Меню

Формирование трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по технологии по теме

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_trudovykh_umeniy_i_navykov_u_uchashchikhsya_vo_vspomogatelnoy_shkole.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Учитель профессионально- трудового обучения

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовки работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять не сложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Однако основная задача трудового обучения дать школьникам начальное профессиональное образование.

Знания, полученные школьниками на уроках труда, с одной стороны повышает уровень интеллекта и, с другой стороны создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

Трудовое обучение вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие и содержит ряд этапов. Каждый из них решает наряду с общими, специфические для данного этапа задач. Первый этап захватывает обучение в 1 – 3 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первоначальный трудовой опыт.

Важно осуществлять связь со звеном, так как именно здесь закладываются основные навыки.

Второй этап – общетехническое трудовое обучение в пятом классе на базе учебных мастерских. К задачам, прежде всего, относятся формирование некоторых новых организационных умений и навыков поведения. Так, обучающиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования инструментов. Причем в воспитании этих организационных умений следует опираться на разъяснение, убеждение и приучение, а не на запреты. Только при этом условии можно воспитать подлинные, а не показные качества личности необходимые в коллективном труде. Задачи третьего и четвертого этапа обусловлены переходом к профессиональному обучению. С 5 класса ученики приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определенной профессии.

Формирование умений не сводится только к усвоению знаний и навыков. Развитие способности рационально и эффективно организовывать свою деятельность в соответствии с принятой целью, представляет собой специальную задачу. Трудности формирования умений связаны как с присущими умственно отсталыми дефектами психики, так и с подбором педагогических средств для этой цели. Известно, что при формировании знаний учитель сообщает нужные сведения обучающимся; приемы работы он показывает и объясняет.

Например, методики трудового обучения вспомогательной школы рекомендуют применять демонстрационные технологические и организационные карты.

Первые отражают процесс изготовления определенного изделия, второе – выполнение отдельной технологической операции. Такие карты состоят из набора табличек с названиями операций, рисунками практических действий, названиями орудий труда.

Пособия служат как для формирования динамического образа последовательности изменения предмета труда. Регуляция практической деятельности опирается на наглядные образы предметов и явлений. Образы закрепляются в памяти и служат опорами производимых действий. В связи с этим требуется, особое внимание к организации наглядности обучения служат главной опорой в усвоении учебного материала умственно отсталыми учащимися. Практика школьной работы подтверждает правильность этого положения.

В трудовой подготовке обучающихся вспомогательной школы средства наглядности по назначению относятся к двум группам

  1. Используемые для формирования технических знаний.
  2. Служащие для развития осознанной регуляции практической деятельности.

С помощью средств последней группы решаются три типа задач.

  1. Усвоение конечной цели работы;
  2. Формирование плана работы;
  3. Усвоение практических приемов труда;

Форма и функция приведенных средств наглядности меняются по годам обучения в соответствии с развитием умений учащихся. Так наглядность, предназначенная для усвоения цели, в младших и средних классах имеет форму натурального образца. В младших классах натуральный образец дополняется рисунком или макетом, а в средних – чертежом. На занятиях широко применяются различные виды наглядных пособий. Раздаточный материал, в котором отражена последовательность технологической обработки изделии, инструкционно – технологические карты, альбомы, макеты, плакаты, стенды, и модели, имитирующие натуральные объекты.

Кроме натуральных пособий, учитель обслуживающего труда использует и другие средства наглядности. Так, для того чтобы учащиеся правильно овладевали трудовыми действиями, он наглядно демонстрирует эти действия. Например, на занятиях по технологии изготовления швейных изделий учитель показывает, как нужно производить различные операции. К наглядной демонстрации трудовых действий учитель прибегает и в тех случаях, когда учащиеся допускают ошибки в работе. Это помогает школьникам не только лучше усвоить пути устранения ошибок, но и избежать повторения при выполнении аналогичных операций.

Наглядность обучения способствует прочности усвоения знаний. Примеры и образы действий запоминаются легко и надолго удерживаются в памяти школьников.

Но, реализуя данный принцип обучения, нужно помнить о том, что перегрузка урока наглядными пособиями, рассеивает внимание учащихся, что отбор средств наглядности следует вести с учетом цели занятия.

