«Формирование культуры здорового образа жизни педагогов ДОУ». Методическая работа с педагогическим коллективом
Ольга Сидоренкова
«Формирование культуры здорового образа жизни педагогов ДОУ». Методическая работа с педагогическим коллективом
Актуальной проблемой сегодняшнего дня является поиск новых подходов профессиональной самореализации работников, получение качественных результатов в педагогической деятельности.
Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья. Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность. Физическое самообразование — есть самый первый и важный вид самообразования вообще.» (Каптерев П. Ф.)
К сожалению, и сейчас еще не всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
Во многом здоровье воспитанников определяется педагогом, его здоровьем — не только физическим, но и психологическим. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним. Поэтому, чтобы достичь успехов в воспитании и обучении детей и при этом сохранить их здоровье, мы решили обратить внимание на здоровье и душевное благополучие воспитателя.
Многие из нас не понаслышке знают, насколько неблагополучна ситуация со здоровьем современного педагога, он страдает от тех же проблем, что и остальные его сограждане.Но есть в его деятельности специфика: воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет работать в детские сады и школы. Профессию педагога можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья и серьезности заболеваний, главные причины которых – стрессы и психическое перенапряжение.
Таким образом, цель методической работы – формировать культуру здорового образа жизни педагогов ДОУ.
— содействовать укреплению здоровья педагога путем пропаганды основ здорового образа жизни;
— создавать условия для повышения профессионального здоровья педагога;
— развивать мотивацию у педагогов к освоению основ здорового образа жизни.
В нашем детском саду для решения этой проблемы, помимо традиционных мероприятий с педагогами по вопросам формирования ЗОЖ, такими как, деловые игры, круглые столы, мозговой штурм, совместные досуги на свежем воздухе и прочие, которые проводятся ежегодно, в этом учебном году для педагоговбыли организованы следующие мероприятия:
— Утреннее приветствие «Подари улыбку». Ежедневно по утрам педагоги собираются на 5 минут поприветствовать друг друга, пожелать хорошего дня, успехов в работе. Студентки-психологи подбирали специальные упражнения.
— «Подзарядка» — во время тихого часа на 15 минут все педагоги собираются на небольшую гимнастику. Каждый педагог готовит свой комплекс упражнений и проводит его со всеми педагогами.
— «Психологическая разгрузка» — 1-2 раза в неделю наши педагоги-студентки проводили релаксационные упражнения с педагогами.
— «Педагогическое кафе» — беседа, обсуждение проблемных вопросов по ЗОЖ в неформальной обстановке за чашечкой чая.
Особенно значимым было также создание клуба «Здоровый педагог», в ходе которого основное внимание уделялось необходимому условию оздоровления детей – самочувствию самого педагога. В ходе «мозгового штурма», педагогами было принято решение проводить его в форме телевизионной передачи первого канала «Жить здорово!», чтобы поддерживать интерес педагогов в течение всего периода работы клуба.
Во время каждого «эфира», который проходил раз в месяц, воспитатели (в роли специалистов-экспертов) знакомят друг друга с полезными советами и рецептами по оздоровлению, проверенными собою на практике, обсуждают и рассматривают проблемы, которые интересны всем. Это различные методы и способы, позволяющие диагностировать состояние своего здоровья, сохранить и улучшить его.
Каждый «эфир» проходит по заранее разработанному сценарию самими педагогами, темы выбирались исходя из запросов и интересов педагогов. В ходе первой части эфира педагоги, выступающие в роли специалиста-эксперта, изучали вопросы по теме «эфира» глубже, с научной точки зрения, а во второй части — студия (остальные педагоги, которая делилась своим практическим опытом. Каждую встречу в клубе начинает ведущий телепередачи — старший воспитатель под музыкальное сопровождение, заимствованное из оригинальной программы.
