Формирование здоровья ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения
Гикавчук Ирина Анатольевна
Формирование здоровья ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения
Гикавчук И. А. воспитатель МДОУ№ 57 г. Майкоп
Наши дети. Сколько радости и надежд связано с их появлением на свет. Мы хотим, чтобы они выросли здоровыми, красивыми, умными. Мы готовы сделать все от нас зависящее, чтобы их детство было счастливым. Заботы родителей в первые годы жизни ребенка направлены, прежде всего, на сохранение и укрепление его здоровья.
Воспитание детей — большая радость, большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной задачей и в работе до-школьного образовательного учреждения.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения и осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Решающая роль в пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Эта важная обязанность родителей прописана в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18, п. 1): «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».
Ни для кого не секрет, что, с одной стороны, вести здоровый образ жизни| в XXI веке становится достаточно модным. А с другой — чтобы иметь крепкий иммунитет, подтянутое тело и статную осанку, нужно много работать над собой. Взрослый человек, поборов свою лень, может прекрасно с этим справиться. А вот маленький ребенок, в силу своей наивности и незнания, не может этого сделать. Поэтому весь груз ответственности перекладывается на взрослые плечи.
Конечно, многие родители уделяют достаточное внимание свои детям и их здоровью, постоянно занимаются с ними, развивают их, показывают на собственном примере необходимость спорта, правильного питания, оздоровления. Но, к сожалению, встречаются родители, которые не могут служить для своего ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как они часто предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, физическим упражнениям, прогулкам на свежем воздухе. При этом и те и другие родители зачастую плохо представляют, как же необходимо правильно приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Дети болеют. Этот грустный факт также непреложен, как и тот, что дети растут. Но в отличие от последнего, детские болезни не доставляют радости ни им самим, ни родителям. Высокая температура, ломота во всем теле, слабость, капризы. Микстуры, градусники, горчичники, таблетки. Бессонные ночи, беспокойные дни. Ну ладно бы еще «детские» инфекции! Куда обиднее ребенок постоянно простужается. Уважаемые родители, не хотите, чтобы ребенок постоянно болел? — Воспитывайте у него ценностное отношение здоровью.
А чтобы помочь родителям в этом, мы знакомим их с различными составляющими оздоровительных мероприятий и учим использовать их в своей жизни. Одной из таких составляющих является закаливание — воздействие контрастных температур на организм, его иммунные системы. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных температур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциям) увелечением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.
Мы предлагаем примерную программу закаливания, которая BЫПОЛНЯЕТСЯ поэтапно. Программа содержит перечень ежедневных мероприятий, выполняемых постоянно (см. таблицу, позволяет родителям учитывать заинтересованное отношение ребенка к процедурам (что ему нравится больше, а что меньше, дает возможность самостоятельно составлять комплексы, обеспечивающие постепенное закаливание организма.
При отборе процедур для закаливания на последующих этапах, которые разрабатываются педагогами дошкольных учрежденийсовместно с родителями важно опираться на два основных принципа:
1) все закаливающие процедуры основаны на попеременном воздействии
тепла и холода. Суть физиологической адаптации, происходящей в процессе закаливания, — приспособление детского организма к частым сменам температуры окружающей среды;
2) закаливание, как и любая другая физиологическая адаптация, — процесс
довольно медленный, состоящий из нескольких последовательных стадий. Сократить время на прохождение любой из этих стадий, а тем более «пропустить» какую-то стадию невозможно, организм просто не справится с новыми нагрузками, и ребенок может заболеть.
Ежедневные мероприятия (выполняются на всех этапах)
Средство закаливания Условия проведения Время сеанса
Вентиляция помещений с периодичностью 4-5 раз в день
Холодно (t воздуха ниже 10°С)30-40 мин.
Умеренно (t воздуха от 10 до 30°С) 15-20 мин.
Жарко (t воздуха выше30°С)5-10 мин.
Прогулки на свежем воздухе
Тепло (летом -1 воздуха выше 20°С,зимой -1 воздуха выше 0°С) 3-4 часа
Умеренно (летом -1 воздуха 15-20°С,зимой -1 воздуха от 0 до -10°С)2-3 часа
Холодно (летом -1 воздуха ниже 15°С, зимой -1 воздуха ниже -10°С) 1-1,5 часа
Самомассаж рук и ног Утром, перед гимнастикой 5-7 мин.
Утренняя гимнастика Утром, перед водными процедурами 7-10 мин.
Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.
Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения «Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения» 1. Нормативные документы (должностные инструкции, положение о логопедическом.
Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Многолетний опыт работы показывает, что семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны,.
Материал для конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» Материал На районный этап профессионального конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения — 2018» Березуцкой Татьяны Викторовны.
Направления работы воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями Анализ работы воспитателей с родителями в дошкольных учреждениях часто показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества.
Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социумом С целью обогащения кругозора детей с учетом их возрастных особенностей творческой группой педагогов МБДОУ «Детский сад №8 «Тундровичок».
Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения УДК 159.95 ББК88.414 И. Л. Ермолаева МАДОУ г. Мурманскa № 32, Россия ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Аннотация. В настоящее время проблема профилактики.
Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения С самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, врач, соседи т. д. В первые дни своей жизни ребенок включен.
Статья «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.
Тайм-менеджмент современного руководителя дошкольного образовательного учреждения Работая руководителем детского сада, необходимо быть всегда в форме и начеку. Режим постоянной готовности — основная черта руководителя.
Источник
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Оксана Николаевна Полежаева
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Целью оздоровительной работы в дошкольном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни
1. Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон — залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
• Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
• Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
• Формирование культурно-гигиенических навыков.
• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
2. Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основныепринципы рационального питания:
• Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
• Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.
3. Рациональная двигательная активность. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
• Гимнастика (оздоровительная после сна);
• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формированиядвигательной культуры являются:
• Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
• Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
• Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
• Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4. Закаливание организма
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.
5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. .
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Касательно психологической обстановки в дошкольном возрастезначение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основойпсихологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.
Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.
Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.
6. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.
Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
— направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
— комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
— созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
— формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников
1. Формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья
2. Воспитывать навыки здорового поведения
3. Любить двигаться
4. Есть побольше овощей и фруктов
5. Мыть руки после каждого загрязнения
6. Быть доброжелательным
7. Больше бывать на свежем воздухе
8. Соблюдать режим.
9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения
10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких
11. Вырабатывать навыки правильной осанки
12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом
13. Развивать художественный интерес.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.
Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.
Источник