«Формирование философии здоровья средствами искусства»
статья (6 класс) на тему
Формирование и укрепление здоровья ученика является стратегтей валеологии. Валеология обучает мыслить чувствами, а чувствовать разумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование философии здоровья средствами искусства»
Учитель высшей категории:
Пархоменко В.А. МОБУСОШ№10 станица Советская, Новокубансий район
Одним из способов существования человека является активное развитие способности осмысления своего жизненного пути как единого целого, что позволяет строить человеческую жизнь на нравственной основе. В сегодняшней жизни своеобразным лекарством могут стать культура и искусство.
Искусство приходит в мир человека через воспитание, обучение со стороны родителей, учителей. Оно формирует культуру чувств и влияет на здоровье. Наслаждение жизнью есть условия здоровья. Искусство является одним из путей достижения счастья и здоровья. Стать властелином своего здоровья — это значит научиться искусству, управлять им.
В нашей школе введен факультатив по курсу «Валеология»- здоровый образ жизни. Валеологическое обучение проходят в шестых, седьмых, восьмых классах.
Учащиеся 10-12 лет изучаю половое развитие, симпатию между людьми, ссоры между людьми, понятие о самочувствии, знакомятся с жизненным циклом человека. Говорим о дыхательных и жевательных наркотиках, влиянии их на организм человека. Структуры, функции кровообращения и т. д. Большое влияние уделяем темам: «Нервные перегрузки, поведение в условии жизни». Дети прекрасно выражают свои эмоции, умеют описать положительные и отрицательные качества людей.
Ребята 7-8 классов по плану изучают влечение души, разума и тела. Конфликты, драма, отчуждение подростка в семье. Питание и диета. Дружба, влюбленность. Тайны человеческого организма.
Курс «Валеология» является одним из механизмов гуманной педагогики. Здесь выявляются способности детей к творчеству в условиях обычной школы. Дети получают знания в области здоровья. Программные мероприятия по курсу «Валеология» направлены на профилактику и устранение факторов риска (переедание, алкоголь, наркотики, переутомление)
На практических занятиях я применяю тесты, деловые игры, оздоровительные тренировки. Я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья учащихся;
2. Профилактическая работа;
3. Усвоение учащимися гигиенических знаний и умений
4. познание законов психологического развития человека
Если у учащихся психоэмоциональное перенапряжение- самое главное лечение- творчеством. Лечение положительными эмоциями, лечение «смехом». Смех обеспечивает творческий процесс. А творчество связанно с радостью.
Валеологическое воспитание можно осуществить на уроках физ. воспитания, биологии, экологии, труда, в кружковой работе, на экскурсиях, днях «Здоровья».
Валеологическое воспитание учащихся сможет сформировать систему взглядов на здоровый образ жизни, восстановить авторитет семьи, сохранить здоровье человека.
Чтобы проводить с ребятами целый комплекс профилактик, оздоровительных мероприятий- нужна тесная связь мира и человека, индивидуальное обучение и творчество детей и учителей, тесная связь с природой.
В связи с этим 10 сентября 2003г. Между Армавирским лесхозом МСОШ №10 был составлен договор о сотрудничестве. Так у нас в школе образовалось «школьное лесничество».
5 октября 2003г. Состоялась выборная конференция, в октябре была организована экскурсия в совхоз декоративных культур. В ноябре провели классный час «Значение птиц и животных в жизни леса», где выступили биолог школы Панченко Е.П. И Пархоменко В.А., лесничий — Татуаров А.Г., учащиеся 6 «Б» класса. Все эти мероприятия позволяют больше просветить наших ребят, вырабатывать у них умения устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой; человек — водные ресурсы; человек- земельные ресурсы.
Работа и занятия в школьном лесничестве воспитывают у детей личностные качества: честность, трудолюбие, добросовестность. Учим искать новое и в этом поиске находить радость и удовлетворение, внимательно слушать и быть доказательным в спорах. У ребят, учителей есть мечты, для реализации которых предстоит много поработать. Например, мы хотим создать в школе уголок живой природы, разбить сад, создать аллею редких культур, озеленить и загородить школьный участок, благоустроить клумбы. Мы планируем расширить школьное лесничество: привлечь всех желающих учащихся 6-х классов, которые будут отрабатывать летнюю практику в лесничестве и будут обеспеченны 2-х разовым питанием. Главная задача школьного лесничества — научить детей любить и понимать природу, заботиться о своем здоровье. Здоровье — это полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Формирование и укрепление здоровья ученика и учителя — является стратегией валеологии. А обращение к искусству как способу жизни — одна из главной цели валеологии. Валеология обучает мыслить чувствами, а чувствовать разумом. Развивать у учащихся творческое мышление, ощущать и видеть себя в целостности с природой в процессе формирования своего здоровья.
