«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы» Сообщение из опыта работы.
материал (младшая группа)
В данном материале делюсь опытом работы в ДОУ с детьми 2-3 лет по формированию у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровый образ жизни в первой младшей группе ДОУ. | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №165 « Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»,
«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы»
Сообщение из опыта работы.
Понятие здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Он подразумевает такие характеристики как благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек, положительные эмоции.
Здоровый образ жизни — это часть общей культуры личности.
К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха.
Необходимо с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из основных задач детского сада. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.
Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста (2-3 года) в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
— Привитие культурно-гигиенических навыков.
— Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной
— Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
— Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
— Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе
жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении
Из опыта работы мы видим, что у наших детей недостаточно сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, не всеми детьми соблюдаются элементарные правила приема пищи, не все дети владеют доступными возрасту навыками самообслуживания, недостаточно развита двигательная активность и привычка к ежедневным физкультурным упражнениям.
Поэтому в своей работе мы ставим перед собой цель : формирование у детей представления о здоровом образе жизни, о его важности. Подключение к данной теме родителей для достижения совместного результата.
Данную цель мы будем достигать через решение следующих задач:
— Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, формировать культурно — гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
— Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
— Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей, закаливанию организма, развитию физических качеств.
— Приобщать родителей к решению задач по формированию здорового образа жизни детей.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется нами следующим образом:
Создаются благоприятные условия в группе, в детском саду, на участке детского сада. Создана соответствующая предметно- пространственная среда, организован спортивный уголок в группе, в детском саду имеется спортивный зал, имеется доступное возрасту оборудование и предметы туалета для формирования культурно-гигиенических навыков, правильно подобрана мебель для приема пищи, сна, одевания и раздевания. В группе систематически организуем проветривания, проводим прогулки с детьми на свежем воздухе на участке детского сада. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания используем такие приемы, как показ, объяснение, беседа, непосредственная помощь и поощрение, художественное слово (потешки, прибаутки). В гости к детям приходят герои, которым они показывают, чему они научились, благодаря чему у детей создается положительное эмоциональное состояние, заинтересованность.
С детьми проводятся беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т.д. Рассматриваются наглядные материалы, плакаты: «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и т.д.
Используются дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда» и т.д.
Читаем детям художественную литературу: рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша», стихи К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» и т.д.
Проводим игровые упражнения: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т.д.
Разучиваем потешки при умывании, одевании, приеме пищи, при укладывании спать и после сна, при расчесывании и т.д.
Ежедневно проводим с детьми утреннюю гимнастику, благодаря чему у детей вырабатывается привычка каждый день выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохранится на всю жизнь.
Помимо ежедневной утренней гимнастики проводим физкультурные занятия, на которых последовательно обучаем детей движениям и двигательным действиям по нашему показу и на основе словесного описания.
Во время организованной образовательной деятельности, которая требует повышенной умственной нагрузки и между ними проводим физкультминутки,
подвижные игры. Подвижные игры, соответствующие данному возрасту, проводятся и в ходе физкультурных занятий, и в ходе прогулок.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание проводится в повседневной жизни. Это и разминка в постели, и оздоровительная ходьба по массажным дорожкам, и умывание рук и лица холодной водой, и ежедневные прогулки на свежем воздухе с проведением подвижных игр, физкультминутки и динамические паузы, и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика.
Привычка к здоровому образу жизни формируется не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни у детей.
Используем такие формы работы с родителями, как консультации, беседы, папки-передвижки по данной теме. Проводим совместные мероприятия: физкультурные развлечения «Зимние забавы», «Мой папа лучше всех», фотовыставку «За здоровьем всей семьей».
Работа по формированию здорового образа жизни проводится постоянно и непрерывно как в ДОУ, так и в семье. Результат будет, если будет полное взаимодействие между семьей и детским садом.
С целью дальнейшего повышения интереса к здоровому образу жизни и осознания его важности планируем и далее продолжать работу в данном направлении.
Источник
Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш!»
проект (младшая группа) на тему
формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоро | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш!»
Вид проекта : информационно-творческий .
Тип проекта : познавательно-игровой.
Сроки реализации : краткосрочный (с 20 по 24 ноября) .
Участники проекта : воспитатель, дети второй младшей группы и их родители .
Наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно- оздоровительной работы .
Дети не знакомы с понятием « здоровый образ жизни » , они не осознают значимость здоровья и как его сохранить и укрепить. На вопрос воспитателя : — Что нужно делать, чтобы не болеть?
— Надо пить лекарства или таблетки.
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни , которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель : формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет ; сохранение и укрепление здоровья детей ; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни .
1. Дать представление о здоровом образе жизни .
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий .
1. Развивать культурно -гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни .
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой , спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье , заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей .
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно- оздоровительной работы .
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно -гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни .
• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья .
1 этап- организационный :
Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта , планирование, привлечение родителей к реализации проекта .
2 этап – познавательно — исследовательский :
Проведение тематических занятий, бесед, экспериментов, оздоровительных мероприятий .
3 этап – практический :
Разучивание : дыхательных гимнастик, упражнений, потешек, стихотворений, пальчиковых игр, пословиц. Лепка.
4 этап- итоговый :
Проведение интегрированного занятия «Путешествие в страну здоровья » , родительское собрание по теме : « Здоровый образ жизни семьи » , презентация проекта .
Формы и методы реализации :
• Чтение художественной и познавательной литературы;
• Рассматривание фотографий и иллюстраций;
• Подвижные и музыкальные игры;
• Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна) ;
Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки.
Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик.
Продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность , музыкальная деятельность, эксперименты.
Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.
• Как я буду заботиться о своем здоровье .
• Чистота – залог здоровья .
• Сон – это здоровье .
• Как уберечься от болезни.
• Как я буду закаляться.
• О здоровой пище .
• Полезно – не полезно.
• Кто такие микробы и где они живут?
• Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья.
• К. Чуковский «Доктор Айболит» , «Мойдодыр» , «Федорино горе» .
• С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала» .
• И. Демьянова «Замарашка» .
• Стихотворение : «Что такое чистым быть?» , «Я и солнышко» .
• Потешки : «Водичка, водичка…» , «Кран откройся! Нос, умойся!» , «От водички, от водицы все улыбками искрится!» .
• А. Барто «Девочка чумазая» , «Девочка ревушка» .
• «Заболели зверюшки, любимые игрушки» .
• «Путешествие в страну здоровья » .
• С песком «Какой песок грязный или чистый» , «Каким песком лучше играть : мокрым, сухим?» .
• Как вода и мыло нам помогает бороться с микробами.
• Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами, фломастерами) .
• Лепка «Микробы на руках» .
• Сюжетная игра «Кукла Катя встречает и угощает гостей вкусными и полезными блюдами» .
• Сюжетная игра «Мишка заболел, полечим его» .
• Музыкально- ритмические движения : «Ноги и ножки»
• Песня «Серый зайка умывается» (М. Красев) .
• Упражнение «Лошадка» (муз. Чайковского)
• Игра «Это что за народ, так смешно себя ведет?» .
• Гимнастика «Головами покиваем.» .
• Разминка «Два лягушонка» .
• Массаж «Вышли мыши как то раз посмотреть который час…» .
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ :
• Папка передвижка « Здоровый образ жизни семьи » .
• Консультация «Воспитывайте культурно -гигиенические навыки у детей» .
• Консультация « Здоровый образ жизни » .
• «Семейный день здоровья для взрослых и детей» – рекомендация о проведении выходных.
• Консультация « Здоровье — всему голова » .
• Картотека «Дыхательная гимнастика в детском саду» .
• Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
• Консультация «Гимнастика – средство для быстрого выздоровления » .
Воспитательная ценность : У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой , принимать участие в закаливающих процедурах.
Познавательная ценность : У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни . Расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Перспектива : С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов , и использование интегрированного подхода в этом направлении.
Список используемой литературы :
1. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами . Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Изд. Мозаика-Синтез, Москва 2010 г.
3. Савельева Н. В. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
4. Моргунова О. Н. Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ . Практическое пособие. Воронеж, 2007 г.
5. Дик Н. Ф., Жердева Е. В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников . Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
6.. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми . Методическое пособие М. ,2004 г.
7. Оздоровление детей в условиях детского сада. Под редакцией Л. В. Кочетковой. М., 2007 г.
8. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности во 2 младшей группе . Мозаика — Синтез, М., 2009 г.
9. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. Ростов Н/ Д : Феникс 2008 г.
10. Никитина Т. В., Смольякова О. Н. Рабочие программы в ДОУ. Воспитательно-образовательный процесс. Планирование на каждый день. Изд. «Учитель» , Волгоград 2013 г.
11. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа . Москва «ВАКО» 2012 г.
12. Гербова В. В., Ильчук Н. П. Книга для чтения в детском саду и дома. Изд. «Оникс» , Москва 2009 г.
13. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Изд. «Попурри» , Минск 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш!».
Формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
помочь детям осознать значимость здоровья, желание вести здоровый образ жизни.
Формирование культуры здоровья у детей.
Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья.
Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш» включает в описание с актуальностью, целью и задачами проекта, три этапа работы и небольшой фотоотчет .
Актуальность проекта: Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Здоровье детей – главное достояние нации, критерий духовного, политич.
Источник