Меню

Формирование ценностного отношения зож

Формирование ценностного отношения к ЗОЖ

специалист в области арт-терапии

Формирование ценностного отношения обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в наши дни является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставит проблему поиска новых , более совершенных доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере.

Закон РФ «Об образовании», программы реформирования образования («Образование и здоровье», «Дети России», «Здоровый ребенок») определяют в качестве решающего условия успешности развития образовательных систем, наряду с обеспечением высокого качества образования, сохранение и укрепление состояния здоровья школьников. Особенно важен для становления культуры здоровья период обучения в начальной школе, как фундаментальный этап для последующего развития и самореализации человека. Так одной из важнейших задач современной начальной школы является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья школьников. Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основных наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.

В моей педагогической практике для меня актуальной стала проблема создания условий для формирования здорового образа жизни младших школьников. В основе создания эффективной системы деятельности, направленной на формирование ЗОЖ младших школьников – повышение эффективности воспитательно-образовательной и физкультурно­оздоровительной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, влияющей на их работоспособность и успеваемость. В ходе моей педагогической деятельности, я убедилась, что формированию ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью способствует: -формирование позитивной внутренней мотивации ребенка к обучению, уверенность в своих силах; -формирование положительного настроя к здоровому образу жизни. Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств у младших школьников. Поэтому основой данной системы является рационально организованный режим дня. Применение этого режима повышает активность и работоспособность учащихся. Это объясняется улучшением внимания, памяти, повышением интереса младших школьников к учебным занятиям. Рационально организованный режим дня включает в себя:

В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. Кроме уроков физкультуры , предусмотренных расписанием, разработана система внеклассных занятий по физическому воспитанию. Двигательная активность учащихся повышается путем включения физических занятий в режим дня. Это и утренняя гимнастика, и разнообразные динамические паузы, физкультминутки во время уроков, подвижные игры на переменах, занятия в спортивных секциях. Ребята выступают на соревнованиях, сдают ГТО, участвуют в днях здоровья, которые проводятся в школе.

Некоторые учащиеся посещают занятия танцевального кружка, правда, вне стен школы.

Личная гигиена — это те действия, которые человек выполняет, чтобы поддерживать свое тело в чистоте, быть здоровым. Выполнение правил личной гигиены способствует сопротивляемости заболеваний, утомляемости, вялости. В рамках реализации данного направления основой является контроль за выполнением простейших санитарно-гигиенических требований, от мытья рук до проветривания помещения. В этом направлении проводятся беседы и тематические классные часы. В прошлом учебном году мы провели открытый классный час «День мытья рук».

Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное питание, которое содержит белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Для реализации данного направления в нашей школе созданы все условия для организации рационального питания.

Так как у нас каждый ребенок ежедневно получает горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого.

Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.

Для этого проводятся игровые классные часы, где рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.

Ставятся вопросы о вреде фастфуда, о проведении питьевого режима, о культуре поведения за столом. И здесь нам помогают такие формы работы, как тематические классные часы. Вот их тематика «Если правильно питаешься, значит здорово живешь», «Твое здоровье – в твоей тарелке», конкурс стихов о ЗОЖ и др.

Когда ребенок здоров — он бодр, активен, в хорошем настроении, тем самым у него возрастает интерес к обучению. Для учителя очень важно, в каком эмоциональном состоянии находится его ученик и поэтому необходимо вести профилактики — оздоровительную работу. Это беседы и классные часы, посвящённые профилактике простудных заболеваний, о вреде курения, алкоголизма, прогулки, проведение инструктажа по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности, подвижные игры на свежем воздухе, родительские собрания о здоровом образе жизни и др.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье

Источник

«Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
материал (старшая группа)

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Скачать:

Вложение Размер
zozh.docx 154.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образования Режевского городского округа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №37 «Тополек»

« Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания »

Миклина Анастасия Александровна,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы определена тем, что формирование, сохранение и укрепление здоровья детей – одна из актуальных проблем общества. Развитие государства, ее дальнейшее развитие напрямую зависит от здоровья населения, от увеличения количества здоровых, крепких, сильных телом и духом людей.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей закреплены в ряде законодательных и нормативных документах. Это закон Российской Федерации «Об образовании», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», «Конвенция о правах ребёнка», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Родителей и педагогов в первую очередь волнует вопрос, как укрепить здоровье детей. Поток разнообразной информации и практических советов слишком большой и часто бесполезный, нужны реальные действия, ежедневный труд родителей, воспитателей и самих детей, направленный на укрепление здоровья.

