Меню

Формирование здоровья различных групп населения

Формирование здоровья различных групп населения

Лоранский Д.Н. , д.м.н., профессор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М.Сеченова.

Наличие социальных факторов, возможно оказывающих негативное влияние на формирование общественного здоровья, привлекло внимание медиков Российской Федерации особенно в конце девяностых годов двадцатого столетия и начале двадцать первого. Указание о «возможном» негативном влиянии сделано в связи с тем, что по нашему мнению не все факторы выявлены, а в отношении некоторых отсутствуют достаточные данные научных исследований.

Работы многих отечественных исследователей, как представителей различных научных структур, так и практического здравоохранения, показывают негативное влияние различных факторов и условий жизни на здоровье населения. И в конечном итоге – влияние на демографические показатели, вызывающие тревогу.

Начавшаяся с 1992 года убыль населения привела к тому, что к концу 2001 года население России уменьшилось на 4,4 миллиона человек, а к концу 2002 года на 5 миллионов. Прогноз Организации Объединенных Наций определял «вилку» численности населения России на 2050 год от 96,1 миллиона до 113,1 миллиона человек.

Указанный прогноз может не оправдаться в дальнейшем, но заставляет задуматься. По данным Всероссийской переписи на 14 октября 2010 года численность населения страны составила 142,9 миллиона человек, и только 137,9 миллиона человек указали гражданство Российской Федерации; остальные – гражданство других стран, а некоторые – гражданство нескольких государств. По сравнению с 2002 годом (145,167 миллиона человек) численность населения сократилась на 2,3 миллиона человек: городского – на 1,1 миллиона, сельского – на 1,2 миллиона. Следует отметить как положительный показатель – несколько увеличившийся средний возраст жителей страны и высокий показатель рождаемости.

Необходимо учитывать, что проблемы здоровья в значительной степени связаны с региональными особенностями жизнедеятельности человека. На это указывают результаты исследований, опубликованные еще в 1993 году в книге «Региональные проблемы здоровья населения России» под редакцией В.Д.Белякова , а также публикуемые в последующие годы. До настоящего времени многие аспекты общественного здоровья не были изучены. В изданиях медико-социальной направленности практически отсутствовали работы, направленные на выявление социальной потребности различных групп населения в формировании и сохранении здоровья. При разработке медико-оздоровительных и социальных программ не учитывалось мнение населения.

В последние годы (начиная с 2003 года) нами проводились исследования, направленные на изучение указанных вопросов:

— изучались показатели общей заболеваемости населения России по классам болезней за 10 лет (1992-2002 гг.);

— анализировались показатели заболеваемости в г. Москве;

— выявлялись группы болезней среди лиц старших возрастов, проживающих в одном районе Москвы, а также выявлялась их потребность в медицинской профилактике;

— выявлялись социальные потребности студентов – будущих педагогов, которые должны способствовать формированию здорового образа жизни, как самих студентов, так и большой группы населения – учащихся школ.

В работе использовались исторический, аналитический, социологический и статистический методы исследования. Анализировались данные государственных ведомств — Минздрава России, научной литературы, социологического опроса (анкетирование, интервьюирование), нормативных и методических материалов по определению возможного воздействия экологических и других факторов на здоровье.

Источником для изучения состояния здоровья являлись статистические данные Минздрава РФ о заболеваемости населения России, а также данные Минздрава и Российской академии медицинских наук, представленные в Государственных докладах о состоянии здоровья населения страны.

Показатели общей заболеваемости (на 100 тыс. населения) по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения в период 1992-2002 гг. указывали, что после 1992 года практически каждый последующий год отмечался ростом общей заболеваемости. За 10 лет уровень заболеваемости населения возрос на 32,1%. По классам болезней, как по МКБ-9 и по МКБ-10, первое место занимали болезни органов дыхания. Далее следуют болезни нервной системы и органов чувств, системы кровообращения, органов пищеварения, костно-мышечной и других систем.

Что касается заболеваемости населения г. Москвы (2001-2002 гг.), то её уровень за эти годы превышал показатели как в целом по Российской Федерации, так и субъектов Центрального Федерального округа. В городе первое место занимали болезни органов дыхания; далее отмечены болезни систем кровообращения, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни мочеполовой системы и др.

Показатели заболеваемости взрослого населения города по сравнению с показателями по Российской Федерации и ЦФО были выше. Поэтому изучалось состояние здоровья одной из групп взрослого населения – лиц старших возрастов. Исследование проводилось на базе одного из районов Центрального округа города. На его территории проживает большое число ветеранов войны и труда. Их объединяет несколько Советов ветеранов. Был выбран совет, объединяющий около 1000 человек.

