Особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащейся молодежи
Укрепление здоровья детей и молодежи, профилактика девиантного поведения, ориентация на семейные традиции и ценности семейной жизни. Формирование навыков репродуктивного здоровья у учащихся подростков. Проблемы полового воспитания молодежи в России.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.12.2017 |
Размер файла | 23,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
ГБОУ СПО РА «Майкопский медицинский колледж», г. Майкоп
Особенности формирования навыков репродуктивного здоровья у учащейся молодежи
Укрепление здоровья детей и молодежи, профилактика девиантного поведения, ориентация на семейные традиции и ценности семейной жизни — приоритетные направления работы различных министерств и ведомств республики.
Выделение понятия «репродуктивное здоровье» продиктовано тем, что здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем лиц фертильного возраста. половой воспитание репродуктивный молодежь
Актуальность проблемы полового воспитания молодежи в России подтверждается высокой распространенностью заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП) в возрастной группе 12-19 лет, реальной угрозой эпидемии СПИДа и тем, что каждый десятый аборт в России делают женщины до 19 лет. Уже сейчас число бесплодных супружеских пар достигает 20 %, причем в половине семей по причине мужского бесплодия. Так наша молодежь расплачивается за «сексуальную» революцию, а также за неподготовленность и нежелание помочь ей найти правильные ориентиры.
Для решения проблем улучшения репродуктивного здоровья необходимо направить внимание подростков на осознание ценностей репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания в этой области, обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных представлений, показать его роль в системе ценностей.
В комплексном виде информацию, которая необходима подростку, можно представить как знание:
— о семье и любви как ценности;
— о здоровом образе жизни и осознании себя как человека, ответственного за сохранении своего репродуктивного здоровья;
— о физическом строении организма, в частности органов репродукции, о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания;
-о репродуктивном здоровье как жизненной ценности;
— о факторах, влияющих на ухудшение репродуктивного здоровья и способах его сохранения;
— о сексуальных взаимоотношениях и половой культуре.
В процессе формирования отношения к репродуктивному здоровью подросток должен овладеть важнейшими умениями:
— соблюдать принципы здорового образа жизни;
— регулировать свое сексуальное влечение и поведение;
— сохранять свое репродуктивное здоровье;
— уважать представителей противоположного пола и считаться с их интересами, мнениями, потребностями;
— владеть эмоциональной регуляцией.
Все это заставляет говорить о формировании умении безопасного сексуального поведения. Поведение, действия подростка должны быть направлены на сохранение репродуктивного здоровья. Данный компонент включает половую культуру, бережное отношение к партнеру, радость от переживаний чувства любви, от поведения, направленного на сохранение своего здоровья, проявления устремленности к созданию семьи, рождению и воспитанию здоровых детей. Это как эмоциональная, так и поведенческая саморегуляция и ряд других компонентов.
В Республике Адыгея также зарегистрирована естественная убыль населения. При этом динамика показателя смертности (10.1) превышает показатель рождаемости (9.5). В современных социально-демографических условиях Республика Адыгея занимает особое место. Распространенность и динамика абортов, уровень материнской смертности после абортов — показатели, по которым оценивается эффективность мер по охране репродуктивного здоровья и здоровья населения в целом. Методами регуляции рождаемости, как известно, являются современные подходы контрацепции и искусственное прерывание беременности. В связи с отрицательным влиянием абортов на репродуктивную функцию, аборты имеют особую медико-социальную значимость и продолжают оставаться серьезной проблемой. Анализ частоты абортов в различных возрастных группах показывает, что половина всех прервавших беременность женщин приходится на оптимальный репродуктивный возраст. При изучении репродуктивного поведения особое место занимают подростки; 9-10,6% женщин прерывают беременность в возрасте 14-19 лет.
В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет». Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого.
Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного отношения к статусу родителей.
Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь.
Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Для чего нужно планирование семьи:
— для рождения желанных здоровых детей;
— для сохранения здоровья женщины;
— для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье;
— для осуществления жизненных планов.
Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье. Современные специалисты по планированию семьи работают не только для того, чтобы наши девочки и мальчики были воспитанными и послушными, — они работают над созданием нового поколения взрослых, цельных, уверенных в себе людей, могущих осознанно сделать свой выбор. В этой связи работа с подростками и молодежью — одно из основных направлений деятельности специалистов. Эта работа включает в себя реализацию различных проектов и программ, направленных на охрану репродуктивного здоровья и половое воспитание подростков и молодежи.