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы изменить к лучшему отношение к собственному здоровью будущих граждан страны, тем более, что уровень заболеваемости детей нашего государства все растет. Чтобы ребенок мог заботиться о своем здоровье и здоровье других, следует выработать у него сознательное отношение к жизни, осознание приоритета здоровья. Очень важно сформировать валеологическое мировоззрение и мотивацию к здоровому образу жизни. У дошкольников выработается осознанное отношение к собственному здоровью, когда дети усвоят элементарные знания о своем организме, овладеют гигиеническими нормами поведения, психологией общения, гигиеной питания. Эти знания и навыки они пополнять и совершенствовать в течение всей своей жизни.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Несмотря ни на что, проблема формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: « Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания ».

Процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Система работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Изучить процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

  • на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «Формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»;
  • изучить педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного;
  • выявить уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного;
  • разработать систему работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
  • теоретические (анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме);
  • практические (наблюдение, беседа с детьми, математическая обработка результата исследования, графическая обработка результата исследования, анализ результатов).

Методологические обоснования исследования.

Вопросом формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста отражены в трудах Амосова Н.М., Вайнер Э.Н., Венгер Л.А. , Семеновой А.Ю., Сластениной В.Г., Тороховой Е.И.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37 «Тополек» Режевского городского округа Свердловской области.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие «Формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [19].

Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан Росси, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулировать профессором С. М. Громбахом определение здоровьем как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений» [1].

Важным в этих определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.

Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблема сохранения здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста.

В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных.

Обострение проблем, связанных с сохранением здоровья, настоятельно требует создания системы обучения правилам здорового образа жизни. Сегодня человек не может считаться образованным, не освоив культуру здоровья, которая предполагает активное использование знаний, освещающих правила здорового образа жизни, средства сохранения и укрепления здоровья.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 70% – образом жизни, на 15% – наследственностью, на 8-10% – состоянием окружающей среды и примерно на 8-10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Ряд исследователей выделяет множество факторов, обусловливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп (по В. В. Колбанову).

  1. Биологические факторы (в частности генетические).
  2. Физическая среда (факторы внешней среды).
  3. Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).
  4. Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха и др.).
  5. Служба здоровья.

Кроме того выделяют ряд факторов, влияющих на здоровье:

  1. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего «Я», положительное отношение к своему здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).
  2. Поведение (учеба или работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).
  3. Социокультурная система (семья, соседи, место учебы или работы, среда досуга, СМИ, службы здоровья).
  4. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование)
  5. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы, пища, товары) [21].

Таким образом, здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, то есть от образа жизни, чем от врожденных факторов или медицины.

Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

Существует несколько концепций здорового образа жизни . Возможность вести здоровый образ жизни зависит:

  1. от пола, возраста и состояния здоровья;
  2. условий обитания (климат, жилище);
  3. экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
  4. наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
  5. отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т. д.) [21].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять.

Что же такое здоровый образ жизни? Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: ученые рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума. Так же – это и реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Психическое здоровье человека также относится к понятию здорового образа жизни. Оно определяется как «состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности» [15].

Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Одной из важнейших целей психологической службы образования является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни:

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

На соблюдение принципов здорового образа жизни влияют как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни, отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта.

Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:

  • качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;
  • доступность физкультурно-спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т.д.), спортивного инвентаря и т.д. [16].

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой развивается ребёнок, зависит от взрослых, отвечающих за его счастье и здоровье. Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся.