Читайте также:  Введение для дневника здоровья

В четвертом квартале 2004 года была начата работа по изучению здоровья лиц старших возрастов, оценке ими своего здоровья. Выяснялось отношение ветеранов к системе поликлинического обеспечения, включая вопросы получения необходимой медицинской информации. Сделана попытка выяснить социальные потребности этой группы лиц в формировании и сохранении здоровья.

Исследованием охвачены лица в возрасте 50 лет и старше. Большинство (2/3) – женщины. Возраст женщин более широкого диапазона (44-94 года) по сравнению с возрастом мужчин (58-88 лет). Медицинское обслуживание указанных лиц осуществлялось как в территориальных, так и ведомственных поликлиниках. Ведомственные медицинские учреждения относились к управлению администрации президента, министерствам обороны, финансов, экономического развития и медуправлению при правительстве г. Москвы.

Оценивая свое здоровье, ветераны назвали болезни сердечно-сосудистой системы (большинство лиц), далее — пищеварительной, нервной, мочеполовой, дыхательной, опорно-двигательной, эндокринной, зрительной систем, болезни онкологические и др. У некоторых лиц по 2 и более заболеваний различных систем.

К числу основных претензий опрошенных лиц относятся:

— отсутствие диспансеризации и наблюдения на дому;

— существующая организация записи к врачам;

— система обеспечения бесплатными лекарственными средствами (отсутствие необходимых препаратов и т.д.);

— недостаточное количество участковых врачей.

Несмотря на наличие претензий, обращает на себя внимание доверительное отношение к врачам. Медико-профилактические сведения большинство получает от врачей (84,6%).

Полученные данные свидетельствуют о потребности получать информацию, связанную с состоянием здоровья, его сохранения.

Лиц старших возрастов интересуют следующие вопросы:

— общая профилактика болезней;

— общеукрепляющая профилактика заболеваний;

— формирование здорового образа жизни;

— режим труда и отдыха;

— питание в различные периоды жизни и при болезнях;

— профилактика сердечно-сосудистых заболеваний;

— профилактика болезней желудочно-кишечного тракта;

— польза и вред лекарств. Побочное действие лекарств;

— снотворные и показания к их применению;

— гигиена мочеполовой системы и урологическая помощь;

— гигиена нижних конечностей; профилактика и лечение варикозного расширения вен;

— значение щитовидной железы;

— возникновение остеопороза и его предупреждение;

— система невропатологической помощи и ее значение.

Высказанные лицами старших возрастов замечания и пожелания характеризуют потребности этой социально группы населения. Поэтому должны учитываться при планировании и проведении работы медицинских учреждений – стационарных и поликлинических, центров медицинской профилактики и здорового образа жизни. Это позволит значительно совершенствовать систему формирования и сохранения здоровья.

Следующая выбранная социальная группа населения – студенты высшего учебного заведения. Как отмечено выше, уровень заболеваемости среди студентов высокий. По данным некоторых авторов – выше уровня общей заболеваемости. За последние 10 лет заболеваемость лиц этой группы возросла на 47,5%. За годы учебы отмечается ухудшение показателей здоровья студентов; от 25%до 50% студентов имеют хроническую патологию.

Выбрана группа студентов педагогического факультета одного из Университетов. Это будущие педагоги, которые должны бережно относиться к своему здоровью и участвовать в формировании здорового образа жизни учащихся школ. К сожалению, результаты исследования свидетельствуют, что у многих (практически у половины опрошенных), здоровье не является приоритетным фактором в жизни.

Большинство студентов до учебы в вузе не интересовались и не были знакомы с гигиеническими нормативами влияния факторов окружающей среды на человека, санитарно-эпидемиологическим законодательством и социальными факторами, влияющими на здоровье.

По указанным вопросам они получили знания в процессе обучения в вузе, что позволило им сформулировать значительный перечень социальных мероприятий:

— изменить систему подготовки (уменьшить стрессовую нагрузку с помощью разумного планирования учебного процесса и расписания занятий); щадящий график сессии и сдачи экзаменов; учебная нагрузка должна соответствовать возможностям студента; занятия спортом не мене 2-х раз в неделю; сокращение домашних занятий; перерывы между лекциями для приема пищи;

— улучшить условия обучения; качественное бесплатное образование;

— высокие размеры стипендий всем студентам;

— обеспечение иногородних студентов местами в общежитии; высоко квалифицированное специализированное медицинское обслуживание и ежегодная диспансеризация; бесплатное или по низким ценам высококалорийное горячее питание.

