Меню

Формирование зож профилактика заболевании

Профилактика здорового образа жизни
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
profilaktika_zdorovogo_obraza_zhizni.docx 19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика здорового образа жизни

В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам. Все это обусловило выбор темы реферата

1. Формирование и основы здорового образа жизни

Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, рассмотрим в нашем реферате понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данном реферате сформулировано уникальное определение: Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма.

В само понятие здорового образа жизни входит следующее:

– Оптимальный режим труда и отдыха

– Двигательная активность и закаливание

– Отказ от вредных привычек

– Соблюдение правил психогигиены

– Личная и общественная гигиена

– Гигиена семьи и брака

– Половое воспитание и сексуальное образование.

В настоящее время большое внимание уделяется воспитанию здорового образа жизни у школьников и дошкольников. Все должны знать основы ЗОЖ.

Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы оказывающие на него влияние:

– от человека, от образа жизни (50%)

– от наследственных факторов (20%)

– от работы учреждений здравоохранения (10%)

Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно «здоровый образ жизни».

Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.

Важной составляющей здорового образа жизни является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем. Злоупотребление фастфудом и алкоголем ведет к ухудшению внешнего вида, ослаблению защитных функций организма и раннему старению организма.

Не менее важным для правильного формирования здорового образа жизни является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.

Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены.

В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.

Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего здоровый образ жизни, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более – наркотиков.

Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе. Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.

В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.

Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.

2. Культура здорового образа жизни

В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников. Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.

В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся.

Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности.

Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни

Следование этому принципу культуры здорового образ жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни.

Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка.

Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности.

Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья

Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности.

Принцип здоровьетворческой активности

Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни.

Принцип интеграции воспитательного воздействия

Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни.

Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей – сирот, детей – инвалидов, детей – мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве.

Рассмотрев вышеуказанные принципы, нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся. Однако, их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.

3. Пропаганда здорового образа жизни

Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества.

Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд.

Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности.

Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.

Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах таких как кинотеатры, рестораны и клубы.

Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод – можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни.

При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.

4. Профилактика здорового образа жизни

В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая здорового образа жизни – это организация пропаганды здорового образа жизни и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.

Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.

Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.

С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.

Источник

Здоровый образ жизни — основа профилактики простудных и вирусных заболеваний у взрослых и детей

Здоровый образ жизни(ЗОЖ) – это оптимальное качество жизни, когда поведение человека направлено на сохранение и укрепление здоровья в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.

Формирование ЗОЖ и выработка установок на сохранение здоровья у различных слоёв населения в настоящее время является одним из приоритетных направлений здравоохранения Российской Федерации.ЗОЖявляется основой профилактики как неинфекционных заболеваний, так и многих инфекционных заболеваний, таких как простудные и вирусные заболевания у взрослых и детей.

Придерживаясь здорового образа жизни не забывайте:

  1. Наше питание — наш друг. Но только в том случае, если это питание здоровое. Скажите твёрдое нет чипсам и сухарикам, откажитесь от жирной, солёной и чрезмерной пищи. Отдавайте предпочтения блюдам, приготовленным на пару или в духовке, а также продуктам, не требующим термообработки. Следите, чтоб в вашем рационе присутствовали и злаки, и овощи, и фрукты, нежирные сорта рыбы и мяса, яйца, молочные и кисломолочные продукты. Питание должно быть сбалансированным, частым, но не избыточным.
  2. Больше свежего воздуха! Гуляйте, выбирайтесь на природу, в лес, чаще проветривайте квартиры и офисы. Свежий прохладный воздух — враг вирусов.
  3. Больше двигайтесь! Статичный образ жизни разрушает организм. Чем более сидячая у вас работа, тем больше вы должны двигаться в нерабочее время. Посещайте бассейн, спортзал, делайте зарядку сами и с детьми — им тоже следует прививать любовь к физической активности.
  4. Закаливание — отличный способ повысить сопротивляемость организма гриппу и другим ОРВИ. Однако приступать к этому занятию лучше без фанатизма, постепенно, в идеале — весной или ранней осенью. Начните с обтираний тёплым влажным полотенцем и постепенно переходите к обливаниям прохладной водой, ежедневно понижая температуру на один градус. Во время болезни от закаливающих процедур лучше отказаться.
  5. Соблюдать режим дня. Постоянное недосыпание сослужит плохую службу вашему иммунитету. Спите не менее восьми часов в день. Это не только поспособствует защитным силам вашего организма, но и обеспечит вам свежий вид и высокую работоспособность.
  6. Не нервничать! Стресс иммунитету не товарищ. Потому гоните от себя мрачные мысли, сосредотачивайтесь на позитиве. Хорошее настроение — уверенный помощник в вопросах укрепления организма.
  7. Соблюдать личную гигиену. Личная гигиена включает гигиену полости рта и носа (полоскание горла, промывание носа), гигиену кожи (частое мытье рук и лица с мылом, ежедневное принятие душа или ванны); гигиену одежды и постельного белья.
  8. Позаботиться о гигиене дома. Микрофлора квартир и закрытых помещений содержит микробы. Проветривание (не менее 3 раз в день) и влажная уборка уменьшит количество циркулирующих в воздухе микроорганизмов. Оптимальная температура воздуха для жилого помещения 20-24 °С, а влажность 30-45 %.
  9. Принимать витамины. Особое внимание следует уделить витаминам С, А и витаминам группы В. Принимать их следует согласно возрастным нормам.
  10. Отказаться от вредных привычек. Само их название уже говорит о том, что пользы организму они не приносят.

