Формирование здоровья различных групп населения
Лоранский Д.Н. , д.м.н., профессор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.
Наличие социальных факторов, возможно оказывающих негативное влияние на формирование общественного здоровья, привлекло внимание медиков Российской Федерации особенно в конце девяностых годов двадцатого столетия и начале двадцать первого. Указание о «возможном» негативном влиянии сделано в связи с тем, что по нашему мнению не все факторы выявлены, а в отношении некоторых отсутствуют достаточные данные научных исследований.
Работы многих отечественных исследователей, как представителей различных научных структур, так и практического здравоохранения, показывают негативное влияние различных факторов и условий жизни на здоровье населения. И в конечном итоге – влияние на демографические показатели, вызывающие тревогу.
Начавшаяся с 1992 года убыль населения привела к тому, что к концу 2001 года население России уменьшилось на 4,4 миллиона человек, а к концу 2002 года на 5 миллионов. Прогноз Организации Объединенных Наций определял «вилку» численности населения России на 2050 год от 96,1 миллиона до 113,1 миллиона человек.
Указанный прогноз может не оправдаться в дальнейшем, но заставляет задуматься. По данным Всероссийской переписи на 14 октября 2010 года численность населения страны составила 142,9 миллиона человек, и только 137,9 миллиона человек указали гражданство Российской Федерации; остальные – гражданство других стран, а некоторые – гражданство нескольких государств. По сравнению с 2002 годом (145,167 миллиона человек) численность населения сократилась на 2,3 миллиона человек: городского – на 1,1 миллиона, сельского – на 1,2 миллиона. Следует отметить как положительный показатель – несколько увеличившийся средний возраст жителей страны и высокий показатель рождаемости.
Необходимо учитывать, что проблемы здоровья в значительной степени связаны с региональными особенностями жизнедеятельности человека. На это указывают результаты исследований, опубликованные еще в 1993 году в книге «Региональные проблемы здоровья населения России» под редакцией В.Д.Белякова , а также публикуемые в последующие годы. До настоящего времени многие аспекты общественного здоровья не были изучены. В изданиях медико-социальной направленности практически отсутствовали работы, направленные на выявление социальной потребности различных групп населения в формировании и сохранении здоровья. При разработке медико-оздоровительных и социальных программ не учитывалось мнение населения.
В последние годы (начиная с 2003 года) нами проводились исследования, направленные на изучение указанных вопросов:
— изучались показатели общей заболеваемости населения России по классам болезней за 10 лет (1992-2002 гг.);
— анализировались показатели заболеваемости в г. Москве;
— выявлялись группы болезней среди лиц старших возрастов, проживающих в одном районе Москвы, а также выявлялась их потребность в медицинской профилактике;
— выявлялись социальные потребности студентов – будущих педагогов, которые должны способствовать формированию здорового образа жизни, как самих студентов, так и большой группы населения – учащихся школ.
В работе использовались исторический, аналитический, социологический и статистический методы исследования. Анализировались данные государственных ведомств — Минздрава России, научной литературы, социологического опроса (анкетирование, интервьюирование), нормативных и методических материалов по определению возможного воздействия экологических и других факторов на здоровье.
Источником для изучения состояния здоровья являлись статистические данные Минздрава РФ о заболеваемости населения России, а также данные Минздрава и Российской академии медицинских наук, представленные в Государственных докладах о состоянии здоровья населения страны.
Показатели общей заболеваемости (на 100 тыс. населения) по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения в период 1992-2002 гг. указывали, что после 1992 года практически каждый последующий год отмечался ростом общей заболеваемости. За 10 лет уровень заболеваемости населения возрос на 32,1%. По классам болезней, как по МКБ-9 и по МКБ-10, первое место занимали болезни органов дыхания. Далее следуют болезни нервной системы и органов чувств, системы кровообращения, органов пищеварения, костно-мышечной и других систем.
Что касается заболеваемости населения г. Москвы (2001-2002 гг.), то её уровень за эти годы превышал показатели как в целом по Российской Федерации, так и субъектов Центрального Федерального округа. В городе первое место занимали болезни органов дыхания; далее отмечены болезни систем кровообращения, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни мочеполовой системы и др.
Показатели заболеваемости взрослого населения города по сравнению с показателями по Российской Федерации и ЦФО были выше. Поэтому изучалось состояние здоровья одной из групп взрослого населения – лиц старших возрастов. Исследование проводилось на базе одного из районов Центрального округа города. На его территории проживает большое число ветеранов войны и труда. Их объединяет несколько Советов ветеранов. Был выбран совет, объединяющий около 1000 человек.