Половое воспитание приобретает общегосударственное значение, потому что в мире Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству абортов и детской смертности.
Половое воспитание молодежи должно быть постепенным и последовательным, целенаправленным и непрерывным. В процессе полового воспитания дети и подростки по мере своего роста и развития должны получить следующие знания:
· о гигиене тела и одежды;
· изменениях в организме в период полового созревания;
· предупреждении нежелательной беременности;
· основах половой жизни и правильном половом поведении;
· заболеваниях, передающихся половым путем;
· семейной жизни: взаимоотношениях супругов и осуществлении заботы о потомстве.
Привитие гигиенических навыков по уходу за чистотой лица, тела, половых органов и одежды важно не только в целях предупреждения нежелательных заболеваний самого подростка. В последующем отношение подростка к вопросам личной гигиены сказывается и на выборе партнера (партнерши) и в целом на его половой и семейной жизни. Известно, что подростки из неблагополучных семей, где им не прививались соответствующие правила поведения, легче вступают в случайные половые связи в антисанитарных условиях и чаще болеют заболеваниями, передающимися половым путем.
С целью выявить уровень информированности о проблеме репродуктивного здоровья, в Майкопском медицинском колледже было проведено анкетирование со студентами 1-ого и 4-ого курсов. Им была предложена анкета «Моё репродуктивное здоровье», в которой нужно ответить на 18 вопросов с вариантами ответа.
По итогам анкетирования были получены следующие результаты. Подавляющее число респондентов 4 курса на вопрос «Репродуктивное здоровье — это. », ответили правильно: «Это состояние полного физического, умственного и социального благополучия», а студенты 1-ого курса всего лишь 24% дали правильный ответ.
Проблема репродуктивного здоровья остро стала во всем мире, вот поэтому все силы должны быть направлены на ее решение. В первую очередь родители должны закладывать необходимые знания. На вопрос «Разговаривали с вами родители о репродуктивном здоровье», 47% первокурсников ответили «Да», в свою очередь, студенты 4 курса положительно ответили только 28%, а на вопрос «Заходит ли у вас в компании разговор о репродуктивном здоровье, о беременностях, абортах, половых контактах» — 52 % 4-курсников ответили, что регулярно обсуждают эти темы. Также существует проблема плохого информирования, некачественная информация или ее недостаток. Большинство студентов 1-ого и 4-ого курсов сходятся во мнении, что в наше время можно было бы лучше информировать учащихся, студентов по проблеме репродуктивного здоровья в СМИ, школах, университетах, на телевидении.
Одним из нарушений репродуктивного здоровья являются ИППП. Как показало анкетирование, не все студенты 1-ого курса знают, как можно предотвратить заражение, большинство написало при помощи воздержания от сексуальных контактов, но мы ведь все знаем, что ИППП можно заразиться и во время переливания крови и при использовании многократно одноразового шприца и многого другого 4-ый курс в области ИППП показали отличные результаты. На вопрос «ИППП можно заразиться во время. », все 100% респондентов ответили правильно, через переливание крови и незащищенного полового контакта, а предотвратить заражение ИППП, 86% ответили правильно.
Аборты, алкоголизм, раннее начало половой жизни, это и многое другое является так же неотъемлемой частью проблемы репродуктивного здоровья. Часть респондентов 4-ого курса и 1-ого считают оптимальным возрастом вступления в сексуальные отношения 16-18 лет. Раннее начало сексуальных отношений может привести к нежелательной беременности и как следствие к аборту. Увеличение абортов в наше время студенты связывают с тем, что люди стали более безответственные (67%), а вот 12% респондентов 1-ого курса считают, что у нас этой проблемы нет. Мы с ними категорически не согласны.
В нашем обществе сейчас трудно найти человека, который бы не употреблял алкоголь вообще, например, 18% первокурсников и 14% студентов 4-ого курса ответили, что не употребляют алкоголь. Большинство употребляют, но только по праздникам. Эти данные, конечно, огорчают, но сейчас ведется очень большая работа со стороны государства, учреждений образования, медицинских учреждений по предотвращению алкоголизма.