Берегите себя и оставайтесь здоровыми!

Информация подготовлена врачом по общей гигиене ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Советске» Туркиной М.А.

Источник

Тема 7. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

Цель: Студенты должны знать теоретические и организационные основы профилактической медицины.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это деятельность личности или группы людей, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья. В этом понимании с одной стороны ЗОЖ – это форма жизни, с другой – условия для реализации действий, направленных на воспроизводство здоровья, гармоническое физическое и духовное развитие человека.

Выделяют 2 направления формирования здорового образа жизни (ФЗОЖ): 1) создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств – healthpromotion; 2) преодоление, снижение факторов риска для здоровья.

Основой ФЗОЖ является профилактика. Направления профилактики: 1) медицинское; 2) психологическое; 3) биологическое; 4) гигиеническое; 5) социальное; 6) социально-экономическое (быт, производственные, материальные условия); 7) экологическое; 8) производственное.

Медицинская профилактика – широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего населения. Выделяют:индивидуальную (личную) и общественную профилактику,немедикаментозную и медикаментозную.

При первичной профилактикепредупредительные меры направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения, ее целью является предотвращение начала болезни или нарушения.Вторичная профилактикавоздействует на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания или повреждения путем раннего выявления и соответствующего лечения.Третичная профилактикафокусируется на предупреждении прогрессирования заболеваний или осложнений в той стадии болезни, когда такие осложнения уже возникли. Третичная профилактика предусматривает также комплекс мер по реабилитации и предупреждению нетрудоспособности, а при стойкой ее утрате — поиск путей ее восстановления с помощью, например, реабилитационных мер или корректирующей хирургии.

Укрепление здоровья— процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшать его. Это объединяющее понятие для тех, кто считает решающим изменение образа жизни и условий жизни для поддержания здоровья. Укрепление здоровья ставит перед собой целью:

1) содействие выработке жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье;

2) вмешательство в окружающую среду для усиления влияния факторов, поддерживающих ЗОЖ и изменение факторов, неблагоприятных для него.

То есть эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: «сделать здоровый выбор максимально доступным».

Профилактика болезней как мероприятие относится, главным образом, к медицинской сфере и имеет дело с индивидами или строго определенными группами риска; она нацелена на сохранение имеющегося здоровья. Укрепление здоровья, напротив, охватывает целиком все население в контексте его повседневной жизни, а не отдельных индивидуумов или группы. Его цель — улучшить здоровье, с этих позиций укрепление здоровья и профилактика болезней рассматриваются как два отдельных, но взаимодополняющих мероприятия, которые имеют много общего в самых различных ситуациях и при различных обстоятельствах.

В первичной профилактике основным является борьба с факторами риска возникновения заболеваний, которая проводится на уровне первичной медико-санитарной помощи. Выделяют 4 группы факторов риска: поведенческие, биологические, индивидуальные и социально-экономические.

Индивидуальные факторы риска.Учитывая приоритетность направлений факторной профилактики из наиболее значимых индивидуальных факторов риска являютсявозраст и пол.Так, например, распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта увеличивается с возрастом и составляет около10% среди лиц 50 лет, 20% среди лиц 60 лет, 30% среди лиц старше 70 лет. В возрасте моложе 40 лет артериальная гипертония и другие сердечно­-сосудистые заболевания чаще встречается у мужчин, чем у женщин, а заболева­ния урогенитальных путей более чаще встречается у женщин. В более старшем возрастных группах различия выравниваются и не столь выражены.

Из наиболее значимых биологических фактороввыделяютнаследственность. Хронические неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые забо­левания, заболевания нервной системы, желудочно-кишечного тракта и мочепо­ловой системы в значительной мере имеют семейную предрасположенность. Например, в случае, если оба родителя страдают артериальной гипертонией, болезнь развивается в 50-75% случаев. Это не означает, что болезнь обязательно проявится, но если к отягощенной наследственности прибавятся другие факторы (курение, лишний вес и др.), то риск заболевания возрастает.

На развитие некоторых заболеваний влияют и отдельные специфические факторы риска. Так, например, на развитие рака шейки матки влияют раннее начало половой жизни (до 18 лет), роды в возрасте до 20 лет и после 40 лет, ранняя менопауза, частые аборты в анамнезе, частая смена половых партнеров, наличие папилломовирусной или герпетической инфекции.