Особое внимание заслуживают такие социальные проблемы, как запрещение распространять наркотики и введения высшей меры наказания лицам, занимающимся их распространением, а также законодательное урегулирование работы как центральных, так и местных каналов телевидения для исключения негативного влияния факторов риска на сознание, поведение, здоровье населения.

Читайте также:  Демонстрационный материал здоровье ребенка

Источник

Формирование здоровья различных групп населения

Как нами было отмечено выше, большое значение в формировании здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества человека. Случаи, когда все семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве – этнокультурные требования и получение удовольствия, в подростковом возрасте – возможность самосовершенствования и способность к маневрам.

Для молодых людей иногда теряет значение первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибочное мнение. Молодой возраст от 12 до 30 лет называют самым аутоагрессивным периодом. Именно в этом возрасте совершаются опасные для здоровья и жизни аутоагрессивные действия: курение, пьянство, эксперименты с наркотиками, случайные половые контакты, ведущие к незапланированной беременности, нежелательному отцовству, венерическим заболеваниям, СПИДу. На этот возраст приходятся пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды. В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Именно воспитывая у молодежи навыки сохранения и укрепления здоровья, можно сформировать стереотип здорового образа жизни.

Для проведения гигиенического обучения и воспитания, пропаганды здорового образа жизни целесообразно формировать группы:

· по возрастному составу (дети в детском саду, школьники и учащиеся, студенты и т.д.);

· социальному статусу (работающие, пенсионеры);

· профессиональному признаку (работники промышленных предприятий, декретированные группы населения, работники служб безопасности и др.);

· по наличию заболеваний (артериальная гипертония, сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.).

Формирование групп необходимо, т.к. в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни; в профессиональной группе имеются профессиональные идентичные вредности и особенности гигиены труда; пациенты с аналогичным заболеванием имеют общую этиологию, клинику, вероятность развития осложнений. Для каждой группы необходим комплекс профилактических мероприятий, включающий идентичную диету, исключение факторов риска, вредных производственных факторов, единые принципы диспансеризации.

При работе с детьми необходимо учитывать особенности возраста: для детей дошкольного возраста следует использовать игры, сказки, красочные картинки для привития гигиенических навыков; в работе со школьниками можно использовать их знания по гигиене, природоведению, биологии, анатомии, привлекать к работе педагогов.

Работа с женщинами, беременными, матерями направлена на разъяснение гигиены половой жизни, подготовку к материнству, обучению контрацепции (например, «Школа грудного вскармливания», «Школа планирования семьи» и др.).

Работа с контингентом промышленных предприятий направлена на ознакомление их с вопросами гигиены труда (борьба с шумом, сварочными аэрозолями, пылью и др.) личной гигиены (профилактика болезней кожи) и использование средств общей и индивидуальной защиты.

В сельской местности работа направлена на ознакомление населения с правилами работы с химическими удобрениями, ядохимикатами, разъяснение значения своевременной вакцинации против столбняка, важность дезинфекции и т.д.

Работа с больными также требует определенных правил: необходимо учитывать особенности психики больного, повышенный интерес к своему заболеванию. В данном случае медицинские работники должны использовать гигиеническое обучение и воспитание как средство психопрофилактики и психотерапии, нужно успокоить больного, убедить в необходимости совместными усилиями преодолеть недуг, а при невозможности этого, научить больного, при наличии у него хронического заболевания, жить, сохраняя высокое качество жизни («Школа для больных артериальной гипертонией», «Школа для больных сахарным диабетом», «Астма-школа» и др.).

Таким образом, в целевых группах населения применяются идентичные методы и средства работы и решаются единые задачи гигиенического обучения и воспитания. Работа с целевыми группами осуществляется медицинскими работниками специализированных служб, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, участковой службы.

Важная роль в гигиеническом обучении и воспитании отводится медицинским работникам участковой службы. Знание условий и образа жизни пациентов и их семей позволяет непосредственно заниматься профилактикой и гигиеническим воспитанием.

Профилактика заболеваний в семье в последние годы приобретает особую актуальность в связи с развитием системы общей врачебной практики. Место специалиста общей практики в системе здравоохранения уникально – он непосредственно общается с больным и его семьей, берет на себя ответственность за здоровье наблюдаемых, обеспечивает лечение и профилактику, привлекая для этого самые современные достижения медицинской науки, координирует усилия всех служб здравоохранения. Для лечения и укрепления здоровья человека ему недостаточно только медицинских навыков, требуется знание психологии, умение разбираться в социальных проблемах.