Источник
Статья «Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой сфере жизни»
статья на тему
Статья «Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой сфере жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_loshkareva_n.p.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование средствами искусства
эстетической позиции в любой сфере жизни
Модель системы эстетического воспитания школьников средствами искусства имеет двухуровневую структуру: средовую и личностную. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей эстетического воспитания средствами искусства. Главная задача при создании художественно-эстетической среды — помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь.
Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную и социальную составляющие, дает ребенку возможность научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать свое творчество с эталонами. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда — художественный материал, эстетика оформления — стимулирует интересы ребенка. Духовная — мир чувств и взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства, такими как изобразительное искусство, дизайн, архитектура, музыка, литература, театр, – предоставляют ребенку возможность «оживлять» образы, одухотворять красоту. Социальная — устанавливает взаимосвязь искусства и жизни. Научиться хорошо понимать и оценивать эстетическое можно, лишь развивая творческие способности во всех областях человеческой деятельности. Находясь в поиске внутреннего содержания, собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом задачи, требующие творческого вмешательства.
Программа эстетического воспитания учащихся на материале искусства реализуется на личностном уровне. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Методы эстетического воспитания: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение.
Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, позволяет им осваивать культурное наследие прошлого.
В системе художественного воспитания учащихся можно выделить три взаимосвязанных звена —
1) эстетическое просвещение (когнитивный компонент);
2) развитие эстетических чувств (аксиологический компонент);
3) обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный компонент).
Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Таким образом, может быть организовано изучение как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров, включая те, которые особенно интересуют учащихся.
В средних классах необходима продуманная система бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную искусствоведческую информацию. Опыт школ убеждает в том, что систематическое знакомство с классическими произведениями постепенно приводит учащихся к их пониманию и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах практикуется исследование жизни и творчества художников и художественных направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах, однако интересы младших школьников продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины они обращают внимание прежде всего на изображенное на ней событие. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво, его утомляют длительные занятия. Вместе с тем его увлекает сам процесс рисования, лепки, конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.
Основная работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного. Главное в подростковом возрасте — это потребность в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, — избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Юный человек становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладеть тем или иным видом искусства.
Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у младшего подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по формированию у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать примитивное ремесленничество от подлинного искусства.
Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Очень важно обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном искусстве. Для этого большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по изобразительному искусству необходимо использовать произведения литературы и музыки.
Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться в этом потоке, отделяя в нем позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики используют в своем быту фотоаппарат, видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, вкус, образное мышление подростка при этом не развиваются.
Источник
Искусство и здоровье
Первое обращения внимания на благотворное влияние искусства на здоровье древними греками. Этическое и гедонистическое понимание катарсиса в эпоху Возрождения. Механизм воздействия произведения искусства на человека. Побуждение положительных чувств.
Рубрика | Психология |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.01.2015 |
Размер файла | 14,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Работа Михеевой Анастасии
Впервые на благотворное влияние искусство на здоровье, обратили внимание древние греки. Ещё в VI веке до нашей эры в Греции была разработана теория освобождения души от вредных страстей (гнев, страх, ревность и т.п.) с помощью специально подобранной музыки. Согласно легенде, Пифагору удавалось музыкой излечивать людей от душевных и телесных болезней. Такое состояние древние греки называли катарсис, т.е. очищение.
С искусством катарсис связал Аристотель. В сочинении «Политика» он писал, что под влиянием музыки возбуждается психика человека, возникают сильные чувства (жалость, страх), в результате чего люди «получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием».
В эпоху Возрождения встречалось в основном этическое и гедонистическое (от греч. «гедонэ» — наслаждение) понимание катарсиса. В понимании Иоганна Вольфганга Гете катарсис — процесс восстановления с помощью искусства разрушенной гармонии духовного мира человека.
В XIX—XX столетиях появились новые толкования катарсиса. Зигмунд Фрейд так называл высвобождение энергии вытесненных инстинктов и влечений, в том числе и с помощью искусства.
Механизм воздействия произведения искусства на человека заключается в воздействии на органы чувств. Возникает чувство восхищения, удовольствия. Чем дольше мы смотрим на картину или слушаем музыку, тем большая радость охватывает нас. Мы не всегда можем объяснить, почему нам нравится то или иное произведение. Глядя на картину, человек может внутренне спорить с художником или согласиться с ним. Произведения реалистического жанра активизируют психику, интерес к жизни, т.к. наполнены особой силой и энергией. Искусство до глубины души трогает нас, очищает душу. В этом и заключается великая сила искусства.
Пейзажи известных русских художников XIX века дарят радость, пробуждают в душе разнообразные чувства и переживания.
Пейзажи И. И. Шишкина (1832—1898) показывают величие и красоту природы. Они спокойны и натуралистичны («Сосновый бор». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Мы наслаждаемся красотой природы и восхищаемся высокой техникой живописца.
Пейзажи Ф. А. Васильева (1850—1873) отличаются глубоким лирическим чувством художника («Мокрый луг». 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Он заставляет нас погрузиться в мир чувств и настроений, которые он испытывал сам, работая над полотном.