Во всех вопросах прослеживается тенденция, что студенты 4-ый курса более грамотно отвечает на вопросы, давая правильные ответы. Это можно объяснить тем, что студенты 1-го курса еще не достаточно глубоко осознает значимость данной проблемы в современном обществе. Студенты же 4-ого курса, стали более взрослыми, начали смотреть на мир не только со стороны подростка, который желает узнать все, даже то, что запретно. Они проучились в университете 4 года, и преподаватели вложили в них очень крепкую базу знаний, при помощи которой студенты объективно оценивают ситуацию и принимают правильное решение. В области репродуктивного здоровья студенты 4-го курса показали свои знания, которые, надеемся, не будут расходиться на практике с их поступками в жизни.
Репродуктивный потенциал молодежи объединяет имеющиеся у общества ресурсы демографического развития, которые являются базой дальнейшего формирования социального благополучия. Не ограничиваясь количественными параметрами воспроизводства, он охватывает и его качественную сторону, отличающую воспроизводство разумной человеческой популяции. Поэтому его можно рассматривать как важнейший критерий общественного прогресса. Социальная роль системы здравоохранения в современных условиях — не только в решении внутренних задач, но и в координации усилий всего общества в направлении формирования и оптимальной реализации репродуктивного потенциала молодежи как категории общественного прогресса. Для реализации этой роли (третье направление в числе комплекса предлагаемых мер) необходимо, во-первых, понимание и поддержка приоритета социального результата деятельности системы профессионалами здравоохранения всех уровней; во-вторых, осознание необходимости подключения общества и его институтов к решению задач охраны здоровья, то есть создания в республике общественного здравоохранения. Первое требует повышения социологической культуры медиков, второе — роста медицинской культуры общества, а учитывая важнейшую роль семьи как основного института социализации, прежде всего роста культуры семьи. И то, и другое взаимосвязано и взаимообусловлено.
Таким образом, сохранение, поддержание здоровья молодежи сегодня — это гарантия медико-социального благополучия общества в будущем.
1. Гатальская, Т.В. Развитие осознанного отношения к здоровью в юности //Психологический журнал. — 2008. — №2. — С.52 — 59.
2. Курило, Т.Н. Формирование ценностного отношения подростков репродуктивному здоровью //Психологический журнал. — 2007. — №7. — С.5б — 60.
Источник
Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Дата публикации: 19.02.2015
Статья просмотрена: 1938 раз
Библиографическое описание:
Сердюк, Е. В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью / Е. В. Сердюк. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7358/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: здоровье, репродуктивное здоровье, валеология, социально-педагогический процесс, формирование ценности, подростковый и юношеский возраст.
В настоящее время в мире сложилась тревожная ситуация со здоровьем подрастающего поколения, состоянием репродуктивного здоровья. Подростки обладают низкой информированностью о репродуктивном здоровье и способах его сохранения. Снижение возраста вступления подростков в сексуальные отношения и автономизация подростковой сексуальности от «внешних» форм социального контроля (со стороны родителей, школы, государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций. Среди них нежелательная беременность, аборты, заражение инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекция. Значительной проблемой остается увлечение подростков алкоголем, табаком, наркотиками. Одним из следствий такого увлечения является неспособность подростков в будущем родить здорового ребенка [1, с. 3].
Исследование проблемы формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью является неотъемлемой частью социально-педагогического процесса. Подростковый возраст является переходным этапом между поздним детством и ранней юностью, поэтому особенно необходимо включать в социально-педагогическую деятельность такой важный компонент воспитания, как формирование у подростков ценностного отношения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья в подростковом и юношеском возрасте создаст благоприятные условия для реализации человека во всех областях жизнедеятельности, будет способствовать возможности рождения здорового потомства, эффективной профессиональной деятельности и развитию творческого потенциала. Проблема сохранения и формирования ценностного отношения учащейся молодежи к репродуктивному здоровью является одной из самых актуальных проблем социальной педагогики и воспитания в целом.
