«Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность»
статья (средняя группа) на тему
Здоровье детей является самым важным условием для его дальнейшего развития Особую роль играет забота о здоровье в дошкольном возрасте . В соответствии с ФГОС игра занимает главное место в развитии и воспитании детей .Хотелось бы поделиться с коллегами материалом по развитию физического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_cherez_igrovuyu_deyatelnost.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность»
Алтунина Наталья Юрьевна
« …Знает лишь мудрость порой одна
Какая всем нашим мечтам цена,
Все дело в здоровье, его друзья,
Ни славой, ни златом купить нельзя!»
Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша — это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Для решения указанных задач на практике учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников — игры.
Игра — это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.
Наиболее распространённые и самые любимые среди детей дошкольного возраста подвижные игры. В основе их лежат физические упражнения, в процессе которых ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Играя, ребенок всегда находится в определенных взаимоотношениях с коллективом. Игра — это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства. Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.
В игре созданы условия не только для воспитания, но и для самовоспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию и сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игровой.
Существенной особенностью подвижных игр является наличие в них соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, обусловлено конкретными обстоятельствами и задачами .Дети с удовольствием принимают условия различных игр и выполняют упражнения .
Во время прогулки стараюсь занимать детей различной игровой деятельностью ,направленной на развитие двигательной активности . Это помогает отработать умения и навыки, полученные во время физкультурной деятельности.
Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно- сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Наличие в играх движений способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.
С большим удовольствием дети играют в эстафеты и игры-соревнования
Таким образом, борьба с утомлением воспитанников, повышение их работоспособности должны вестись путём совершенствования режима дна дошкольника. Но нельзя забывать и о таком эффективном средстве восстановления сил, а следовательно, и работоспособности, как правильно организованный активный отдых детей.
Работа с детьми, осуществлялась мною с учетом того, что основным видом деятельности ребёнка является игра.
Наблюдения за часто болеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. Даже проболев определённый срок, дети, приходят в детский сад не совсем долеченными. А.С. Таланов в своей книге «Игры, которые лечат» — советует: при заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание, что способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает кровообращение, предохраняет от переохлаждения и предлагает игры для детей. Эти игры стала включать в оздоровительные минутки на занятиях, в комплексы упражнений после дневного сна, на зарядке.
Большую помощь в работе по формированию правильного носового дыхания оказали мне комплексы упражнений игрового характера Логвиной Т. Ю. Упражнения этого комплекса я проводила после дневного сна. Дети с удовольствием играют, не замечая, что выполняют упражнения. Каждый комплекс имеет весёлое название, соответствующее игровое содержание и в тоже время выполняет, очень нужные и важные задачи по профилактике заболеваний. Например, игра «Котята и собачки» предполагает улучшение бронхиальной проходимости, укрепление дыхательной мускулатуры, содействует нормализации функции внешнего дыхания.
После сна использую гимнастику пробуждения и босохождение по массажным коврикам
В процессе работы выработался определённый алгоритм оптимального двигательного режима: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, пешие прогулки, упражнения после дневного сна, физкультминутки. Чтобы разнообразить, придать эмоциональную окраску добавила методику «Расскажи стихи руками», музыкально-двигательные тренинги, пальчиковую гимнастику.
Учитывался в работе и принцип здоровьесберегающей системы в триедином представлении о здоровье ребёнка, т.е. не только о физическом, но и духовно-нравственном. Для укрепления эмоционального здоровья детей использовала психогимнастику, сказкотерапию, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций. Подобрала и составила цикл бесед для общения с детьми, затрагивающие разнообразные темы-подсказки как поступать в различных ситуациях: «Что ты думаешь делать, если останешся дома один?», «Что делать, если ты потерялся на рынке или в магазине?», «Как здороваться?», «Какими должны быть мальчики и девочки?»
Общее значение игр для детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое, умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и родителей и внедрить их в повседневную жизнь.
Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т.д.
Источник
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
Смиренина Оксана
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Среда в дошкольном учреждении создаётся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка. В группах создаются здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделяется пространство для организации двигательной активности детей, создаются спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Можно выделить основные технологий по здоровьесбережению: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделим три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Подвижные и спортивные игры;
Гимнастика для глаз;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
Занятия из серии «Здоровье»;
Технологии музыкального воздействия;
Технологии воздействия цветом;
Технологии коррекции поведения;
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В своей работе я использую проблемно-игровые ситуации, игротренинги и игротерапия.
Проблемно-игровая ситуация характеризует определённое психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения нетипичного игрового задания, которое помогает ребёнку осознать и найти пути решение с помощью нешаблонных действий. Проблемная игровая ситуация создается постановкой перед воспитанником определенной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышение активности мыслительных процессов. Проблемная игровая ситуация может разрешаться самостоятельно ребенком, или разрешается при помощи педагога. Главной её задачей является обеспечение наиболее глубокого овладения необходимыми знаниями в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных способностей в состояние деятельности. Таким образом, проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.
Игровая обучающая ситуация-проблема может включать игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Здоровье – основное и истинное достояние человека. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.
Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольный.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Источник