Одним из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.

Это подтверждают и перемены, происходящие в российском дошкольном образовании. Одна из задач образовательной области «Физическое развитие», согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, направлена на «становление ценностей здорового ораза жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» [11].

Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, ценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Возможности приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни на осознанном уровне отражены в работах многих психологов и педагогов. Данные исследований Давыдова В.В., Лисиной М.М., Марковой Т.А., Нечаевой В.Г., Петериной С. В., Сильвестру А.И. и др. подтверждают реальность формирования у дошкольников основ здорового образа жизни через осознанное отношение к своим поступкам.

Если у дошкольника своевременно не сформирована оценка себя как субъекта собственного здоровья, то в дальнейшем мотивация к сохранению, укреплению и развитию своего здоровья у него будет низкой. Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для освоения позиции субъекта деятельности и отношений, что обусловило выбор именно этого возрастного отрезка для формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это важнейшее время для формирования здорового образа жизни.

У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ведь у большинства из них не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.

У многих детей дошкольного возраста восприятие своего тела, как части собственного «Я»; оказывается затрудненным. Именно таким детям в большей степени присуще стремление к поведению, связанному с риском саморазрушения.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя»[1]. Учитывая, что здоровье на 50% зависит от самого человека, его образа жизни, надо научить детей самих заботиться о своем здоровье, вооружить их знаниями и умениями необходимыми для формирования привычки здорового образа жизни.

Чем раньше начать формировать навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем, не вредить, а помогать ему ритмично работать. Он научится разумно и бережно относиться к своему здоровью, что будет способствовать его укреплению. Такая подготовка позволит ребенку расширить его познавательные возможности, обеспечит развитие интеллекта, памяти, воображения. Все это, несомненно, будет иметь положительное влияние на здоровье и развитие ребенка при обучении его в школе.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой.

Одна из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [11]

Бесспорно, чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитания привычки к чистоте, аккуратности, овладению культурно-гигиеническими навыками, самоконтролю во время разнообразной двигательной активности и пониманию того, как физические упражнения и здоровый образ жизни влияют на организм человека, на его самочувствие.

Очевидно, что становление привычки к здоровому образу жизни обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого на ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.

Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь – детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» воспитанников, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи, двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формируя навыки принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет сформированная определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни, знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

1.2. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.

Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Особенно это ощущают те, кто работает с ними, то есть педагоги.

Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А.Аршавский, А.Г. Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью. Следует учитывать, что в дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение [13]. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

Эта потребность является в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

По мнению ведущих специалистов (Л.И. Бажович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский и др.), именно старший дошкольный возраст является наиболее оптимальным для осознанного постижения окружающего мира, для развития как интеллектуальных умений и навыков. Однако следует особо подчеркнуть формирование у дошкольников знаний, умений и навыков должно включаться в доступные и интересные виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослыми, станет для ребенка «его собственной». Такой деятельностью являются двигательная, направленная, прежде всего, на формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни [13].

Степаненкова Э.Я. одной из главных задач физического воспитания считает оздоровление ребенка – охрана жизни и укрепление здоровья ребенка. Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  • формирование правильной осанки;
  • своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  • формирование изгибов позвоночника;
  • развитие сводов стопы;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • развитие гармоничного телосложения;
  • регулирование роста и массы костей;
  • развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.; особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой.

Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии.

Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма [17].

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи:

  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости);
  • развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

В процессе физического воспитания ребенок:

  • приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;
  • осознает свои двигательные действия;
  • усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед –назад, вверх – вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх;
  • узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
  • ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия [17].

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе – деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года.

У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка.

В процессе физического воспитания осуществляются также воспитательные задачи:

  • потребность в ежедневных физических упражнениях;
  • умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности;
  • приобретение грации, пластичности, выразительности движений;
  • самостоятельность, творчество, инициативность;
  • самоорганизация, взаимопомощь.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Благодаря физическому воспитанию

  • создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);
  • закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);
  • осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);
  • прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

В программе «От рождения до школы» образовательная область «Физическое развитие» выделяет следующие основные задачи:

  • формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
  • повышение умственной и физической работоспособности, предупреждения утомления;
  • обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;
  • формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
  • развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту [8].