На первом занятии клуба мы вели разговор о здоровье и ЗОЖ, персональной ответственности человека за состояние своего здоровья. О том, что укрепление и сохранение здоровья требует личного труда. Научиться быть здоровым — важнейший жизненный урок, который каждый должен пройти на Земле. Спланированы следующие темы «эфиров»:
№ Тема эфира Срок
1 «Здоровье и ЗОЖ современного человека», на котором рассматривались общие вопросы по формированию ЗОЖ, факторах, влияющих на здоровье, способах ЗОЖ Сентябрь
Серия эфиров (2-5) «Копилка народных традиций ЗОЖ»
2 «Кладовая ягод», разговор о лечебных свойствах ягод РК, обмен рецептами ягодных коктейлей, желе Октябрь
3 «Растения как средство оздоровления» – естественные лечебные (и наоборот) свойства комнатных цветов и других растений Ноябрь
4 «Как повысить иммунитет» — способы и средства поддержания и укрепления здоровья Декабрь
5 «Секреты красоты» — способы ухода за кожей лица, волосами, ногтями, проблемы омоложения и похудения Январь
6 «Оздоровительный массаж» — влияние массажа на организм человека, элементы самомассажа Февраль
7 «Влияние настроения на наше здоровье»: борьба со стрессом, навыки разрешения проблем, значение цвета и т. д. Март
8 «Основы здорового питания» — рациональное питание Апрель
Такие встречи помогают воспитателям узнать много нового, интересного и полезного, способствуют сплочению коллектива. Раскрывая тему «Кладовая ягод» педагоги поведали о том, какие витамины содержатся в ягодах, и как они влияют организм человека. Оказывается, что малина поднимает настроение («народный антидепрессант», черная смородина – средство для профилактики онкологических заболеваний, морошка оказывает противомикробное, потогонное, спазмолитическое действие. Особый интерес вызвало обсуждение темы о ягодах Годжи. В практической части педагоги угощались разными видами ягод и знакомились с выставкой литературы по теме, поделились способом приготовления масок из ягод, состоялась дегустация ягодных коктейлей.
Во время эфира «Растения как средство оздоровления» разговор шел о том, какую неоценимую услугу в очищении воздуха оказывают комнатные растения. Многим было интересно узнать, что некоторые растения обладают специфической экологической значимостью и могут положительно или отрицательно влиять на здоровье человека. В ходе разговора выяснилось,что наиболее полезным растением является хлорофитум: он поглощает формальдегид, выделяемый теплоизоляцией из синтетических материалов, защищает воздух от различных патогенных частиц. Выделяемые геранью биологически активные вещества уничтожают стрептококки и стафилококки. С помощью герани народные целители определяют наличие у человека болезни центральной нервной системы. Если ему нравится аромат растения – пора начинать лечение.
Актуальной оказалась тема эфира «Влияние настроения на наше здоровье». Во время встречи педагогов заинтересовали методы су-джок-терапии, применяющиеся как для профилактики, так и для лечения широкого круга заболеваний. Его сущность состоит в том, что на кистях и стопах человека располагаются системы высокоактивных точек, соответствующих внутренним органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. И элементы су-джок-терапии с использованием грецких орехов и массажных ковриков практикуются в нашем детском саду. Педагоги (студентки психологического факультета) рассказали о значении и влиянии цвета на организм человека, его настроение, раскрыли способы борьбы со стрессом, познакомили с доступными методами релаксации. Психическое здоровье, наряду с физическим, является составляющей общего здоровья. Один из признаков здоровой личности предполагает умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм, способность к саморегуляции, т. е. умение свободно управлять своими мыслями, эмоциями, настроением.
Такая форма проведения занятий заинтересовала педагогов, способствовала не только получению новой информации о нетрадиционных способах оздоровления, но и помогла раскрыть личные интересы членов коллектива, поддерживать практический интерес на протяжении всего цикла работы клуба.
Таким образом, учитывая взаимосвязь воспитателя и воспитанника, привлекая различных специалистов к данной проблеме, мы стараемся не только у детей, но и у педагогов укреплять здоровье и формировать желание быть здоровым и привычку вести здоровый образ жизни. Уверены, что здоровье является одним из условий успешной профессиональной деятельности педагога, составляет основу общего благополучия человека. Основу профессионального здоровья педагога составляют такие механизмы,процессы и качества: овладение психологической культурой; самовоспитание, саморазвитие; способность и умение сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы; работоспособность и эффективность.Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенсью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». Здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.
Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.
Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Одно из приоритетных направлений выбранных нашим ДОУ — это охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный.
Источник
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ
Ирина Крюкова
Программа формирования профессионального здоровья ДОУ
Программа формирования профессионального здоровья педагогов предназначена для работ-ников системы дошкольного образования.
Содержит практический материал по формированию профессионального здоровья педагогов и специалистов ДОУ.
Составитель: Крюкова И. К., старший воспитатель МБДОУ №23 г. Павлово Нижегородской области
Рецензент: Лунина Е. Е., к. п. н., доцент кафедры дошкольной педагогики НГПУ им. К. Минина
Пояснительная записка
«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье чело-века в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»
Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения — укрепление здоровья и фи-зическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работо-способности их организма.
Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспи-татель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.
Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М., она говорит о том, что профессиональное здоровье педагога – основа эффективной ра-боты современной школы и ее стратегическая проблема.
В XXI веке требования общества к воспитателю гораздо выше, чем в предыдущее сто-летие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учреждения протекает в эмоцио-нально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов»
Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы.
Основными факторами риска труда педагога являются:
— повышенное психоэмоциональное напряжение;
— значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
— большой объем интенсивной зрительной работы;
— высокая плотность эпидемических контактов.
Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризи-сы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способ-ствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохранения и укрепления профессиональ-ного здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая компетентность являются важными ком-понентами успеха деятельности педагога.
Здоровье педагога – эффективность его профессиональной деятельности – здоровье воспитанников. Это и есть, по нашему мнению, один из перспективных подходов к решению вышеназванной научно и социально значимой проблемы.
Здоровье педагога — это не только его личное здоровье. Здоровый педагог становится для своих воспитанников ещё и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собст-венным здоровьем и настроением для педагога очень важно, так как мы понимаем, что здоро-вье дошкольника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и сниже-ния учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на занятии.
Хорошее здоровье педагога, хорошее настроение – залог творческого, интересного за-нятия. Когда ДОУ работает как единый отлаженный механизм, когда между воспитателями и детьми действительно существует атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, тогда в таком детском саду интересно находиться, тогда он по-настоящему становится вторым домом для ребенка, а значит, в нем созданы все условия для здоровья.
Программа формирования профессионального здоровья педагогов ДОУ — это ком-плексная система сохранения и укрепления здоровья педагогов, направленная на формирова-ние у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом обра-зе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельно-сти.
В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны про-фессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов:
— педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации молодых педагогов (1 группа)
– педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педагогов наиболее подвержена синдро-му эмоционального выгорания (2 группа)
– педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой категории помимо синдрома эмоциональ-ного выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста (3 группа)
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с особенностями педагогического состава.
Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы рабо-ты с педагогами: тренинги, семинары-практикумы, обучающие семинары, спортивные досуги.
Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ.
Срок реализации программы – 1 год
Концептуальные положения программы
Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагоги-ческой деятельности.
— сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ;
— мотивация педагогов на созидание собственного здоровья;
— формирование валеологической компетентности педагогов
— обучение навыкам самооздоровления.
Основные направления программы
Основные направления представлены в виде трех модулей:
1. Диагностический модуль
2. Информационно-познавательный модуль
3. Оздоровительный модуль
Содержание программы
Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основе комплексной диагно-стики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить анкеты и тесты:
• Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко
• Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина
• Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко.
• Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережнова
В рамках информационно-познавательного модуля, формируя у педагогов ценностное отношение к собственному здоровью делается акцент на когнитивные и мотивационно-побудительные аспекты структуры личности. Содержание данного модуля включает в себя формирование у педагогов валеологической компетентности, информирование педагогов ДОУ о проблемах в состоянии здоровья педагогических работников, раскрытии роли их собственного примера в организации ЗОЖ как образца для воспитанников, вооружение педагогов знаниями и способами здоровьесберегающей деятельности через встречи с медицинскими работниками.
Оздоровительный модуль объединяет психопрофилактические, психогигиенические и психотерапевтические мероприятия по снятию эмоционального напряжения педагогов по-средством тренингов, мастер-классов. В содержании данного модуля представлены мероприя-тия по организации двигательной активности педагогов через спортивные досуги
Принципы реализации программы
аксиологический принцип предопределяет рассмотрение здоровья личности в качестве высшей человеческой ценности;
гуманистический принцип предопределяет переоценку всех компонентов воспитательно-образовательного процесса, признавая ценностью не только воспитанника как личности и его права на здоровье, но и педагога, состояния его телесного, душевного и духовного здоровья;
культурологический принцип реализует признание педагога как носителя культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе в вопросах культуры здоровья как основы опти-мального психофизического состояния воспитанников;
принцип социальной значимости позволяет считать, что получаемый педагогом индивидуаль-ный опыт созидания собственного здоровья приобретает общественную значимость, посколь-ку педагог как носитель культуры здоровья способен распространять идеи, образцы и нормы здоровьесбережения, формировать здоровьеориентированное поведение в социуме.
Показатели эффективности программы1. В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение состояния здоровья (по результатам периодических медицинских осмотров);
Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих техноло-гий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников;
Психическое здоровье — улучшение психологического климата в коллективе, снижение уров-ня эмоционального выгорания
Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье.
2. Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенст-вованию
3. Улучшение качества образовательного процесса.
Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.
Профилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.
Источник