Формирование зож подростков традиции
Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Формирование здорового образа жизни подростков
Научный руководитель Бышевская А.В.
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
г. Смоленск, Россия
Собственное здоровье на сегодняшний день не является первостепенной задачей современной молодёжи. И с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и воспитание, осуществляемое родителями, воспитателями и педагогами. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Здоровый образ жизни; воспитание; просвещение; работа педагога; родительское влияние.
Formation a healthy lifestyle
teenagers
Smolensk State Academy of Physical Culture,
Sports and Physical Recreation,
Smolensk, Russian Federation
Nowadays the youths don’t put their health on the first place. The percentage of healthy children comes down from year to year. The main factors of forming healthy lifestyle are education and upbringing realizing by parents and teachers. A person’s mentality, culture and lifestyle will be mainly depend upon these factors.
Healthy lifestyle, upbringing, enlightenment, a teacher’s work, parents’ influence.
В настоящее время мы можем наблюдать, что здоровье не является первостепенной задачей современной молодёжи. Малоподвижный образ жизни, большая зависимость от компьютера, ненормированные перекусы и плохой сон – всё это прямым образом сказывается на здоровье. Статистика подтверждает, что с каждым годом процент здоровых детей неуклонно снижается. Увеличивается и число молодых людей, которые не пригодны к военной службе по состоянию здоровья. Растёт заболеваемость гастритами, бронхитом и других распространённых заболеваний, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой и неправильным образом жизни. И с каждым годом данная ситуация имеет тенденцию к ухудшению. Исследования, проведенные Министерством здравоохранения и социального развития в прошлом году, показывают, что в настоящее время подростки имеют большую свободу в выборе собственного образа жизни. По их данным, на сегодняшний день полностью здоровы только 14 % школьников, 50 % имеют функциональные отклонения, а 35 – 40 % – хронические заболевания. Так, среди подростков 12 – 15 лет за последние пять лет в пять раз выросла частота нарушений органов зрения и нарушений осанки, в четыре раза увеличилось количество нервно-психических расстройств, в три раза возросло наличие отклонений в здоровье органов пищеварения.
Как известно, взрослого человека от вредных привычек отучить гораздо сложнее, чем ребёнка. Поэтому на вопрос «когда именно нужно формировать знания о здоровом образе жизни» ответ простой: как можно раньше.
Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в системе гигиенических знаний, навыков и умений, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Это также и воспитание – долгий и трудный процесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, родителями) самостоятельная работа, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. Именно в период обучения ребенка в школе формируются основы физического, психического и социального здоровья детей, определяющие впоследствии его здоровый и безопасный образ жизни. И именно педагоги ответственны за обучение детей и прививание им элементарных знаний о своём организме.
Педагогу необходимо помнить, что в процессе формирования личности на ребёнка влияют многие факторы: природа, общение в семье и школе, средства массовой информации, образ жизни самого ребёнка, его планы, стремления. Подростковый возраст – это время, когда ребёнок учится быть самостоятельным и ответственным, учится принимать решения и делать выбор. В этот период здоровый образ жизни следует преподносить в виде игры, в сравнительной форме, а не сухими формулировками. Очень важен личный пример родителей в этом вопросе. Родителям необходимо побуждать своего ребёнка к активному образу жизни, занятиям физической культурой, спортом, туризмом, гимнастикой, пешим прогулкам и т.д. И принимать самим активное участие в этом.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни педагогами используются разнообразные формы работы, такие как:
— Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
— Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
— Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
— Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.
— Оформление рукописных книг.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам:
— Занятия физкультурой, прогулки. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается.
— Рациональное питание. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни).
— Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна
— Бережное отношение к окружающей среде, к природе
— Медицинское воспитание (своевременное посещение врача, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолог, хирург, лор, окулист)).
— Формирование понятия «не вреди себе сам».
Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что хорошо, а чего они хотят избежать. Именно поэтому важно чтобы принципы здорового образа жизни были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.
Источник
«Формирование ЗОЖ у старших подростков!
специалист в области арт-терапии
Добрикова С.А., учитель физической культуры
экономического лицея ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Формирование здорового образа жизни у старших подростков
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым
Ж. Ж. Руссо
Одна из главных задач воспитания детей – формирование здорового образа жизни и привитие навыков здорового образа жизни. В современном обществе эта задача особенно актуальна. В нашем лицее обучаются учащиеся 10-11 классов и, принимая во внимание возрастные особенности подростков и увеличившееся информационное поле, педагогам приходится много работать над формированием полезных привычек учащихся, особенно их приучению к рациональному режиму дня, в котором большая доля времени должна быть посвящена оздоровлению, укреплению и развитию собственных потребностей в двигательной активности и Здоровому образу жизни. Понимая, что учащиеся старших классов имеют высокую учебную нагрузку, дополнительные курсы, репетиторов, педагогический коллектив старается разнообразить формы и методы образовательного процесса. Для этого поводятся различные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, Дни Здоровья.