В четвертом квартале 2004 года была начата работа по изучению здоровья лиц старших возрастов, оценке ими своего здоровья. Выяснялось отношение ветеранов к системе поликлинического обеспечения, включая вопросы получения необходимой медицинской информации. Сделана попытка выяснить социальные потребности этой группы лиц в формировании и сохранении здоровья.
Исследованием охвачены лица в возрасте 50 лет и старше. Большинство (2/3) – женщины. Возраст женщин более широкого диапазона (44-94 года) по сравнению с возрастом мужчин (58-88 лет). Медицинское обслуживание указанных лиц осуществлялось как в территориальных, так и ведомственных поликлиниках. Ведомственные медицинские учреждения относились к управлению администрации президента, министерствам обороны, финансов, экономического развития и медуправлению при правительстве г. Москвы.
Оценивая свое здоровье, ветераны назвали болезни сердечно-сосудистой системы (большинство лиц), далее — пищеварительной, нервной, мочеполовой, дыхательной, опорно-двигательной, эндокринной, зрительной систем, болезни онкологические и др. У некоторых лиц по 2 и более заболеваний различных систем.
К числу основных претензий опрошенных лиц относятся:
— отсутствие диспансеризации и наблюдения на дому;
— существующая организация записи к врачам;
— система обеспечения бесплатными лекарственными средствами (отсутствие необходимых препаратов и т.д.);
— недостаточное количество участковых врачей.
Несмотря на наличие претензий, обращает на себя внимание доверительное отношение к врачам. Медико-профилактические сведения большинство получает от врачей (84,6%).
Полученные данные свидетельствуют о потребности получать информацию, связанную с состоянием здоровья, его сохранения.
Лиц старших возрастов интересуют следующие вопросы:
— общая профилактика болезней;
— общеукрепляющая профилактика заболеваний;
— формирование здорового образа жизни;
— режим труда и отдыха;
— питание в различные периоды жизни и при болезнях;
— профилактика сердечно-сосудистых заболеваний;
— профилактика болезней желудочно-кишечного тракта;
— польза и вред лекарств. Побочное действие лекарств;
— снотворные и показания к их применению;
— гигиена мочеполовой системы и урологическая помощь;
— гигиена нижних конечностей; профилактика и лечение варикозного расширения вен;
— значение щитовидной железы;
— возникновение остеопороза и его предупреждение;
— система невропатологической помощи и ее значение.
Высказанные лицами старших возрастов замечания и пожелания характеризуют потребности этой социально группы населения. Поэтому должны учитываться при планировании и проведении работы медицинских учреждений – стационарных и поликлинических, центров медицинской профилактики и здорового образа жизни. Это позволит значительно совершенствовать систему формирования и сохранения здоровья.
Следующая выбранная социальная группа населения – студенты высшего учебного заведения. Как отмечено выше, уровень заболеваемости среди студентов высокий. По данным некоторых авторов – выше уровня общей заболеваемости. За последние 10 лет заболеваемость лиц этой группы возросла на 47,5%. За годы учебы отмечается ухудшение показателей здоровья студентов; от 25%до 50% студентов имеют хроническую патологию.
Выбрана группа студентов педагогического факультета одного из Университетов. Это будущие педагоги, которые должны бережно относиться к своему здоровью и участвовать в формировании здорового образа жизни учащихся школ. К сожалению, результаты исследования свидетельствуют, что у многих (практически у половины опрошенных), здоровье не является приоритетным фактором в жизни.
Большинство студентов до учебы в вузе не интересовались и не были знакомы с гигиеническими нормативами влияния факторов окружающей среды на человека, санитарно-эпидемиологическим законодательством и социальными факторами, влияющими на здоровье.
По указанным вопросам они получили знания в процессе обучения в вузе, что позволило им сформулировать значительный перечень социальных мероприятий:
— изменить систему подготовки (уменьшить стрессовую нагрузку с помощью разумного планирования учебного процесса и расписания занятий); щадящий график сессии и сдачи экзаменов; учебная нагрузка должна соответствовать возможностям студента; занятия спортом не мене 2-х раз в неделю; сокращение домашних занятий; перерывы между лекциями для приема пищи;
— улучшить условия обучения; качественное бесплатное образование;
— высокие размеры стипендий всем студентам;
— обеспечение иногородних студентов местами в общежитии; высоко квалифицированное специализированное медицинское обслуживание и ежегодная диспансеризация; бесплатное или по низким ценам высококалорийное горячее питание.
