Формирование у учащихся здорового образа жизни во внеурочной деятельности при реализации ФГОС
Классы: 1 , 2 , 3 , 4
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» (Академик, хирург Н.М.Амосов)
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который основан на принципах нравственности, рационально организован, является активным, трудовым, закаливающим, защищающим от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющим до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Человек сам выбирает себе образ жизни и от этого зависит его здоровье.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения выдвигает новые требования к учету индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников. Он ориентирован на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Важной задачей российской школы сейчас является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них здорового образа жизни. К сожалению сегодня в обществе идет снижение уровня культуры сохранения своего здоровья и жизни, наблюдается отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично.
Современные исследования показывают что, только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а 40% имеют различную хроническую патологию. Большую роль в ухудшении здоровья школьников играет содержание образования и уклад школьной жизни. Риск ухудшения здоровья школьников возрастает в тех учебных заведениях где присутствует большая интенсивность учебного процесса.
Также важную роль в ухудшении здоровья играет то, что в обществе снизился уровень интереса к здоровому образу жизни. У современного человека снизилось понимание необходимости укрепления своего здоровья и важности приучения к этому своих детей. В семьях отсутствует формирование компетентности здоровьесбережения знаний школьников о гигиене, режиме, безопасного поведения при этом не возникает мотивов и привычек здорового образа жизни.
Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе выше перечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Для этого необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как это не только повышает уровень сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.
Важность этого процесса определяется рядом существующих противоречий между запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой, а также противоречием между потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и культуре здорового образа жизни в начальной школе и формальным подходом к работе в данном направлении многих педагогов.
Учитывая особенности формирования здорового образа жизни младшего школьника, следует рассмотреть организацию внеурочной деятельности с учётом формирования здорового образа жизни младшего школьного возраста.
Основной задачей формирования здорового образа жизни в условиях внеурочной деятельности является становление интересов, мотиваций, формирование постоянных потребностей к занятиям физическими упражнениями, соблюдение гигиены, закаливании, рациональном распорядке дня, соблюдении правил здорового образа жизни и выработка нравственных качеств.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно используются по желанию учащихся и быть направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Выбор методов, форм и средств развития здорового образа жизни должен ориентироваться на цель, содержание и принципы развития, конкретную педагогическую задачу и условия ее решения, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Формирование здорового образа жизни является одной из важных сторон процесса развития личности младшего школьника. Развивая умственную деятельность, и укрепляя здоровье молодежи, мы способствуем развитию гармоничной личности. Актуальная задача современной школы внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. А для этого важно внушить ребенку важность этого процесса для него самого. «Это нужно мне» — только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.
Источник
Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление по теме в сопровождении с презентацией | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1» Благовещенского района Алтайского края
« Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности»
Каждый человек хочет быть здоровым, каждый мечтает о полном, идеальном здоровье. Но что же это такое – здоровье? В Большой медицинской энциклопедии, в статье «Здоровье», указано: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений». Однако здоровье не выдаётся как выигрыш по лотерее. Для того чтобы иметь его, надо, прежде всего, сохранять нормальное функционирование всего организма. И не в зрелом возрасте, а гораздо раньше. Учёные доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки, к болезням у человека закладываются как до рождения, так и в период младенчества и детства. А позже, в зрелом возрасте, усилия тратятся уже на то, чтобы сохранить, не дать истощиться раньше времени имеющемуся потенциалу здоровья.
От начальных к средним и старшим классам здоровье школьников ухудшается, увеличивается число детей со сколиозом, близорукостью, вегето-сосудистой дистонией, хроническими заболеваниями органов пищеварения. Причиной этих заболеваний является месторасположение школы. Влияние на окружающую среду, в том числе и на жителей микрорайона, оказывают расположенное в нескольких километрах градообразующее предприятие — Кучукский сульфатный завод. Нельзя оставить без внимания влияние Семипалатинского полигона и космодрома Байконур. «Здоровье ребенка — это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоническое единство физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста». От состояния медицинской помощи соматический компонент здоровья (физическое здоровье) зависит 10-15%, а 50-55% определяют стиль, образ жизни, укрепляющее и сохраняющее здоровье поведение личности. Ребенок, как правило, не знает, как вести разумный, правильный образ жизни. Этому его надо учить.
Вот почему коллектив нашей школы считает, что здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами
сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.
В связи с этим перед школой встала задача сохранения и восстановления здоровья детей, подростков и учителей. Решение ее возможно только в контексте совместных усилий медицинской службы, педагогов, психолога и родителей.