Особенностью подросткового периода является то, что это период взросления человека, интенсивной физической и психологической перестройкой организма, гормональными изменениями. Одной из самых важных особенностей подросткового возраста является изменение ведущей деятельности, на первое место выступает личностное общение со сверстниками, а не учеба. В этот период происходит жизненное самоопределение, планирование будущего и активное взаимодействие с противоположным полом. Длительное и ежедневное нахождение подростка в учебных заведениях, требует активного внедрения в учебный и социально-педагогический процесс здоровьесберегающих компонентов.
Эффективное формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью, учитывая возрастные особенности данного периода, предполагает создание единой воспитательной среды, в которой ведущей деятельностью будет познавательная деятельность подростка, управляемая педагогами и родителями. Создание такой среды вызывает необходимость повышения уровня информированности педагогов и родителей в вопросах полового воспитания, валеологической культуры и профилактики здоровьеразрушающего поведения.
В настоящее время все больше возрастает роль учреждений общего среднего образования, которые призваны обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной адаптироваться к изменяющимся и сложным социально-экономическим условиям жизни общества. Поэтому педагоги, психологи и учителя в учреждении образования должны владеть знаниями социально-педагогического воспитания, в том числе и умениями формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью и здоровому образу жизни у учащихся.
В целях формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в первую очередь необходимо направить внимание школьников на важность репродуктивного здоровья, обогатить сознание подрастающего поколения комплексом ценностных ориентаций, показать роль репродуктивного здоровья в системе человеческих ценностей.
Как отмечалось выше, огромную роль в жизни подростков играет группа сверстников, очень эффективным способом увеличения уровня информированности о репродуктивном здоровье является использование методики «равный обучает равного». В рамках данной методики работу с подростками осуществляют подготовленные тренеры-ровесники. Информацию, поданную сверстниками, подросток воспринимает легче и проще, чем такую же информацию, предоставленную более старшим поколением.
Среди учащихся 9–10 классов «Средней общеобразовательной школы № 178 г. Минска» был проведен ряд тренинговых занятий по проблеме репродуктивного здоровья. Перед началом тренинга был проведен опрос cpeди участников по выявлению уровня информированности учащихся в вопросах репродуктивного здоровья и его составляющих. Данное задание вызвало затруднения. Девушки и юноши неуверенно, своими словами, называли понятия, по их мнению, составляющие репродуктивное здоровье, такие как: отсутствие вредных привычек, хорошее настроение, правильное питание, занятия спортом. Никто из участников не включил в понятие репродуктивное здоровье такие важные составляющие, как социальное положение, уровень половой культуры, избегание ранних половых контактов и психическое состояние.
Проведенный после тренинга повторный опрос, показал, что даже после однократного занятия уровень понятия о ценности репродуктивного здоровья стал более высоким. Подростки проявляли интерес, активно участвовали в упражнениях тренинга. В процессе наблюдения за ходом тренинга, было выявлено, что вопросы репродуктивной культуры интересуют современных старшеклассников и являются для них первостепенными в данном возрастном периоде. Одной из важнейших целей тренинга является ориентация подрастающего поколения на здоровый образ жизни, половую культуру, отказ от вредных привычек, чтобы изучение такого важного компонента развития стало для подростков не «лекцией, или нравоучением, которые они слышали много раз от педагогов и родителей, а осознанным и положительным этапом взросления и гармоничного развития». Для дальнейшего мотивирования подростков необходимо проводить аналогичные мероприятия регулярно, постепенно охватывая все направления формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью.
Было проведено исследование на базе «Средняя общеобразовательная школа № 178 г. Минска» среди 9–10 классов при помощи анкеты «Выявление уровня информированности молодежи в вопросах репродуктивного здоровья». Метод анкетирования позволил получить усредненные данные, позволяющие оценить уровень информированности подростков в вопросах репродуктивного здоровья и здорового образа жизни.
Исследование позволило изучить, что, по мнению подростков, означает репродуктивное здоровье. 70 % респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка, 20 % считают, что это здоровье организма и отсутствие болезней и 10 % затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить.
Вступление в ранние половые отношения негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии молодого организма. Одним из приоритетных направлений формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью является повышение уровня половой культуры и снижение уровня ранних половых связей. Исследование, по изучению мнения подростков о благоприятном возрасте вступления в брак и рождению ребенка, показало следующие результаты. 48 % респондентов считают наиболее благоприятным возрастом период 24–27 лет, 40 % выбрали возрастной период 21–23 года, 9 % считают оптимальным возрастом 18–20 лет и лишь 3 % считают благоприятным рождение ребенка после 30 лет. Анализ полученных данных свидетельствует о высоком уровне родительских установок и адекватному подходу к планированию материнства и отцовства среди подростков.
