Меню

Формирование здоровья системный подход

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка
статья на тему

Воспитываем у детей привычку к здоровому образу жизни — растим здоровое поколение.

Скачать:

Вложение Размер
sistemnyy_podkhod_v_formirovanii_zdorovya_i_razvitiya_rebenka.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка

Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Современный человек не имеет морального права причислять себя к цивилизации начала третьего тысячелетия, если он не осознал всей важности здорового образа жизни, не освоил культуры здоровья.

Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, который он ведет. Естественно поэтому, если у человека не сформирована установка на здоровый образ жизни, то его отношение к здоровью оказывается вне серьезного внимания. В этих условиях человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели (статус здоровья зависит от органов здравоохранения всего лишь на 7-8%). Помочь себе, детям мы должны сами, и только сами.

Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными.

Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети? Основной удельный вес среди них составляет категория часто болеющих. Катастрофически растет число малышей, склонных к заболеваниям органов дыхания, почек, детей с нарушенным обменом, с изменениями со стороны нервной системы. Да разве можно вот так, в нескольких строчках, перечислить всю ту накопившуюся боль, связанную с нашими детьми?!

В настоящее время главной задачей работы дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям — все это основа формирования здорового образа жизни. Основная цель педагога — дать информацию ребенку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.

Здоровый образ жизни — универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья.

Исходя из задач и средств физического воспитания детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть сформированы определенные умения и навыки, детям должны быть даны определенные знания, должны быть воспитаны полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.

«Движение-жизнь» — такого девиза я придерживаюсь, ведь целенаправленная двигательная активность-это залог здоровья. Я в системе провожу с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений, физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. А в результате происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.

Начиная с младшей группы при благоприятных погодных условиях гимнастику и физкультурные занятия я провожу на свежем воздухе. Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности. Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении наша утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной часовой прогулке.

Проводя гимнастику после дневного сна, стараюсь поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки, воспитывать самоорганизованность.

Считаю важным ежедневно проводить оздоровительный бег (длительный бег в медленном темпе). Предварительно провожу разминку, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. В разминку включаю приседания, различную ходьбу, бег на месте. Затем дети бегут в нужном темпе. Заканчивается бег замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, упражнений на расслабление.

Использую в своей работе некоторые приемы закаливания детей: обширное умывание водой из-под крана; обливание ног; погружение ног в воду; ходьбу босиком (сначала в носочках по ковру, по полу, затем босиком) на физкультурных занятиях; сон без маечек при благоприятном температурном режиме (не ниже +18 С).

Приобщаю детей к регулярным занятиям физкультурой, работаю над созданием у них установки на самостоятельные занятия, даю необходимые знания по физической культуре, безопасному поведению. Формирую представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своей здоровье, прививаю культурно-гигиенические навыки, воспитываю сознание того, что человек-часть природы, общества, что надо бережно относиться к окружающей нас среде («болеет» природа — болеет и человек); даю детям сведения о том, что полезно для здоровья что вредно.

Таким образом, у дошкольников формируются навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.

Но ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги». Поэтому я стараюсь всегда установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были понятны родителям. Предоставляю информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках, оказываю консультативную помощь. Систематично и последовательно работаю в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении над формированием и укреплением здоровья, его полноценным развитием, считаю, что принцип здорового образа жизни должен стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.

Источник

Педагогический совет на тему «Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности»
учебно-методический материал на тему

Представляю вашему вниманию разработку педагогического совета в нетрадиционной форме,которая может быть использована как итог работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskiy_sovet_sistemnyy_podhod_k_zdorovyu_-_osnova_formirovaniya_vsestoronne_razvitoy_lichnosti.docx 36.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида № 25 станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район

педагогического совета по теме:

«Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности»

Ст.Кавказская, 2016 год

Цель: совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.

— систематизировать знания педагогов об организации деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам физкультурно-оздоровительной работы;

— закрепить знания воспитателей о современных требованиях по формированию у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни, развитию физических качеств. Форма организации: нетрадиционный педсовет (аукцион педагогических идей)

– Оформление информационного листа о планируемом педсовете на доске для воспитателей;

– Конкурс «Лучший здоровьесберегающий проект для детей дошкольного возраста и их родителей»;

– Наглядная информация по ЗОЖ в уголках для родителей;

— Консультация «Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки, включая мероприятия по безопасности».

Оборудование: магнитофон, музыка со звуками природы, музыкальные инструменты, цветные полоски бумаги, ноутбук для показа презентаций, выставка литературы по формированию основ ЗОЖ.

Ведущий аукциона — старший воспитатель

Аукционист — заведующий ДОУ.

