Меню

Формирование у ребенка навыков здоровья

Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Стасенко Юлия
Система работы по формированию навыков здорового образа жизни

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Проблемы сохранения здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Современная жизнь ставит перед нами, педагогами, много новых задач, среди которых на сегодняшний день является сохранение здоровья подрастающему поколению. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования и сохранения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии ФГОС по физическому развитию.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровьядетей в детском саду являются:

1. формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни.

2. формирование здорового образа жизни.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

В своей работеособое внимание уделяю следующим компонентам ЗОЖ:

1. Занятия физкультурой, прогулки.

2. Правильная организация питания обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья, имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

3.Соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна (перед сном обязательно проветриваю помещение,провожу гигиенические процедуры: умывание прохладной водой, полоскание рта).

4. Рациональное питание.

Следующий фактор здорового образа жизни

Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека.

6. НОД, беседы («Разговор о правильном питании», «Самые полезные продукты», «Что надо есть, если хочешь стать сильным», «Изучаем своё тело», и другие). Использую следующие методические приёмы: заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры.

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

систематичность;

— учет индивидуальных особенностей.

Физкультурно-оздоровительнаядеятельность в группе включает в себя:

утренняя гимнастика (ежедневно);

пальчиковая, зрительная гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

ходьба по массажным коврикам (босохождение);

дыхательная, гимнастика на соответствующих занятиях)

прогулки с включением подвижных игр;

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе оформлен родительский уголок с информацией по формированию навыков ЗОЖ у детей.Это консультации на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников: что нужно знать родителям»; «Как помочь избежать простуды тому, кто часто болеет»; «О правильной осанке»; «Значение витаминов для роста и развития ребенка» и другие.

Читайте также:  Почему вегетарианство полезно для здоровья

Основной целью современного общества является формирование привычки здорового образа жизни, создание всех необходимых и благоприятных условий начиная с младшего дошкольного возраста для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности.

Для достижения этой цели необходимо формировать у дошкольников знания о том, как сохранить и укрепить своё здоровье, навыки здорового образа жизни, формирование потребности и желаний к улучшению деятельности своего здоровья, поскольку самое ценное у человека — это жизнь, самое ценное в жизни- здоровье.

Забота о формировании привычек здорового образа жизни ребёнка должна начинаться с обеспечения четко установленного режима дня, создание оптимальных гигиенических условий, правильного питания, выполнения ежедневных утренних зарядок, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детского организма, профилактике различных заболеваний.

Прикреплённые файлы:

937966_ndbe4.pptx | 22872,61 Кб

«Дневник здоровья. Журнал здоровья» как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни «Дневник здоровья. Журнал здоровья» — как форма работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни». СЛАЙД № 1 Название.

Конспект занятия по физическому развитию и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста Цель: Обеспечивать условия для комфортной двигательной активности детей. Создавать у детей положительно — эмоциональный настрой, вызывать.

Фотоотчёт о формировании здорового образа жизни у дошкольников Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей как физического,.

Комплексная работа по формированию здорового образа жизни в ДОУ Болезнь не возникает внезапно, ее отделяет от здоровья целый ряд функциональных состояний, которые являются пограничными между нормой и.

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни в процессе двигательной активности» Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников 1. Начинайте день с улыбки. Помните, от того, как Вы разбудите ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Не забудьте.

Программа по формированию навыков здорового образа жизни для детей 7–10 лет «Секреты здоровья» Пояснительная записка Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы.

Тема самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» Тема самообразования: «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников» «Здоровье — это вершина, которую каждый должен покорить.

План мероприятий месячника по формированию здорового образа жизни Цель: Формировать у воспитанников устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции, ответственного отношения к.

Источник

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
tema_samoobrazovaniya.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №27» городского округа город Салават Республики Башкортостан

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста»

«Здоровье — это вершина,

которую каждый должен покорить сам».

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. Для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка, необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, обеспечить достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.

Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы, педагоги, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Поэтому, особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  1. Занятия физкультурой, прогулки.
  2. Проведение закаливающих процедур.
  3. Рациональное, здоровое питание.
  4. Соблюдение правил личной гигиены.
  5. Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций.
  6. Формирование понятия «не вреди себе сам».
  7. Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Изучая методический материал по теме самообразования, я пришла к выводу, что для воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни необходимо наличие четырех условий.

Гигиенически организованная социальная среда нахождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно, в силу специфики своей деятельности и возможностей, несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек, привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, если по каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребность очистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребности, не только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Поэтому, выбрав тему самообразования «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста», я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Формирование у детей основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровье сбережения, ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

  1. Формирование у детей адекватного представления о строении собственного тела, назначении органов.
  2. Формирование представлений о необходимости заботы о своем здоровье.
  3. Формирование у детей основ рационального питания.
  4. Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
  5. Систематически осуществлять весь комплекс оздоровительных мероприятий по закаливанию детского организма в ДОУ.
  6. Прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
  7. Развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
  8. Формировать умение обращаться с опасными для здоровья предметами.
  9. Формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
  10. Вовлечение детей и их родителей в совместную деятельность по изучению здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасности и качества питания.

Срок реализации: 1 год (2018 – 2019 учебный год).

Работа проводится в течение года по следующим направлениям:

  1. работа с детьми;
  1. взаимодействие со специалистами (мед.сестра ДОУ, инструктор по физической культуре, психолог);
  2. работа с родителями;
  3. взаимодействие с руководством ДОУ.

Для реализации поставленных задач существуют следующие условия: музыкальный, физкультурный залы, физкультурный уголок в группе, медицинский кабинет, спортивная площадка, наличие методического, игрового материала для освоения темы.

В процессе работы используются методические приемы: рассказы воспитателя; беседа с детьми; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно) ; физкультурные занятия (по плану) ; музыкально – ритмические занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (во время режимных моментов) ; зрительная, дыхательная гимнастика на занятиях; оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ; физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях) ; закаливающие процедуры; спортивные досуги, развлечения, праздники; беседы, консультации.

Источник

Adblock
detector