Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий
Тишакова Валентина
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно полезным трудом.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившая в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Актуальность данной темы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Понятие «здоровый образ жизни» охватывает все сферы жизнедеятельностии рассматриваются учеными в рамках многих научных дисциплин: медицины, философии, социологии, культурологи, педагогики, психологии, и других отраслях познания.
Многочисленные авторы — М. А. Антропова, Л. Ф. Бережков, М. М. Безруких и др. считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребенка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно — образовательного процесса. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы. В условиях нашего детского сада, особенно в группе с нарушением речи, проблема здоровьясбережения наиболее актуальна.
Результаты использования новых технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности — улучшения здоровья детей и их психофизического развития. Планомерная работа по использованию технологий приводит к улучшению состояния здоровья воспитанников, повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению и сохранению здоровья, развитию движений и психофизического развития. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий.
Использование данных технологий позволяет сформировать основы здорового образа жизни.
Коллектив нашего детского сада уже много лет занимается поиском эффективных методов оздоровления детей. Одним из приоритетных направлений деятельности — это охрана и укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности в здоровом образе жизни, создание здоровьесберегающей среды, вовлечение родителей в активную деятельность по воспитанию дошкольников.
В компенсирующей группе «Сказка» ведется работа по здоровьюсбережению, так как есть проблемы в здоровье и коррекции развития. На основе диагностических данных была составлена система воспитания и оздоровления детей. В группе проводятся профилактическая и оздоровительная работа. Используем следующие оздоровительные технологии:
• методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой;
• методики, направленные на развитие двигательной активности;
• методики, направленные на профилактику ОРЗ;
• методики, направленные на развитие речевого аппарата.
Педагогами нашей группы рационально используются физкультурный уголок, «сухой» бассейн, дорожки «здоровья», разнообразное оборудование для силовых упражнений, развития ручной моторики и зрительно-моторной координации, глазомера. Особое место в воспитании придаем развитию движений через подвижные игры, как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
В процессе образовательной деятельности даем детям представление о способах и методах здоровьесбережения, формируем у них навыки здорового образа жизни, а также способствуем их рациональному использованию. Оздоровительная деятельность является в своем роде «уроками здоровья». Опыт показывает, что в работу по оздоровлению детей нужно еженедельно включать познавательные циклы деятельности, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
С целью организации целенаправленной помощи детям с ОВЗ был создан кружок «Здоровячок». Организация деятельности в кружке с ориентацией на оздоровительные и коррекционные мероприятия выявила положительное их влияние на повышение речевой и двигательной активности детей, укреплению здоровья.
Для реализации поставленных задач по формированию здорового образа жизни, используем проектный метод. В группе был реализован проект «Хочу быть здоровым». Целью проекта является подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье, о влиянии правильного питания на здоровье.
Семья и детский сад — это микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи мы используем разнообразные формы работы: открытые просмотры образовательной деятельности; общие и групповые родительские собрания; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в проведении праздников, досугов; анкетирование; дни здоровья.
Результаты использования педагогических технологий в системе оздоровления дошкольников свидетельствуют о его эффективности — улучшение здоровья детей и их психофизического здоровья, заметно уменьшилось число болеющих детей, хороший показатель полученных знаний и умений в повседневной жизни. Как показала практика, планомерная работа по использованию технологий приводит к расширению кругозора детей, воспитанию уверенности в себе, повышению их самооценки. По результатам диагностики уровень знаний на высоком и среднем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение здоровьесберегающих технологий отвечает задачам дошкольников и может быть использован в образовательных системах других образовательных учреждений.
Список использованной литературы
1. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ: проектирование, тренинги / сост. Н. И. Крылова –Волгоград: Учитель, 2009.– 218 с.
2. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет/ М. Ю Картушина – М,: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие/ М,: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.
4. Горбатенко О. Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова –Волгоград: Учитель, 2008. – 159 с.
Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий Долгосрочный психолого – педагогический проект «Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих.
Формирование основ здорового образа жизни (фотоотчёт) Лето ясное пришло, Одеваемся легко. Майка, шорты и сандали, От жары чтоб не страдали. Солнце будет нам светить, И тепло свое дарить.
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.
Формирование у дошкольников привычки здорового образа жизни Здоровье это великий дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. У здорового ребенка быстрее формируются необходимые.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни» Подраздел:Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Возраст:старшая группа (от 5 до 6 лет) Цель:Способствовать сознанию.
Консультация для педагогов «Формирование привычек здорового образа жизни через утреннюю гимнастику». Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство поднятия эмоционального тонуса детей.
Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: «Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. » Воспитатель.
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи» Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава.
Консультация для родителей «Всё начинается в детстве». Формирование здорового образа жизни дошкольников Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития,.