Поскольку школа является местом активной деятельности ребенка в течение 9-11 лет (наиболее интенсивного его развития) и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» должна создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
C целью полной реализации имеющихся резервов для формирования гармонично-развитой личности, снижения патологической пораженности школьников, усиления коррекционно-оздоровительной работы, а также мониторинга состояния здоровья детей в критические периоды их развития, устранения из жизни школы тех факторов, которые вызывают различные нарушения жизнедеятельности, разработан комплекс оздоровительных мероприятий, валеологического, экологического и гигиенического воспитания и образования учащихся. В них мы видим основной инструмент управления и формирования культуры здоровья как состояние физического, духовного и нравственного комфорта.
Оздоровительная деятельность охватывает урочную и внеурочную (кружки, секции, клубные объединения по интересам), в соответствии с приоритетными направлениями деятельности медико-психолого-педагогической службы. Основные направления деятельности школы:
- учебно-воспитательная работа – научно обоснованная, строго регламентированная, оптимально организованная учебная, физкультурно-спортивная и трудовая деятельность, лечебно-коррекционная, профилактическая просветительская деятельность, которая должна способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, обеспечению правильного физического и психического развития, формированию здорового образа жизни, повышению качества образования в школе;
- диагностическая деятельность — комплекс мер, направленных на отслеживание параметров здоровья, как учащихся, так и учителей, изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов окружающей среды;
- профилактическая и коррекционная работа — предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья школьников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса;
- научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья (здоровьесберегающих технологий) в практику работы школы, разработку новых авторских программ, методик и методов обучения, их экспериментальное введение в учебный процесс;
- информационно-просветительская деятельность — пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, санитарный бюллетень, консультации по всем вопросам, связанным со здоровьем учащихся, учителей, включая формы: индивидуальную, групповую, коллективную;
- координационная работа — формирование систем непрерывного экологического и валеологического образования.
Для успешной реализации приоритетных направлений школа сотрудничает со следующими организациями:
— поликлиникой Благовещенского района;
— детско-юношеской спортивной школой;
— хореографическим центром «Счастливое детство»;
— борцовским центром «Сибиряк».
Принципами оздоровительной работы являются:
1. Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
2. Доступность – обучение упражнениями от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
3. Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений
4. Принцип индивидуальности – учет психофизических и возрастных особенностей каждого ребенка.
5. Сознательность – понимание пользы, эмоциональная увлеченность, самостоятельность, активность, творчество.
6. Непрерывность, преемственность в организации оздоровительной работы между поликлиникой и медицинской службой школы.
7. Взаимосвязь с семьей.
8. Повышение уровня санитарной культуры родителей и педагогов (широкая санитарно – просветительская работа).
9. Поиск новых форм оздоровительной работы.
10. Оценка эффективности оздоровительной работы
Средства реализации оздоровительной работы:
— Закаливающие процедуры (активация защитных сил организма)
— Совместная работа с родителями
Главное направление в оздоровительной работе – создание оптимального двигательного режима, для этого используются следующие формы работы:
— Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе (круглый год)
— Подвижные и спортивные игры (в зале и на свежем воздухе)
— Физкультминутки, динамические паузы
— Самостоятельная двигательная активность
— Психопрофилактика (внимание, ласка, любовь)
— Наглядная агитация, консультации
— Широкое внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий.
А для этого создана в школе предметно-развивающая среда:
— Информационный уголок здоровья
— Условия для самостоятельной двигательной активности детей
— Военизированная полоса препятствий
Ожидаемыми результатами от реализации мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья школа считает:
- Положительная динамика показателей здоровья участников образовательного процесса.
- Снижение заболеваемости, уменьшение пропусков уроков по болезни.
- Воспитание здорового образа жизни (профилактика курения, алкоголизма, наркомании).
- Улучшение результатов образовательной деятельности.
- Вовлечение всех субъектов образовательного процесса, общественности района в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.
- Расширение и пополнение материальной базы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы.
комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составл.
Проблемы сохранения здоровья людей, борьба против болезней получили в наше время глобальное значение, требующее усилий всего человечества для её решения. При решении этих задач важно понять, как .
Выступление на МО.
В статье рассмотрены основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе.
Пропаганда здорового образа жизни является актуальной для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения.Необходимо создавать соответствующие мотивации и правильное отношение к .
В статье говориться о формирование здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности.
Источник