Меню

Формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через творческий час
статья по теме

Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Скачать:

Вложение Размер
v_svyazi_s_izmeneniyami.docx 15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ

через творческий час

Воспитатель: Вишневская Л.Ю.

В связи с изменениями, происходящими в современном российском обществе, ускорения темпов его развития определены новые требования к выпускникам в школе. В настоящее время обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В связи с этим в педагогике появился термин – «компетентность», означающий интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Особенно важно выделить социальную компетентность как основной фактор социализации.

Социальная компетентность – это, с одной стороны, совокупность умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешное сосуществование личности в социальном пространстве, а с другой – способность человека выстаивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности.

Показателями социальной компетентности являются:

  • сотрудничество, работа в команде;
  • коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения;
  • способность делать осознанный выбор;
  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  • владение приёмами разрешения конфликтов;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

Вовлечь детей в творческую деятельность воспитателю помогает творческий час, который дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности, воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что способствует выработке правильной самооценки.

Творческий час проводится воспитателем 1 раз в неделю по 60 минут. Материалы и система занятий подобраны по правилу «от простого к сложному» с учётом возрастных особенностей воспитанников и стоятся на таких дидактических принципах, как доступность, повторяемость и практическая значимость. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальные, групповые, работа в малых группах.

Наиболее продуктивна форма групповой деятельности. Именно групповая работа и взаимодействие самих воспитанников в ней является эффективным способом развития социальной компетентности ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме.

Источник

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Выступление на городской конференции

Скачать:

Вложение Размер
Формирование социальной компетенции 49 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

Парамонова Татьяна Геннадьевна

ГБУ ГППЦ ДО гМосквы

Территориальное отделение «Переделкино»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Если ребенок не имеет успеха и позитивного опыта в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, не стремится к самостоятельному поиску решения жизненных задач, а хочет получить готовые ответы без собственных усилий, он плохо приспособлен к жизни, ориентирован не на процесс, а на результат.

Поэтому задачей современного педагога становится оказание помощи ребенку в приобретении собственного опыта побед и неудач, формирование осознанного, гармоничного выбора способов жизни. В связи с этим воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с современными требованиями образования. Этим требованиям в полной мере отвечает новый «компетентностный подход», целью которого становится формирование социальных компетентностей дошкольников с ОВЗ. Эта цель на сегодняшний день очень актуальна.

Социальная компетентность в дошкольном возрасте означает готовность ребенка самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием с взрослыми и сверстниками.

Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Ребенок, находясь в детском саду, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе взаимодействия, а также усваивает этические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутриличностные социальные позиции, отношения в детском саду и в семье.

В качестве начальных социальных компетенций, необходимых для детей с ОВЗ мы рассматриваем следующие умения:

— коммуникативные — умение сотрудничать с детьми и взрослыми, пользоваться вербальными и невербальными средствами языка, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения;

— личностные — умения осознавать свое «Я» относительно других людей, выражать свое мнение, положительно относиться к себе, осуществлять и понимать свою позицию;

— общекультурные — умения управлять своим поведением, соблюдать правила игровой, предметной и трудовой деятельности, выполнять требования взрослых

Владения данными умениями характеризует готовность ребенка решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом.

Формирования данных умений очень важно для дальнейшего преодоления социальной адаптации детей в Общеобразовательной среде.

Структура начальных социальных компетенций дошкольников с ОВЗ представлена тремя компонентами: когнитивным, мотивационно – ценностным, поведенческим, имеющими в своем составе эмоциональную составляющую.

Эмоциональная составляющая в выделенных компонентах отражает готовность ребенка с ОВЗ к эмоциональному отношению принятия/непринятия себя, эмоциональную оценку себя другими детьми и взрослыми, понимание индивидуальных эмоциональных проявлений и состояний окружающих.

Когнитивного – представления о самом себе и своих особенностях, возможностях (своей индивидуальности); представления о сверстниках и специфике взаимодействия с ними (социокультурных нормах, правилах); представления о нравственных и социокультурных нормах и правилах поведения (жизни) в обществе; знания о равных правах и возможностях людей; понимание детьми особых потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья; Когнитивный компонент свидетельствует об овладении ребенком знаниями и представлениями социального характера.

Мотивационно – ценностного – потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей; соподчинение мотивов во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; ценностные ориентации ребенка; Мотивационно-ценностный компонент отражает мотивы включения ребенка в деятельность, его отношение и заинтересованность.

