Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни.
статья
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека и является почти полным синонимом понятия «культура самосохранения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_zdorovogo_obraza_zhizni_zozh_v_sovremennom_obshchestve_segodnya_yavlyaetsya_odnoy_iz_samyh_aktualnyh._eta_problema_trebuet_k_sebe_osobogo_vnimaniya_esli_kasatsya_detey_i_podrostkov._kultura_zdorovogo_obraza.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Шебуняев Н.Н., педагог-организатор
СПб ГБ ПОУ «Автодорожный колледж»
Формирование у подростков ценностного отношения
к здоровому образу жизни
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека и является почти полным синонимом понятия «культура самосохранения».
Вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, использованию полученных знаний о здоровом образе жизни, воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.
Одним из важных вопросов в формировании у подростка ценностного отношения
к здоровому образу жизни является понимание особенностей отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к здоровому образу жизни. Это обусловлено тем, что, по мнению педагогов и родителей, современные подростки достаточно хорошо знают о необходимости соблюдать здоровый образ жизни, и относятся к здоровью как к большой ценности. В то же время, практика показывает, что подростки не готовы к тому, чтобы соблюдать правила ЗОЖ в реальной жизни. При этом, по моим наблюдениям, правила ЗОЖ, которым уделяют внимание мальчики и девочки различны. Поэтому в своём выступлении я расскажу о результатах моих наблюдений отношения подростков к здоровому образу жизни в зависимости от пола.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человеческого общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов.
«Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни».
С формальной точки зрения, ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку юношеском или старшем возрасте едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же, при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек к ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь. Здоровый образ жизни – единственное средство защиты от всех болезней сразу! Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим воздействиям.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье.
Рассмотрим основные факторы здорового образа жизни.
Прежде всего, следует назвать труд, являющийся важнейшим условием благополучия в широком смысле этого слова (социального, психологического, физического и т.д.). В труде большие нагрузки повышают резервные возможности организма.
Для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Физические упражнения должны стать неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.
Весьма существенным является рациональное питание. Важн6ым его принципом является сбалансированность приема основных пищевых веществ: белков жиров и углеводов.
Другим важнейшим условием является нормальный сон. Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения.
Следующее условие – психологическое состояние: хорошее настроение, положительные эмоции и т.п. Их обеспечивают доброжелательное отношение к другим людям, юмор и оптимизм.
Исключение вредных привычек: отказ от курения и алкоголя, категорический запрет на употребление психоактивных веществ.
Особое место принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.
Закаливание организма. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям, главным образом, холоду. Причем приспособление это достигается путем использования естественных сил природы: воздуха, солнечных лучей, воды.
Ученые определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет 30% от упомянутых ранее 50%.
К сожалению, в настоящее время в России наблюдается тенденция к ухудшению физического здоровья и психического состояния подрастающего поколения. Формирование и укрепление здоровья молодежи в современном мире является одной из важнейших задач. Однако, работа по формированию ценностного отношения к здоровью будет более эффективна, если учитывать особенности конкретной возрастной группы и гендерные отличия.
Рассмотрим особенности отношения к здоровому образу жизни в подростковом возрасте.
Психологические особенности этого возраста рассматриваются, как кризисные
и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической
и социальной.
На этапе подросткового возраста как раз и определяется, будет ли тот или иной человек вести здоровый образ жизни, закладываются основные привычки и стереотипы.
Сам по себе подростковый возраст является периодом повышенной опасности
с точки зрения телесного и психологического здоровья. Серьезной угрозой физическому здоровью является склонность подростков к рискованному поведению, которое обусловлено их стремлением казаться старше, стать своим в группе сверстников. Большим риском возникновения проблем со здоровьем служит склонность тинэйджеров
к экспериментам с алкоголем, наркотиками, табаком. По данным социологов, в период между 11 и 15 годами, доля молодых людей, указывающих в анкетах, что курят
и употребляют алкоголь еженедельно, возрастает на 17%. Многие из них продолжают вести такой образ жизни и во взрослом возрасте.
