Меню

Формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната
статья

Выступление на семинаре по дефектологии по теме «Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zhiznennoy_kompetentsii_uchashchihsya_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_usloviyah_shkoly.docx 24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач современного образования является создание оптимальных условий для активизации основных линий развития детей с ОВЗ и их социальной адаптации. Согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью на первый план выдвигается формирование жизненных компетенций. Под «жизненными компетенциями» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Для детей с интеллектуальными нарушениями требуется специальная работа по введению их в социальную среду. Целью работы является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Наблюдения показывают, что многие умственно отсталые выпускники оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что они не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не могут продуктивно общаться с людьми и имеют специфические потребности в общении, не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально-поведенческих особенностей. У них при наличии завышенной самооценки не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно — бытовой деятельности, имеются сложности в понимании и правильной оценке тех или иных действий, поступков, в применении полученных знаний в различных жизненных ситуациях. С учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью, вся учебно-воспитательная деятельность в школе-интернате, в первую очередь, направлена на формирование социальной компетенции обучающихся, являющейся основой готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.

В основе личного и социального благополучия человека лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и разнообразие интересов в свободное время. Труд, быт, досуг — это три направления развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые и определяют содержание коррекционно-развивающей среды в школе – интернате.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к следующему:

1. Подготовка к жизни в обществе;

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы- интерната:

1. Коррекционно-развивающие технологии.

2. Игровые технологии.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

4. Нравственная технология.

5. Здоровьесберегающие технологии.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Содержание нравственного развития и воспитания отбирается на основании базовых национальных ценностей в реализации следующих направлений:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Работу в данном направлении я реализую посредством программы «Школа нравственности», которая содержит следующие разделы:

В этом разделе были запланированы и проведены следующие занятия: «От приветливых слов в мире теплее», «Культура человека», «Культура моей внешности», Здравствуйте, все или как жить в ладу с собой и миром» и др.

По данному разделу были проведены следующие занятия:

«Добро и зло рядом с нами», «Милосердие и жестокость», «Внимание и как оно важно», Мы в ответе за тех, кого приручили»и др.

Проведены следующие занятия:

«Мир моих увлечений», «Калейдоскоп профессий», «Жемчужины народных промыслов», «Трудом красив и славен человек» и др.

Проведены следующие беседы:

«Витамины с грядки», «Без привычек вредных жить на свете здорово», «Не попадись на крючок» и др.

По данному разделу проведены следующие беседы:

«О доблести, о подвигах, о славе», «Природа родного края», «Память, которой не будет конца».

В этом разделе были запланированы и проведены следующие занятия:

«У зеркала», «Галерея волшебных красок», «В мире необычного и удивительного» и др.

Формы работы в данном направлении:

проведение бесед, тематических часов;

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В своей работе использую:

  • подвижные игры,
  • дидактические и развивающие игры ( «Сколько точек -столько букв», «слоговой конструктор», «назови одним словом» , загадки, викторины., настольные игры – лото, мозаики, домино и др., ),
  • сюжетно-ролевые игры, в которых дети, как правило, воспроизводят различные бытовые ситуации (посещение магазина, врача и т.д.)

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение занятия.

Формы работы в это направлении:

  • прогулки и экскурсии;
  • утренняя зарядка;
  • подвижные игры, веселые старты.
  • физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз во время проведения занятий и самоподготовки.

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед, учителя, воспитатели).

В заключение хочется отметить, что основная цель воспитателя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по формированию жизненных компетенций – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр «Шанс». Руководителем которого я являюсь.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Статья о проблеме развития коммуникативных навыков подростков.

В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов. Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успе.

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват.

В материале раскрываются требования стандарта образования к формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ.

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела.

Источник

Формирование жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС

Классы: д/с , 1

Ключевые слова: ОВЗ , ФГОС

Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья является их максимальная социальная адаптация.

В своей работе мы опираемся на основы АООП и реализуем индивидуально – дифференцированный подход с учетом особенностей и возможностей наших детей.

В проекте ФГОС для умственно-отсталых детей впервые четко прослеживается, как формирование жизненных компетенций выходит на первый план, а академический компонент является дополнением.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Обучающихся необходимо подготовить к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе. Данная программа реализуется через СИПР.

Всё коррекционно-развивающее обучение и воспитание (в соответствии с ФГОС) основывается на индивидуальном подходе, проводится систематически с поэтапным усложнением и учетом зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ и постепенным снижением помощи взрослого.

В коррекционно-развивающем обучении и воспитании с целью достижения положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ важно, чтобы весь процесс носил четкий организационный, структурированный характер. В этом помогает режим дня, который предусматривает разноплановые виды деятельности детей, реализация которых происходит в разных кабинетах и корпусах образовательного учреждения. Что способствует формированию у детей умению ориентироваться в пространстве в новой для них среде и реализовывать свои элементарные физиологически потребности. Режим дня помогает при формировании и других навыков, в частности навыков самообслуживания. Дети знают, где находится столовая, туалетные комнаты, умывальники, учебные кабинеты и медицинский кабинет. С этого начинается формирование социально-бытовой компетенции.

Подробнее остановимся на формировании социально-бытовых и коммуникативных компетенций.

Формирование навыков культурного поведения и приемов пищи происходит в помещении столовой во время завтрака, обеда и полдников. Учащиеся первых классов принимают пищу сидя за столами, закрепленными только за учащимися первых классов. Садятся строго в соответствии со своими местами. Соблюдается последовательность посадки, последовательность приема пищи (суп, второе и третье блюдо). А также последовательность уборки (уносят посуду, вытирают стол, а затем вытирают и поднимают скамейки). Данная система прослеживается от завтрака до второго полдника (16.30). Происходит постепенное накопление и закрепление навыков, вырабатывается стереотип поведения в столовой.

Дети ежедневно проговаривают режимные моменты. Четко отработаны стереотипы отдельных видов деятельности.

После обеда – идем спать.

Перед сном – посещение туалетной комнаты, мытье рук.

Подготовка ко сну – разборка кроватей, раздевание.

После тихого часа – кружки.

Формирование навыков подготовки и уборки рабочего места, а также учебного помещения происходит во время урочной и внеурочной деятельности.

Упор делается на четком распределении обязанностей.

Формирование навыков самообслуживания при уборке помещения и рабочей зоны на тематических занятиях.

Так же закреплению и формированию навыков способствует наличие межпредметных связей.

Навыки по самостоятельному одеванию и раздеванию сезонных и других видов одежды также отрабатывается во время урочной и внеурочной деятельности и закрепляются в процессе подготовки к динамическим паузам и прогулкам (в соответствии с режимом дня).

Задача максимальной социальной адаптации, в частности коммуникативных навыков осуществляется путем вовлечения и участия детей с ОВЗ в массовых общешкольных мероприятиях. Для детей, имеющих расстройство аутистического спектра – это имеет огромное значение. Путем постепенного, поэтапного приучения детей к массовой коллективной совместной деятельности удается решить поставленную задачу. Ярким примером является подготовка к празднику Новый год. Громкая музыка, костюмированные персонажи, другое помещение (непривычная обстановка), массовость вызывали у детей негативные эмоции и чувства страха. Путем дозированного приучения и вовлечения детей в течение месяца во время ежедневных репетиций удалось побороть у учащихся чувство страха, снять напряжение и негативизацию.

За текущий учебный период (год) удалось добиться у детей с ОВЗ положительной динамики при формировании выше перечисленных жизненных компетенций, благодаря четко-структурированной и системной работе при единстве требований.

Источник

Читайте также:  Чай для здоровья сосудов
Adblock
detector