Источник
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
методическая разработка на тему
описание ситемы работы «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy_raboty_po_formirovaniyu_zozh_u_doshkolnikov.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ
«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Современные темпы развития общества предъявляют все более высокие требования к человеку и объему его деятельности, вопрос резкого и значительного повышения физического и духовного потенциала становится первостепенным. В системе общекультурных ценностей высокий уровень здоровья человека во многом определяет возможность освоения им всех остальных ценностей, и в этом смысле является основой, без которой сам процесс развития человека малоэффективен. Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. Поскольку качества, привитые с детства, всегда оказываются наиболее прочными и активно воздействуют на весь дальнейший процесс формирования личности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это психолого- педагогические приемы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
В более узком смысле слова — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Вопрос использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников выступает в качестве целой системы вопросов, принципиальные аспекты которых находят отражение в отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературе, и занимает существенное место в общем комплексе научных исследований. Физкультурно-оздоровительную деятельность детей в режиме дня образовательного учреждения изучали Л.Л.Головина, Ю.А.Копылов. Мониторинг результатов проведения здоровьесберегающих мероприятий, анализ в оздоровительной физкультуре наиболее полно были раскрыты в работах В.В.Зайцевой, В.Д.Сонькина. Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.А.Амосовой, А.Г.Комкова, М.Я.Виленского.
Анализ проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также недостаточно полная её разработанность обусловили выбор темы работы: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания».
Актуальность выбранной темы позволила определить цель работы и ряд задач для ее достижения:
целью является : использование здоровьесберегающих технологий для развития мотивации здорового образа жизни, формирования поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.
— сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
— сформировать понимание основ здорового образа жизни;
— формирование активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
— сформировать умение перевести в навык, обладающий его целевого использования;
— вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по укреплению их здоровья.
Для реализации поставленных цели и задач разработала и реализую в течение 2012-2014 года систему сохранения и укрепления здоровья детей старшей и подготовительной к школе группы, основанную на рациональном использовании здоровьесберегающих технологий во время воспитательно-образовательного процесса.
Сохранению и укреплению здоровья детей способствуют:
рациональное использование гибкого режима дня,
смена видов деятельности, ежедневные прогулки, походы, экскурсии.
Для осуществления здоровьесберегающих мероприятий пополнила предметно-развивающую среду: оформила дорожки для профилактики плоскостопия, коврики для релаксации.
Во время проведения НОД провожу динамические паузы
(физминутки), игры малой подвижности.
Для профилактики ОРЗ и гриппа провожу лечебно-оздоровительные мероприятия: витаминизация, закладывание в нос оксолиновой мази, чесночные бусы и т.д.
Использую в работе в работе методики специального закаливания детей А.Уманской и К. Дейнеки, которые включают: закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв, обширное умывание, босоножье.
Укреплению дыхательного тракта способствуют игровые комплексы дыхательных гимнастик: «Любимый носик», «Поиграем с носиком», которые провожу во время утренней гимнастики и после дневного сна.
Также использую самомассаж рук «Поиграем с ручками», «Умывалочка», пальчиковая гимнастика, что значительно стимулирует прилив крови к рукам и повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Использую их на занятиях в качестве физкультурных минуток и в свободное время.
Основные формы работы по формированию у дошкольников поведенческих навыков ЗОЖ:
-обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий;
-познавательные занятия;
-опытно-экспериментальная деятельность;
-решение проблемных ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья;
— складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков;
— досуги, развлечения и праздники.
Для оценки сформированности поведенческих навыков ЗОЖ использую методику В.А. Деркунской, опираясь на малоформализованные методы: наблюдение, беседа, создание игровых ситуаций, анализ продуктов детскойдеятельности.
Разработала календарно-тематическое планирование кружковой деятельности по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни и навыков безопасного поведения ( Приложение №1).
Содержание кружковой работы обусловлено возрастными особенностями и возможностями детей: в старшем возрасте преобладает работа по формированию умений дошкольника на основе имеющихся знаний самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного, разумного поведения в непредвиденных ситуациях.
Формы работы:
— познавательные занятия – «Что находится внутри меня?», «Как уберечь себя от болезней», «Уроки Мойдодыра»;
-игры и игровые упражнения – «Полезно – вредно», «Да – нет!», «Помоги себе»;
— решение проблемных ситуаций – «Если ты остался один дома», «Улица твоего города», «Маленький пешеход»;
Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников активно решаю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы, как родительские собрания, консультации, анкетирование ( Приложение№3).
Активно делюсь опытом с коллегами. Для педагогов учреждения разработаны карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста, комплекс минуток здоровьесбережения для педагогов «Волшебная палочка», а также организован мастер-класс для педагогов «Урок здоровья» ( Приложение№2).
Считаю, что использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию мотивации здорового образа жизни, формированию поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитанию культуры здоровьесбережения.
Литература
1. Береснёва З.И. Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Творческий центр, 2008.
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: Творческий центр, 2008.
5. Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.
Источник