Прочность овладения знаниями, умениями и навыками достигается при помощи закрепления изучаемого материала, учащиеся на каждом уроке выполняют упражнения, в ходе которых отрабатываются различные трудовые действия. С целью систематизации знаний, установления логических связей между уже усвоенными и вновь приобретенными навыками и умениями в конце каждого урока и после изучения новой темы учитель проводит повторение пройденного. Школьники должны принимать в нем активное участие. С целью развития памяти обучающихся учитель дает ребятам задания по заучиванию различных правил, терминов, названий деталей машин и так далее. Для проведения упражнений большое значение имеет их частота и продолжительность. На начальном этапе обучения упражнения должны носить более частный характер, в противном случае усиливается потеря навыков. Трудовые навыки складываются постепенно, сформировавшись, они удерживаются прочно и надолго.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В методическом материале показано развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

Материал, представленный в программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо.

Современные педагогические технологии при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование профессиональных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Презентация.

Об эффективности метода ситуационного тренинга.

Формирование учебных универсальных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из ключевых положений ФГОС УО — формирование базовых учебных действий — направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности — умения учиться, создание благоприятных услови.

Источник

«Воспитание трудовых навыков у детей с ОВЗ»

Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_mo_2018-2019.docx 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание трудовых навыков у детей с ОВЗ

Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Целью трудового воспитания является максимальное вовлечение воспитанников в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

— Развитие и совершенствование трудовых навыков.

— Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и др.).

-Формирование нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

— Воспитание аккуратности, самостоятельности, умение довести начатое дело до конца.

Формирование трудовых умений и навыков через практические задания при условии, что они посильны ребенку, в нашей группе у каждого есть свои обязанности, кто-то протирает пыль, кто-то моет пол, а кто-то проверяет шкафы. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие сделанного.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.

Ребенок с нарушениями интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие зрительно – двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируется трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду. Дети каждое утро убирают свою кровать, спальню, территорию интерната. А также сами без напоминаний делают классные дела.

В интернате при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирования умений и навыков по их обеспечению. В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдения режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. В процессе труда по самообслуживанию дети постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.

Большое значение придается общественно – полезному труду . Для повышения интереса детей с ОВЗ в процессе воспитания необходимо, что бы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали. Что результаты их деятельности имеют практическое и общественное значение. Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья (беседа с детьми о обязанностях в интернате), умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий интерната, формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой. Бытовой труд занимают в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела – не перечислить как их много. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.

Дети, проживая в условиях интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям. Они выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтобы следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогает, подсказывает как правильно надо сделать. Дети ОВЗ, приобретают навыки и умения. которые им пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни. Выполнения большей части трудовых поручений, воспитывают у детей умение действовать сообща, в коллективе.

Ознакомление с трудом взрослых связанно с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями как повар, строитель, портной и т.д. у ребят формируется представление о деятельности представителей разных профессий, скалывается интерес к ним.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого занятия зависит от образовательных, воспитательных и профориентационных задач, содержания, и характера изучаемого материала, особенностей воспитанников и уровня их трудовой подготовленности.

Наиболее распространенные характерные методы трудового воспитания:

Объяснение – для сообщения правил поведения и последовательность выполнения различных рудовых приемов и операций.

Инструктаж – применяется для сообщения правил по ТБ перед практическими занятиями. Инструктаж проводится непосредственно перед началом работы.

Индивидуальные задания – применяются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях воспитанников их склонностях и способностях.

Профориентационая беседа – Изучение воспитанниками более глубоких сведений способствует осмыслению воспитанниками знаний о труде, мире труда и людях трудовых профессий.

Просмотр художественных фильмов и телевизионных передач — важная форма работы по трудовому воспитанию и профессиональному просвещению. Важен не только подбор и содержание фильмов, а их последующее совместное, общее обсуждение. Процесс обсуждения помогает правильно понимать содержание и идейный смысл увиденного.

Социально-значимые акции – с общественно-значимым смыслом, где воспитанники могут проявить свое личное отношение к труду. Такая форма может увлечь воспитанников общим делом, идеей, дает возможность показать свои трудовые умения и навыки другим людям.

В работе воспитателя групп младшего школьного возраста можно использовать ролевые игры при знакомстве с профессиями. Но профессий очень много и поэтому необходимо освещать и другие профессии и говорить о их значимости и профессиональных качествах, которые необходимы при овладении этих профессий. Для более старших воспитанников использовать игры-практикумы, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в интернате – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.).

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов:

*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).

* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).

Можно использовать пошаговую технику по формированию трудовых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья:

Шаг 1: «Сделать неприятное — приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки — это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы «На самую лучшую заправленную кровать», «Самый чисты пол, окно и т.д.»

Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.

Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.

Шаг 4: «Система поощрений» — аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды), экраны чистоты с картинками и др.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Важно, чтобы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с ОВЗ, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Источник

Читайте также:  Диета для здоровья жкт
Adblock
detector