Характерно, что молодые люди часто относятся к проблеме здоровья как к чему-то важному и значимому, но не имеющему к ним прямого отношения. В их системе ценностей первое место занимают, прежде всего, материальные блага и успех в жизни. Здоровый образ жизни в глазах подростков не обладает на настоящий момент достаточной ценностью.
По данным экспериментальных исследований можно сделать вывод, что многие подростки понимают важность здоровья и относятся к нему с достаточным вниманием, но, в то же время, они не готовы прикладывать усилия для сохранения этого здоровья, не готовы менять свой образ жизни, отказываться от рискованного поведения и вредных привычек, не занимаются профилактикой заболеваний и укреплением здоровья. Получается, что знания о ценности здоровья не ведут автоматически к формированию здорового образа жизни у подростков.
Многочисленные исследования показывают, что значительная часть современной молодежи не ориентирована на сохранение собственного здоровья и в 80-85% случаев отмечаются нарушения в состоянии организма молодых людей. Особую тревогу вызывает состояние здоровья девушек.
Женщина – продолжательница человеческого рода, и от ее психофизического состояния зависит нравственное и физическое здоровье порастающего поколения.
Следует обратить внимание на то, что отношение к здоровью и здоровому образу жизни имеет гендерные отличия, т.е. отличия, определяемые социальной ролью мужчин и женщин, социальным полом.
Взгляды мужчин и женщин на способы поддержания своего здоровья имеют как сходство, так и различия. Женщины чаще придерживаются здорового питания, избегают вредных привычек, значительно чаще посещают врача в целях профилактики, регулярно применяю лекарства. Парадоксально, но при этом мужчины в два раза чаще считают, что для поддержания здоровья они делают достаточно.
У мальчиков и девочек также формируются различные формы поведения, которые можно отнести к здоровому и нездоровому образу жизни. Мальчики с большей вероятностью участвуют в драках и причинении вреда другим людям, что является фактором риска для здоровья. Девочки больше внимания уделяют своей внешности, поэтому для них свойственны нарушения питания и негативные последствия экспериментов со своим телом.
По данным исследований, здоровье является большей ценностью для девочек, нежели для мальчиков. Девушки больше мотивированы сохранять и укреплять его. По данным отчета ВОЗ в 2012 году, девочки лучше усваивают формы поведения, которые обеспечивают сохранение здоровья, такие, например, как употребление фруктов, личная гигиена, чистка зубов и т.п.
В то же время, мальчики больше склонны следовать рекомендациям по соблюдению физической активности.
В ситуациях, когда со здоровьем все благополучно, юноши испытывают более позитивные эмоции, чем девушки. Они в большей мере спокойны, уверены в себе, довольны, удовлетворены, испытывают чувство внутренней свободы.
При выявлении гендерных различий в осознании здоровья было установлено, что девочек меньше волнует физиологический аспект болезни, чем социальный. Для мальчиков же они равноценны.
Девушки в большей мере, чем юноши подвержены влиянию различных внешних источников информации о здоровье, поэтому профилактическая работа с ними дает лучшие результаты.
Таким образом, согласно изученным источникам, существуют серьезные гендерные различия в отношении к здоровью и здоровому образу жизни.
По мнению многих авторов, основную роль в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения выполняют семья и школа.
Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Формирование мотивации здоровья должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном.
Первый принцип гласит:
воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства.
Второй принцип утверждает:
мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность
по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. На этом принципе была основана вся социальная эволюция человека. Человечество жизнедействовало, учась жизнедействию исключительно на своем опыте.
На основе этой осознанной мотивации и формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами:
— мотивация самосохранения — формулировка этого мотива сводится к тому, что человек не совершает того или иного действия, т.к. он знает, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет.