Читайте также:  Как часто можно заниматься ас девушке без вреда для здоровья

Общая практика обеспечивает комплексный и индивидуальный подход к больному. Медицинский работник хорошо знает больного и его семью, условия его работы и отдыха, посещает больных на дому. Эти посещения кроме решения чисто медицинских задач, позволяют понять, в каких условиях больной живет, каковы его взаимоотношения с другими членами семьи, они укрепляют взаимопонимание медицинского персонала и семьи. Семьи не всегда воспринимают медицинского работника как советчика, не понимают, что могут обратиться к нему с вопросами не только медицинского характера. В таких случаях медицинский работник должен сам проявить инициативу, особенно уместно это во время консультации пары, собирающейся вступить в брак, при беременности, при наблюдении подростков.

По данным Джона Мерта профессора кафедры общей практики Монэшского университета, редактора журнала «Australian Journal of Family Medicine», гигиеническое обучение и воспитание, осуществляемое специалистами общей практики, преследует цели:

· Воздействие на факторы риска: уменьшение распространенности курения, алкоголизма, наркомании, неправильного питания, малоподвижного образа жизни, артериальной гипертонии, гиперлипопротеидемии, беспорядочной половой жизни, уменьшение воздействия профессиональных вредностей и неблагоприятных факторов окружающей среды.

· Воздействие на основные причины заболеваемости и смертности: профилактика ИБС и инсультов, злокачественных новообразований (особенно рака легкого, молочной железы, шейки матки и кожи), травм и интоксикаций, инфекций, заболеваний опорно-двигательного аппарата, сахарного диабета, болезней зубов, бронхиальной астмы, психических нарушений, инвалидности.

· Консультации по вопросам здорового образа жизни.

Перечень вопросов, как видите, достаточно широк. Поэтому для гигиенического обучения специалисту общей практики необходимы современные знания основ организации гигиенического обучения и воспитания; знания по гигиене, экологии, санитарии, психологии, психогигиене и психотерапии, основ физической культуры и спорта, основам здорового питания, проблем формирования различного рода зависимостей и др. Кроме этого, необходимо использование различных форм и методов.

4.6. Профилактическое консультирование

На современном этапе основные принципы профилактики неинфекционных заболеваний сформулированы в Концепции факторов риска (ФР).

Профилактическое консультирование выявление и измерение факторов риска заболеваний, выработка рекомендаций по снижению индивидуального суммарного риска развития заболеваний или осложнений путем влияния на факторы риска, с целью формирования гигиенической активности, мотивации на регулярное, устойчивое повторение конкретных действий по изменению стиля жизни.

ФР –особенности организма, внешние воздействия и /или их взаимодействия, приводящие к увеличению возможности возникновения заболевания, его прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Модифицируемые ФР– поведенческие и социальные, биологические, окружающая среда (факторы, на которые мы можем повлиять и изменить их).

Немодифицируемые ФР возраст, пол и генетические особенности (факторы, которые невозможно изменить).

Результаты эпидемиологических исследований, проведенных в ряде стран показали, что даже незначительный популяционный сдвиг влево распределения АД, холестерина плазмы крови или потребления алкоголя дает огромные преимущества в оценках вероятности умереть от ИБС или инсульта (Rose G., 1985.Sick Individual sand Sick Populations)

По данным научных исследований в РФ (Оганов Р.Г., Масленникова Г.Я., 2007) вклад АГ, ГХС и курения в преждевременную смертность населения России от всех причин составляет 75%. Вместе с тем, умеренное (на 10%) снижение распространенности АГ и ГХС в течение длительного времени способствует снижению преждевременной смерти от ССЗ на 45%.

Для определения суммарного риска смерти от сердечнососудистого заболевания существует минимально необходимый перечень методов для определения суммарного риска (таблица 4).

Минимально необходимый перечень методов

для определения суммарного риска

Факторы риска Методы скрининг-диагностики
АГ (ЧСС) Измерение АД (трехкратное)
ГХС Экспресс определение холестерина в капле крови или лабораторное определение
Курение Опрос: стаж, регулярность, интенсивность, По показаниям – определение типа курительного поведения (тест Хорна, приложение 8) и степени никотиновой зависимости (тест Фагенстрема, приложение 9)
Пол, возраст, образование
Индивидуальный суммарный риск Таблицы SCORE или национальные таблицы

Затем, используя рискометр Score, (Приложение 10) медицинский работник определяет категорию 10-летнего суммарного риска смерти от сердечнососудистого заболевания (таблица 5)для пациента и назначает ему профилактические мероприятия (Приложение 11).

Категории 10-летнего суммарного риска (СР) смерти от ССО

Источник

Adblock
detector