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.

«Физическое воспитание детей должно быть направленно на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств [10].

В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика. Большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.

Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выполнять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку. Еще ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

В зависимости от климатических условий, материально-технической оснащенности детского сада, устоявшихся национальных традиций региона, профессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направленности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу конкретного учреждения, а также спортивным традициям региона в целом [18].

Такое внимание детского сада к физическому воспитанию старшего дошкольника обусловлено особенностями организма детей: ребенок растет, увеличивается его рост, масса тела, развивается двигательная активность и т.д.

Для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста необходимы специальные средства, укрепляющие здоровье детей, – формы физического воспитания.

Формы организации физического воспитания – это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность [17].

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

К формам организации двигательной деятельности ребенка относятся:

  • физкультурные занятия;
  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;
  • самостоятельная двигательная деятельность детей;
  • активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы.

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.

Ведущей формой для формирования правильных двигательных умений и навыков, создания благоприятных условий для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействия развития разносторонних способностей детей являются физкультурные занятия [17]. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

  1. Утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [3].
  2. Закаливание – это важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Цель закаливания – выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой [18].
  3. Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию[13].
  4. Двигательно-оздоровительные физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и статического напряжения у детей дошкольного возраста. Оздоровительные физкультпаузы способствуют профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения, тренировке дыхательной мускулатуры, повышению сопротивляемости организма ребенка простудным заболеваниям.
  5. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма [22].
  6. Дыхательная гимнастика. Применение дыхательной гимнастики в работе с детьми решает следующие задачи: повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в легких, в а также деятельности сердечно-сосудистой системы[22].
  7. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения основных точек и разветвлений нервов. Такой элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения[22].
  8. Ленивая гимнастика – гимнастика после сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает поднять настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает профилактику нарушений осанки и плоскостопий.
  9. Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры, которые являются основным средством физического воспитания. Именно в игре, испытывая себя в сравнении с другими играющими, ребенок проявляет свои максимальные возможности, а при специфическом повторении – тренирует их [2].

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т.д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка . Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. Обычно дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни.

Физкультурный праздник является особым, радостным событием в жизни ребенка. Он демонстрирует здоровый образ жизни представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств. Значительное место в них занимают игры, эстафеты соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям [23].

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища [17].

Важной задачей физического воспитания является развитие психофизических качеств ребенка. Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Развитие основных психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество[17].

Формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Положительное влияние на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают прогулки и дневной сон. Помимо оздоровительного значения, они способствуют развитию движений ребенка, его физической активности; создают зоны отдыха и расслабления; укрепляют нервную систему детей.

В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.

Специфика формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

у детей старшего дошкольного включает в себя: охрану и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, организацию разносторонней деятельности, направленной на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

В формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста педагог может использовать различные методики, используя их в построении образовательно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

Глава 2. Проектирование работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностический инструментарий изучения уровня сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста

На исходном этапе исследовательской работы была поставлена следующая цель: изучить процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

Исследование проводилось среди дошкольников разновозрастной группы МКДОУ №37 села Арамашка Режевского городского округа в количестве 19 человек: 9 человек старшая группа и 10 человек подготовительная группа.

Автором была проведена диагностика уровня сформированности здорового образа жизни у дошкольников. Для этого использовался диагностический комплекс И.М. Новиковой.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили следующие критерии уровня сформированности здорового образа жизни:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своём физическом развитии.

На основе выделенных критериев нами были определены уровни успешности выполнения заданий, отражающие уровни ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, участвующих в исследовании.

Характеристика уровней сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни

Ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепления здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболевания на основе личного опыта, полученных от взрослых.

Ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний.

Ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний.