— мотивация подчинения этнокультурным требованиям — полезные привычки передавались от поколения к поколению в виде требований или традиций определенного этноса. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований, человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально оборудованных для этого. Нарушение этих норм чревато негативными последствиями.
— мотивация получения удовольствия от здоровья — дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, т.к. эти занятия улучшают в их организме кровообращение, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой.
— мотивация возможности самосовершенствования — формулировка: «Если я буду здоров, я могу подняться на более высокую ступень общественной лестницы». Эта мотивация весьма существенна для выпускников, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания.
У здорового выпускника больше шансов на успех!
— мотивация возможности маневрировать — формулировка: «Если я буду здоров,
то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местоположение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны
в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий.
— мотивация возможности сексуальной реализации — формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А как важно быть сексуально привлекательным! А если ты молод, это архиважно.
— мотивация достижения максимально возможной комфортности -формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое
неудобство».
Источник
Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни
специалист в области арт-терапии
Формирование у подростков ценностного
отношения к здоровому образу жизни
Здоровье составляет высшую фундаментальную ценность для каждого человека. Для того чтобы защитить личность от неблагоприятных факторов, наносящих вред здоровью, необходимо соблюдать здоровый образ жизни. Охрана здоровья необходима, особенно среди активного подрастающего поколения, поэтому важно воспитывать в подростках ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать условия для его поддержания. Большое значение имеет организация рационального образа жизни подростка. В статье рассмотрены методы формирования у подростков целесообразного и осмысленного отношения к своему здоровью и способам его укрепления.
Тема воспитания в современной молодёжи ценностного отношения к своему здоровью и соблюдению здорового образа жизни очень актуальна на сегодняшний день, так как на сегодняшний день особенно остро стоит проблема слабого здоровья подростков. Для того, чтобы помочь молодым людям поддерживать себя в хорошей форме, ощущать бодрость и хорошее самочувствие, необходимо осуществить проведение ряда мер на местном уровне, для информирования и поддержки ребят в области охраны своего здоровья.
Под здоровым образом жизни понимают «способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций» [1]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его безопасности и благополучной жизни.
Также здоровый образ жизни выражается в работе личности над поддержанием и формированием индивидуального и социального здоровья. Тем самым здоровый образ жизни сопряжен с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, эмоциональных, физиологических способностей. Отсюда рационально составить заключение о том, что развитие здорового образа жизни имеет огромное значение в формировании подходящих условий функционирования индивида и общества.
- Аспектами здорового образа жизни являются:
- Физическая культура и занятия спортом;
- Режим питания;
- Личная гигиена;
- Профилактика заболеваний, закаливание;
- Профилактика употребления табака, алкоголя и наркотиков.
Важнейшей составляющей здорового образа жизни является его направленность. Важно не только как подросток живет, но и то, какой цели он пытается достичь. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентиров, взглядов, социального и нравственного опыта подростка.
Соблюдение ЗОЖ – важный компонент в укреплении здоровья подростков. Поэтому необходимо развивать ценностное отношение к здоровому образу жизни, формировать условия для его укрепления. Подросткам необходимо объяснить, что ведение здорового образа жизни должно превратиться в ежедневную привычку. Поэтому целью родителей и работников учебного заведения, является создание у молодёжи сознательного отношения к своему здоровью как главной ценности, данной им природой. Во период переходного возраста, многие подростки познают вредные привычки на себе. Кто-то продолжает баловаться ими, нанося большой ущерб собственному здоровью, а кто-то, напротив, отказывается от них, беспокоясь о себе и своем состоянии здоровья, занимаясь спортом, ведя правильный и энергичный образ жизни.
Я провела опрос среди подростков в возрасте от 16 до 18 лет, который показал, что практически 100% учащихся понимают важность ведения здорового образа жизни, но лишь 30-35% учащихся стараются придерживаться основных правил ЗОЖ. 100% учащихся понимают, что курение вредит физическому и психологическому здоровью. И все-таки, 15% ответили, что курят по 1-2 сигареты в день.На вопрос об употреблении алкоголя отрицательный ответ дали лишь 95% анкетируемых. Было выяснено, что зарядкой занимаются лишь 55% опрошенных.