Изучение вопроса, что по мнению подростков играет важнейшую роль в формировании ценностного отношения к репродуктивному здоровью, имеет следующие характеристики. 36 % испытуемых считают важнейшим элементом воспитание (школа, родители), 23 % респондентов отметили ориентацию на здоровый образ жизни, 15 % выделили СМИ и 26 % считают важнейшей группу сверстников(друзья).
Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности ценностного отношения подростков к сохранению и укреплению репродуктивного здоровья в большинстве характеризуется как средний и высокий, однако большая группа подростков требует социально-педагогического сопровождения и специально организованной социально-педагогической работы по привлечению внимания подростков к необходимости сохранения и укрепления здоровья.
Также было проведено исследование уровня самооценки подростками здоровья. 42 % учащихся считают, что у них «отличное» здоровье, 43 % учащихся оценивают свое здоровье как «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что здоровье у них «удовлетворительное». 28 % респондентов также отметили, что их часто беспокоят вирусные и простудные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
Выяснилось, что данные показатели не совпадают с уровнем сформированности ответственного отношения подростков к сохранению и укреплению здоровья, который был выявлен по методике «Ответственное отношение к здоровью». Можно предположить, что самооценка подростков является завышенной, так как коэффициент корреляции Пирсона равен 0,1, что свидетельствует о прямо пропорциональной, но достаточно слабой связи между уровнем сформированности ценностного отношения подростков к здоровью и уровнем самооценки здоровья.
Исследование уровня репродуктивных установок школьников проводилось через раскрытие таких смысловых блоков, как репродуктивное и сексуальное поведение, репродуктивные установки, контрацепция, инфекции передающиеся половым путем, вредные привычки, забота о здоровье, необходимость получения информации по вопросам репродуктивного здоровья молодежи [1, с.89].
В рамках исследования уровня репродуктивных установок старшеклассников было проведено исследование мотивов вступления школьников в сексуальные отношения, так как это является важной проблемой сохранения репродуктивного здоровья среди юношей и девушек.
Исследование показало, что из 75 опрошенных старшеклассников, 85 % — не имеют личный опыт сексуальных отношений, 15 % имеют личный опыт сексуальных отношений.
10 человек (15 %) из которых 6 юношей и 4 девушки имеют личный опыт сексуальных отношений с одним партнером. 2 человека (3 %) имеют личный опыт сексуальных отношений с разными партнерами.
Из 15 % подростков, имеющих личный опыт сексуальных отношений, большинство использовали при первом половом контакте противозачаточные средства. Большинство учащихся считают, что сексуальные отношения допустимы до брака, если есть настоящие чувства, около 30 % считают, что половые отношения существуют для удовлетворения физиологических потребностей. По мнению большинства респондентов, в их среде распространены добрачные половые отношения.
Учитывая данный факт, одним из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья молодежи, является проведение работы по профилактике ранней беременности и заражения инфекциями передающимися половым путем. Наиболее эффективными методами проведения просветительской работы является повышение уровня половой культуры родителей, педагогов и социального окружения подростка, т. к. зачастую подростки копируют поведение «значимого» взрослого, которое может быть деструктивным. В результате проведения исследования и наблюдения за ходом учебного процесса, выяснилось, что в учебных заведениях уделяют недостаточно внимания формированию ценностей репродуктивного здоровья, делая основной упор на эффективное получение знаний по предметам.
Стремительное развитие человечества, покорение новых вершин в различных областях науки, технологизация общества требует от человека раскрытия всех его потенциалов. Безусловно, личностная, творческая, профессиональная реализация человека напрямую зависит от состояния его здоровья. Поддержание, укрепление и привитие ценностного отношения к репродуктивному здоровью в подростковом возрасте является прочной основой счастливой молодости и активной гармоничной зрелости.
1. Мартынова, В. В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью: пособие / В. В. Мартынова, Т. И. Курило. — Минск: Соврем, шк., 2007. — 168 с.
Источник