Ребенок затрудняется объяснить смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности; имеет единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья.

Осознает значение для здоровья ЗОЖ, а также значение для здоровья и ЗОЖ состояния окружающей природной и социальной среды.

Ребенок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

Ребенок испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров; не осознает зависимость здоровья от окружающей среды.

Ребенок не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды.

Ребенок способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях.

Ребенок способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы.

Ребенок способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры.

Ребенок не способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности.

Представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ.

У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды.

У ребенка сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей.

Ребенок проявляет инициативу при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости его.

Ребенок может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием..

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет.

Ребенок не проявляет инициативу.

Ребенок проявляет самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости его; ребенок присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

Ребенок может проявлять самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.

Ребенок проявляет самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.

Ребенок не проявляет самостоятельность.

Уровень сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста определяли суммарным баллом. Мы выделили 3 уровня: низкий, средний, высокий. Соотношение уровней сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни с суммой набранных баллов представлено в табл. №2.

Диапазон суммарного балла

В соответствии с показателями уровней сформированности ценностного отношения к здоровому образу жизни были подобраны диагностические задания.

Беседа направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:

Как ты думаешь, что такое здоровье?

От чего человек может заболеть?

Где человек может заболеть – на улице или дома?

От какой пищи человек будет здоров?

Зачем детям нужно спать днем?

Как люди лечат болезни?

Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

  1. Диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?».

Задание направлено на выявление представлений об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

  1. Диагностическое задание «Полезная покупка».

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах.

В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

  1. Проблемная ситуация «Необычное угощение».

Задание направлено на выявление представлений о полезных и вредных для здоровья продуктах.

На столе стоит поднос с «угощением», а рядом со столом на полу лежит красивая груша. На подносе разложены несколько карамелек в фантиках, печенье, недоеденный леденец, банан в потемневшей кожуре, пирожное с двумя сидящими на креме мухами (пластиковые муляжи), обкусанная и неаккуратно завернутая шоколадка, недоеденная и неаккуратно завернутая шоколадная конфета, стакан с недопитым соком.

Педагог предлагает ребенку поднять с пола грушу, и говорит: «Вкусная груша, жаль, что она грязная. Давай положим ее на поднос. Смотри, здесь кто-то ел вкусную еду и немного оставил нам. Может, угостимся? Что ты выберешь?» В протоколе фиксируют последовательность выбора «угощения» только если ребенок настаивает на нем, несмотря на то, что его внимание обратили на недоброкачественность продукта. В этом случае «угощение» у ребенка забирают, разъясняют опасность употребления такого продукта в пищу и заменяют «угощение» полноценным продуктом.

  1. Проблемная ситуация «Место для отдыха».

Задание направлено на выявление представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) предметы одежды, бытовой техники и косметики. Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

  1. Тест «Полезная для здоровья покупка».

Задание направлено на выявление представлений о полезных для здоровья предметах и проводится через неделю после выполнения детьми диагностического задания «Полезная покупка».

Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.

Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.

  1. Игровая ситуация «Телевизор дома».

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.

  1. Игровая ситуация «Компьютерные игры».

Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье компьютерных игр.

Ребенку предлагают совместно с педагогом подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Во время этой деятельности педагог открывает коробку, в которой находятся диски с компьютерными играми и клавиатура компьютера. Выясняет желание ребенка приобрести эти вещи в «магазине», предпочтения при выборе игр, уточняет наличие игрового опыта, доступность компьютера дома, отношение ребенка к компьютерным играм.

10. Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении .

а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности;

б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.

Для характеристики и анализа результатов диагностического исследования использовались методы: беседа и наблюдение.

Индивидуальная оценка представлений с учетом выраженности показателей и критериев по каждому диагностическому заданию позволяет оценить в баллах уровни представлений дошкольников о здоровом образе жизни (табл. 3).

Количественный анализ результатов диагностики на исходном этапе.

Источник

Читайте также:  Веселые старты по теме зож
Adblock
detector