Меню

Формирование ценностей здоровья у дошкольников

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

наталия мамонтова
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Описано исследование по проверке эффективности педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: ценности здорового образа жизни, дети старшего дошкольного возраста, методы формирования ценности здорового образа жизни.

Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, независимо от возраста. Право каждого ребенка на здоровый рост и развитие закреплено в Конвенции о правах ребенка.

На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. В данной социально-экономической обстановке для большинства людей наиболее важны материальные блага, нежели здоровье, поэтому одной из главных государственных задач является создание престижа здоровья и здорового образа жизни. Основы здоровья должны закладываться в период формирования личности человека, таким периодом является дошкольный возраст. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

В современной педагогике проблема разработки идеи ценности здоровья в работе с детьми рассматривается многими отечественными исследователями. В работах Г. А. Хакимовой, Е. В. Фроловой рассматриваются педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Т. Г. Карепова предлагает внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. И. В. Кривошеина, И. М. Новикова [4] в своих работах рассматривают пути формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.

Такие отечественные психологи, как Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, М. В. Матюхина, В. Д. Шадриков на основании психического развития дошкольников выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование внеситуативно-личностной формы общения, становление познавательной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости организации в дошкольной образовательной организации целенаправленной работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью воспитания здорового поколения и поиском путей не только создания необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, но и формирования ценностей здорового образа жизни.

Гипотеза исследования заключалась в том, что процесс формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным,если созданы следующие педагогические условия:

— произведен отбор содержания, методов работы по формированию ценностей здорового образа жизни;

— в образовательную практику включен комплекс мероприятий, позволяющего детям овладеть системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни и умений его ведения.

В ходе исследования была проведена опытно-поисковая работа, цель которой заключалась в проверке эффективности педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31» города Ульяновска. В качестве испытуемых выступили дети старшей группы в количестве 20 человек.

Для решения поставленных задач опытно – поисковая работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Целью констатирующего этапа стало выявление исходного уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методы,использованные на констатирующем этапе:

1. анализ педагогической практики в старшей группе по реализации образовательной области «Физическое развитие» [2];

2. беседа «Что такое здоровье, с целью выявления уровня представления о здоровье детей старшего дошкольного возраста и наблюдение, направленное на выявление особенностей отношения детей к практическим действиям, способствующих сохранению и укреплению здоровья, разработанные Г. А. Хакимовой [5];

3. рисуночный тест «Что такое здоровье, с целью определения уровня эмоционального отношения к проблемам здоровья детей старшего дошкольного возраста, разработанный О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым и адаптированный Г. А. Хакимовой;

4. методы математической обработки данных

Представленные результаты показывают, что высокий уровень сформированности ценностей здорового образа жизни имеют – 18, 95 % детей, средний уровень – 64,15 % детей и низкий – 16,9 % детей.

Таким образом, сформированность ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 31» соответствует среднему уровню. В связи с этим, мы разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления формирующей работы и получения достоверных результатов дети старшейгруппы были разделены на 2 подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у группы детей старшего дошкольного возраста.

Для обеспечения реализации обозначенных условий был произведен отбор содержания, методов работы по формированию ценностей здорового образа жизни.

На основе анализа научно-методической литературы были отобраны наиболее эффективные методы работы с дошкольниками:

формирования сознания – индивидуальные и групповые беседы. Например, «Витамины на грядке», «Здоровая пища», «Знакомимся со своим организмом»

• организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнения на закрепление навыков сохранения и укрепления здоровья

• игровой — дидактические игры. Например, «Где живет витаминка?», «Что нужно сердцу?», «С чего начинается утро?» и др.

Для реализации второго условия гипотезы разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста:

-беседы с игровыми и сюжетными элементами для совместной деятельности педагога и детей. Например, «Витамины на грядке», «Здоровая пища», «Знакомимся со своим организмом»

-дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни. Например, «Где живет витаминка?», «Что нужно сердцу?», «С чего начинается утро?» и т. д.

На контрольном этапе для выявления результативности опытно-экспериментальной работы было проведено повторное диагностическое обследование детей контрольной и экспериментальной групп. Содержание заключительной диагностики аналогично констатирующему этапу.

Согласно данным этого обследования, мы можем утверждать, что предложенный комплекс мероприятий по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста дал положительный результат.

Таким образом, при сравнении уровней сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшей группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сказать, что количество детей с высоким уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 10%, количество детей со средним уровнем осталось прежним, а с низким уменьшилось на 10%. В контрольной группе наблюдаются также изменения,но они не столь значительны: количество детей с высоким и низким не изменилось, со средним увеличилось на 5%.

Читайте также:  Могут ли уволить пенсионера без его согласия по состоянию здоровья

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2004. № 17. С. 24.

2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2006. 96 с.

3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы.Волгоград: Учитель, 2016. 170 с.

4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 96 с.

5. Полтавцева Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: монография. «ФЛИНТА», 2011. 262 с.

6. Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: монография.Нижневартовск: Изд –во Нижневарт. гуманит. ун-та. 2010. 175 с.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2004. 64 с.

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной группы: Шлыкова Е. В. Дошкольный возраст.

Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста Актуальность. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями Слайд 1 Слайд 2 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность,.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы) Автор работы: Абросова Светлана Дмитриевна.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста (Слайд 1) 1. Добрый день уважаемые коллеги! (Слайд 2)Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить.

Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫДвижение – это жизнь. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и осмысленно действовать в нём, обретает.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами МБДОУ «Детский сад № 388»,.

Источник

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
материал на тему

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
proektnaya_rabota.docx 36.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного и начального образования

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Лебедева Евгения Александровна,

воспитатель МБДОУ №49 г. Североморска

1.Сущнось понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»…………………………………………………….……………….……..5

2. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни…………………..………………………….7

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя».

Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей не теряет своей актуальности, а наоборот, становится более значимой, так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы проектной работы.

Цель исследования – изучение особенностей формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить теоретические основы процесса формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

2. Выявить возрастные особенности формирования здорового образа жизни.

3. Рассмотреть содержание и формы работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

  1. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Исходным для определения термина «здоровье» является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Здоровье человека закладывается в детстве и, по данным научных исследований, оно обусловливается на 50% — образом жизни, на 20% — наследственностью, на 20% — состоянием окружающей среды и примерно на 10% — возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Поскольку ни одно существующее определение понятия здоровья не признается эталонным, о состоянии здоровья человека судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических (физическое развитие), клинико-физиологических (физическая подготовленность) и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» — наука о здоровье.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, наркотиков и токсических веществ).

3. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).

4. Рациональная двигательная активность.

5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т.д.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка — проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни [2, c. 7].

Для формирования у детей привычки к здоровому образу жизни необходимо организовать предметно-развивающую среду, создать такие условия, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым:

— физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой.

— спортивная площадка (на участке детского сада),

— уголок релаксации в групповой комнате;

Использовать музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.

Для проведения занятий создать благоприятные условия в помещении для игр и занятий:

— организовать сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

— поддерживали температуру воздуха в группе 20 -22° С.

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовать: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; — спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босохождение; воздушные ванны.

Выполнение режима дня использовать как средство формирования здорового образа жизни.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья. Также применялись нетрадиционные формы оздоровления: точечный массаж; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится, кроме прочего, утренняя гимнастика. Один-два раза в неделю гимнастика проводится под музыку, но прежде выполняются дыхательные упражнения. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. проводится 2-3 раза в день.

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

  1. Содержание и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни

Содержание и задачи воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка [8, c. 73].

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни» [1, c. 134].

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку [15, c. 157].

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления [14, c. 128].

Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей. Цель здоровьесбережения достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления всех участников образовательного процесса.

Направления здоровьесберегающих технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни
  3. Коррекционные технологии

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся динамические паузы, подвижные и спортивные игры, стретчинг, гимнастики, релаксация, закаливание. Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся физкультурные и проблемно – игровые занятия, коммуникативные игры, «Уроки здоровья», самомассаж.

К коррекционным технологиям относятся технологии музыкального воздействия, арт. и сказка – терапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая ритмика.

Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки [13 c. 159].

Художественное слово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие [15, c. 221].

Важное место занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители — педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей [7, c. 63].

Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

1. Просветительское 2. Культурно – досуговое 3. Психофизическое

Наглядная агитация (стенды, памятки, папки – передвижки, устные журналы)

Собеседование (сбор информации)

Анкетирование, тесты, опросы

Встречи со специалистами

Газеты (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях)

Индивидуальные консультации по возникшим вопросам

Дискуссии (совместное обсуждение проблем, планов на будущее)

Знакомство родителей с новинками литературы по проблеме здоровья

Культурно — досуговое направление

Дни открытых дверей.

Совместные праздники и развлечения.

Организация вечеров вопросов и ответов.

Физкультурные досуги, развлечения с участием родителей

Тренинги, семинары — практикумы

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

В проектной работе рассматривается проблема формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Таким образом, установлено, что если: правильно организовать развивающую среду, учитывать возрастные особенности детей, привлекать к работе по ЗОЖ родителей, систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни, что и подтверждает выдвинутую гипотезу.

1. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.

2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 5 — 9.

4. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.

5. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.

6. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с. 8. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 1. – С. 63.

7. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 1. – С. 63.

8. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. :Гардарики, 2008. – 164 с.

9. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 9. – С.34-36.

10. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.

11. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 — 25.

12. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.

13. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 2. – с. 22 — 24.

14. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. — № 4. – С. 14-17.

15. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.

16. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.

17. Юматова, А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников / А.В. Юматова // Дошкольное воспитание. – 1996. — № 3. – С. 12 — 14.

Источник

Adblock
detector