Особое внимание заслуживают такие социальные проблемы, как запрещение распространять наркотики и введения высшей меры наказания лицам, занимающимся их распространением, а также законодательное урегулирование работы как центральных, так и местных каналов телевидения для исключения негативного влияния факторов риска на сознание, поведение, здоровье населения.
Источник
Формирование здоровья различных групп населения
Как нами было отмечено выше, большое значение в формировании здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества человека. Случаи, когда все семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве – этнокультурные требования и получение удовольствия, в подростковом возрасте – возможность самосовершенствования и способность к маневрам.
Для молодых людей иногда теряет значение первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибочное мнение. Молодой возраст от 12 до 30 лет называют самым аутоагрессивным периодом. Именно в этом возрасте совершаются опасные для здоровья и жизни аутоагрессивные действия: курение, пьянство, эксперименты с наркотиками, случайные половые контакты, ведущие к незапланированной беременности, нежелательному отцовству, венерическим заболеваниям, СПИДу. На этот возраст приходятся пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды. В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Именно воспитывая у молодежи навыки сохранения и укрепления здоровья, можно сформировать стереотип здорового образа жизни.
Для проведения гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни целесообразно формировать группы:
· по возрастному составу (дети в детском саду, школьники и учащиеся, студенты и т.д.);
· социальному статусу (работающие, пенсионеры);
· профессиональному признаку (работники промышленных предприятий, декретированные группы населения, работники служб безопасности и др.);
· по наличию заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.).
Формирование групп необходимо, т.к. в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни; в профессиональной группе имеются профессиональные идентичные вредности и особенности гигиены труда; пациенты с аналогичным заболеванием имеют общую этиологию, клинику, вероятность развития осложнений. Для каждой группы необходим комплекс профилактических мероприятий, включающий идентичную диету, исключение факторов риска, вредных производственных факторов, единые принципы диспансеризации.
При работе с детьми необходимо учитывать особенности возраста: для детей дошкольного возраста следует использовать игры, сказки, красочные картинки для привития гигиенических навыков; в работе со школьниками можно использовать их знания по гигиене, природоведению, биологии, анатомии, привлекать к работе педагогов.
Работа с женщинами, беременными, матерями направлена на разъяснение гигиены половой жизни, подготовку к материнству, обучению контрацепции (например, «Школа грудного вскармливания», «Школа планирования семьи» и др.).
Работа с контингентом промышленных предприятий направлена на ознакомление их с вопросами гигиены труда (борьба с шумом, сварочными аэрозолями, пылью и др.) личной гигиены (профилактика болезней кожи) и использование средств общей и индивидуальной защиты.
В сельской местности работа направлена на ознакомление населения с правилами работы с химическими удобрениями, ядохимикатами, разъяснение значения своевременной вакцинации против столбняка, важность дезинфекции и т.д.
Работа с больными также требует определенных правил: необходимо учитывать особенности психики больного, повышенный интерес к своему заболеванию. В данном случае медицинские работники должны использовать гигиеническое обучение и воспитание как средство психопрофилактики и психотерапии, нужно успокоить больного, убедить в необходимости совместными усилиями преодолеть недуг, а при невозможности этого, научить больного, при наличии у него хронического заболевания, жить, сохраняя высокое качество жизни («Школа для больных артериальной гипертонией», «Школа для больных сахарным диабетом», «Астма-школа» и др.).
Таким образом, в целевых группах населения применяются идентичные методы и средства работы и решаются единые задачи гигиенического обучения и воспитания. Работа с целевыми группами осуществляется медицинскими работниками специализированных служб, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, участковой службы.
Важная роль в гигиеническом обучении и воспитании отводится медицинским работникам участковой службы. Знание условий и образа жизни пациентов и их семей позволяет непосредственно заниматься профилактикой и гигиеническим воспитанием.
Профилактика заболеваний в семье в последние годы приобретает особую актуальность в связи с развитием системы общей врачебной практики. Место специалиста общей практики в системе здравоохранения уникально – он непосредственно общается с больным и его семьей, берет на себя ответственность за здоровье наблюдаемых, обеспечивает лечение и профилактику, привлекая для этого самые современные достижения медицинской науки, координирует усилия всех служб здравоохранения. Для лечения и укрепления здоровья человека ему недостаточно только медицинских навыков, требуется знание психологии, умение разбираться в социальных проблемах.
