Меню

Формирование здоровья у учащихся начальных классов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья (4 класс) на тему

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [1], Брехман И.И. [2;3], Л.Г. Татарникова [19; 20] и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. У обучающихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточными знаниями о здоровом образе жизни.

Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (см. труды И.И. Брехмана [2;3], Л.С. Выготского [4], Г.К. Зайцева [6;7], П.Ф. Лесгафта [13; 14], Н.И. Пирогова [17], В.А. Сухомлинского [18], Л.Г. Татарниковой [19; 20], К.Д. Ушинского [21] и др.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х — начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [8], гигиену обучения и воспитания школьников [12], факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе [15], школьную валеологическую работу [6;7;10; 11].

Таким образом, одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков, во внеклассной деятельности, работе с родителями. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни можно использовать такие методы и приемы, как «уроки здоровья», практические занятия, беседы, чтение, рисование, игры, проектная деятельность детей [9;17].

На родительском собрании следует провести беседу о соблюдении режима дня. Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение [12]. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития [11].

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена [7].

Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. При длительном сидении снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций [16].

Исследования в области физической культуры (Кенеман, Хухлаева, 1985), психологии (Эльконин, 1960) и педагогики (Запорожец, 1986; Выготский, 2000) показали, что правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности [16].

Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы [5].

Читайте также:  Последствия для здоровья грибка ногтей

Регулярность. Режим питания обеспечивает равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте — 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее — организация питания в семье, позволяющая сформировать «рефлекс на время». Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда — это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин.

Разнообразие. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества — все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции, нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма. Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда.

Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом, должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни — от питания в обычное время. Летний стол — от зимнего стола и т.д.

В деле контроля адекватности питания основная ответственность — на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно.

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия — соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но знать не значит всегда выполнять. Обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков.

Удовольствие. Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений и воспитательные беседы. Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление — семейный стол — это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Одним из компонентов формирования ЗОЖ у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек: курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером.

В возрасте 6-8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9-10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими.

Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10-15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2-3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет [15].

Даже если родители курят сами, они должны настаивать на том, что эта привычка вредит здоровью, и ни в коем случае не курить в доме. Установлено, что дети, живущие в семьях, где курят, чаще страдают заболеваниями органов дыхания. Уже в 5-9 лет у пассивного курильщика нарушается функция лёгких. Кроме того, пассивное курение может стать причиной ухудшения памяти, зрения.

Читайте также:  Такое количество пива не вредит здоровью

Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление — опьянение. По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них [15]. В каждой семье свои праздники и мало таких, где праздничное застолье обходится без спиртного. Очень часто именно во время их проведения детям предлагают попробовать средство для повзросления. А ведь этого делать ни в коем случае нельзя. Наоборот, надо научить детей отказываться от подобных предложений (Нет, не хочу, Спасибо, не стану!, Мне это не доставляет удовольствия и др.). Взрослым необходимо знать, что смертельная доза для младших школьников составляет 100-150 грамм водки, а для маленьких детей — 60-70 грамм водки [15].

Приобщиться к наркотикам ребёнок может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7-8 лет. Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают [15]. В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше формировать у детей отрицательное отношение к наркотикам. Для занятий можно использовать и соответствующие возрасту методы: сказки, игры, кукольные семейные спектакли.

Одним из повсеместно распространенных наркотиков становится в настоящее время компьютер. Компьютер даёт возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В общении детей с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребёнка. Прежде всего, родителям нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребёнка умным и развитым. Кроме того, следует знать, что через каждые 30-40 минут работы за компьютером необходимо делать 10-15-минутный перерыв. В перерыве целесообразно выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далёкой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево — вправо без поворота головы.

Поскольку длительное сидение за компьютером может привести к ухудшению осанки, следует больше внимания уделять активному образу жизни: прогулкам на свежем воздухе, походам, плаванию, выездам в лес. Необходимо учить и самих детей самостоятельно заботиться о своём здоровье, правильно организовывать рабочее время, рационально чередовать и распределять нагрузки. Не рекомендуется использовать компьютер как средство наказания или поощрения детей.

Еще один особо важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.

Читайте также:  Проблемы здоровья у доберманов

Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия физической культурой на открытом воздухе, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, пример семьи и педагога, использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов, система в работе.

При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Литература

  1. Базарный В.Ф. Программа экспресс — диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/В.Ф. Базарный. — Сергиев-Посад.: Загорская типография, 1995. — 70 с.
  2. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье / И.И. Брехман. — Л.: Наука, 1987. — 123с.
  3. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 212 с.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. — 382 с.
  5. Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. — 2002. — № 5.-С.88-91. — (Здоровье и образование).
  6. Зайцев Г.К. Педагогика здоровья: Образовательные программы по валеологии Санкт-Петербурга /Г.К. Зайцев, З.В. Колбанов, М.Г. Колесникова. — СПб.: Акцидент, 1994. — 78 с.
  7. Зайцев Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев. — СПб.: Акцидент, 1998. — 159 с.
  8. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. — 2003. — Т. 4, №3. — С. 74 — 79.
  9. Картушина Марина Юрьевна. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.Ю. Картушина. — М.: Сфера, 2004. — 382, [1] с. — (Программа развития).
  10. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /В.В.Колбанов. — СПб.: Деан, 1999. — 229 с.
  11. Колбанов В.В. Валеологическое образование в начальной школе /В.В.Колбанов // Начальная школа. — 1999. — № 1. — С. 41- 43.
  12. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
  13. Лесгафт П.Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания: избранные психологические труды/П.Ф. Лесгафт. — Воронеж: МОДЭК, 1998. — 410 с.
  14. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень /П.Ф. Лесгафт. — М.: Педагогика, 1988. — 400 с.
  15. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. — М.: Просвещение,1987. — 114 с.
  16. Овчинникова Л.В. Двигательная активность — неотъемлемый компонент развития личности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Овчинникова // Режим доступа: #»justify»>.Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Л.М. Феррои, Е.О. Смирнова, И.В. Вачков и др.; Под ред. В.Н. Касаткина. — М.: Линка-Пресс, 1998. — 336с.
  17. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. В.З. Смирнов /Н.И. Пирогов. — М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. — 752 с.
  18. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. — 224 с.
  19. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. — СПб.: Санкт — Пб ГУПМ, 1993. — 118 с.
  20. Татарникова Л.Г. Валеология — основы безопасности жизни ребенка /Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захарович, Т.О. Калинина. — СПб.: PETROC, 1995. — 128 с.
  21. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990.

Источник

Adblock
detector