Поведенческого , включающего умения эффективного взаимодействия со средой (умение контролировать свое поведение, умение действовать в коллективе сверстников (коммуникативные навыки и социальный статус ребенка в группе сверстников)); характер усвоения норм поведения. Поведенческий компонент обеспечивает готовность ребенка к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Модель процесса формирования социальных компетенций дошкольников с ОВЗ базируется на таких взаимодополняющих подходах, как:

— компетентностный, определяющий единство образовательного процесса, ориентированного на формирование начальных социальных компетенций;

— деятельностный, обеспечивающий становление и развитие субъектности ребенка;

— гуманистический, ориентирующий на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Данные компоненты представляют целостную структуру процесса формирования начальных социальных компетенций дошкольников с ОВЗ.

При моделировании следует опираться на принципы гуманизации, интеграции, индивидуализации, активности.

Модель отражает внутренние и внешние связи взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые обеспечивают включение ребенка с ОВЗ в детско-взрослое сообщество.

Совокупность педагогических условий, предопределяющих и обеспечивающих эффективное формирование начальных социальных компетенций у детей с ОВЗ, включает в себя:

  • создание адаптивной образовательной среды ДОО, направленной на интеграцию детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников;
  • организацию процессов адаптации, коммуникации, здоровьесбережения, социализации на основе экспериментальной программы социального развития детей с ОВЗ, способствующей обогащению опыта их социального взаимодействия; определение индивидуального образовательного маршрута дошкольников с ОВЗ с целью выравнивания их стартовых возможностей для успешного вхождения в детско-взрослое сообщество;
  • выработка единых взглядов и требований к процессу сопровождения ребенка с ОВЗ в ходе продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Ребенок, находясь в дошкольном учреждении, осваивает социальные отношения, возникающие в ходе социального взаимодействия, а также усваивает эстетические нормы, таким образом, мы учим его регулировать межличностные и внутри личностные социальные позиции, отношения в детском саду и в семье.

Формирование социальных компетенций у детей с ОВЗ в условиях ДОУ имеет свои специфические особенности, которые нужно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения данного процесса:

а) разный стартовый уровень подготовленности детей к пребыванию в условиях общественного воспитания (в силу специфики заболевания);

б) недостаточный опыт социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

в) отсутствие мотивации у педагогов и способов взаимодействия в педагогическом сопровождении детей с ОВЗ;

г) несоответствие условий ДОО для реализации воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности дошкольников ведется по следующим направлениям:

1. Работа с семьями воспитанников:

  • педагогическое просвещение родителей;
  • «воспитание» родителей – предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности;
  • удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;
  • изучение состояния факторов среды социального развития ребенка, связанных с его семьей.

2. Работа с воспитанниками детского сада:

  • организация деятельности, направленной на развитие индивидуальности детей и их социализацию;
  • коррекция социального развития детей по результатам диагностики и запросам педагогов и родителей;
  • организация детского досуга

3. Работа с документацией:

  • формирование информационного банка данных по уровню сформированности социальной компетентности у детей;
  • разработка перспективного и текущего плана работы;
  • подготовка годовых и промежуточных отчетов; пополнение методической копилки социального педагога;
  • создание социальных паспортов.

В целом же можно отметить, что процесс социализации дошкольника через формирование у него соответствующего уровня социальной компетенции – сложный, комплексный, систематический, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен. И одним из важных условий его правильной социально-педагогической организации является включение диагностической методики, как обязательного компонента модели социальной компетентности дошкольника.

Начальные социальные компетенции у дошкольника с ОВЗ можно считать сформированными, если его деятельность и общение в рамках общности адекватны ее ценностям, и направлены на продуктивное взаимодействие с ней в реальной жизни.

  1. Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». М.. 2004 г.
  2. Доронова Т.Н. и др. «Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития». М.: — 2001 г
  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. , Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.
  4. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – СПб.:«Просвещение», 2004.
  5. Бехтерева Е. Технология формирования ответственности. Старший дошкольный возраст //Дошкольное воспитание. –2010. № 8

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сегодня человек живёт в условиях современной жизни: её темп и информационная насыщенность предъявляют новые высокие требования к коммуникации, способности интегрироваться в общество. Человек нов.

Технология «Развития критического мышления» направлена на развитие у ребенка навыков работы с информацией, умением производить анализ и применять полученную информацию на практике. .

АННОТАЦИЯВ статье рассматриваются вопросы формирования экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В связи с внедрением ФГОС эффективное формирование экологической компет.

Коллекционирование делает ребенка более внимательным, собранным, вдумчивым, наблюдательным, расширяет его кругозор. Коллекционирование способствует активизации имеющих знаний, развитию речевого и худо.

Что же такое социальная компетентность?Социальная компетентность – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни. Социальная компетентность связ.

laquo;Детский мастер-класс» – это эффективная форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – л.

Источник

Читайте также:  Массажер для ног платформа здоровья png fm70
Adblock
detector