Общая практика обеспечивает комплексный и индивидуальный подход к больному. Медицинский работник хорошо знает больного и его семью, условия его работы и отдыха, посещает больных на дому. Эти посещения кроме решения чисто медицинских задач, позволяют понять, в каких условиях больной живет, каковы его взаимоотношения с другими членами семьи, они укрепляют взаимопонимание медицинского персонала и семьи. Семьи не всегда воспринимают медицинского работника как советчика, не понимают, что могут обратиться к нему с вопросами не только медицинского характера. В таких случаях медицинский работник должен сам проявить инициативу, особенно уместно это во время консультации пары, собирающейся вступить в брак, при беременности, при наблюдении подростков.
По данным Джона Мерта профессора кафедры общей практики Монэшского университета, редактора журнала «Australian Journal of Family Medicine», гигиеническое обучение и воспитание, осуществляемое специалистами общей практики, преследует цели:
· Воздействие на факторы риска: уменьшение распространенности курения, алкоголизма, наркомании, неправильного питания, малоподвижного образа жизни, артериальной гипертонии, гиперлипопротеидемии, беспорядочной половой жизни, уменьшение воздействия профессиональных вредностей и неблагоприятных факторов окружающей среды.
· Воздействие на основные причины заболеваемости и смертности: профилактика ИБС и инсультов, злокачественных новообразований (особенно рака легкого, молочной железы, шейки матки и кожи), травм и интоксикаций, инфекций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, болезней зубов, бронхиальной астмы, психических нарушений, инвалидности.
· Консультации по вопросам здорового образа жизни.
Перечень вопросов, как видите, достаточно широк. Поэтому для гигиенического обучения специалисту общей практики необходимы современные знания основ организации гигиенического обучения и воспитания; знания по гигиене, экологии, санитарии, психологии, психогигиене и психотерапии, основ физической культуры и спорта, основам здорового питания, проблем формирования различного рода зависимостей и др. Кроме этого, необходимо использование различных форм и методов.
4.6. Профилактическое консультирование
На современном этапе основные принципы профилактики неинфекционных заболеваний сформулированы в Концепции факторов риска (ФР).
Профилактическое консультирование — выявление и измерение факторов риска заболеваний, выработка рекомендаций по снижению индивидуального суммарного риска развития заболеваний или осложнений путем влияния на факторы риска, с целью формирования гигиенической активности, мотивации на регулярное, устойчивое повторение конкретных действий по изменению стиля жизни.
ФР –особенности организма, внешние воздействия и /или их взаимодействия, приводящие к увеличению возможности возникновения заболевания, его прогрессирования и неблагоприятного исхода.
Модифицируемые ФР– поведенческие и социальные, биологические, окружающая среда (факторы, на которые мы можем повлиять и изменить их).
Немодифицируемые ФР – возраст, пол и генетические особенности (факторы, которые невозможно изменить).
Результаты эпидемиологических исследований, проведенных в ряде стран показали, что даже незначительный популяционный сдвиг влево распределения АД, холестерина плазмы крови или потребления алкоголя дает огромные преимущества в оценках вероятности умереть от ИБС или инсульта (Rose G., 1985.Sick Individual sand Sick Populations)
По данным научных исследований в РФ (Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., 2007) вклад АГ, ГХС и курения в преждевременную смертность населения России от всех причин составляет 75%. Вместе с тем, умеренное (на 10%) снижение распространенности АГ и ГХС в течение длительного времени способствует снижению преждевременной смерти от ССЗ на 45%.
Для определения суммарного риска смерти от сердечнососудистого заболевания существует минимально необходимый перечень методов для определения суммарного риска (таблица 4).
Минимально необходимый перечень методов
для определения суммарного риска
Факторы риска | Методы скрининг-диагностики |
АГ (ЧСС) | Измерение АД (трехкратное) |
ГХС | Экспресс определение холестерина в капле крови или лабораторное определение |
Курение | Опрос: стаж, регулярность, интенсивность, По показаниям – определение типа курительного поведения (тест Хорна, приложение 8) и степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема, приложение 9) |
Пол, возраст, образование | |
Индивидуальный суммарный риск | Таблицы SCORE или национальные таблицы |
Затем, используя рискометр Score, (Приложение 10) медицинский работник определяет категорию 10-летнего суммарного риска смерти от сердечнососудистого заболевания (таблица 5)для пациента и назначает ему профилактические мероприятия (Приложение 11).
Категории 10-летнего суммарного риска (СР) смерти от ССО
Источник