Важность формирования здорового образа жизниопределяется еще и тем, что в этом процессе участвуют все субъекты образовательного процесса: родители, педагоги и сами лицеисты. Перед взрослыми участниками образовательного процесса встает вопрос, как и что нужно сделать, чтобы приучить подростков правильно питаться, соблюдать режим дня, выполнять физические упражнения и не иметь вредных привычек. Большое значение в процессе формирования здорового образа жизни имеет семья, от того, какой пример ежедневно перед глазами подростка во многом зависит успех.
Администрация и педагоги образовательной организациив лице директора лицея Рамазановой Татьяны Николаевны, заместителя директора по УВР Луцкой Евгении Николаевны, социального педагога Годиной Джамили Хасяновны, заместителя директора по ВР Васильевой Ирины Викторовны и учителя физической культуры Добриковой Светланы Анатольевны призваны помочь учащимся и семье в этой сложной работе.
В лицее разработана и внедряется программа «Здоровый образ жизни – жизнь без вредных привычек»(далее – Программа), которая основана на дидактических принципах:
— сознательности и активности, предполагающих формирование у подростка ценности здоровья, сознательное личное его включение в программы сохранения и укрепления собственного здоровья;
— связи теории с практикой, заключающейся в практико-ориентированном подходе и индивидуальной направленности здоровьесберегающей деятельности;
— мотивационная установка к формированию здорового образа жизни; желание; убеждение; привычка; интерес; направленность личности.
Целевые установки Программы отражают многоаспектный характер проблемы:
— развитие личности подросткасредствами учебного предмета«Физическая культура»;
— воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления;
— создание условий, обеспечивающих рациональную организацию двигательного режима обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление их здоровья, а также формирование культуры здоровья.
Для достижения целей Программы сформулированы задачи:
— овладеть информацией о формах и методах сохранения и развития здоровья;
— разработать систему мер для практического укрепления здоровья;
— воспитывать у подростков потребность в здоровом образе жизни;
— развивать физические качества каждого подростка;
— обеспечить условия для реализации потребности в двигательной активности;
— выявить интересы, склонности, способности обучающихся в области физкультуры и спорта;
— обеспечить условия для приобщения к традициям большого спорта подростков с проблемами здоровья.
Для реализации задач, поставленных в программе, разработаны системные мероприятия, отражающие многоаспектный характер проблемы. Систематизация работы предполагает распределение педагогических ресурсов по направлениям: профилактика и оздоровление, образовательный процесс, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, информационно-консультативная работа.
Каждое направление отражает специфические особенности и является составной частью, направленной на формирование здорового образа жизни подростка. Так, направление профилактики и оздоровления включает проведение в лицее утренней зарядки и подвижных перемен, во время которых учащиеся выполняют различные двигательные упражнения, обеспечивающие зарядхорошего настроения и бодрость, зарядку проводят сами учащиеся.
Образовательный процесс направлен на использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках, рациональное расписание.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа обеспечивает привлечение старшеклассников к занятиям в спортивных секциях, соревнованиях, спортивных праздниках.Лицеисты имеют возможность соревноваться с настольный теннис, мини-футбол, а также КСУ (для юношей), в лицее проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия «Зимние забавы», «Выходи во двор поиграем», «Богатырские потешки», «Смотр строя и песни». Особую привлекательность для ребят имеют соревнования с необычной формой проведения, например, квест.
Учителю физической культуры Добриковой Светлане Анатольевне интересно работать в оборонно-спортивном направлении, в тесном взаимодействии с преподавателем ОБЖ Рогозиным Виктором Федоровичем. Теперь это направление стало традиционным в лицее. Эта работа дает возможность не только уделять внимание сохранению и укреплению здоровья школьников, но и формировать у них гражданскую позицию, способствовать развитию патриотических качеств. Среди востребованных лицеистами мероприятий следует отметить «Смотр строя и песни», выезд на учебные сборы по основам военной службы. Большинство мероприятий оборонно-спортивной работы проводятся с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий. Приятно отметить, что при подготовке лицеистов к проведению «Смотра строя и песни», многие хотели попробовать себя в роли командира, осознавая, что это не только почетно, но и очень ответственно! По результатам конкурса победителями оказались сразу две команды – 10«а» и 11«а». Очень старались все, но строгое жюри, в состав которого входили директор лицея Рамазанова Татьяна Николаевна, учитель ОБЖ полковник Рогозин Виктор Федоровичи приглашенный гость полковник Ахметов Миннегалей Гизятович отметили по лучшим показателям именно эти классы.