Опираясь на результаты данного опроса, можно понять, что подростки осознают, что ЗОЖ необходим для каждого человека, но сами его не придерживаются. Это говорит о том, что подростки хорошо осведомлены о важности здорового образа жизни, но им не хватает определенной цели, мотивации для выполнения всех необходимых рекомендаций. Пока подросток самостоятельно не определит для себе цель, ради которой он будет готов соблюдать здоровый образ жизни, никакие приказы и наказания со стороны старшего поколения не подействуют.
Исследования показывают, что такие виды деятельности, как игры, тренинги, подвижные занятия, туристические путешествия, спортивные соревнования способствуют наиболее эффективному развитию ценностного отношения подростка к здоровому образу жизни, так как физические упражнения приводят к снижению стресса и истощения организма, улучшает интеллектуальную деятельность мозга и физическую подготовка. Подробные исследования можно рассмотреть в работах таких ученых, как Ярошенко О.Е., Щербина А.И. и др.
Преследуя цель информирования о проблеме актуализации ЗОЖ необходимо проведение консультаций, бесед, и конференций, как для педагогов, так и для родителей подростков. Также необходимой мерой является своеобразная «реклама» здорового образа жизни в социальных сетях, на различных социальных площадках, где наиболее количество подростков. Различные спортивные онлайн-марафоны с участием кумиров молодёжи являются несомненным стимулом к действию, который также будет способствовать формированию ценностного отношения к ЗОЖ.
Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у подрастающего поколения является важнейшей задачей общества. Необходимо стимулировать их к укреплению, сохранению своего здоровья, пропагандировать ЗОЖ, как стиль жизни, что приведет к увеличению массы, придерживающейся правильного образа жизни.
Конечно, важную роль в процессе воспитания в подростках здорового образа жизни играют образовательные учреждения, прививающих привычку к принципам ЗОЖ. Но в то же время, в этом формировании главную роль играет желание самого подростка самосовершенствоваться и укреплять свой организм.
· Ни для кого не секрет, что «настоящее» отличается от того, каким оно было даже 15 лет назад. Сегодня вся жизнь подростков находится у них буквально в руках – в их смартфонах. Поэтому самым действенным методом привить им ценностное отношение к собственному здоровью необходимо как раз с помощью их же смартфонов. Я предлагаю создать специальное приложение, суть которого очень напоминает многими любимую игру 90-х годов – Тамагочи. Открывая приложение, подросток видит своего питомца, которого необходимо кормить и выгуливать, чтобы поддерживать его жизнь. Для того, чтобы накормить свое виртуальное животное, подросток должен сфотографировать свой прием пищи и отправить на модерацию. Только когда подтвердится, что пища была полезная, тогда питомец будет сыт. Если же наоборот, подросток сфотографирует, условно говоря, чипсы, питомец будет еще голоднее. Такая же система и с выгуливанием питомца. Приложение внутри содержит шагомер – сколько подросток пройдет за день, на столько и вырастет питомец. Если не соблюдать эти меры, питомец погибнет. В конце месяца будут подводиться итоги среди всех игроков, и тот, у кого самый счастливый питомец будет получать призы от спонсоров. Такая незатейливая игра поможет подростку вовлечься в процесс, а затем он и сам не заметит, как станет питаться лучше и без игры, и чаще выходить на улицу.
Заключение
Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни является наиболее актуальной проблемой, особенно в настоящее время, так как здоровье это важнейшая составляющая жизни каждого человека. Поиск способов сохранения и укрепления здоровья подростков, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них трезвого отношения к ЗОЖ является одной из основополагающих целей старшего поколения. Воспитание в подростках понимания о важности здоровья и крепкого тела, и умения жить в гармонии со своими телом и душой – вот та конечная точка, к которой должно стремиться наше общество.
Источник