Аукционеры — члены педагогического коллектива.

Порядок, основное содержание деятельности

Вступительное слово «Современные здоровьесберегающие технологии»

Лот № 1 Выступление с презентацией

« Система работы в группе по формированию навыков ЗОЖ»

Лот№2 « Сказкотерапия» (сообщение)

Воспитатель Жмака Т.В.

Лот №3 «Куклотерапия» презентация)

Лот№4 «Игротерапия» (мастер-класс)

Воспитатель Симкина Е.В.

Лот№5 «Песочня терапия»

Лот№6 « Хромотерапия и изотерапия » ( сообщение с игровым упражнением)

Лот № 7 «Музыкотерапия» сообщение с импровизированным оркестром)

Муз. рук. Рыбалкина С.В.

Члены педагогического совета

Подведение итогов педсовета.

Ход педагогического совета

— Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы очень рады Вас приветствовать сегодня на «Аукционе педагогических идей». Тема аукциона: «Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности»

2. Выступление старшего воспитателя ДОУ о современных здоровьсберегающих технологиях.

Ребенок не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность и верит в его нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождается пессимистически негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное – так постепенно формируется пассивное отношение к здоровью.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

• знание правил гигиены и ухода за своим телом;

• знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

• знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

• знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует отнести:

• организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

• обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;

• организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

• физическое воспитание детей.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников как основная задача дошкольного образовательного учреждения должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

К современным здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, разные виды гимнастики: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Сегодня на аукцион выставлены необычные лоты — это педагогическая продукция наших педагогов, которые на сегодняшний день станут аукционистами. Аукцион — публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продаётся в присутствии многих желающих — покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию:

Ведущий аукциона — старший воспитатель;

Аукционист — Заведующий ДОУ;

Аукционеры – вы, уважаемые коллеги.

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто ответит на 3 вопроса. Идея достанется тому, кто правильно ответит на 3 вопроса. Если не отвечаете на вопросы, то идея остаётся в банке методического кабинета.

Одной из задач ДОУ является создание благоприятно морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

Деятельность педагога есть деятельность, основанная на педагогической теории и педагогическом творчестве — искусстве. Для того чтобы личность педагога стала фактором формирования личности воспитанников, он должен быть профессионально грамотным, творческим членом педагогического коллектива, хранящим и обогащающим его традиции, разделяющим его взгляды, идеи, ценности.

Для постоянного совершенствования воспитательно-образовательной работы в ДОУ требуется непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и педагогического мастерства педагогов.

Творческая индивидуальность педагога проявляется в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей. Без творчества невозможно выработать педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и ее совершенствования.

В решении этой задачи важную роль играет систематическое самостоятельное изучение новейших достижений педагогики, детской психологии, анатомии и физиологии ребенка, гигиены, а также программно-методическими документами по вопросам дошкольного воспитания.

Чем выше уровень овладения педагогической теорией и практическими навыками и умениями, их творческого осмысления, тем выше уровень педагогического мастерства и творчества.

Метод активизации педагогов

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от «Аукциона педагогических идей», узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего педсовета видят свое продвижение вперед.

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Структура работы: Ведущий заранее готовит большой плакат с «условным деревом». Участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от педсовета и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как пожелания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их срывать и складывать в корзину.

3. Проведение аукциона

Итак, внимание! (звучит колокольчик)

Разрешите начать наш «Аукцион педагогических идей» по теме: «Системный подход к здоровью – основа формирования всесторонне развитой личности»

На аукционе талантов представлено 6 лотов, которые заявлены в ваших программах:

Лот №1 — « Система работы в группе по формированию навыков ЗОЖ»

Лот №2 — «Сказкотерапия»

Лот №3 — «Куклотерапия»

Лот №4 — «Игротерапия»

Лот № 5 — «Песочная терапия»

Лот № 6 — « Хромотерапия и изотерапия»

Лот № 7 – «Музыкотерапия»

Представляем вашему вниманию

Лот №1. « Система работы в группе по формированию навыков ЗОЖ — данный лот представляет воспитатель Шарикова Н.И. (выступление с презентацией).

Итак, начальная цена — первый вопрос:

— Физическое развитие – это …

— Компоненты оздоровительной работы …

— Назовите блоки образовательного процесса, в которых организованно физическое развитие.

Лот №2 – «Сказкотерапия» представляет воспитатель Жмака Т.В. (выступление с презентацией).

Итак, начальная цена — первый вопрос

— Сказкотерапия – означает … лечение сказкой)

— Жанры, используемые в сказкотерапии:… (притчи, былины, басни, легенды, мифы…)

Домашнее задание для педагогов

Изготовление памятки для родителей « Дидактические сказки ».

