных авторов.
Уже известный факт: молодежь воспринимает здоровый образ жизни как отсутствие в жизни человека алкоголя, никотиновой продукции, наркотиков, а также обязательное занятие спортом. Мало кто задумывается о том, что здоровый человек также избегает стрессов, так как поражение нервной системы является непосредственным провокатором проблем со здоровьем.
Так, например, Л. В. Усачёва резюмирует: Размываются духовные ценности и ориентиры, усиливается недоверие к институтам власти. Сохраняется высокий уровень преступности в молодёжной среде. Растёт алкоголизация и наркомания среди молодёжи: около 70% лиц, употребляющих наркотики, составляют молодые люди до 30 лет. Среди школьников, прежде всего, проживающих в крупных городах, а также в студенческой среде, наркомания увеличилась в 6-8раз за несколько последних лет. Человеческая жизнь связана с присутствием в нем множества вредных привычек влияющих на ухудшение качества жизни и здоровья. Одним из основных пороков, препятствующим формированию здорового образа жизни, является наркомания, которая оказывает разностороннее негативное воздействие на организм человека. При этом в первую очередь страдает центральная нервная система, нарушается деятельность коры больших полушарий, а затем спинного и глубоких отделов головного мозга. Употребление алкоголя и наркотиков извращает различные виды обмена веществ в организме человека: белкового, углеводного, жирового. Кроме того, при систематическом употреблении алкоголя и наркотиков возникают стойкие нарушения функций различных органов и их систем в организме человека [4].
Л. П. Братухина считает: сами студенты практически не предпринимают никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда. Ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому — на 43%. Четверть студентов при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Анализ функционального состояния выявил, что состояние здоровья студентов характеризуется следующими показателями: высокий уровень здоровья — 1,8%; средний — 7,7%; низкий — 21,5%; очень низкий — 69%. Сегодня психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношение в семье и коллективе, на стабильности настроения и жизнеспособности личности [1].
Рассмотрим мнение еще одного автора: проблема укрепления здоровья студентов на современном этапе, который характеризуется обострением финансовых противоречий в мире, недостатками кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, является крайне актуальной для государства и общества. Являясь частью общества, студенты в полной мере подвержены воздействию комплекса неблагоприятных факторов, связанных с современной экономической ситуацией многие студенты вынуждены покидать привычную домашнюю среду, начинают жить в общежитии либо снимают комнату, что существенно влияет на образ жизни, требуя приспособления к новым условиям жизни [3].
Таким образом, молодежь, попадая в непривычную для себя среду обитания испытывает огромный стресс, от этого его психика становится еще более уязвимой и ему легко привить нежелательные для здоровья привычки. Кроме того, нагрузки в учебном процессе формируют недосып, стресс, что также пагубно влияет на здоровье молодежи, а мотивация заботиться о нем исчезает.
Академик Ю.П. Лисицын в конце прошлого столетия научно обосновал модель социальной обусловленности здоровья, которая получила одобрение и признание экспертов Всемирной организации здравоохранения. Согласно данной модели уровень здоровья населения более чем на 50% зависит от образа жизни и условий жизни; по 15-20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды и около 10-15% приходится на работу органов и учреждений здравоохранения [2].
Таким образом, здоровый образ жизни не популярен среди молодежи, если воспринимать все его аспекты — стиль жизни, направленный на омоложение и оздоровление всего организма, отказ от вредных привычек, создание режима дня, в котором есть место для полноценного отдыха, продуктивной работы и физической активности. Исходя из сложного графика учебного процесса, молодежь не может привить себе элементарный правильный режим сна.
Однако нельзя говорить, что молодежь противостоит здоровому образу жизни. Напротив, в последние года занятия спортом и правильное питание приобретает популярность. Стало «модно» ходить в спортивный зал, на секции, а также соблюдать диету. То и дело в учебных заведениях можно встретить группу студентов, считающих, что поддержание мышц в тонусе – залог успеха. Однако вредные привычки все же остаются огромной проблемой: наряду со спортом, представитель молодежи зачастую может курить, употреблять алкоголь или легкие наркотики.
Результаты исследования. В результате проведенного социального опроса среди представителей молодежи – студентов ВУЗов, колледжей, а также молодых людей, имеющих профессию до 30 лет в г. Иркутске, были выведены следующие данные. Из 31 опрошенного 8 ведет здоровый образ жизни, 23 – нет. Из этого же количества 22 человека считают, что здоровый образ жизни является правильным стилем жизни. Таким образом, большинство все же считает, что здоровый образ жизни – это важно, что уже не делает результат опроса мрачным.
На заданный вопрос: «Что для тебя здоровый образ жизни?» -конечно, самый популярный ответ – заниматься спортом. Однако, вдобавок к этому, были и другие составляющие:
— отсутствие алкоголя и никотиновой продукции
Опрос показал, что представители молодежи все же отдают отчет в том, что здоровый образ жизни включает в себя здоровое состояние нервной системы. Стоит отметить, что студенты старших курсов делают акцент прежде всего на здоровом сне. Представители молодежи до 30 лет были кратки: занятия спортом и отказ от вредных привычек. Стоит отметить, что среди опрашиваемых были представители молодежи, считающие, что спорт – это залог здоровья, они активно им занимаются, однако отказаться от никотиновой продукции не могут.
Заключение. В последние годы представление у молодежи о здоровом образе жизни стали более правильными, молодежь к аспектам ЗОЖ относит правильный режим дня и отсутствие стресса.
Студенты подвержены воздействию негативных факторов сильнее, чем другие социальные группы, поэтому понять важность и приступить к ведению здорового образа жизни им намного тяжелее. Так же,студенты – выпускники считают занятия спортом и правильное питание неотъемлемой частью здорового образа жизни, однако в силу трудности учебных нагрузок отрегулировать режим сна и избегать стрессов становится практически невозможно, поэтому и формирование здорового образа жизни проходит в негативном ключе.
В целом, так или иначе, какие-либо составляющие здорового образа жизни представители молодежи применяют, однако ЗОЖ – это стиль жизни, а не просто диета или занятие спортом. Вести такой образ жизни молодежь не способна, что обусловлено сложной обстановкой в обществе. Однако, картина не так печальна: в последние годы молодежь все больше становится увлечена спортом, правильным питанием и восстановлением нервной системы.
Таким образом, подводя итог проведенному анализу и исследованию, можно сделать вывод, что существующая система образования должна быть комплексной и учитывать биологические, психофизические, экономические, экологические факторы, а также социальные условия, влияющие на здоровье студенческой молодёжи.
1. Братухина Л. П. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. [Электронный ресурс]. URL : nsportal.ru (дата обращения 11.11.2020 г.)
2. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение» / Ю.П. Лисицын. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
3. Павлов В. И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 3(73), 2011. –132 с.
4. Усачёва Л. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи. [Электронный ресурс]. URL : infourok . ru (дата обращения 11.11. 2020 г.)
Источник