Информационно-консультативная работа призвана помочь родителям и их детям в расширении знаний о здоровом образе жизни. В этом направлении особенно востребованы классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни.Отрадно, что родители на собраниях задают вопросы, не только по оценкам и посещению, их интересуют рекомендации учителя физической культуры Добриковой С.А. о физических нагрузках учащихся при выполнении самостоятельных заданий, о режиме питания, отдыха и двигательной активности. Много вопросов о самоподготовке к сдаче норм ВФСК ГТО, что сегодня очень актуально.
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность подростка в лицее, в свою очередь, организация образовательного процесса влияет на их состояние здоровья.
Успешная реализация Программы в лицее обеспеченасоблюдениемследующих условий:
1. Подросткиполучают достаточную и достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, в том числе и по вопросам здоровья, с обязательным критическим ее осмыслением, обеспечивающих формирование самостоятельности, самоконтроля.Для этого проводятся беседы во время урока физической культуры. Для категории обучающихся, имеющих временные проблемы со здоровьем, предусмотрены теоретические задания, например, тесты или рефераты (темы рефератов отражают теоретический материал учебной программы и здоровьесбережения); оформляют стенгазеты; готовят выступления о правильном режиме дня и отдыха, правильном рационе питания, о гигиене, о необходимом соблюдении двигательного режимадля растущего организма.
2. Формированиеу подростков чувства ответственности. Это достигается через их конструктивное взаимодействие с взрослыми. Отношения строятся так, чтобы имелась возможность отвечать за последствия своего выбора. Учащиеся лицея принимают активное участие в различных городских и окружных мероприятиях не только спортивного характера. Администрация и педагогический коллектив стремиться привлечь лицеистов к активной деятельности в разных направлениях. Так, лицеисты активно участвуют в Днях открытых дверей РЭУ им. Г.В. Плеханова, принимают участие в научно-практических конференциях МГУ им. М.В. Ломоносова и РЭУ им.ГВ Плеханова, городской программе по формированиюфинансовой грамотности населения, посещают выставки, музеи, театры. Все это способствует формированию у подростков чувства ответственности не только за себя, но и за тех, кто рядом.
3. Обеспечение всех старшеклассников психологической поддержкой в специальной работе по принятию себя и выбора своего (позитивного) жизненного стиля. Это обеспечивается системой тренингов, индивидуальных консультаций со специалистами лицея и университета.
4. Привитие потребности в занятиях физической культурой и спортом через уроки физической культуры, работуспортивных секций, занятость обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня, участие в олимпиадном движении. Учащиеся лицея принимают активное участие вовсероссийской олимпиаде школьников по Физической культуре, не смотря на то, что высоких достижений у лицеистов в этом направление пока нет, но ценно их желание и стремление достичь результата, преодолеть себя, свои вредные привычки, лень. Массовый охват занятиями физической культурой и спортом реализуется в городских спортивно-массовых проектах, среди которых следует отметить «Урок физкультуры 21века», «Выходи во двор поиграем», «Спорт на здоровье».
Ключевое место с реализации Программы в лицее занимает учитель физической культуры, который проводит мероприятия по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, организует взаимодействие с классными руководителями и родителями старшеклассников.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в лицее – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий. В нашем лицее широко реализуется физкультурно-массовая часть Программы, где учащиеся в игровой форме демонстрируют не только спортивные, но и творческие навыки. Проведение мероприятия «Выходи во двор поиграем» — это реализация активной подвижности, позитивных эмоций! И занятие находится всем без исключения: «кто-то в шахматы играет, кто-то метко в дарц стреляет, кто-то катит мяч ногой, кто-то мыслит головой!» А при проведении «Зимних забав» — решаются и профилактические – закаливающие задачи. Ребята с удовольствием играют при легком морозце в подвижные игры, перетягивают канат, играют в народные игры.
Результатами системной работы лицея по Программе явились снижение общего процента заболеваемости простудными заболеваниями, призовые места в спортивных соревнованиях, снижение количества подростков, имеющих вредные привычки.
Опыт, формирующийся у старшеклассников в процессе реализации Программы, при условии его целенаправленного применения, помогает им находить свое место в мире, вследствие чего общее образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На этой основе учитель физической культуры ориентируетобучающихся на приобретение личностного опыта Здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей жизни. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании Здорового образа жизни подростка на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.
Здесь большую помощь учителю оказывает городской методический центр, являясь организатором обучающих семинаров таких, как коуч-сет «Идеи. Опыт. Мастерство», вебинар «Организация уроков физической культуры в зимний период», мастер-классы по разным видам спорта и безопасной организации учебного процесса на уроках, семинары « Народные и дворовые игры как культурное наследие и средство патриотического и физического воспитания», «Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации программы по предмету «Физическая культура», «Проектная деятельность в практике работы учителей физической культуры», « ФГОС: современные подходы к оцениванию обучающихся на уроках физической культуры» и другие.
Источник