Картина И. И. Левитана (1860—1900) «Над вечным покоем» (1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва) — пейзаж с высоты птичьего полета. Художник выразил философское ощущение бытия, состояние своей души в общечеловеческом, небесном смысле. Красота природы, передаваемая им, несет облегчение в душу человека.
Когда-то художника считали простым ремесленником. Порою его принимали за Божеское орудие, с помощью которого силы небесные созидают нечто необходимое людям. Было и такое представление о художнике: будучи мудрым и одухотворенным человеком, он своими произведениями направляет общество к усовершенствованию.
Медицина и искусство, особенно живопись, на всех этапах существования человеческой цивилизации были неразрывно связаны. Создание картины или музыкального произведения, как и постановка диагноза, представляет собой творческий процесс.
Искусство врачует человека цветом, тоном, ритмом, мелодией.
Один из великих представителей импрессионизма конца XIX века Пьер Огюст Ренуар вошел в историю искусства как живописец, воспевающий счастье и красоту. В его картинах запечатлен мир, в котором нет места страданиям, печали и скорби. Женщины Ренуара пленительны, дети очаровательны и непосредственны, а пейзажи безмятежны и лучезарны. Его картины пронизаны атмосферой жизнелюбия и веселья. Теплые переливы красок, золотистые блики света, мягкие линии — все его творчество исполнено необыкновенной нежности и поэтичности.
Удивительно, но жизнь Ренуара не была безмятежной. В ней были болезни, страдания, войны, революции. Но ничто не могло нарушить внутренней гармонии его личности. Огюст Ренуар, по утверждению писателя Октава Мирбо, — «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины (Ионина Н. А. Сто великих картин. Москва, «Вече», 2000 г. С. 326). Он следовал своему принципу: « В жизни так много неприятных вещей, что мы ни в коем случае не должны производить их сами».
Художник не отличался крепким здоровьем, он страдал ревматоидным полиартритом. Частые переохлаждения, обусловленные работой на пленэре в любую погоду, курение привели к развитию хронического бронхита и пневмонии. Драматический исход болезни Огюста Ренуара был предопределен. Медицина того времени не способна была обеспечить эффективное лечение, что привело к прогрессированию болезни.
Болезнь разрушила тело Ренуара, но не сломила духа, не могла заставить его не рисовать. Более того, именно в этот период, именуемый искусствоведами «перламутровым», картины художника приобретают особые оттенки, переливчатость.
Ренуар написал около 6 тысяч картин, из них более 400 — во время болезни. Итогом жизненного пути художника явились не деформированные суставы, а бессмертные полотна, пробуждающие в нас чувство прекрасного и вечного, веру в добро и красоту.
Пробуждая такие чувства, искусство благотворно действует на любого человека, доставляя наслаждение, радость или, напротив, вызывая сильное душевное волнение, побуждая к размышлениям, открытию неизвестных ранее сторон жизни. чувство искусство здоровье катарсис
Искусство открывает перед человеком чудесный мир, наполненный красками, звуками, покоряющими душу. Оно действует на него подобно лекарству.
В трудные, критические моменты жизни мы нередко обращаемся к искусству, которое не только на время отвлекает от проблем, но и позволяет по-другому на них взглянуть, осмыслить, пережить их. Когда же мы находимся в картинной галерее, на концерте или сами выражаем себя в творчестве (играя на музыкальном инструменте, рисуя и т. д.), искусство становится богатым источником самопознания, радости, силы и здоровья.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Влияние искусства на человека. Понятие эмоций и искусства. Психолого-педагогические основы подхода к проблеме влияния искусства на формирование положительных эмоций. Влияние искусства на эмоции. Устранение трудностей при работе с произведениями искусства.
дипломная работа [141,7 K], добавлен 12.07.2011
Под стрессом подразумевается чрезмерные для организма воздействия на него, перегрузки, преимущественно нервно-психические, и последующие реакции как внутри организма, так и вне его. Стрессы отрицательно влияют на здоровье человека, вызывая болезни.
реферат [14,4 K], добавлен 02.01.2009
История использования искусства как терапии. Практика использования изобразительного творчества. Приминение музыкального искусства в коррекционной работе. Интерес ученых к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
реферат [32,1 K], добавлен 10.08.2010
Влияние эмоций и желаний на состояние здоровье человека, возможности управления ими. Основные разрушительные страсти человека. Причины проявления суицида среди подростков. Влияние здорового образа жизни на психологическое и физическое развитие человека.
презентация [1,1 M], добавлен 18.03.2011
Психоанализ и искусство. Сущность понятия «коллективное бессознательное». Эволюция художественных форм по Ранку. Творческий процесс и мотивация искусства. Особенности метода «автоматического письма». Бессознательное в живописи на примере сюрреализма.
контрольная работа [26,7 K], добавлен 09.04.2016
Источник