Лот №3 — «Куклотерапия» представляет воспитатель Маркова М.В (выступление с презентацией).

Итак, начальная цена — первый вопрос

— Какие куклы используются в куклотерапии?

— Какие функции выполняет куклотерапия? (коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения; развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.); обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

— Процесс куклотерапии. (1 – изготовление, 2 – обучение вождению: кукла села, встала, поклонилась, церемония «оживления», 3 – постановка мини-спектакля)

Лот №4 – «Игротерапия» представляет воспитатель Симкина Е.В. (выступление, мастер-класс).

Итак, начальная цена — первый вопрос

— Продолжите фразу: «Игра — …………»

— Что такое игротерапия? ( это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей).

— Виды игротерапии (групповая и индивидуальная).

Лот №5 – «Песочная терапия» представляет воспитатель Пащенко С.Н. (выступление с презентацией).

Итак, начальная цена — первый вопрос

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «песок»?

— Закончите фразу: « Детская песочная терапия не ставит цель переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть… ( самим собой)

— На какие три направления можно разделить игры с песком? (познавательные игры, обучающие игры и проективные игры)

Лот № 6 — « Хромотерапия и изотерапия» представляет воспитатель Сидоренко М.Н.

Итак, начальная цена — первый вопрос

Атр-терапия – это терапия … (творчества).

— Направления арт-терапии ( сочинение сказок, живопись, танцы, пение, работа за гончарным кругом, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия
— Назовите виды изотерапии (марание, рисование пальцами, сухими листьями, сыпучими материалами, плоскостные изоражения из бумаги и т.д.)
Лот № 7 – «Музыкотерапия» представляет музыкальный руководитель Рыбалкина С.В.

Итак, начальная цена — первый вопрос

— Музыка – это лекарство, которое ……. (слушают)

— Музыкотерапия позволяет…….. (успокоить, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на детских музыкальных инструментах)

— . Музыкотерапия включает: (прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, музыкальные паузы на занятиях, сочетание музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения).

4. Подведение итогов

Уважаемые коллеги! Нам очень хотелось бы, чтобы вы приняли участие в оценивании лотов наших аукционистов, с помощью высказываний по каждому лоту.

Рефлексия. Метод «Солнышко и дождик»

Цель: подвести итоги, рефлексию.

Материалы: солнышко и лучи желтого цвета, тучка и капли синего цвета, фломастеры.

Проведение: На желтых лучах написать положительные моменты встречи «Что удалось», на синих каплях – «Что не получилось», какие были упущения, как со стороны ведущего, так и со стороны участников.

Вручение благодарственных писем.

Уважаемые педагоги! Разрешите закончить «Аукцион педагогических идей» фразой:

«Педагогическое творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга. Без удовлетворенности специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать, что в нашем педагогическом коллективе работают творческие, целеустремленные, эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником существования, но и источником радости, смысла жизни».

Спасибо Вам всем. Успехов в вашей нелегкой, но творческой работе!

1. В целях выполнения задач образовательной области «Физическое развитие», продолжать в группах оснащение физкультурных уголков, согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Ответственный: ст.воспитатель Бояркина Г.Н., воспитатели групп

Срок исполнения: в течение года.

2.Систематически планировать и проводить дидактические и сюжетно – дидактические игры, как основную форму организации совместной деятельности детей.

Ответственный: ст.воспитатель Бояркина Г.Н., воспитатели групп

Срок исполнения: в течение года.

3.Провести смотр — конкурс на лучший физкультурный уголок группы.

Ответственный: ст.воспитатель Бояркина Г.Н., воспитатели групп

Срок исполнения: апрель 2017 г.

4. Включать в совместную деятельность педагога с детьми инновационные формы работы по формированию основ ЗОЖ у дошкольников.

Ответственный: ст.воспитатель Бояркина Г.Н., воспитатели групп

Срок исполнения: в течение года.

5.Использовать разнообразные формы работы с родителями, по вопросам укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Ответственный: ст.воспитатель Бояркина Г.Н., воспитатели групп

Срок исполнения: в течение года.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус.

Дошкольный возраст — это фундамент здоровой личности, следовательно, и здорового общества в настоящем и будущем.

Путешествие по мостам Санкт-Петербурга.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д.

LEGO — технология является актуальной в условиях внедрения ФГОС ДОО, так как: позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей, дает возможность воспитателю объединять игру с исследоват.

В соответствии с ФГОС ДО среди принципов дошкольного образования выделяется такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение адаптацию образовательного проце.

Источник

Читайте также:  Вредные запахи для здоровья человека
Adblock
detector