Вместе с тем, установлено, значительное влияние поведенческих факторовриска на состояние здоровья человека. К наиболее распространенным относятся — избыточная масса тела, курени, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность.

Анализируя влияние факторов риска на возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний, частое их сочетание и усиление эффекта при этом, можно сделать вывод о том, что факторы риска явля­ются синергистами в отношении развития хронических неинфекционных заболеваний, и поэтому любая комбинация из двух и более факторов увеличивает степень риска возникновения заболевания.

Интегрированный подходявляется одним из основных направлений стратегий массовой первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ) на уровне ПМСП. При таком подходе отдельные лица, семья и общество оказываются в центре внимания системы здравоохранения, а медицинский работник, представляя собой первое звено контакта общества с системой здравоохранения становится активным участником программы.Концепция интеграцииоснована на признании общей природы факторов, связанных с образом жизни, в развитии основных неинфекционных болезней; этот факт основывает интеграцию усилий и ресурсов, особенно в рамках ПМСП.

Интеграция имеет несколько трактовок. По одной из них один фактор риска может иметь отношение к развитию нескольких болезней (например, влияние курения на возникно­вение и развитие рака легкого, хронического бронхита, ишемической болезни сердца, болез­ней пищеварительной системы). По второй трактовке можно интегрировать действия, на­правленные против нескольких факторов риска, которые считаются важными в развитии од­ной болезни (например, влияние алкоголя, курения, ожирения, стресса на возникновение и развитие ишемической болезни сердца). Но чаще всего, интегрированную профилактику рас­сматривают как направленную одномоментно на несколько факторов риска и несколько классов болезней (например, влияние курения и злоупотребления алкоголем на возникнове­ние рака легких, ишемической болезни сердца и болезней желудочно-кишечного тракта).

Роль медицинского работника в профилактике факторов риска и заболеваний на уровне ПМСП заключается в следующем: 1 этап — выявление факторов риска; 2 этап — отбор лиц по факторам риска на первичную профилактику; 3 этап — практическое вмешательство по фак­торам риска (в течение года); 4 этап — контроль и наблюдение за динамикой факторов риска (ежегодно); 5 этап — оценка результативности вмешательства (ежегодно)

Методы проведения профилактической работы с населением:

— целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

— проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здо­ровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровитель­ных и лечебных мероприятий;

— проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе ле­чебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилак­тических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения;

— проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Существуют различные стратегии профилактики на уровне ПМСП: 1) индивидуальная, 2) групповая и 3) популяционная профилактика.Индивидуальная профилактиказаключается в проведении медицинскими работниками бесед, консультаций, в течение которых медицинский работник должен информировать пациента о факторах риска, их влияние на усугубление течения хронического заболевания, дать рекомендации по изменению образа жизни. Индивидуальная работа позволяет врачу установить возможные причины развития осложнений ХНЗ и своевременно их предупредить.Профилактика на групповом уровнезаключается в проведении лекций, семинаров для группы пациентов, имеющих одинаковые или схожие заболевания. Одной из форм работы на групповом уровне является организация «школ здоровья», например, «школа диабета», «школа артериальной гипертонии», «астма-школа». Во время врачебного приема бывает сложно оказать весь комплекс мероприятий по вторичной профилактике, поэтому эти пациенты могут обучаться в «школах здоровья». Цель «школ здоровья» заключается в информировании пациентов о заболевании, факторах риска, а также обучение навыкам изменения поведения, формировании здорового образа жизни.Популяционная профилактикавключает массовые мероприятия, проводимые для всего населения, например, йодирование продуктов соли и мучных изделий, широкая пропаганда и распространение оздоровительных методов.

Иллюстративный материал:10 слайдов в программе «RowerPoint».

1. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Айтжанова Г.Б. Руководство по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укреплению здоровья. – Алматы, 2002. – 250 с.

2. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Назирова И.Н. и соавт. Руководство по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний. — Астана, 2007. – 115 с.

3. Аканов А.А., Сейсенбаев А.Ш., Аканова Г.Г. и соавт. Алгоритмы действий медицинских работников на уровне ПМСП по основным факторам риска ХНЗ. — Алматы, 2000. — 40 с.

4. Арингазина А.М., Егеубаева С.А. Укрепление здоровья: теория и планирование программ. — Алматы, 2003. – 158 с.

5. Доскалиев Ж.А., Диканбаева С.А., Аканов А.А. Управление организацией и проведением мероприятий по профилактике наиболее значимых заболеваний. — Алматы, 2004. – 47 с.

1. Назовите основные критерии образа жизни

2. Дайте групповую классификацию факторов риска.

3. Дайте определение укрепления здоровья.

4. Укажите виды медицинской профилактики.

5. Перечислите основные программы формирования здорового образа жизни, реализуемые ВОЗ.

Источник

Читайте также:  Красивая надпись за зож
Adblock
detector